Главная / Русский язык и литература / Открытый урок в 8 классе по теме "Односоставные предложения".

Открытый урок в 8 классе по теме "Односоставные предложения".

Контрольно-обобщающий урок русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения». Интеллектуальная игра.

Ход урока.

Цели урока:

а) образовательная: обобщить знания по теме «Односоставные предложения, формировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, научить пользоваться односоставными предложениями в тексте;

б) развивающая: развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему, совершенствовать умение выполнять тестовую работу;

в) воспитательная: воспитывать любовь учащихся к художественной литературе.

1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Обратите внимание на экран!

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – опять начнёшь сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь. (А. Блок)

- Что вы увидели на экране?

- Какие предложения использованы в этом стихотворении? (Односоставные)

Здесь прозвучали стихи известного русского поэта, жившего на рубеже XIX - XX веков. Тот, кто внимательно смотрел, мог заметить фамилию автора. Назовите фамилию поэта. (А. Блок)

Написал это стихотворение Александр Блок 10 октября 1912 года. После рекламного ролика сотового оператора, крутившегося на телеэкранах несколько лет назад, эти восемь строчек мог процитировать любой россиянин.

Таким образом, односоставные предложения играют немаловажную роль в нашей жизни. Они позволяют лаконично изобразить картины природы, обстановку, внутреннее состояние человека, отдельные предметы. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю, и зрителю особо важными! Воссоздается картина в целом, а все ненужное опускается.

Любой образованный человек должен уметь грамотно применять односоставные предложения в своей речи, этому мы и посвятим сегодняшнюю игру.

Добро пожаловать в мир односоставных предложений! Работа по группам. Присутствующие- эксперты

2. Лингвистическая разминка.

Каждая группа получает отрывок, в котором нужно определить основы предложения и охарактеризовать их.

Группа № 1. Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Н.Заболоцкий



Группа №2



Мороз и солнце! День чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный, ─

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Группа №3

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

А.А.Фет.

3. « КЛАСТЕР». Кла́стер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами

Собери опорную схему.

Односоставные

 

Я, МЫ, ТЫ, ВЫ

Определённо- личные

 

ОНИ, КТО- ТО


Неопределённо- личные

 

ВСЕ, ЛЮБОЙ

Безличные

 

1, 2 Л.ЕД.МН.Ч. НАСТ. БУД.ВР.

Назывные

 

3 Л. МН.Ч. ПРОШ.ВР.

Обобщённо- личные

 

СОСТ. ПРИР. И ЧЕЛОВЕКА.

Подлежащее

 

ГЛАГОЛ БЕЗЛИЧ.,Н.Ф.ГЛ.,НЕТ

Сказуемое

 

 

4.ЗАПИШИТЕ НОМЕРА ТОЛЬКО ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.(По А.А.Фету)

  1. Сядь у моря – жди погоды.

  2. Какая холодная осень!

  3. А ручей так и рвётся.

  4. От звезды, будто искра, заронилась дума Тайно в сердце грустное моё.

  5. Что за вечер!

  6. Ночь. Не слышно шума городского.

  7. Будто воды, наши годы станут прибывать.

  8. Отчего ж не ждать?

  9. Из-за дремлющих сосен пожар восстаёт.

  10. Весна. Совсем тепло.

ОТВЕТ: 1, 2,5,6,8,10

5. Конкурс капитанов.

Согласен! Не согласен! («Тонкие вопросы») ДА! НЕТ!

1.Определенно- личные предложения - это односоставные предложения. (Да)
2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да)
3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
6.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)
7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? ( Да)
9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)
10. Назывные-двусоставные предложения? (Нет)

6. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИПЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

  1. Что же говорят об этом удальце?

  2. Люблю дымок спалённой жнивы.

  3. Тихая, звёздная ночь.

  4. Кому владеть мечом?

  5. Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)

  6. Не отходи от меня, друг мой.

  7. На обломках самовластья напишут наши имена.

  8. С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться.

  9. Тебе внимать, твой видеть милый взор.

  10. Непредвиденный дождь.



ОТВЕТ:



  1. неопределенно-личное

  2. определенно-личное

  3. назывное

  4. безличное

  5. обобщенно-личное

  6. определенно-личное

  7. неопределенно-личное

  8. безличное

  9. безличное

  10. назывное

7. « ЛОТО». «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ».

СОСТАВИТЬ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Ученики достают себе предложения из бочки и делают его разбор, составляют схему.



  1. Вечерний час, в долину тень сползла.

  2. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой.

  3. Подали ужинать, сердце её сильно забилось.

  4. Пряный вечер, гаснут зори.

  5. Смеркалось, подали свечи.

  6. И вы не знаете, что сделалось с бедной вашей женою?

  7. Благодарю, высылай скорее сына.

  8. Через несколько дней узнали, что Владимир уехал в армию.

  9. На дворе было ещё темно, как Андрияна разбудили.

8. Поэтическая страница.

Анализ стихотворения Фета.

9.Тесты. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ (работа по разноуровневым тестам).

1команда.

1 уровень.

1.Продолжи суждение:

Двусоставные предложения - это

2. Найдите односоставные предложения:

а) Приятно пахнет черемухой.

б) Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить.

в) Месяц назад люди увели с яблони ее весёлых, румяных детишек.

3. Определите тип односоставного предложения:

Настоящую нежность не спутаешь ни с чем.

4.Приведите примеры трёх назывных предложений.

2 уровень.

1.Укажите безличные предложения:

а) Меня трясло от злобы.

б) Расцвела под окошком белоснежная вишня.

в) Сегодня поздно рассвело.

2.Замените двусоставные предложения односоставными.

а) С моря дул ветер.-
б) Наступили сумерки.-

3.В тексте указать назывные предложения.

Осень. Она распустила свои крылья. Осень буквально позолотила всё. Листопад.
Земля от листьев яркая, нарядная.

3 уровень.

1. Соотнесите односоставные предложения с типами.

а) Волшебная осень парков. Определённо-личное

б) Тихо. Неопределённо-личное

в) Ловишь кружащиеся листья. Двусоставное

г) За рекой поют. Безличное

д) Бредут прохожие, осторожно ступая по золотому ковру. Назывное

3. Поставьте тире:

а) Жизнь человека чудо из чудес.

б) Золото добывают из земли, а знания из книг.

в) Мы звёздное племя крылатых людей.

10. Подведение итогов интеллектуальной игры.

11. Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Зима», используя односоставные предложения.





































2 команда.

1 уровень.

1.Продолжи суждение:

Односоставные предложения - это

2. Найдите односоставные предложения:

а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.

б) Я должен был только передать вам письмо.

в) Знаю, что шутишь – а всё-таки верю.

3. Определите тип односоставного предложения:

Большой костер развели на берегу, против поселка.

4.Приведите примеры трёх назывных предложений.

2 уровень.

1.Укажите безличные предложения:

а) От окопов пахнет пашней.

б) Приятно пахнет сирень.

в) Из открытого окна пахнуло весной.

2.Замените двусоставные предложения односоставными.

а) Я заболел. –

б) Приближается вечер. –

3.В тексте указать назывные предложения.

Ночь. Полное безмолвие. Ни звука. На небе сияет одинокая луна.

3 уровень.

1. Соотнесите односоставные предложения с типами.

а) Сегодня ночью в доме не спали. Определённо-личное

б) Чудесная картина осени. Неопределённо-личное

в) Погода прекрасная. Двусоставное

г) Легко дышится. Безличное

д) Иду и не узнаю родного города. Назывное

3. Поставьте тире:

а) Мой дом моя крепость.

б) Раздался стук, потом другой, потом третий.

в) Звездное небо точно разноцветный ковер.

3 команда.

1 уровень.

1.Продолжи суждение:

Односоставные предложения с главным членом сказуемым- это

2. Найдите односоставные предложения:

а)Осенью птицы улетают на юг..

б Верни мне завтра книгу..

в)В посёлке построили новую школу..

3. Определите тип односоставного предложения:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

4.Приведите примеры трёх обобщенно-личных предложений.

2 уровень.

1.Укажите безличные предложения:

а) Пахнет дымом..

б)Вечереет.

в) Из открытого окна пахнуло весной.

2.Замените двусоставные предложения односоставными.

а) Я замерз. –

б) Приближаются холода. –

3.В тексте указать назывные предложения.

Ночь. Полное безмолвие. Ни звука. На небе сияет одинокая луна.

3 уровень.

1. Соотнесите односоставные предложения с типами.

а) Сегодня ночью в доме не спали. Определённо-личное

б) Чудесная картина осени. Неопределённо-личное

в) Погода прекрасная. Двусоставное

г) Легко дышится. Безличное

д) Иду и не узнаю родного города. Назывное

3. Поставьте тире:

а) Жить Родине служить.

б) Бедность не порок.

в)Озеро как сталь.

































Открытый урок в 8 классе по теме "Односоставные предложения".
  • Русский язык и литература
Описание:

Контрольно-обобщающий  урок русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения». Интеллектуальная игра.

 

  Цели урока:

а) образовательная: обобщить знания по теме «Односоставные предложения, формировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, научить пользоваться односоставными предложениями в тексте;

б) развивающая: развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему, совершенствовать умение выполнять тестовую работу;

в) воспитательная: воспитывать любовь учащихся к художественной литературе. 

Автор Тюрюпова Оксана Шевкетовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2014
Номер материала 30922
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓