(открытый
урок. 8 кл.)
Тема: «Химические свойства оксидов».
Цель урока: Научить
учащихся записывать реакции химических свойств оксидов.
Задачи урока: 1
повторить различия между кислотными и основными
оксидами.
2. выделить основные
свойства оксидов по блок-схеме.
3. научить подставлять
в схему формулы оксидов, и писать соответствующие
химические
уравнения.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте.
Садитесь. Все приготовились к уроку.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами
поближе познакомимся с очень важными соединениями – оксидами.
Поэтому на уроке мы с вами:
- повторим различия и сходство
между кислотными и основными оксидами
- изучим свойства оксидов по
блок-схеме.
- научимся писать
соответствующие химические уравнения.
II.
Проверка знаний учащихся. (по теме «классификация
оксидов)
Учитель: Вспомните
какие классы неорганических веществ вы изучили на прошлых
уроках?
(Ответ: оксиды, основания,
кислоты, соли)
Сейчас мы посмотрим как вы усвоили основные
классы неорганических веществ.
1) работа по карточкам (5 учащихся) на первых партах.
2) работа у доски:
решение задачи - 1 уч-ся.
3) письменная фронтальная
проверка. (остальные учащиеся класса).
выполняется на
отдельных листочках на два варианта (2мин).
На доске вывешивается
задание, (учитель комментирует задание):
Учитель: Вам представлены химические
формулы различных веществ в 4 строки
(по 4 формулы в каждой
строке). Вам надо в каждой строке вычеркнуть лишнюю
формулу вещества,
принадлежащую не к тому классу, к которому относятся три
других формулы.
Ответы вывешиваются на доске
во время проверки.
Взаимопроверка работ учащимися,
(учащиеся сами оценивают работы).
Проверка решения задачи у
доски.
Собираю работы учащихся,
работающих с карточками.
Задание: 1 вариант
HCl
Na2SO4 H2SO4 HNO3
KCl
BaSO4 H2SO3
CaCO3
SO3 Al2O3
KClO4 N2O5
NaOH H3PO4
Al(OH)3 Fe(OH)3
Задание: 2 вариант
MgSO4 H2CO3
H 2SO4 HNO3
ZnCl2 KNO3
Na 2SO4 H3PO4
Fe2O3 N2O5
CO2 HCl
Fe(OH)3 KOH
H2SiO3 Ca(OH)2
Ответы: 1 вариант
HCl Na2SO4 H2SO4
HNO3
KCl BaSO4
H2SO3 CaCO3
SO3 Al2O3
KClO4 N2O5
NaOH H3PO4
Al(OH)3 Fe(OH)3
-1-
Ответы: 2 вариант
MgSO4 H2CO3
H 2SO4 HNO3
ZnCl2 KNO3
Na 2SO4 H3PO4
Fe2O3 N2O5
CO2 HCl
Fe(OH)3 KOH H2SiO3 Ca(OH)2
III. Объяснение нового материала.
Учитель: Некоторые
сведения об оксидах вы уже имеете, поэтому сейчас давайте ответим на следующие
вопросы:
1. Оксиды – это простые или сложные вещества?
ученик: сложные
2. Докажите, почему вы так думаете?
ученик: состоят из двух различных химических
элементов.
3. Дайте определения оксидов.
ученик: оксиды –
сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых
кислород, со степенью окисления -2.
Дополнительная информация учащегося о
кислороде. (сообщение 1 учащегося).
Учитель: Какие
виды оксидов вы знаете?
ученик: основные и
кислотные оксиды.
Учитель: Вы
ответили на мои вопросы. Теперь рассмотрим данную схему. Пока ничего не
зарисовываем в своих тетрадях, это мы сделаем чуть позже.
Почему одни оксиды называются основными, а
другие – кислотными?
Что входит в состав основных и кислотных
оксидов?
ученик: В состав
основных оксидов входит металл и кислород, а в состав кислотных –неметалл и
кислород.
Учитель: Верно.
Еще раз внимательно вслушайтесь в названия этих оксидов: «основные»,
«кислотные». В их названиях скрываются кислоты и основания. По всей видимости,
они сами образуют эти вещества.
Учитель: Ребята,
взгляните на схему и попытайтесь догадаться, с каким веществом реагируют оксиды
с образованием кислот и оснований.
ученик: это вода.
Учитель: Действительно
основные оксиды с водой образуют основания, а кислотные оксиды с водой образуют
кислоты, поэтому они так и называются.
Кто догадается, внимательно посмотрев на
стрелки в схеме, какими еще свойствами обладают оксиды?
ученик: основные
оксиды взаимодействуют с кислотами, в результате чего образуются соль и вода. А
кислотные оксиды – с основаниями, и тоже образуются соль и вода.
(Учитель просит учащихся еще раз
повторить по схеме и провести по стрелкам «схемы» взаимодействия основных и
кислотных оксидов с водой с образованием соответствующих оснований и кислот, и
проговорить, что в результате реакций образуется).
Учитель: И еще
есть последнее свойство у оксидов, внимательно посмотрите на схему.
ученик: оксиды
реагируют друг с другом, с образованием соли.
Учитель: Верно.
Прежде чем запишем схему в тетрадь давайте вспомним, что такое:
·
кислоты
·
основания
·
соли
Учитель: А теперь
давайте подставим вместо названий оксидов формулы и напишем химические свойства
конкретных оксидов.
( Вызываются 2 ученика к доске – один пишет
химические свойства кислотного, а другой – основного оксидов).
Например: SO2 и MgO (можно разрешить пользоваться схемой)
-2-
Учитель: Ребята,
запомните, каждому основному оксиду соответствует основание, а кислотному
оксиду соответствует определенная кислота.
Al2O3 à Al(OH)3 CO2
à H2CO3
MgO à
Mg(OH)2 SO2 à H2SO3
CuO à
Cu(OH)2 SO3 à H2SO4
CaO à Ca(OH)2
N2O5 à HNO3
Na2O
à NaOH P2O5
à H3PO4
Учитель: Так как
при взаимодействии с водой основные оксиды образуют соответствующие основания,
а кислотные оксиды образуют соответствующие кислоты.
Например:
CaO + H2O
à Ca(OH)2
N2O5 + H2O à 2HNO3
IV. Закрепление.
Далее дается задание в
тетрадях самостоятельно написать уравнение реакций химических свойств следующих
оксидов:
а) CO2
б) Na 2O
Проверка работы учащихся.
Выставление оценок за урок учащимся активно
работающих с места в течение урока и у доски.
V. Домашние задание: выучить схему;
составить
уравнения химических свойств для оксидов N2O5 , Al2O3.
-3-
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.