Главная / Начальные классы / Открытый урок Устный журнал

Открытый урок Устный журнал

Урок в 3 классе









«Его Величество – Хлеб»


hello_html_6e2cd195.jpg




Учитель Тома Эмина Эмирсеиновна


Тема: Устный журнал «Его Величество – ХЛЕБ»


Цель: учить детей бережно относится к хлебу. Утвердить в сердцах

детей общечеловеческие ценности: доброту, любовь, мило –

сердие, трудолюбие, сострадание, благородство, уважение к

людям труда. Развивать представление о том, как к нам при-

ходит хлеб. Воспитывать у детей чувство бережливого отно-

шения к хлебу.

Оборудование: рушники, изделия из теста, иллюстрации хлебобу –

лочных изделий, высказывания о труде, хлебе,

пословицы, загадки, мультимедийный комплекс.


Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!


Ход урока


I.Организация класса. Приветствие.

- Добрый день, дорогие гости наши!

- Добрый день, дорогие друзья!

- Сегодня у нас в гостях учителя Советского района, давайте их по приветствуем.

Перелистав известные тома,

Мы учим жить сердцами и словами,

Мы знаем, наша помощь вам нужна,

Ребятам с любопытными глазами.

И каждый час, и каждую минуту

О чьих-то судьбах вечная забота,

Кусочек сердца отдавать кому-то –

Такая вот у нас с вами работа…

- Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли и

результатах труда человека.


II. Актуализация опорных знаний.

2.1. - Разгадав ребус по первым буквам мы узнаем о чём пойдёт речь сегодня на уроке.


Х Л Е Б

2.2. «Мозговой штурм»

- Что вы знаете о хлебе?

- Где растёт хлеб?

- Из чего делают хлеб?

- Какие блюда можно изготовить из муки?

- Люди каких профессий принимают участие в его изготовлении?

- За что мы так любим хлеб?

Учащийся читает эпиграф к уроку.

- Как вы понимаете эти слова?


III. Первичное восприятие и осознание нового материала.

3.1. Рассказ учителя с использованием мультимедийного комплекса.

- Распространён обычай накрывать рушником хлеб на столе. Рушником накрывали дежу после выпекания хлеба и ставили под иконами в почётном углу. Дежа была святыней, в ней

зарождалось самое сокровенное – хлеб. Когда замешивали хлеб, по старым обычаям, в доме не должно быть ссор. Недаром в народе говорили: « От улыбки хлеб пушистый получается». Красивыми вышитыми рушниками накрывали корзины с пасхами, когда несли святить в церковь.

- На наш урок пришли гости и мы встречаем их хлебом-солью, как это делали задолго до нас.

(Ученик взяв рушник с хлебом-солью читает стихотворение.)

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и с почётом.

Встретить щедро от души,

С уважением большим.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником.

Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук. (Вручает хлеб-соль)

Пышный, мягкий, пропечённый

Подрумяненный слегка

Хлеб с горбушкой золочёной

К нам пришёл издалека.

Дороже золота и соболя

Он всем и всему голова.

У хлеба значенье особое.

И так повелось это исстари

- Изба пирогами красна

Хлеб – самая главная исповедь

Пред жизнью во все времена.

-Во все времена хлеб был главным в судьбе человека. С давних пор наш народ более всего ценил хлеб, соль и честь. Хлеб – это богатство, достаток; соль – это гостеприимство и искренность, а честь – это человеческое достоинство, за которое предки наши стояли и нам завещали стоять на этом.

Народная мудрость говорит: «Сто лет думай, а лучше хлеба ничего не придумаешь. Хлеб – всему голова!» Хлеб – это то, с чего начинает свой день каждый житель планеты.

В народе есть немало поверий, например, хлебные крошки рукой или бумажной салфеткой со стола не сгребают, только тряпочкой. Крошки на пол не стряхивают, хлеб в мусор не выбрасывают – не будет в доме хлеба, изобилия и достатка.

Хлеб в каждом доме обязательно лежал на столе, а около него ложили соль. С хлебом связано много традиций, его ценят все народы. В Украине хороший был обычай обсыпать зерном моло –

дых, новорождённых. С хлебом провожали в армию. В гости идут тоже с хлебом. На свадьбу идут с караваем. Мать с отцом благос –

лавляют детей хлебом и солью на общую жизнь. Мать в дорогу провожает ребёнка с хлебом.

3.2. - А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле:

Хлеб из рук выпадет – значит, гость спешит.

Если будешь есть хлеб с плесенью – хорошо плавать будешь.


3.3. - Множество народных обычаев нашло своё отражение в пословицах и поговорках.

Солнечные зайчики

Пазлы разбросали.

Помогите девочки,

Помогите мальчики.

Пазлы вы соедините

И пословицы прочтите.

Пословицы на доске:

У голодного хлеб на уме. Без хлеба нет обеда.

Хлеб да вода – мужицкая еда. Хлеб – это жизнь.

День без книги, что обед без хлеба.


3.4. -А теперь отгадайте загадки.

Выкинем – не обеднеем,

Соберём – разбогатеем. (Зерно)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стрелы позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

Что это? (Колосок)

По полю бродит

Зерно молотит,

Жнёт, косит,

Хлеба не просит. (Комбайн)

На поле ползёт

Траву грызёт. (Косилка)


3.5. Звучит песня «Колосок» сл. В. Орлова


- Хлеб! Какое привычное и всё-таки многозначное слово. В самом деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Поэтесса Ирина Токмакова спрашивает нас: «Что такое хлеб?»

Только снег сошёл в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)

Золотой простор бескрайний.

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)

Вот зерно течёт рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился хлеб.

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!» (хором)


3.6. - А сейчас учащиеся вам расскажут, как хлеб к нам пришёл.

(Чтение стихотворений сопровождается показами слайдов)


Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Из крестьянского двора

Вышли в поле трактора.

Далеко в просторе чистом

Слышен говор трактористов.

За лесами, за полями

Раздаётся в поле гром.

Это трактора лугами

Пашут мягкий чернозём.

На широкие долины

Вышли новые машины.

Глянь в раскрытое окно –

Сеют сеялки зерно.

Перед этой пашнею

Шапку скинь, дружок.

Видишь, пробивается

Хлебный колосок.

Сколько в эти зёрнышки

Вложено труда?

Знают только солнышко,

Ветер да вода.


3.7. - И о том, как люди растят и берегут этот хлеб расскажет нам хлебороб, папа нашего ученика Цивенко Юрий Николаевич.

IV. Закрепление и осмысление полученных знаний.

4.1. «Ассоциативный куст»

- Слово «хлеб» много раз звучало сегодня на уроке.

- Какие ассоциации оно у вас вызывает?

На доске картинка хлеба

hello_html_m7bbf790f.jpg





4.2.Словарная работа.

Хлеб - это пищевой продукт, который выпекается из муки.

Каравай - изделие из муки определённой формы.

Пекарь – это тот, кто выпекает хлеб.

Хлебница – место для хранения хлебных изделий.

Хлебороб – человек, который выращивает зерновые культуры.

- А какие зерновые культуры вы знаете? (Жито, пшеница, ячмень,

овёс, кукуруза, рис, гречка, рожь и др.)


4.3. Презентация блюд кулинаров знатоков.

- А теперь перед вами выступят кулинары – знатоки. У вас было домашнее задание узнать какие продукты необходимы для приготовления некоторых блюд. (Учащийся выходит к доске и говорит, что надо взять для приготовления его блюда: хлеба, пельменей, вареников, блинов, пасха. Показывает своё блюдо.)


4.4. Работа в группах.

- Все крымчане очень гостеприимны. И когда в дом приходят гости, они обязательно их угощают. Какое застолье обходится без хлеба? Все народы делают хлебные изделия, но вот названия, их формы бывают разные. Постарайтесь правильно соединить стрелочками названия народов и тех хлебных изделий, которые они особенно любят готовить. (Учащиеся работают в группах)


hello_html_2db80394.jpg










- Молодцы, ребята! Справились с этим заданием.

- Посмотрите, какие разнообразные изделия из муки можно приготовить. (Показ хлебных изделий, которые лежат на столе)


Хлеб… Наскучит ли он?

Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда.

- Но не всегда хлебушка было вдоволь. Вспомним трудный хлеб войны. 1941год. На нашу Родину напали фашисты-враги. Они жгли хлебные поля. Все, кто мог держать оружие, встали на защиту Родины. Чтобы как-то выжить, люди варили суп из лебеды и крапивы, а за хлебушком выстраивались целые очереди.

Блокадный хлеб, слезою пополам

Кто ел его, о нём не забывает.

(Показ военного хлеба и проба его)

- Этот хлебушек всего лишь на сотую долю похож на блокадный.

Положите на ладонь этот кусочек хлеба, попробуйте его на вкус.

Блокадный хлеб выдавали по норме - 250 граммов на взрослого и 125 граммов детям на сутки.


Хлеб, как святыня для всех был всегда

Есть он – исполнилось счастье народное

Не было – голод душил города

И вымирали деревни голодные.

Мы не бедны: на столе, в закромах

Досыта хватит всем хлеба душистого

На необъятных колхозных полях

Колос наполнит зерно золотистое.


4.5. Выдержки из детских сочинений о хлебе.

Каждый ученик выходит к доске и зачитывает своё сочинение.


V. Итог урока.

- А сейчас ребята прочитают вам правила, которым они должны следовать неукоснительно:

  • Берегите хлеб он дорого достаётся. Не оставляй недоеденных кусков.

  • Никогда не бросай хлеб. Продли жизнь хлебу.

  • Твои родители дали тебе твой первый хлеб. Твой долг дать им последний.

  • Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

  • Не отрезай себе кусок хлеба больше, чем ты сможешь съесть. Помни о тех, кому через это может не хватить ни крошки.


- Я очень надеюсь, ребята, что всё то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого достаётся, каким нелёгким трудом выращивается, заставит вас по – новому относиться к хлебу.

А теперь возьмите левую ладонь, она ближе к сердцу, и те знания, которые у вас есть. В правую ладонь – те знания, которые вы получили сегодня на уроке. Соедините вместе ваши ладони и положите в свою душу.

И помните: Ведь ничего дороже нет на свете,

Чем тёплый хлеб, лежащий на столе.



Оценивание учащихся.



Открытый урок Устный журнал
  • Начальные классы
Описание:

Урок в 3 классе

   «Его Величество – Хлеб»

 

 

 

 

                      


Тема: Устный журнал «Его Величество – ХЛЕБ»

 

Цель: учить детей бережно относится к хлебу. Утвердить в сердцах

           детей общечеловеческие ценности: доброту, любовь, мило –

           сердие, трудолюбие, сострадание, благородство, уважение к

           людям труда. Развивать представление о том, как к нам при-

           ходит хлеб. Воспитывать у детей чувство бережливого  отно-

           шения к хлебу.

Оборудование: рушники, изделия из теста, иллюстрации хлебобу –

                           лочных изделий, высказывания о труде, хлебе,

                           пословицы, загадки, мультимедийный комплекс.

 

                              

                                                                   Слава миру на земле!

                                                                   Слава хлебу на столе!

 

                                    Ход урока

 

I.Организация класса. Приветствие.

- Добрый день, дорогие гости наши!

- Добрый день, дорогие друзья!

- Сегодня у нас в гостях учителя Советского района, давайте их по приветствуем.

           Перелистав известные тома,

           Мы учим жить сердцами и словами,

           Мы знаем, наша помощь вам нужна,

           Ребятам с любопытными глазами.

           И каждый час, и каждую минуту

           О чьих-то судьбах вечная забота,

           Кусочек сердца отдавать кому-то –

           Такая вот у нас с вами работа…

- Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли и

результатах труда человека.

 

II. Актуализация опорных знаний.

  2.1. - Разгадав ребус по первым буквам мы узнаем о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

 

                      Х            Л            Е           Б

   

2.2.  «Мозговой штурм»

- Что вы знаете о хлебе?

- Где растёт хлеб?

- Из чего делают хлеб?

- Какие блюда можно изготовить из муки?

- Люди каких профессий принимают участие в его изготовлении?

- За что мы так любим хлеб?

 

                 Учащийся читает эпиграф к уроку.

- Как вы понимаете эти слова?

 

III. Первичное восприятие и осознание нового материала.

    3.1. Рассказ учителя с использованием мультимедийного комплекса.

   - Распространён обычай накрывать рушником хлеб на столе. Рушником накрывали дежу после выпекания хлеба и ставили под иконами в почётном углу.  Дежа была святыней, в ней

зарождалось самое сокровенное – хлеб. Когда замешивали хлеб, по старым обычаям, в доме не должно быть ссор. Недаром в народе говорили: « От улыбки хлеб пушистый получается». Красивыми вышитыми рушниками накрывали корзины с пасхами, когда несли святить в церковь.

- На наш урок пришли гости и мы встречаем их хлебом-солью, как это делали задолго до нас.

    (Ученик взяв рушник с хлебом-солью читает стихотворение.)

       Если мы хотим кого-то

       Встретить с честью и с почётом.

       Встретить щедро от души,

       С уважением большим.

       Он на блюдце расписном

       С белоснежным рушником.

       Дорогой наш гость и друг

       Принимай хлеб-соль из рук.  (Вручает хлеб-соль)

Пышный, мягкий, пропечённый

Подрумяненный слегка

Хлеб с горбушкой золочёной

К нам пришёл издалека.

         Дороже золота и соболя

         Он всем и всему голова.

         У хлеба значенье особое.

         И так повелось это исстари

        - Изба пирогами красна

        Хлеб – самая главная исповедь

        Пред жизнью во все времена.

    -Во все времена хлеб был главным в судьбе человека. С давних пор наш народ более всего ценил хлеб, соль и честь. Хлеб – это богатство, достаток; соль – это гостеприимство и искренность, а честь – это человеческое достоинство, за которое предки наши стояли и нам завещали стоять на этом.

    Народная мудрость говорит: «Сто лет думай, а лучше хлеба ничего не придумаешь. Хлеб – всему голова!»  Хлеб – это то, с чего начинает свой день каждый житель планеты.

    В народе есть немало поверий, например, хлебные крошки рукой  или бумажной салфеткой со стола не сгребают, только тряпочкой. Крошки на пол не стряхивают, хлеб в мусор не выбрасывают – не будет в доме хлеба, изобилия и достатка.

    Хлеб в каждом доме обязательно лежал на столе, а около него ложили соль. С хлебом связано много традиций, его ценят все народы. В Украине хороший был обычай обсыпать зерном моло –

дых, новорождённых. С хлебом провожали в армию. В гости идут тоже с хлебом. На свадьбу идут с караваем. Мать с отцом благос –

лавляют детей хлебом и солью на общую жизнь. Мать в дорогу провожает ребёнка с хлебом.

   

   3.2.  - А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле:

Хлеб из рук выпадет – значит, гость спешит.

Если будешь есть хлеб с плесенью – хорошо плавать будешь.

 

   3.3.  - Множество народных обычаев нашло своё отражение в пословицах и поговорках.

                        Солнечные зайчики

                        Пазлы разбросали.

                        Помогите девочки,

                        Помогите мальчики.

                        Пазлы вы соедините

                         И пословицы прочтите.

                

                      

                           Пословицы на доске:

У голодного    хлеб    на уме.                 Без    хлеба    нет обеда.

Хлеб да    вода –   мужицкая еда.          Хлеб –   это   жизнь.

День без    книги,    что обед    без хлеба.

 

3.4.  -А теперь отгадайте загадки.

                   Выкинем – не обеднеем,

                   Соберём – разбогатеем.  (Зерно)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стрелы позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

Что это?   (Колосок)

                    По полю бродит

                    Зерно молотит,

                    Жнёт, косит,

                    Хлеба не просит.   (Комбайн)

На поле ползёт

Траву грызёт.   (Косилка)

 

                 3.5.  Звучит  песня «Колосок» сл. В. Орлова

 

   - Хлеб! Какое привычное и всё-таки многозначное слово. В самом деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Поэтесса Ирина Токмакова спрашивает нас: «Что такое хлеб?»

     Только снег сошёл в апреле,

     Как поля зазеленели.

     Мы говорим: «Хлеб»  (хором)

Золотой простор бескрайний.

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб»  (хором)

     Вот зерно течёт рекой,

     Чтобы сделаться мукой.

     Мы говорим: «Хлеб»  (хором)

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб»  (хором)

     Ешь его, расти и помни:

     В мире нет труда огромней,

     Чтоб на стол к тебе явился хлеб.

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!»  (хором)

 

   3.6. - А сейчас учащиеся вам расскажут, как хлеб к нам пришёл.

(Чтение стихотворений сопровождается показами слайдов)

 

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

     Из крестьянского двора

     Вышли в поле трактора.

     Далеко в просторе чистом

     Слышен говор трактористов.

За лесами, за полями

Раздаётся в поле гром.

Это трактора лугами

Пашут мягкий чернозём.

     На широкие долины

     Вышли новые машины.

     Глянь в раскрытое окно –

     Сеют сеялки зерно.

Перед этой пашнею

Шапку скинь, дружок.

Видишь, пробивается

Хлебный колосок.

     Сколько в эти зёрнышки

     Вложено труда?

     Знают только солнышко,

     Ветер да вода.

 

  3.7.   - И о том, как люди растят и берегут этот хлеб расскажет нам хлебороб, папа нашего ученика Цивенко Юрий Николаевич.

 

IV. Закрепление и осмысление полученных знаний.

   4.1.   «Ассоциативный куст»

- Слово «хлеб» много раз звучало сегодня на уроке.

- Какие ассоциации оно у вас вызывает?

                           

                        На доске картинка хлеба

 

 

 

 

 

 

 

   4.2.Словарная работа.

Хлеб - это пищевой продукт, который выпекается из муки.

Каравай - изделие из муки определённой формы.

Пекарь – это тот, кто выпекает хлеб.

Хлебница – место для хранения хлебных изделий.

Хлебороб – человек, который выращивает зерновые культуры.

- А какие зерновые культуры вы знаете? (Жито, пшеница, ячмень,

овёс, кукуруза, рис, гречка, рожь и др.)

 

   4.3.  Презентация блюд кулинаров знатоков.

- А теперь перед вами выступят кулинары – знатоки. У вас было домашнее задание узнать какие продукты необходимы для приготовления некоторых блюд. (Учащийся выходит к доске и говорит, что надо  взять для приготовления его блюда: хлеба, пельменей, вареников, блинов, пасха. Показывает своё блюдо.)

 

   4.4.  Работа в группах.

   - Все крымчане очень гостеприимны. И когда в дом приходят гости, они обязательно их угощают. Какое застолье обходится без хлеба? Все народы делают хлебные изделия, но вот названия, их формы бывают разные. Постарайтесь правильно соединить стрелочками названия народов и тех хлебных изделий, которые они особенно любят готовить.  (Учащиеся работают в группах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы, ребята! Справились с этим заданием.

  - Посмотрите, какие разнообразные изделия из муки можно приготовить. (Показ хлебных изделий, которые лежат на столе)

 

                    Хлеб… Наскучит ли он?

                    Никогда!

                    Без него обойтись и не пробуй,

                    Без него человеку беда.

   - Но не всегда хлебушка было вдоволь. Вспомним трудный хлеб войны. 1941год. На нашу Родину напали фашисты-враги. Они жгли хлебные поля. Все, кто мог держать оружие, встали на защиту Родины. Чтобы как-то выжить, люди варили суп из лебеды и крапивы, а за хлебушком выстраивались целые очереди.

       Блокадный хлеб, слезою пополам

       Кто ел его, о нём не забывает.

                   (Показ военного хлеба и проба его)

  - Этот хлебушек всего лишь на сотую долю похож на блокадный.

Положите на ладонь этот кусочек хлеба, попробуйте его на вкус.

Блокадный хлеб выдавали по норме - 250 граммов на взрослого и 125 граммов детям на сутки.

 

     Хлеб, как святыня для всех был всегда

     Есть он – исполнилось счастье народное

     Не было – голод душил города

     И вымирали деревни голодные.

     Мы не бедны: на столе, в закромах

     Досыта хватит всем хлеба душистого

     На необъятных колхозных полях

     Колос наполнит зерно золотистое.

 

    4.5.  Выдержки из детских сочинений о хлебе.

    Каждый ученик выходит к доске и зачитывает своё сочинение.

 

    V. Итог урока.

   - А сейчас ребята прочитают вам правила, которым они должны следовать неукоснительно:

vБерегите хлеб он дорого достаётся. Не оставляй недоеденных кусков.

vНикогда не бросай хлеб. Продли жизнь хлебу.

vТвои родители дали тебе твой первый хлеб. Твой долг дать им последний.

vПодними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

vНе отрезай себе кусок хлеба больше, чем ты сможешь съесть. Помни о тех, кому через это может не хватить ни крошки.

 

   - Я очень надеюсь, ребята, что всё то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого достаётся, каким нелёгким трудом выращивается, заставит вас по – новому относиться к хлебу.

                       

      – А теперь возьмите левую ладонь, она ближе к сердцу, и те знания, которые у вас есть. В правую ладонь – те знания, которые вы получили сегодня на уроке. Соедините вместе ваши ладони и положите в свою душу.

       

 И помните:      Ведь ничего дороже нет на свете,

                            Чем тёплый хлеб, лежащий на столе.

 

         

 

Оценивание учащихся.

 

 

 

 

Автор Тома Эмина Эмирсеиновна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 676
Номер материала 40956
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓