Главная / Технология / открытый урок технологии "Аппликация "

открытый урок технологии "Аппликация "

Тема урока "Аппликация "

Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации

Задачи:

Образовательная – дать необходимые понятия об аппликации, ее видах, технологии выполнения и применении.

Воспитательная – сформировать и развивать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.

Развивающая – выработать навыки выполнения аппликации, научить подбору материала для ее выполнения; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность.

Оборудование и инструменты: нож-резак, ножницы, пинцет, калька, кисточка для клея, клей ПВА, карандаш, деревянная линейка,, шаблоны орнамента, электрический утюг.

Наглядные пособия: образцы аппликаций, инструкционные карты.

Ход урока

1 Организационная часть

Прочитайте на доске пословицу « Шебер колды алтынга да сатып аламайсын“

- Переведите пословицу « Искусные руки не купишь и за золото»

- Как понимаете эту пословицу? ( ответы детей)

Запишите тему и пословицу в тетради На этом уроке мы с вами приобретем первые навыки выполнения аппликации из плоской соломки в виде казахского орнамента. Образцы перед вами. Подготовить необходимое оборудование и материал

В прошлом году мы с вами уже знакомились с одним из видов декоративно- прикладного искусства – аппликацией. В этом году углубим и выполним практическую работу. А урок у нас сегодня необычный- урок – той

- Кто знает что обозначает слово той? ( действительно это праздник сопровождающий определенными ритуалами, и начинается он с шашу

-Кто объяснит , что это значит? (ответы детей)

- Правильно ребята эта обычай, когда бабушка разбрасывает сладости, ваша же задача поймать их, кто больше поймает, тот самый ловкий. Сладости с заданиями

2 Повторение пройденного материала

В классе появляется бабушка в национальном костюме и разбрасывает конфеты на которых вопросы для повторение необходимого материала

- С помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта, одежду? (Макраме, вышивка, бисероплетение, ткачество, вязание, батик и, безусловно, аппликация) - Что такое композиция? Композиция – это объединение элементов изображения одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.
- Что такое ритм ? Ритм – чередование цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и спокойных. Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте.
- Что такое раппорт? Раппорт – это ритмически повторяющийся элемент или несколько  элементов, из которых складывается орнамент.
- Что такое орнамент? Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров.

- Какие виды орнамента вы знаете? Ленточный орнамент – применяется для украшения середины или края изделия. Сетчатый орнамент – им заполняют всю поверхность рисунка. Центрический  (розеточный) – служит для украшения центральной части изделия, орнамент, в котором отдельные элементы  вписываются в какую-либо геометрическую фигуру. –На какие группы можно разделить казахский орнамент?Казахский орнамент можно разделить на такие группы:

растительный орнамент (листья, бутон, цветок и т. д.)

зооморфозный орнамент (бараний рог, след животного, горб верблюда и т. д.)

геометрический орнамент (квадрат, круг, звездочка, треугольник и т. д.)

космогонический орнамент (крестовина, луч солнца, спираль и т. д.)

-Что такое аппликация? Аппликация – распространенный вид декоративно-прикладного искусства Аппликация (от лат. "прикладывание") – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала; также – изображение, узор, созданные таким образом. - Где ее можно применить? Она применяется для оформления настенных панно, украшения изделий и предметов быта.

Подведение итогов байги

Следующее с нами состязание – айтыс

- Кто знает что это такое?( песенное соревнование между народными певцами и композиторами- акынами)

- Наши акыны будут соревноваться в знание по теме сегодняшнего урока (Дети заранее подготавливают материал, делают сообщение)

3 Ознакомление с новой темой Сообщение 1 ученика

. Соломка – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии. Её наружная глянцевая поверхность хорошо отражает свет. По-разному располагая отдельные элементы рисунка из соломки, можно добиться интересного светового эффекта. История изготовления изделий из соломы уходит далеко вглубь веков к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Солома обувала и одевала человека, утепляла его дом и служила ему постелью. Из нее изготавливали шляпы, корзины и другую хозяйственную утварь. Кроме того, люди считали, что в соломе заключена сила, способная оказывать воздействие на благополучное течение их жизни. Поэтому соломе отводилась большая роль в земледельческой обрядности. Многие аграрные ритуалы и праздники сопровождались изготовлением обрядовых изделий из соломы.

Сообщение 2 –го ученика

Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. В таких изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями. Для работы используют соломку различных зерновых культур: ржи, пшеницы, овса, проса, риса и других. Декоративные свойства соломки: пластичность, цвет, блеск. Например, овсяная соломка – самая нежная, эластичная, обладает чистым перламутровым блеском, а просяная – нежно-белого цвета.

Сообщение 3 –го ученика

Сбор материала осуществляется осенью в период уборки зерновых культур. Необходимо собирать такую солому, которая пролежала на солнце несколько часов или даже дней: она приобретает равномерный светло-золотистый тон. Далее обработка соломы заключается в следующем: ножницами удаляют узлы на стебле – отрезают от коленца до коленца, очищают покровный лист, вследствие чего и получаются небольшие трубочки. Перед разглаживанием полученные трубочки заворачивают в мокрую тряпочку и оставляют на 15-20 минут, для того, чтобы солома размягчилась. По истечению времени стебли разрезают ножом-резаком: острие вводят внутрь стебля, держа нож-резак лезвием вверх, и передвигая его вдоль соломки до конца. Разворачиваем получившуюся полоску. Далее положив полоску на деревянную линейку блестящей стороной вниз, начинаем разглаживать: нож-резак держим в рабочей руке, а второй рукой придерживаем край соломки. При этом линейка с соломкой должна лежать перпендикулярно к разглаживающему, а нож-резак должен быть перпендикулярно линейке и наклонен на 135о от разглаживающего. Разглаживающие движения производим от себя, в результате получаются ровные полоски. Хранить полученный таким образом соломку можно в коробочках, пеналах, разложив ее по тональности. Если необходима соломка оттенков черного и коричневого, ее жарят в духовке или получают в результате длительного выдерживания под горячим утюгом.

Сообщение 4 – го ученика

Эскиз разбиваем на детали, каждую из которых переводим на кальку. На деталях определяем направление расположения соломки и ее тон. Приклеиваем соломку встык без зазоров и накладок. После сушки детали вырезаем по контуру. Сушку необходимо производить под грузом.

После этого приступаем к сборке орнамента. В качестве основы для аппликации могут использоваться пиломатериалы, фанера клеенная, картон, бархатная бумага, ткань. На основу накладываем кальку с эскизом и сквозь нее карандашом помечаем центральные точки месторасположения деталей. В соответствии с этими точками собираем орнамент (наклеиваем детали на основу).

Подведем итоги айтыса

- Чей рассказ был интересен?

- Назовите разновидности аппликаций из плоской соломки по способу выполнения.

- Какой материал необходим для выполнения аппликации?

А теперь кокпар

Кто может объяснить, что это такое за состязание во время тоя? (участники на конях вырывают тушку баранины, победит тот , кто с тушей доскачет до финиша.)

4 Проверка усвоенного материала

Задание это состязание будет таким : вам нужно составить алгоритм выполнение работы с соломкой и из шаблонов, расположенных на столе нам нужно выбрать те, которые можно использовать в качестве орнамента

Выбираем эскиз "Казахский орнамент"

Технология выполнения работы Последовательность создания аппликации:

Сбор материала в природе

Подготовка соломки к работе

очистка, сортировка

обрезка соломки от коленца до коленца

разглаживание соломки

тонирование соломки

Выбор орнамента

Разбивка рисунка на фрагменты и детали

Перевод деталей на кальку с обозначением тона и направления расположения соломки

Наклеивание соломенных полосок на обрисованные детали

Вырезка деталей

Сборка аппликации на основу

Объявляются итоги состязания

Теперь мы готовы к следующему состязанию нашего тоя. Оно называется килем. Что это такое?

5 Практическая работа Выполнение аппликации "Казахский орнамент" из плоской соломки.( Практическая работа проходит в сопровождение музыки, проводим физминутку )

Повторяем технику безопасности , правила организации рабочих мест

Текущий инструктаж. Определение правильности перевода орнамента, нанесения направления расположения соломки, подбора тональности. Самоконтроль и взаимоконтроль. Последовательность выполнения аппликации "Казахский орнамент" на инструкционной карте (приложение 1).

Заключительная часть урока Той подходит к концу понравился ли вам урок? Получился ли у нас настоящий праздник? Сегодня на уроке мы с вами познакомились с историей аппликации соломки, с композиционным построением узоров; выполнили практическое задание составлении орнаментов, применении цветовой гаммы, увеличении и уменьшении рисунка. С заданием все справились успешно. Считаю, что задача, поставленная перед  нами, выполнена.

6 Подведение итогов

7 Домашнее задание: доделать орнамент. На следующее занятие принести те же инструменты и материалы для выполнения объемной аппликации. 8 Уборка кабинета.


Приложение 1


Инструкционная карта Аппликация из плоской соломки


Последовательность выполнения

Выбрать или зарисовать эскиз

Разбить эскиз на фрагменты и детали, пронумеровать их и нанести направление расположения соломки и ее тональность

Разгладить полоски. Для этого острием ножа-резака разрезать одну сторону стебля соломки, развернув которую получить полоску. Положить ее на деревянную линейку блестящей стороной вниз. Нож-резак должен быть в рабочей руке, а второй рукой надо придерживать край соломки. При этом линейка с соломкой должна лежать перпендикулярно к разглаживающему, а нож-резак должен быть перпендикулярно линейке и наклонен на 135о от разглаживающего. Разглаживающие движения надо производить от себя, в результате получаются ровные полоски

Тонировать полоски утюгом при необходимости

Наклеить полоски соломки встык на кальку с обрисованными деталями согласно нанесенному направлению

Просушить наклеенные детали под прессом

Вырезать детали по контуру

Отметить на основе центральные точки

Собрать орнамент






























открытый урок технологии "Аппликация "
  • Технология
Описание:

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.

 Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

 Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию  в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

          Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр

урок - той Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. Пример игры-соревнования урок –той «Аппликация из соломки», где  состязания между командами проходят в форме казахских национальных игр.

 

Автор Батракова Людмила Ивановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 822
Номер материала 39404
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓