Главная / Русский язык и литература / открытый урок слова категории состояния

открытый урок слова категории состояния

hello_html_m56b20dd6.gifhello_html_m20f2f108.gifhello_html_7d41e0de.gifhello_html_m15860ade.gifhello_html_255b254b.gifТема урока: Слова категории состояния

Цели:  изучение и первичное закрепление знаний о словах категории состояния.

Задачи:

1) актуализировать знания по теме «Наречие»,, раскрыть основные черты категории состояния как части речи;

2) способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия , способствовать развитию долговременной памяти и образного мышления; развивать монологическую и диалогическую речь,

3) Воспитание интереса к предмету, стремление к знаниям, толерантности и трудолюбию.

Обучение навыкам взаимопонимания, взаимопомощи, работы в коллективе

Тип урока:

Использованы элементы следующих личностно развивающих технологий и методов, построенных на деятельностной, компетентностной основе:

- критического мышления (ответ на проблемный вопрос, написание диаманта и синквейнов, ),

- частично-поисковый метод ( поиск текстов со словами категории состояния),

Ожидаемый результат:

Будут побуждены к активной деятельности, осмыслению полученных знаний, выработают умений применять полученные знания, понимать на слух текст, построенный на изученном материале в записи, высказываться в диалогической речи по теме урока. Учащиеся приобретут  с помощью рефлексии, самооценки, а также активная перестройка представлений в соответствии с новой информацией и формирование личного отношения к новым знаниям. Будут обучены к навыкам, способствующие воспитанию индивидуальной и коллективной культуры учебной деятельности (умение слушать, внимательно относится к друг другу, работать в группе).

           Ключевые идеи: 

Использование критического мышления для активизации лексики и грамматики, обучение навыкам групповой работы, развитие лидерских качеств в группе, применение новых подходов в преподавании и обучении, обучение талантливых и одаренных учеников ,использование ИКТ в обучении для повышения интереса к предмету.

                           

Этап урока I.

Время

Примечание к этапу урока (оборудование, источники и тд.)

Интерактивная доска, компьютер.


Организационный

3 минуты

Деление на группы: использование цветных звездочек

Задание «Выберите цвета по настроению»




Ученики после того как взяли звездочки, должны найти свою группу.

Учащиеся выбирают и показывают тот цвет, который максимально соответствует их эмоциональному состоянию.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Спрашиваю учеников: - О чём речь? К чему призывает автор? (Смысл человеческого бытия – в труде, в творческом поиске. То есть «не позволяй душе лениться», как писал Николай Заболоцкий, и я призываю вас на сегодняшнем уроке не лениться.)


Психологический настрой на урок

Перешагни, перескочи,
Перелети, пере-, что хочешь –
Но вырвись: камнем из пращи,
Звездой, сорвавшейся в ночи…
Сам затерял – теперь ищи… Вл. Ходасевич

- Оформим рабочий день. Пропустите две строчки для записи темы. Послушайте отрывок из песни и запишите припев в тетрадку.




 Ах, как тихо и темно!

Ах, как чудно и чудно!

Ах, как страшно и смешно,

Зато в конце все будет хорошо! (

Этап урока II.

Время

Примечание к этапу урока (оборудование, источники и тд.)

Сообщение темы и цели урока













Целепологание

2 минуты



Деятельность учителя

              

     Изучение и первичное закрепление знаний о словах категории состояния                                            

 

 

- Как вы думаете, на какие слова в этом тексте необходимо обратить внимание? (ответ)
- Что обозначают эти слова? (состояние человека, это слова категории состояния)

- Итак, я уверена, что на протяжении урока у нас всё будет хорошо!

1. Что узнаем?


2. Чему научимся?





3. Что сумеем сделать?

Какова роль слов категории состояния в текстах.

Будем учиться анализировать тексты, обсуждать, делать выводы; отличать слова категории состояния наречии.

Выдвинем и обоснуем предположение о роли слов категории состоянии в текстах.





Этап урока III.

Время

Примечание к этапу урока (оборудование, источники и тд.)

Проверка домашнего задания

«Мозговой штурм»

 4  минуты

Сигнальные карточки  да/нет

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Что такое наречие?

Морфологические признаки наречий?

Синтаксические признаки наречий?

Образование наречий?

(ответ учащихся

Передайте ваше состояние в данный момент, окружающей среды, природы

Этап урока IV.

Время

Примечание к этапу урока (оборудование, источники и тд.)

Использование ИКТ

 

 

 

 

 

Стимулирование критического мышления

Составление кластера о категории состояние и составление алгоритма

 

8 минут

 

Деятельность учителя

-А сейчас я предлагаю посмотреть небольшую презентацию о том, как мог выглядеть батыр в то время.



Деятельность ученика

-     Активно отвечают: записывают ключевые слова в тетрадь





Критерии оценки

Баллы

1. Задание выполнено полностью- 5

2. В задании некоторые неточности 1ош. - 4

3. В задании некоторые неточности 3ош. - 3

4. Задание выполнены не полностью , неточности - 2

 

















После выполнения задания ученики должны уметь объяснить.

Этап урока V.

Время

Примечание к этапу урока (оборудование, источники и тд.)

Прием»Фишбон»



5  минуты



Деятельность учителя

Деятельность ученика

 



Учитель предлагает ученикам, записать проблему,причины,факты,вывод



Работая в группах ученики комментируют

 0024-024-Priem-FISHBOUN.jpg

Учитель направляет учеников и корректирует их деятельность

После выполнения задания ученики должны уметь объяснить.

 

 

Этап урока VI.

Время

Примечание к этапу урока (оборудование, источники и тд.)

Физминутка

 1 минута

Видео «Тренировка для глаз»

 

Этап урокаVII.

Время

Примечание к этапу урока (оборудование, источники и тд.)

Составление синквейна

диаманты



 

  2минут



Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель показывает ученикам  картинку ,где он определяет тему город,земля



Обучающиеся в группе обсуждают картинку и должны в группе обсудить, что они видят на картинке.

Задание по слайду

Мы должны провести исследование и узнать, какие слова относятся к категории состояния, как и по каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи и какие значения они имеют. Обратите внимание на слайд.

Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (в каждом предложении есть одно общее слово)

Значит, наше исследование мы должны начать с того, чтобы определить…(какие слова можно отнести к категории состояния).





Спишите текст, расставьте запятые. Подчеркните наречия и слова – категории состояния как члены предложения

Прош…л час(другой) а все степь степь и всё курган в(дали). А на душе спокойно сладко и кажет(?)ся согласилась (бы) всю жизнь ехать так и см…треть на степь. Вдруг (не)ожида…о глубокий овраг поросший молодым дубом и ольхой пот…нуло влагой - должно быть ручей (в)низу.Вера вспомнила что когда(то) к этому оврагу ходила по вечерам гулять. И вот в…днеются в(дали) т..поля клены. Вот тетя Даша идет на(встречу) машет платком дедушка сидит на те(р,рр)а(с,сс)е. Боже какая радость!

Задание 2

В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. Досадно, что скоро придется покинуть вас. Человеку холодно без песни. В городе спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне не трудно. Мне стыдно не вы

Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий


полнить задание

Этап урока VIII.

Время

Примечание к этапу урока (оборудование, источники и тд.)

Диалог

работа в паре

составляют схему-различия







 5минут



Деятельность учителя

Деятельность ученика

учитель дает ученикам установку, задать вопрос, получить ответ понять ситуацию в которой происходит общение.

загадка

Я никому не подчиняюсь никогда,
И в предложении я слово главное всегда.
Я то явление природы называю,
То состояние души обозначаю.



Ученики ведут диалог

Вопросы

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?

глагол

не зависит от других слов

На какой вопрос отвечает?

как? где?

как? каково?

(оставить пустую строку)

Что обозначает?

признак действия, признак другого признака

состояние природы, человека, оценку действия

Каким членом предложения является?

обстоятельство

сказуемое в предложении без подлежащего

Как изменяется?

не изменяется

не изменяется



перекрестные вопросы в группе

Работа по группам

 

Задают и отвечают на перекрестные вопросы

 ПОПС-формула

ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Ученики в группах   заполняют, отвечают

Этап урока IX.

Время

Примечание к этапу урока (оборудование, источники и тд.)

Толстые и тонкие вопросы





Подведение итогов

Рефлексия

Домашние задание

 4 минуты

Карточки для рефлексии. Взаимооценка.

Деятельность учителя



Деятельность ученика

Предлагает заполнить карточки для рефлексии

 Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я доволен…

Я считаю, что поработал…

Мне было трудно…



Заполняют карточки. Взаимопроверка.

Домашние задание 43 ,

Записывают домашние задания в дневники

 

 

 

 

 

 

 

























Средняя школа имени Карима Мынбаева



Открытый урок

Слова категории

состояния





Выполнила: учитель русского языка

и литературы Байталякова А.Б.









2014-2015 учебный год





открытый урок слова категории состояния
  • Русский язык и литература
Описание:

Будут побуждены к активной деятельности, осмыслению полученных знаний, выработают умений применять полученные знания, понимать на слух текст, построенный на изученном материале в записи, высказываться в диалогической речи по теме урока. Учащиеся приобретут  с помощью рефлексии, самооценки, а также активная перестройка представлений в соответствии с новой информацией и формирование личного отношения к новым знаниям. Будут обучены к навыкам, способствующие воспитанию индивидуальной и коллективной культуры учебной деятельности (умение слушать, внимательно относится к друг другу, работать в группе).

           Ключевые идеи: 

 

Использование критического мышления для активизации лексики и грамматики, обучение навыкам групповой работы, развитие лидерских качеств в группе, применение новых подходов в преподавании и обучении, обучение   талантливых  и одаренных учеников ,использование ИКТ в обучении для повышения интереса к предмету.

Автор Байталякова Айгуль Бакриденовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 648
Номер материала 30061
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓