Главная / Начальные классы / Обобщение знаний по теме "Слово в языке и речи"

Обобщение знаний по теме "Слово в языке и речи"

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи».

Цели урока:

Познавательные: обобщать полученные знания по теме «Слово в языке и речи».

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, управление поведением партнера при работе в группах, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Личностные результаты: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, развивать устную речь и мышление, интерес к родному слову.

I. Аутотренинг

- Сегодня хмурый осенний день.
- Но на душе у меня легко и спокойно.
- Со мной мои друзья.
- Меня ждет интересный урок русского языка.
- Это важный и нужный урок.
- Постараюсь работать хорошо.
- Буду радовать окружающих.

II. Целевая установка.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по страницам журнала, который называется «Слово в языке и речи»

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить, перелистывая страницы этого журнала?
- Во время путешествия по страницам журнала мы вспомним много интересного о словах.

III. Работа по теме урока.

  1. Открываем первую страницу журнала «Звуки и буквы»

Почему мы начинаем именно с этой страницы?

  1. Чистописание.

б, в, д

- Что общего вы заметили в написании букв.

- Что можете сказать о звуках. Которые обозначают эти звуки?

2) Напишите эти буквы.

3) Самооценка.

- Кто считает, что выполнил работу хорошо, поставьте на полях знак плюс, если недовольны своей работой – минус.

  1. Вторая страница нашего журнала называется «Лексическое значение слова».



1) Что такое лексическое значение слова? (то, что обозначает слово)

К какому словарю нужно обратиться, чтобы узнать лексическое значение слова?

2) Я предлагаю выполнить такую работу:

по лексическому значению слова определить слово и записать его в тетрадь. Первое слово записываем с заглавной буквы, остальные через запятую.



Альбом – книга, тетрадь в переплёте для стихов, рисунков, коллекций.

Герой – человек, отличающийся своей храбростью, доблестью и совершающий подвиги.

Обед - приём пищи, обычно в середине дня.

Язык орган человека, который участвует в образовании звуков речи, пережёвывании пищи.

3) Проверка.

Как называем такие слова? Почему?

4) Оцените свою работу на полях.



  1. Следующая страница журнала называется «Синонимы»

  1. Какие слова называются синонимами?

  2. Спишите с доски предложение. Найдите в этом предложении прилагательные, подчеркните их волнистой линией.

По ясному небу неслись высокие и редкие облака.

- Какие правила надо знать, чтобы правильно написать предложение?

  1. Проверка

- Назовите прилагательные, подберите к ним синонимы.

  1. Найдите в тексте глагол, какими синонимами можно заменить? Почему использовали именно это слово?

  2. Самооценка.



  1. Открывается новая страница «Антонимы»

1) - Что такое антонимы?

2) Прочитайте текст, записанный на доске.



Сегодня холодный пасмурный осенний день. Стоит ненастная погода. Дует резкий ветер. Небо мутное, низкое.



-Определите тип текста.

- Какое настроение вызывает этот текст?

- Что нам надо изменить, чтобы изменилось наше настроение?

3). Подберите слова – антонимы и составьте текст. (устно)

Сегодня теплый, солнечный осенний день. Стоит ясная погода. Дует слабый ветерок. Небо прозрачное, высокое.

1 человек работает на доске.



  1. Пятая страница «Омонимы»

  1. Какие слова называются омонимами?

  2. Прочитайте стихотворение.

Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка.   (Я. Козловский)

  1. Найдите слова – омонимы, запишите их. Какие правила встретились?

  2. Самооценка.



  1. Следующая страница «Однокоренные слова»

  1. Какие слова мы называем однокоренными?

  2. Работа в группах.

Проведем упражнение «Собери свою семью»

У каждого из вас на партах лежат карточки со словами. Прочитайте их, определите корень слова. В классе развешаны таблички с корнями, найдите свой корень, свою семью. Чья семья быстрее соберётся? Когда соберётесь, поднимите руки вверх.

Холод – холодильник, холодный, холодит, холодок, холодненький

Ход – ходит, ходок, походный, переход, заходить

Мороз – морозный, морозец, заморозок, заморозил

Сол – солонка, солить, солёный, соль, посолили

  1. Седьмая страница « Фразеологизмы»

  1. Что такое фразеологизмы?

  2. Работа в парах.

У вас на партах лежат карточки, на которых написано начало фразеологических оборотов, закончите их, дописав на карточке. Работаете в парах. Чья пара закончит, встаёт.

Спустя ______________.

Не ударить в ____________________________.

Еле-еле душа _________________________.

Проще пареной ______________________.

  1. Последняя страница нашего журнала «Части речи»

  1. Какие части речи знаете?

  2. Следующее задание будете выполнять в группах.

У каждой группы есть слова, которые нужно распределить по частям речи.



Медведь, даль, весёлый, повеселиться, веселье, выбегать, беговой, пять, пятый, из, в, и. она, мы

Проверка выполненного.



IV. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу.

У меня на доске прикреплено солнышко, но оно без лучиков. На партах у вас лучики двух цветов. Если в тетрадях у вас плюсики. Если вы хорошо работали сегодня хорошо, прикрепите лучик жёлтого цвета. А если немного недоработали – прикрепите лучик розового цвета.

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

- По страницам какого журнала мы сегодня путешествовали?

Каждое слово в языке имеет значение. Очень важно знать точное значение слова, чтобы не допустить ошибок в речи устной и письменной.

  • Кого бы вы отметили за работу на уроке?

VI. Домашнее задание. С. 71 упр. 4










.













































Обобщение знаний по теме "Слово в языке и речи"
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи».

Цели урока:

Познавательные: обобщать полученные знания по теме «Слово в языке и речи».

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог, управление поведением партнера при работе в группах, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.

 

Личностные результаты: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,  развивать устную речь и мышление, интерес к родному слову.

I. Аутотренинг

- Сегодня хмурый осенний день.
- Но на душе у меня легко и спокойно.
- Со мной мои друзья.
- Меня ждет интересный урок русского языка.
- Это важный и нужный урок.
- Постараюсь работать хорошо.
- Буду радовать окружающих.

II. Целевая установка.

 - Сегодня мы отправляемся в путешествие по страницам  журнала, который называется «Слово в языке и речи»

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить, перелистывая страницы этого журнала?
- Во время путешествия по страницам журнала мы вспомним много интересного о словах.

III. Работа по теме урока.

1.      Открываем первую страницу журнала «Звуки и буквы»

– Почему мы начинаем именно с этой страницы?

1)      Чистописание.

   б, в, д

- Что общего вы заметили в написании букв.

- Что можете сказать о звуках. Которые обозначают эти звуки?

2)  Напишите эти буквы.

3) Самооценка.

- Кто считает, что выполнил работу хорошо, поставьте на полях знак плюс, если   недовольны своей работой – минус.

2.      Вторая страница нашего журнала называется «Лексическое значение слова».

 

1)  Что такое лексическое значение слова? (то, что обозначает слово)

      К какому словарю нужно обратиться, чтобы узнать лексическое значение слова?

2) Я предлагаю выполнить такую работу:

по лексическому значению слова определить слово и записать его в тетрадь. Первое слово записываем с заглавной буквы, остальные через запятую.

 

Альбом –   книга, тетрадь в переплёте для стихов, рисунков, коллекций.

Герой –    человек, отличающийся своей храбростью, доблестью и совершающий  подвиги.

Обед -    приём пищи, обычно в середине дня.

Язык –   орган человека, который участвует в образовании звуков речи,     пережёвывании пищи.

3) Проверка.

   Как называем такие слова? Почему?

4)  Оцените свою работу на полях.

 

3.      Следующая страница журнала называется «Синонимы»

1)       Какие слова называются синонимами?

2)      Спишите с доски предложение. Найдите в этом предложении прилагательные, подчеркните их волнистой линией.

По ясному небу неслись высокие и редкие облака.

-  Какие правила надо знать, чтобы правильно написать предложение?

3)      Проверка

- Назовите прилагательные, подберите к ним синонимы.

4)      Найдите в тексте глагол, какими синонимами можно заменить? Почему использовали именно это слово?

5)      Самооценка.

 

4.       Открывается новая страница «Антонимы»

1) - Что такое антонимы?

2) Прочитайте текст, записанный на доске.

 

Сегодня холодный пасмурный осенний день. Стоит ненастная погода. Дует резкий ветер. Небо мутное, низкое.

 

-Определите тип текста.

- Какое настроение вызывает этот текст?

- Что нам надо изменить, чтобы изменилось наше настроение?

3). Подберите слова – антонимы и составьте текст. (устно)

    Сегодня теплый, солнечный осенний день. Стоит ясная погода. Дует слабый ветерок.    Небо прозрачное, высокое.

1 человек работает на доске.

 

5.      Пятая страница «Омонимы»

1)      Какие слова называются омонимами?

2)      Прочитайте стихотворение.

Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка.   (Я. Козловский)

3)      Найдите слова – омонимы, запишите их. Какие правила встретились?

4)      Самооценка.

 

6.      Следующая страница «Однокоренные слова»

1)      Какие слова мы называем однокоренными?

2)      Работа в группах.

Проведем упражнение «Собери свою семью»

У каждого из вас на партах лежат карточки со словами. Прочитайте их, определите корень слова. В классе развешаны таблички с корнями, найдите свой корень, свою семью. Чья семья быстрее соберётся? Когда соберётесь, поднимите руки вверх.

Холод – холодильник, холодный, холодит, холодок, холодненький

Ход – ходит, ходок, походный, переход, заходить

Мороз – морозный, морозец, заморозок, заморозил

Сол – солонка, солить, солёный, соль, посолили

7.      Седьмая страница « Фразеологизмы»

1)      Что такое фразеологизмы?

2)      Работа в парах.

У вас на партах лежат карточки, на которых написано начало фразеологических оборотов, закончите их, дописав на карточке. Работаете в парах. Чья пара закончит, встаёт.

               Спустя   ______________.

                 Не ударить в ____________________________.

                  Еле-еле душа _________________________.

                  Проще пареной ______________________.

8.      Последняя страница нашего журнала «Части речи»

1)      Какие части речи знаете?

2)      Следующее задание будете выполнять в группах.

У каждой группы есть слова, которые нужно распределить по частям речи.

 

Медведь, даль, весёлый, повеселиться, веселье, выбегать, беговой, пять, пятый, из, в, и. она, мы

     Проверка выполненного.

 

IV. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу.

У меня на доске прикреплено солнышко, но оно без лучиков. На партах у вас лучики двух цветов. Если в тетрадях у вас плюсики. Если вы хорошо работали сегодня хорошо, прикрепите лучик жёлтого цвета. А если немного недоработали – прикрепите лучик розового цвета.

 

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

 

- По страницам какого журнала мы сегодня путешествовали?

                Каждое слово в языке имеет значение. Очень важно знать точное значение слова,       чтобы не допустить ошибок в речи устной и письменной.

-          Кого бы вы отметили за работу на уроке?

                 VI. Домашнее задание. С. 71 упр. 4

 

 

Автор Нечаева Ирина Альбертовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 508
Номер материала 48402
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓