Главная / Русский язык и литература / открытый урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

открытый урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Открытый урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Задачи:

  • Через создание проблемной ситуации о выборе гласных 0-е в окончании имен существительных после шипящих и ц, сформировать знания о правописании этих гласных.

  • Развивать навыки грамотного письма, формировать навыки применения новой орфограммы, памяти, мышления, наблюдательности; развивать умения применять знания на практике;

  • Через работу в группах, развиваются чувства взаимопомощи, взаимооценки, творческое воображение

Оборудование: компьютерная презентация к уроку, карточки, листы для мини-проекта.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Настроились на серьезную работу, приготовились.

-Сегодня к нам в гости пришли буквы о-е(буквы на слайде)

-Как вы думаете для чего они к нам пришли?

-Давайте спланируем наш урок не сразу же мы перейдем к знакомству с этими буквами?(повторим темы прошлых уроков)

2. По следам домашнего задания.

1) Индивидуальная работа у компьютера: обозначить склонение имен существительных

Друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, дружба, тетрадь.

2) Синтаксический разбор предложения с характеристикой:

Пушистый снег покрыл землю.(1 человек у доски)

-О каком времени года идет речь в предложении?

-А любите ли вы зиму? А знаете ли вы, что нужно делать, чтобы не заболеть зимой?(закаляться)

-А теперь давайте поиграем. Я называю сущ-ое ед.ч., а вам нужно образовать от него сущ-ое мн.ч.

Дело,место,грузин,апельсин (дела, места, грузины, апельсины)

Чулок,армян,томат, (чулки, армяне, томаты.)

_Понравилась ли вам игра?

Проверка д/з:упр.551(только один вариант)

3. Постановка проблемы:

1) (на доске) болеть душ...й, болеть сердц...м.

- Перед вами два фразеологических оборота. Что такое фразеологизм? Фразеологи́зм (фразеологи́ческий оборо́т, фразе́ма) —устойчивое сочетание слов, в котором одно слово нельзя заменить другим

Поясните их лексическое значение.

Т.Е. Они имеют одно значение. Как называются слова, имеющие одно значение – синонимы. Значит они синонимичны. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться)

- В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? (существ., оконч.)

- За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц)

- А какая это может быть гласная? (о или е)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц)(тему на экран)

- Итак, тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, попробуйте сформулировать цели нашего урока. Посмотрите на слайд. Сформулируйте цели урока, используя начало предложений:

1) Познакомиться с ...

2) Научиться .....

Физкультминутка

-А теперь вернемся к фразеологическим оборотам, поставьте ударение, что вы заметили?

Под ударением-о,без ударения-е

- А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами вывели правило. Параграф 101 стр. 221. Обратите внимание, как выделяется орфограмма. (Хором)

- Вернитесь к фразеологическим оборотам, вставьте пропущенную букву. Докажите.

4. Мини-проект (в группах)

- Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. А сейчас пользуясь учебником, попробуйте представить новое правило в виде схемы, таблицы или рисунка. Работаем в группах, на альбомном листе. Не забудьте примеры.

- Закончили, а теперь давайте ваши работы повесим на доске, а на следующем уроке оценим их.

- Так от чего же зависит правописание букв о – е в окончаниях имен существительных? Вставьте вместо точек нужное слово (слайд)

- Ребята, а важно нам знать в какой морфеме данная орфограмма? (Да)

-А почему? Вспомните изученную ранее орфограмму? (Если в окончании – то под ударением о, без ударения – е, а если в корне, то слышу о – пишу е, кроме слов исключений).

5. Закрепление материала

4) Самостоятельная работа.

Списать вставить о или е.

1. храбрец..м

8. встреч..й

2. ключ..м

9. чертеж..м

3. каланч..й

10. гребц..в

4. удач..й

5. зайц..в

6. сторож..м

7. ш...пот

- Справились, а теперь внимание на слайд. Поменялись тетрадями. Взаимопроверка Исправили ошибки, если есть. А теперь оцените друга (слайд). Вернули тетради, посмотрели на свои ошибки. Поднимите руку у кого нет ошибок? Молодцы!

5) (Если время остается) Подберите синонимы - слова на изучаемую орфограмму, поставив в творительный падеж.

Границу по-другому называют (рубежом), воина (бойцом), доктора (врачом), луну (месяцем), родник (ключом), свидетеля (очевидцем), поэта (стихотворцем) юношу (хлопцем), вид местности (пейзажем), грубияна (невежей).

6) (Если время) Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Запишите предложения в исправленном виде. Выделите окончания существительных.

Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину – служить ей сердцим и душёй.

6. Итог урока.

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы снова воспользуемся методикой незаконченного предложения.

- Мне удалось на уроке научиться ....

- Самым интересным для меня на уроке было ....

- Я думаю, что с домашним заданием....

- Хорошо, ребята, сегодня на уроке активно работали почти все

Оценки

7. Домашнее задание: упр.560выписать только те слова в которых пропущены буквы о-е в окончании



открытый урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
  • Русский язык и литература
Описание:

                                           Визитная карточка урока

                                    Дружинина Ирина Дмитриевна

                  учитель русского языка и литературы, стаж 1 год

Методическая тема: Использование  ИКТ при изучении темы «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных» в 5 классе.

Цели и задачи: формирование предметных компетенций(изучить орфограмму Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, научить выбору гласных о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, выработать умение в применении новых знаний(через самостоятельную работу, наблюдение, списывание, творческое задание);

социальной компетенции через работу в группах;

личностных компетенций через умение ставить цель, оценивать свою деятельность;

коммуникативных компетенций через умение отвечать на вопросы и их ставить;

аргументировать, представлять результаты своего труда.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Ожидаемый результат: ученики узнают, в каких случаях в окончании существительного после шипящих и ц пишется о, а когда е. Научатся писать  слова с этой орфограммой и грамотно использовать их при необходимости в жизненной ситуации.

Этапы урока.

Этапы урока

 

1

 

Самоопределение к деятельности(орг.момент)

Слова - приветствие учителя

2

По следам домашнего задания.

Индивидуальная работа у компьютера: обозначить склонение имен существительных

Синтаксический разбор предложения с характеристикой:

Игра образовать слова множественного числа от слов единственного числа

3

Постановка учебной проблемы

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Цели урока.

4

Построение проекта выхода из затруднения(«Открытие нового знания»)

Презентация. Спишите фразеологизмы, поставьте ударение. Понаблюдайте и сделайте вывод от чего зависит выбор гласной  после шипящих и ц в окончании имен существительных.

5

Мини-проект (в группах)

Пользуясь учебником, попробуйте представить новое правило в виде схемы, таблицы или рисунка.

6

 

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

«5» – нет ошибок

«4» – 1 ошибка

«3» – 2 – 3 ошибки

«2»-Более 4 ошибок.

7

Рефлексия деятельности(итог урока)

Методика незаконченного предложения.

 

 

 

Автор Дружинина Ирина Дмитриевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1328
Номер материала 25276
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓