Главная / Начальные классы / Открытый урок "Невидимые нити в природе"

Открытый урок "Невидимые нити в природе"

Урок окружающего мира в 3 классе


Тема: «Невидимые нити».


Цель: формировать умение устанавливать взаимосвязи в

природе; закреплять умения четко, аргументировано и эмоционально

строить монолог, убеждать слушателей, отстаивать свою точку зрения;

применять на практике знания о правилах ведения дискуссии; развивать мышление, способность анализировать факты и делать на их основе выводы;


Оборудование: Тексты для присяжных заседателей; мантия и молоток судьи;

медиапроектор.


I. Организационный момент

Секретарь. Прошу встать, суд идет!


Судья. Здравствуйте, прошу садиться. Судебное дело объявляется открытым.


II. Объявление темы урока

Секретарь. Слушается дело «Народ против жаб». В судебном заседании принимают участие: судья - Ференчук Богдан Юрьевич, прокурор - Цой Матвей Давидович, адвокат – Тихомиров Дмитрий Андреевич.


Судья. Секретарь, доложите о явке свидетелей.


Секретарь. Все свидетели явились и ждут приглашения в зал заседания.


III. Работа по теме урока

Судья. Прокурор, сообщите суду суть иска.


Прокурор. Ваша честь, в одной старинной книге о жабах написано так: «Жаба – отвратительное животное...» Существует поверье, что жабы страшно ядовиты и способны одним своим дыханием обезобразить человека. Они вечные спутницы ведьм и колдунов, о чем свидетельствует Г. К. Андерсен в сказке «Дикие лебеди». Вот что он говорит:


«И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, убранную мягкими подушками и чудесными коврами, взяла трех жаб, поцеловала каждую и сказала первой:

Как войдет Элиза в купальню, сядь ей на голову – пусть она станет такой же ленивой, как ты. А ты сядь Элизе на лоб, – сказала она другой. – Пусть она станет такой же безобразной, как ты, чтобы и отец ее не узнал. Ну, а ты ляг Элизе на сердце, – сказала она третьей. – Пусть она станет злой и мучается от этого!»


(Слайд 1 – иллюстрация к сказке.)

Присяжным раздают текст, они следят по карточкам.


На счету жаб огромное количество преступлений: похищение Дюймовочки, съедение несчастного кузнечика, который «не думал, не гадал, никак не ожидал такого вот конца»... В ходе предварительного следствия нами собраны неопровержимые доказательства того, что жабы ядовиты, своим неприглядным видом вызывают ужас у людей, заражают их бородавками, а поскольку от них никакой пользы, необходимо запретить жабам появляться в общественных местах и пугать людей.


Судья. Подсудимый признает иск?


Адвокат. Подсудимый не признает иск, кроме того, в ходе судебного следствия мы готовы доказать его абсолютную невиновность.


Секретарь. В зал суда приглашается свидетель обвинения – роза, героиня «Сказки о жабе и розе» В. Гаршина.


Роза. За свою короткую жизнь мне довелось испытать немало страха и горя. Когда жаба в первый раз увидела мой цветок своими злыми и безобразными глазами, что-то страшное зашевелилось в жабьем сердце. Она не могла оторваться от нежных розовых лепестков и все смотрела и смотрела. «Постой, – захрипела она, – я тебя слопаю!» Жаба старалась говорить как можно нежнее, а выходило еще ужаснее.


Судья. У адвоката есть вопросы к свидетелю?


Адвокат. Да, ваша честь. Скажите, свидетель, какой вред был нанесен вам жабой?


Роза. Я до смерти испугалась.


Адвокат. Спасибо, свидетель. К вам вопросов больше нет.

Ваша честь, я прошу разрешения сделать уточнение. Некоторые путают лягушек с жабами, а жаб – с лягушками. Сравним их между собой. Для этого мы пригласили в зал суда ученых-зоологов, которые и проведут сравнение между этими представителями земноводных.


Присяжным раздают текст. Ученые-зоологи зачитывают его, а присяжные следят по

тексту.

(Слайд 2 – изображение различных видов жаб и лягушек.)

1 ученый-зоолог:

У взрослых лягушек гладкая, влажная и очень нежная кожа. У жаб она, напротив, бугристая, более сухая и грубая. Из жаб в нашей стране широко распространены два вида: зеленая и серая. Отличаются они друг от друга не только окраской, но и размерами: серая гораздо крупнее зеленой. Обе жабы большую часть года проводят на суше и только для размножения временно переселяются в воду.


2 ученый-зоолог

Зимует зеленая жаба в норах зверьков, ямах и других укрытиях, может зарываться в рыхлую землю.

Серая частенько забирается в погреба и подвалы. Кожные выделения ядовиты для животных и неприятно пахнут. Однако свой яд жаба выделяет только тогда, когда ее хватает хищник. А человеку жабий яд может повредить только в том случае, если попадет в рот или в глаза.


Судья. У стороны обвинения есть вопросы к свидетелям?


Прокурор. Никак нет, Ваша честь.


Судья. У адвоката есть вопросы к свидетелю?


Адвокат. Никак нет, Ваша честь.


Адвокат: На мой взгляд, земноводные по-своему красивы и заслуживают уважения уже

потому, что в цепях природы, где все связано одно с другим, у них свое очень важное место. Чтобы доказать это, прошу пригласить в зал заседания свидетелей защиты.


Секретарь. В зал суда приглашается свидетель защиты Роза – героиня сказки Бориса Заходера «Серая Звездочка».


Роза. Однажды Слизняк вполз на мой куст и подбирался к нежным молодым листочкам, но наша Серая Звездочка спасла меня от страшного врага. С тех пор все враги цветов исчезали, стоило

ей посмотреть на них своими лучистыми глазами. Все: Цветы, Птицы и Умные Люди – знали, что она добрая, хорошая и полезная. Только наши враги были с этим не согласны.

Адвокат. Ваша честь, разрешите ознакомить присяжных с заключением экспертов.

Эксперты зачитывают экспертное заключение, присяжные следят по тексту.

1 эксперт

Представьте себе природную цепочку: комары – жабы – аисты. Попробуйте мысленно ее разорвать: вообразите, что исчезли жабы и лягушки. О, как безудержно начали размножаться комары! А аисты? Их становится все меньше... Нет, невидимые нити рвать нельзя!


2 эксперт

Каждая жаба за лето съедает больше тысячи всевозможных комаров, мух, опасных для нашего хозяйства жуков. Тем самым она не допускает, чтобы эти существа размножились сверх меры. Лягушки и жабы – хранители равновесия в природе. Спасибо им за это!


Судья. - Уточнения и дополнения есть?


Из зала суда:

- Да, Ваша честь.


Судья. - Представьтесь, пожалуйста


- Евпатова Светлана, ученица 3-а класса школы №12. На уроках окружающего мира мы выяснили, что равновесие в природе зависит не только от того, кого и в каком количестве поедают лягушки и жабы. Оно зависит и от того, кто и в каком количестве поедает их самих: это аисты, цапли, чайки, хищные птицы, барсуки, выдры, норки, енотовидные собаки и многие другие птицы и звери, а также хищные рыбы. Жизнь всех этих

животных во многом зависит от лягушек и жаб. А как часто ребята губят лягушек и жаб! Швыряют в них камни, мучают маленьких слабых животных, неспособных постоять за себя. Разве так можно? У меня все, Ваша честь!


Судья. - Спасибо за дополнения, займите место в зале суда.




Судья. Объявляется перерыв.


Секретарь. Господа участники судебного заседания, прошу встать.


Физкультминутка.


Секретарь. – Прошу садиться.


Судья - У стороны обвинения, у стороны защиты еще есть дополнения?


Прокурор. - Никак нет, Ваша честь!


Адвокат. -Никак нет, Ваша честь!


Судья. - Переходим к прениям сторон!

- Слово предоставляется прокурору.


Прокурор. - Уважаемые участники процесса, уважаемые госпожа присяжные! В ходе судебного слушания мы предоставили неопровержимые доказательства того, что жабы своим неприглядным видом вызывают у людей страх и неприязнь. Кроме того, они безобразно выглядят, их боятся взрослые и дети, людей они заражают бородовками. От этих представителей земноводных совершенно нет никакой пользы, поэтому мы требуем вынести обвинительный приговор и запретить лягушкам и жабам появляться в природе! У меня все, Ваша честь.


Судья. - Слово предоставляется адвокату


Адвокат. На мой взгляд, земноводные по-своему красивы и заслуживают уважения уже

потому, что в цепях природы, где все связано одно с другим, у них свое очень важное место. Совершенно неправильно говорят, что жабы и лягушки безобразно выглядят! Поглядите, какие большие грустные глаза смотрят на вас! А сколько спокойствия, сдержанности в этих существах! Кажется даже, что они молча гордо ждут, когда мы наконец станем к ним справедливы. Кроме этого, жабы и лягушки приносят огромную пользу садоводам, потому что истребляют тех вредителей, которые ведут ночной образ жизни. Но самое главное – они часть живой природы, где все взаимосвязано. Поэтому я прошу их полностью оправдать. У меня все, Ваша честь!


IV. Первичное закрепление материала

Судья. Господа присяжные, вы выслушали мнения сторон и должны, посовещавшись, ответить на вопросы:

Действительно ли жабы опасны для человека?

Действительно ли жабы бесполезны?


Совещание присяжных: каждый из участников дает развернутые ответы на вопросы, используя цитаты из текстов; по каждому вопросу происходит голосование; вердикт записывается.

Жабы для человека совершенно не опасны. Некоторые люди ошибочно полагают, что жаба якобы выпускает яд, если взять её в руки. Но это неверно: ни убить, ни отравить жаба не может. И бородавок от неё не бывает.
Хотя яд у жаб действительно есть, но она никогда не пользуется им для нападения.


Просто яд – единственный способ защиты жабы от врагов (хищников), ведь у жаб нет ни клыков, ни когтей. Даже убежать они не могут при виде опасности. Это относится и к серой жабе, и к зелёной. Эти неповоротливые животные передвигаются медленно и тихо, переваливаясь с боку на бок, а иногда и небольшими прыжками.

Огромную пользу приносят жабы человеку, особенно садоводам. Жабы охотятся ночью и истребляют тех вредителей, которые ведут ночной образ жизни. А именно по ночам оживают ночные бабочки, мотыльки, их гусеницы, другие вредителей плодовых, овощных, ягодных, цветочных культур.

Особенно опасны полевые слизни, которые кормятся с наступлением темноты. Они изгрызают огородные растения, кроме этого еще и заражая их различными опасными болезнями. Лягушки и жабы хорошо защищают землянику, помидоры и другие растения от слизней.

Добывают лягушки и жабы медведок, которые перекусывают и обрабатывают корни помидоров, свеклы, огурцов, моркови и других культур. Жабы уничтожают ненавистного всем огородникам колорадского жука и его личинки. Но самое главное то, что жабы занимают важное место в цепочке взаимосвязей в природе. И уничтожать их нельзя!


Судья. Прошу присяжных огласить вердикт.


Оглашается вердикт: жабы невиновны, так как не опасны для человека и приносят пользу природе.


Судья. Подсудимый решением жюри присяжных полностью оправдан. Заседание объявляется закрытым.


Секретарь. Встать! Суд идет!


V. Корреспондент (берет интервью у участников процесса). Чье выступление

произвело на вас большее впечатление? Что нового вы узнали? О каких невидимых

нитях говорил адвокат? Замечали ли вы другие цепочки взаимосвязей? Что вы хотели бы сказать нашим зрителям?


Выслушиваются высказывания участников процесса.


Чтение стихотворения Б. Заходера «Все, все, все на свете нужны!



Все – все – все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь хищным покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все, все – все на свете
На свете нужны
И это все дети запомнить должны!”



VI. Первичное закрепление изученного материала.

- работа по схемам и картинкам на презентации (дети приводят примеры к каждой схеме)

hello_html_514b95a4.gif

VII. Индивидуальная работа по технологической карте урока

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе

Тема: «Невидимые нити»

Фамилия, имя _______________________________________________________

Класс - 3 «А»

hello_html_m5be7a32.png

  1. Восстановите недостающие звенья в цепи питания:

Осина → __________ → волк

Жёлудь → лесная мышь → ___________

___________ → слизни → жабы

Морковь → ________→ лиса

  1. Восстановите деформированный текст. Можно пользоваться словами для справок.

Лягушки и жабы – это _______________________ животные. У взрослых лягушек гладкая, ___________ и очень нежная кожа. У жаб наоборот, бугристая, более _________ и грубая. Из жаб в нашей стране широко распространены два вида: зеленая и __________. Жабы и лягушки приносят огромную пользу ________________. Истребляют тех_______________, которые ведут ночной образ жизни. Лягушки и жабы – хранители ______________в природе.

Слова для справок: земноводные, влажная, сухая, серая, садоводам, вредителей, равновесия.

  1. Выбери правильный ответ:



  1. К живой природе относится:

Л) камни

М) растения

Н) солнце

2. К неживой природе относится:

О) облака

П) животные

Р) грибы


3.Шесть ножек являются признаком:

К) рыб

Л) насекомых

М) птиц


  1. К птицам относится:

Н) щука

О) воробей

П) белка


  1. Рябина относится:

Д) к деревьям

Е) к травам

Ж) к кустарникам


  1. К насекомым относится:

Г) лягушка

Д) черепаха

Е) жук


  1. Невидимые нити – это взаимосвязи в:

Х) городе

Ц) природе

Ч) селе

Спасибо за активную работу на уроке!

VIII. Итог урока.

- Ребята, вы сегодня МОЛОДЦЫ, активно работали на уроке! Не забывайте, что природа – наш дом. Бережно обращайтесь с природой, и тогда она отблагодарит вас чистым воздухом, вкусными ягодами, грибами, песнями птиц. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной!

- Какой вывод можно сделать в заключении нашего урока?

  • «Человек, не нарушай природное равновесие!» (говорят хором)



«Береги природу, береги!» -
Вечное, как мир, напоминанье.
Льются звуки, кратки и строги.
Новым поколеньям в назиданье.

Береги природу, словно сын,
Любящий, внимательный и нежный.
Будто ты у матери один,
Значит только ты её надежда.

Жизнь рождает столько красоты,
До конца она нас не покинет.
Сбережёшь природу только ты,
Ведь так хрупко всё земное ныне.

Береги природу на века,
Сделай в пользу будущего выбор.
И потомок твой издалека
Скажет тебе доброе: «Спасибо!»


VI. Домашнее задание

Составить 3 цепочки взаимосвязей в природе.

Открытый урок "Невидимые нити в природе"
  • Начальные классы
Описание:

Урок окружающего мира по теме "Невидимые нити в природе" проводится в 3 классе по УМК "Школа России" с целью

формирования умения устанавливать взаимосвязи в природе; закрепления умения четко, аргументировано и эмоционально строить монолог, убеждать слушателей, отстаивать свою точку зрения; применять на практике знания о правилах ведения дискуссии.

Урок проходит в форме заседания суда, где дети выполняют роль судьи, секретаря судьи, экспертов, свидетелей, прокурора, адвоката.

Оборудование: Тексты для присяжных заседателей; мантия и молоток судьи;

медиапроектор.

Автор Латорцева Инна Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 529
Номер материала 45172
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓