Инфоурок Физика Другие методич. материалыОткрытый урок " Работа и мощность электрического тока"

Открытый урок " Работа и мощность электрического тока"

Скачать материал

Урок по физике

 

Тема: Работа и мощность электрического тока.

 

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: сформировать понятия работы и мощности электрического тока, выяснить от каких факторов зависит работа электрического тока и мощность электрического тока, показать учащимся практическое значение данных понятий.

Цель урока (учащиеся): приобретение знаний о работе и мощности электрического тока, физическом смысле этих величин.

 

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепить уже имеющиеся знания по теме «Электрический ток».
    • познакомиться с понятиями работа и мощность электрического тока.
    • продолжить формирование умения объяснять процессы в электрической цепи.
    • научить применять полученные знания по физике для объяснения работы и мощности тока; 
  • Воспитательные:
    • формирование коммуникативных качеств, культуры общения
    • формирование интереса к изучаемому предмету
    • стимулирование  любознательности, активности на уроке
    • развитие работоспособности
  • Развивающие:
    • развитие познавательного интереса
    • развитие интеллектуальных способностей
    • развитие умений выделять главное в изучаемом материале
    • развитие умений обобщать изучаемые факты и понятия

 

Формы работы: фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная.

 

Средства обучения:

  1. Учебник «Физика » Дмитриева В. Ф. § 8.11
  2. Сборник задач по физике для 10-11 классы, Рымкевич А. П.
  3. Раздаточный материал (рабочие листы, тестовые листы, практические задания).
  4. Источники электрического тока.
  5. Амперметры.
  6. Вольтметры.
  7. Электрические лампочки.
  8. Соединительные провода.
  9. Презентация «Работа и мощность электрического тока.»
  10. Компьютер, проектор
  11. Электронное приложение -Единая Коллекция ЦОР

   План урока:

 

1.      Организационный момент.

2.      Повторение изученного материала.

2.1.   .Физический диктант

2.2.   Механическая работа . Электрический ток.

3.      Изучение нового материала     

3.1.   Определение понятия работы электрического тока

3.2.   Расчетная формула для работы электрического тока.

3.3.   Единицы измерения работы электрического тока.

3.4.   Эксперимент по определению работы электрического тока.

3.5.   Возможные варианты расчета работы электрического тока.

4.      Мощность электрического тока.

4.1.   Определение мощности.

4.2.   Расчетная формула мощности электрического тока, единицы измерения.

4.3.   Возможные варианты расчета мощности электрического тока.

5.      Закрепление изученного материала.

6.      Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

№ этапа

Работа учителя.

Работа учащихся

Записи в тетради.

Используемые слайды.

Время.

1.

Организационный момент.

 

 

1 мин

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

 

 

 

 

 

 

 

Активизация знаний

Вспомним некоторые вопросы, которые потребуются, чтобы изучить новую тему

Физический диктант

Вопросы:

1.Что называют электрическим током

2.Условия, необходимые для существования электрического тока

3.Зависимость сопротивления от геометрических размеров

4.Закон Ома для участка цепи

5. Закон Ома для полной цепи

6.Закон для нахождения общего сопротивления последовательного соединения проводников

7.Закон для  нахождения общего сопротивления параллельного соединения проводников

8. Какой ток называется постоянным

9. Формула для расчета силы тока

10. Формула для  расчета напряжения

 

Изучение нового материала

Тема сегодняшнего урока – «Работа и мощность электрического тока.».

Большинство бытовых приборов, которые мы используем – электрические, следовательно, они работают за счет электроэнергии. Поэтому цель нашего сегодняшнего занятия выяснить сущность понятий работы и мощности тока, а также узнать от чего же зависит работа и мощность электрических  приборов

Для того, чтобы проще было понять эту тему вспомним, что мы знаем о механической работе из школьного курса

 физики. В каком случае совершается работа?

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механическая работа совершается в том случае, если под действием некоторой силы некоторое тело совершает перемещение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Работа и мощность электрического тока».

 

 

Слайд 1

 

 

Слайд 2

Слайд 3

 

Слайд 4

 

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

 

 

Слайд 8

 

 

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

 

 

Слайд 12

 

Слайд 13

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каково буквенное обозначение работы?

Какова единица измерения работы?

[A] = Дж (Джоуль)

[A] = Дж

Слайд 14.

2.2

Вспомним, что такое электрический ток?

Электрическим током называется направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц.

 

Слайд 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что заставляет заряженные частицы двигаться упорядоченно?

Электрическое поле.

 

Каким образом электрическое поле заставляет частицы двигаться упорядоченно?

Воздействует на них с некоторой силой.

 

3.1.

 

 

 

 

 

 

Таким образом, можно ли говорить о перемещении частиц под действием силы со стороны поля?  Можно ли говорить о работе?

Да, электрическое поле совершает работу по перемещению заряженных частиц.

При прохождении тока по проводнику, электрическое

поле заставляет заряженные частицы

двигаться упорядоченно,

следовательно, оно совершает работу.

Работа тока показывает, какую работу совершает электрическое поле.

 

Работа тока показывает, какую работу совершает электрическое поле.

Слайд 16

3.2.

 

 

 

 

 

  1. Какова характеристика электрического поля?
  2. Чему равно напряжение на участке проводника?

 

 

  1. Чему равен заряд, прошедший через поперечное сечение проводника за время t?
    1. Напряжение.
    2. Напряжение равно отношению работы поля по перемещению заряда к значению этого заряда.
    3. Заряд, прошедший через поперечное сечение проводника равен произведению силы тока в проводнике на время.

       

 

Слайд 17.

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

Сопоставьте записанные выражения и запишите формулу для расчета работы тока.

  1. Каковы единицы измерения работы, силы тока, напряжения, времени?
  2. Какая взаимосвязь между этими

      единицами?

Работа тока равна произведению напряжения, силы тока и времени прохождения тока по проводнику.

1. Джоуль, ампер, вольт, секунда.

 

 

2. 1 Дж = 1 А·1В·1с

 

 

 

 

 

 

1 Дж = 1 А·1В·1с

1. Определите работу тока в проводнике за 2 с, если сила тока равна 0,5 А, а напряжение 4 В. 

 

2. Каким должно быть напряжение на участке цепи, чтобы за 2 с при силе тока 1 А совершалась работа

тока 10 Дж.

 

Напряжение на участке цепи 20 В, сила тока 5 А, за какое время будет совершена работа 100 Дж?

1.      4 Дж

 

 

 

2.      5 В

 

 

 

 

3.      1 с

 

Заполняют рабочий лист

Слайд 18.

2 мин

3.3.

Какие приборы надо использовать для измерения работы тока?

При прохождении тока через счетчик внутри него начинает вращаться легкий алюминиевый диск. Скорость его вращения пропорциональна силе тока и напряжению. Поэтому по числу оборотов, сделанных за определенное время, можно судить о работе, совершенной током.

Амперметр, вольтметр, часы, счетчик

Заполняют рабочий лист

Слайд 19

 

 

Слайд 20

1 мин

3.4.

Рассчитайте работу предложенных электрических лампочек (резисторов) за 1 минуту.

 

Собирают необходимые электрические цепи, выполняют измерения, выполняют расчет. Схему, расчеты и результаты заносят в рабочие листы.

Слайд 21.

5 мин

3.5.

Итак, мы записали формулу для расчета работы тока. А как еще можно рассчитать работу тока? Для этого вспомним закон Ома для участка цепи.

Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на этом участке и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка.

 

Слайд 22.

1 мин

Сопоставьте эти формулы и предложите еще два варианта расчета работы тока.

Обсуждение в группах.

 ;

 

4.1.

Теперь вспомним из школьного курса физики, что такое мощность?

 

Мощность – это физическая величина, которая показывает, как быстро совершается работа. Мощность равна отношению работы ко времени, за которое совершается эта работа.

 

Мощность равна отношению работы ко времени, за которое совершается эта работа.

 

Слайд 23

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

4.2.

Механическая мощность, о которой говорилось в курсе физики 7 класса, обозначается буквой N, а мощность электрического тока мы будем обозначать буквой Р. Единица измерения мощности – ватт.

 

 

[Р] = Вт

 

          

 

4.3

.

Используя это выражение и выражения, полученные для расчета работы тока, предложите три варианта расчета мощности электрического тока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 24.

 

1 мин

 

4.4

 

Какие приборы надо использовать для измерения мощности тока?

Каким же специальным прибором измеряют мощность тока

 

Вольтметр, амперметр

 

Ваттметр

 

Ваттметр

 

Слайд 25

 

1 мин

4.5

Различные электроприборы имеют различную мощность, причем она указывается либо в паспорте, либо на самих приборах  В жилых зданиях сила тока в проводке не должна превышать 10 А, тогда мы можем рассчитать максимально допустимую мощность электрических приборов, которую можно использовать в сети.

P = IU;

Р = 10 А·220 В = 2200 Вт = 2,2 кВт.

Если суммарная мощность работающих приборов будет больше этого значения, то это приведет к увеличению силы тока в проводке, что недопустимо.

 

Изучают информацию

 

Слайд 26, 27

1 мин

4.6

 

 

С учетом изученного материала удобнее применять на практике следующие единицы измерения

Изучают информацию

 

Слайд 28

1 мин

 

 

Закрепление нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

Первичная проверка понимания изученного

1. Какой буквой обозначается работа электрического тока?

2. Какой буквой обозначается мощность

электрического тока?

3. По какой формуле определяется мощность  электрического тока?

4. Назовите единицу измерения мощности  электрического тока.

5. По какой формуле определяется работа  электрического тока?

6. Назовите единицы измерения работы

электрического тока.

7.      Выразите величину работы электрического тока,равную 2 кВт•ч, в системе СИ.

 

Ответьте на поставленные вопросы:

Две электрические лампы, мощность которых  40 и 100 Вт, рассчитаны на одно и то же напряжение. Какая лампочка горит ярче? Почему?

Изменится ли мощность лампочки, если ее включить в цепь с меньшим напряжением?

Как изменится мощность реостата, если его сопротивление уменьшится а напряжение останется неизменным.

Два электрических чайника, мощность которых 2000 Вт и 1800 Вт включены в сеть напряжением 220 В. У какого из них нагревательный элемент имеет меньшее сопротивление?

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Лампочка на 100 Вт горит ярче, так как в ней совершается большая работа тока.

 

  • Мощность лампочки уменьшится.

 

  • Мощность реостата возрастет.

 

 

  • Меньшее сопротивление у нагревательного элемента с большей мощностью.

 

 

 

Слайд 29-37.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 38

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

5.1

 

Решение задач

 

 

 

 

 

В первой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают задачу

 

 

 

 

Ведут записи в рабочем листе

 

 

 

 

Слайд 39

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 40

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

5.2

2.Каким сопротивлением обладает лампа мощностью 40 Вт, работающая под напряжением 220 В?

Решают задачу в рабочем листе, один студент решает  у доски

Ведут записи в рабочем листе

Слайд 41

2 мин

5.3

3 Определите стоимость электроэнергии, потребляемой телевизором в течение  2 ч, если стоимость 1 кВт·ч равна 2 руб. 10 коп., а потребляемая мощность от сети 300 Вт.

 

Решают задачу в рабочем листе, один студент решает  у доски

Ведут записи в рабочем листе

Слайд 42

3 мин

 

Единой Коллекции ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba075-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_19.swf

 

Тест: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7963-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

5.4

Самостоятельная работа

Работают по вариантам, осуществляют взаимоконтроль

 

Слайд 43

5 мин

 

Домашнее задание, необходимые комментарии.

 

Запись домашнего задания

Физика- Дмитриева В. Ф.§ 8.11

Творческое задание:

Интервью у любого электроприбора

(по паспорту), составить задачу для соседа.

Выяснить расходы электроэнергии у себя дома.

На чём можно экономить за 1 месяц?

 

глава 8: .§ 8.11, творческое задание

Слайд 44.

1 мин

6.

Рефлексия студента

 

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок.

4) Я допустил ошибки в понимании работы и мощности тока,

5) Мне необходимо поработать в технике решения задач.

 

 

1 мин

 

Самостоятельная работа

В-1

В-2

1. Как называют единицу работы электрического тока:
А. Ампер (А); 
Б. Ом (Ом);
В. Ньютон (Н); 
У. Джоуль (Дж);

Д. Вольт (В);

1. Как называют единицу мощности электрического тока:
А. Джоуль (Дж); 
У. Ватт (Вт);

В. Ом (Ом); 
Г. Вольт (В);
Д. Ампер (А);

2. Необходимо измерить силу тока в лампе и напряжение на ней. Как следует включить к лампе амперметр и вольтметр:
А. A и V последовательно;
Б. A и V параллельно;
С. А послед.V паралл.; 
Г. А паралл. V последов;

2. Для измерения силы тока в лампе и напряжения на ней в цепь включают амперметр и вольтметр. Какой из этих приборов должен быть включен параллельно лампе:
А. Только А;
Б. А и V;
С. Только V; 
Г. Ни А, ни V;

3. Определите работу эл. тока на участке цепи за 5 с. При напряжении 10 В и силе тока 2 А:
К. 10 Дж; 
Л. 20 Дж; 
П. 100 Дж;

Р. 500 Дж.

3. Найдите мощность тока в лампе, при напряжении 20 В и силе тока 5А
О. 10 Вт; 
П. 100 Вт; 
Л. 50 Вт;
Ж. 20 Вт.

4. Сопротивление спирали 4 Ом, сила тока в ней 2 А. Какова мощность эл. тока:
С. 100 Вт; 
Д. 80 Вт; 
Е. 16 Вт;
З. 120 Вт.

4. Напряжение на концах проводника 6 В, его сопротивление 3 Ом. Чему равна работа тока за10 с.:
Е. 120 Дж; 
Ж. 100 Дж; 
З. 20 Дж;
И. 60 Дж.

5. Какими приборами измеряют работу эл. тока:
Ф. Амперметром; 
Ц. Вольтметром;
Ч. Ваттметром;
Х. Электрическими счетчиками.

5. Каким прибором измеряют мощность эл. тока:
Ч. Амперметром; 
Р. Вольтметром;
Х. Ваттметром;
Л. Электрическими счетчиками.

 

Используемые ресурсы:

1.      Физика.. – Дмитриева В. Ф., издательский центр «Академия», 2009г.

2.      Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 10 класс – М.: Просвещение, 2010.

3.      Рымкевич А. П.. Сборник задач по физике 10-11 класс – М.: Просвещение, 2008.

4.      Чеботарева В.А. Тесты по физике. 10 класс – Издательство «Экзамен», 2009.

5.      Орлов В.А.   «Тематические тесты по физике 7 – 8 классы», Москва, «Вербум – М», 2001 г

6.      school47.coi.spb.ru›fizkultminutka.doc

  1. http://ladanova.ucoz.com/load/planirovanie/kursy_kruzhki_i_mnogoe_drugoe/uroki_fiziki_8_klass/24-1-0-55
  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba075-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_19.swf
  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7963-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок " Работа и мощность электрического тока""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока:комбинированный.

Цели урока: сформировать понятия работы и мощности электрического тока, выяснить от каких факторов зависит работа электрического тока и мощность электрического тока, показать учащимся практическое значение данных понятий.

Цель урока (учащиеся): приобретение знаний о работе и мощности электрического тока, физическом смысле этих величин.

 

Задачи:

 

  • Образовательные:
    • закрепить уже имеющиеся знания по теме «Электрический ток».
    • познакомиться с понятиями работа и мощность электрического тока.
    • продолжить формирование умения объяснять процессы в электрической цепи.
    • научить применять полученные знания по физике для объяснения работы и мощности тока; 
  • Воспитательные:
    • формирование коммуникативных качеств, культуры общения
    • формирование интереса к изучаемому предмету
    • стимулирование  любознательности, активности на уроке
    • развитие работоспособности
  • Развивающие:
    • развитие познавательного интереса
    • развитие интеллектуальных способностей
    • развитие умений выделять главное в изучаемом материале
    • развитие умений обобщать изучаемые факты и понятия

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 221 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 824
    • DOCX 621.5 кбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Емельянов Игорь Алексеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Емельянов Игорь Алексеевич
    Емельянов Игорь Алексеевич
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13839
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 98 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 221 человек из 64 регионов

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 15 регионов