№ этапа
|
Работа учителя.
|
Работа учащихся
|
Записи в тетради.
|
Используемые слайды.
|
Время.
|
1.
|
Организационный момент.
|
|
|
1 мин
|
2
2.1
|
Активизация знаний
Вспомним некоторые
вопросы, которые потребуются, чтобы изучить новую тему
Физический диктант
Вопросы:
1.Что называют электрическим током
2.Условия, необходимые для существования
электрического тока
3.Зависимость сопротивления от
геометрических размеров
4.Закон Ома для участка цепи
5. Закон Ома для полной цепи
6.Закон для нахождения общего сопротивления
последовательного соединения проводников
7.Закон для нахождения общего сопротивления
параллельного соединения проводников
8. Какой ток называется постоянным
9. Формула для расчета силы тока
10. Формула для расчета напряжения
Изучение нового материала
Тема сегодняшнего урока – «Работа и
мощность электрического тока.».
Большинство бытовых приборов, которые мы
используем – электрические, следовательно, они работают за счет
электроэнергии. Поэтому цель нашего сегодняшнего занятия выяснить сущность
понятий работы и мощности тока, а также узнать от чего же зависит работа и
мощность электрических приборов
Для того, чтобы проще было понять эту тему
вспомним, что мы знаем о механической работе из школьного курса
физики. В каком случае совершается работа?
|
Отвечают на вопросы
Механическая работа совершается в том
случае, если под действием некоторой силы некоторое тело совершает
перемещение
|
Тема: «Работа и мощность электрического
тока».
|
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
|
5 мин
2 мин
|
Каково буквенное обозначение работы?
Какова единица измерения работы?
|
[A] = Дж (Джоуль)
|
[A] = Дж
|
Слайд 14.
|
2.2
|
Вспомним, что такое электрический ток?
|
Электрическим током называется направленное
(упорядоченное) движение заряженных частиц.
|
|
Слайд 15
Слайд 16
|
2 мин
|
Что заставляет заряженные частицы двигаться
упорядоченно?
|
Электрическое поле.
|
|
Каким образом электрическое поле заставляет
частицы двигаться упорядоченно?
|
Воздействует на них с некоторой силой.
|
|
3.1.
|
Таким образом, можно ли говорить о
перемещении частиц под действием силы со стороны поля? Можно ли говорить о
работе?
|
Да, электрическое поле совершает работу по
перемещению заряженных частиц.
|
При прохождении тока по проводнику,
электрическое
поле заставляет заряженные частицы
двигаться упорядоченно,
следовательно, оно совершает работу.
|
Работа тока показывает, какую работу
совершает электрическое поле.
|
|
Работа тока показывает, какую работу
совершает электрическое поле.
|
Слайд 16
|
3.2.
|
- Какова характеристика электрического поля?
- Чему равно напряжение на участке
проводника?
- Чему равен заряд, прошедший через
поперечное сечение проводника за время t?
|
- Напряжение.
- Напряжение равно отношению работы поля по
перемещению заряда к значению этого заряда.
- Заряд, прошедший через поперечное сечение
проводника равен произведению силы тока в проводнике на время.
|
|
Слайд 17.
|
2 мин
|
Сопоставьте записанные выражения и запишите
формулу для расчета работы тока.
- Каковы единицы измерения работы, силы
тока, напряжения, времени?
- Какая взаимосвязь между этими
единицами?
|
Работа тока равна произведению напряжения,
силы тока и времени прохождения тока по проводнику.
1. Джоуль, ампер, вольт, секунда.
2. 1 Дж = 1 А·1В·1с
|
1 Дж = 1 А·1В·1с
|
1. Определите
работу тока в проводнике за 2 с, если сила тока равна 0,5 А, а напряжение 4
В.
2. Каким должно
быть напряжение на участке цепи, чтобы за 2 с при силе тока 1 А совершалась
работа
тока 10 Дж.
Напряжение на
участке цепи 20 В, сила тока 5 А, за какое время будет совершена работа 100
Дж?
|
1.
4 Дж
2.
5 В
3.
1 с
|
Заполняют рабочий лист
|
Слайд 18.
|
2 мин
|
3.3.
|
Какие приборы надо использовать для
измерения работы тока?
При прохождении
тока через счетчик внутри него начинает вращаться легкий алюминиевый диск.
Скорость его вращения пропорциональна силе тока и напряжению. Поэтому по
числу оборотов, сделанных за определенное время, можно судить о работе,
совершенной током.
|
Амперметр, вольтметр, часы, счетчик
|
Заполняют рабочий лист
|
Слайд 19
Слайд 20
|
1 мин
|
3.4.
|
Рассчитайте работу предложенных
электрических лампочек (резисторов) за 1 минуту.
|
Собирают необходимые электрические цепи,
выполняют измерения, выполняют расчет. Схему, расчеты и результаты заносят в
рабочие листы.
|
|
Слайд 21.
|
5 мин
|
3.5.
|
Итак, мы записали формулу для расчета работы
тока. А как еще можно рассчитать работу тока? Для этого вспомним закон Ома
для участка цепи.
|
Сила тока на участке цепи прямо
пропорциональна напряжению на этом участке и обратно пропорциональна
сопротивлению этого участка.
|
|
Слайд 22.
|
1 мин
|
Сопоставьте эти формулы и предложите еще два
варианта расчета работы тока.
|
Обсуждение в группах.
|
;
|
4.1.
|
Теперь вспомним из школьного курса физики,
что такое мощность?
|
Мощность – это физическая величина, которая
показывает, как быстро совершается работа. Мощность равна отношению работы ко
времени, за которое совершается эта работа.
|
Мощность равна отношению работы ко времени,
за которое совершается эта работа.
|
Слайд 23
|
2 мин
|
4.2.
|
Механическая мощность, о которой говорилось
в курсе физики 7 класса, обозначается буквой N, а
мощность электрического тока мы будем обозначать буквой Р. Единица измерения
мощности – ватт.
|
|
[Р] = Вт
|
4.3
.
|
Используя это выражение и выражения,
полученные для расчета работы тока, предложите три варианта расчета мощности
электрического тока.
|
|
|
Слайд 24.
|
1 мин
|
4.4
|
Какие приборы надо использовать для
измерения мощности тока?
Каким же специальным прибором измеряют
мощность тока
|
Вольтметр, амперметр
Ваттметр
|
Ваттметр
|
Слайд 25
|
1 мин
|
4.5
|
Различные электроприборы имеют различную
мощность, причем она указывается либо в паспорте, либо на самих приборах В
жилых зданиях сила тока в проводке не должна превышать 10 А, тогда мы
можем рассчитать максимально допустимую мощность электрических приборов,
которую можно использовать в сети.
P = IU;
Р = 10 А·220 В = 2200 Вт = 2,2
кВт.
Если суммарная мощность работающих приборов
будет больше этого значения, то это приведет к увеличению силы тока в
проводке, что недопустимо.
|
Изучают информацию
|
|
Слайд 26, 27
|
1 мин
|
4.6
|
С учетом изученного материала удобнее
применять на практике следующие единицы измерения
|
Изучают информацию
|
|
Слайд 28
|
1 мин
|
|
Закрепление нового материала
|
|
|
|
|
5.
|
Первичная проверка понимания изученного
1. Какой буквой обозначается работа
электрического тока?
2. Какой буквой обозначается мощность
электрического тока?
3. По какой формуле определяется мощность
электрического тока?
4. Назовите единицу измерения мощности
электрического тока.
5. По какой формуле определяется работа
электрического тока?
6. Назовите единицы измерения работы
электрического тока.
7.
Выразите величину работы электрического
тока,равную 2 кВт•ч, в системе СИ.
Ответьте на поставленные вопросы:
▶Две электрические лампы, мощность которых 40 и 100 Вт,
рассчитаны на одно и то же напряжение. Какая лампочка горит ярче? Почему?
▶Изменится ли мощность лампочки, если ее включить в цепь с
меньшим напряжением?
▶Как изменится мощность реостата, если его сопротивление
уменьшится а напряжение останется неизменным.
▶Два электрических чайника, мощность которых 2000 Вт и 1800
Вт включены в сеть напряжением 220 В. У какого из них нагревательный элемент
имеет меньшее сопротивление?
|
Отвечают на
вопросы
- Лампочка на 100 Вт горит ярче, так как в
ней совершается большая работа тока.
- Мощность лампочки уменьшится.
- Мощность реостата возрастет.
- Меньшее сопротивление у нагревательного
элемента с большей мощностью.
|
|
Слайд 29-37.
Слайд 38
|
2 мин
2 мин
|
5.1
|
Решение задач
|
В первой
Решают задачу
|
Ведут записи в рабочем листе
|
Слайд 39
Слайд 40
|
1 мин
1 мин
|
5.2
|
2.Каким сопротивлением обладает лампа
мощностью 40 Вт, работающая под напряжением 220 В?
|
Решают задачу в рабочем листе, один студент
решает у доски
|
Ведут записи в рабочем листе
|
Слайд 41
|
2 мин
|
5.3
|
3 Определите стоимость электроэнергии,
потребляемой телевизором в течение 2 ч, если стоимость 1 кВт·ч равна 2 руб.
10 коп., а потребляемая мощность от сети 300 Вт.
|
Решают задачу в рабочем листе, один студент
решает у доски
|
Ведут записи в рабочем листе
|
Слайд 42
|
3 мин
|
|
Единой Коллекции ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba075-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_19.swf
Тест: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7963-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
|
5.4
|
Самостоятельная работа
|
Работают по
вариантам, осуществляют взаимоконтроль
|
|
Слайд 43
|
5 мин
|
|
Домашнее задание, необходимые
комментарии.
|
Запись домашнего задания
Физика- Дмитриева В. Ф.§ 8.11
Творческое задание:
Интервью у любого электроприбора
(по паспорту), составить задачу для
соседа.
Выяснить расходы электроэнергии у себя
дома.
На чём можно экономить за 1 месяц?
|
глава 8: .§ 8.11, творческое задание
|
Слайд 44.
|
1 мин
|
6.
|
Рефлексия студента
|
1) Тема урока мне понятна.
2) Я достиг цели урока.
3) У меня сегодня всё получалось, я не
допускал ошибок.
4) Я допустил ошибки в понимании работы и
мощности тока,
5) Мне необходимо поработать в технике
решения задач.
|
|
|
1 мин
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.