7 класс. Всемирная история средних веков. Урок № 35.
Тема: Поход Бату на русские земли (1236 -1242 годы).
Цель: сформировать
представление о западном походе монголов во главе с Бату.
Задачи:
1. Знать
этапы похода, причины поражения русских и европейских войск в борьбе с
монголами;
2. Уметь
вести монологическую речь, анализировать текст, составлять таблицу, работать с
контурной и анимированной картой, работать в группе, делать выводы;
3. Воспитывать
интерес к предмету, патриотические чувства, толерантное отношение к
одноклассникам, самостоятельность, ответственность.
Тип урока: урок
изучения нового материала.
Форма урока: урок
взаимообучения учащихся с элементами игры.
Методы: личностно
– ориентированный подход: выбор роли и заданий; интерактивные: немедленное
применение, приём «каждый учит каждого», ролевая игра, работа в группах, приём
«оживи карту», игра «найди пару»
Ресурсы:
1.интерактивная доска – анимированная карта «Походы Батыя»;
2.печатные
материалы для изучения новой темы у каждой группы: иллюстрации для создания
презентаций, контурные карты, таблицы;
3.задания для
итогового повторения материала у каждой группы: кроссворды, тесты, испорченные
летописи, тексты с историческими ошибками;
4. пять папок с
текстами по новой теме для пяти учащихся – «флешек»;
5. ножницы, клей –
карандаш.
План урока:
I.
Мотивация, целеполагание.
II.
Актуализация знаний по пройденной теме
III.
Вводно – мотивационный этап.
IV.
Организация самостоятельной деятельности
учащихся: работа в группах – « каждый учит каждого»:
1.1237 год - взятие
монголами Рязани, Коломны, Москвы;
2. 1238 год – взятие
монголами Владимиро –Суздальского княжества;
3. 1238 год – обратный
путь монголов в степь, взятие городов Торжок, Козельск;
4.1239 – 1240 – поход на
Южную Русь;
5. 1241 – 1242 – завоевание
монголами европейских стран.
V. Итоговая
проверка знаний – часть детей самостоятельно по письменным заданиям,
часть – приём «оживи карту».
V.
Рефлексия.
Ход
урока:
I.
Мотивация, целеполагание – 1 минута.
Девиз
урока: “Скажи мне, я забываю.
Покажи
мне, я могу запомнить.
Позволь
мне сделать это, и это станет моим навсегда”
(китайская
пословица).
Здравствуйте.
Сегодня у нас не обычный урок. Каждому из вас предстоит стать на некоторое
время учителем и объяснять новый материал своим одноклассникам. Мы продолжаем
изучение монгольских завоеваний и сегодня ваша цель: узнать как можно больше о
походе Бату и уже сегодня выполнить задание по новой теме. Пока мы с вами будем
кратко повторять предыдущую тему, 5 человек (по 1 человеку от каждой команды)
будут изучать одну из частей новой темы. (Раздать материалы желающим детям для
самостоятельного изучения).
II.
Актуализация знаний по пройденной теме -
10 минут.
1. Две
группы: устно рассказать известную информацию о городе по карточкам
Баласагун
(столица Караханидов, «Гобалык»-кроткий город, открыли монголам ворота)
Отрар (оборона
6 месяцев)
Сыгнак (оборона
3 месяца, либо 7 дней)
Ашнас (оборона
15 дней)
Дженд
(закрыли ворота, но не оборонялись, поэтому их на время разграбления на 9 дней
выгнали в степь)
Ургенч (столица
Хорезма, оборона 7 месяцев)
Шемаха
(Азербайджан, упорное сопротивление монголам)
Алмалы
(центр улуса Чагатая)
2. Две
группы: игра «найди себе пару»
1206 г
– на курултае Темучин провозглашён Чингисханом.
1211 -1215 гг
– завоевание Китая.
1219 -1224 гг –
завоевание Казахстана и Средней Азии.
1227 г
– смерть Жоши и Чингисхана.
3. Одна
группа – краткий рассказ по одному предложению от лица Чингисхана о его
завоеваниях.
III.
Вводно – мотивационный этап – 3 минуты.
Ученики,
подготавливающие материал по новой теме рассаживаются в группы.
Откройте тетради,
запишите тему урока.
Рассказ учителя:
Бату, Батый, Саин - хан (добрый, справедливый) (1209 – 1155 гг) – монгольский
хан, внук Чингисхана. Стал ханом в 1227 году, когда ему исполнилось всего 18
лет. На курултае 1235 года великий хан Угедей приказал Батыю и верному
полководцу Чингисхана Субедею возглавить поход на Запад « до последнего моря»,
как завещал Чингисхан. Для подготовки похода из Китая прислали 10 тысяч
ремесленников, делавших оружие, а так же поселение крестьян, заготавливающих
пропитание для войска.
В 1236 году войско
Бату завоевало волжско – камских булгар, а 1237 году кыпчаков (половцев).
Что произошло
дальше - вы изучите сами.
IV.
Организация самостоятельной деятельности учащихся –
20 минут.
Каждая группа
будет сегодня компьютером. Стул – дисковод, в который я вложила диск с
информацией (ученик, готовивший материал). Вам её нужно будет извлечь,
используя определённую программу по выбору. Кто – то работает в программе Microsoft Offise Word-
пишет краткий конспект, кто – то в программе Microsoft Offise Excel
– заполняет таблицу, кто – то в программе Microsoft Offise Power Point-
создаёт презентацию из предложенных иллюстраций, вклеивая их в тетрадь, а кто –
то работает в программе Microsoft Offise Outlook
– заполняет контурную карту. Но помните, скорость компьютера высокая и диск
будет в вашем распоряжении всего три минуты.
Через три минуты
диски - ученики меняются местами по часовой стрелке, пока не пройдут все
компьютеры – группы.
Теперь ваша задача
записать на этот диск всю полученную вами информацию: и презентацию, и карту, и
таблицу, и текст устно за 5 минут. У каждого из вас чуть более минуты времени.
VI.
Итоговая проверка знаний – 10 минут.
В начале урока я вам
говорила, что уже сегодня будут проверяться ваши знания. Сейчас я забираю у вас
диски и проверяю как на них сохранилась информация. А в это время вы сами
выбираете себе задание: либо тест, либо кроссворд, либо испорченную,
подгоревшую летопись, в которой нужно восстановить пробелы.
Диски – ученики работают
по анимированной карте – нужно рассказать материал о завоеваниях Бату по
всплывающим стрелочкам, «оживить карту».
VII.
Рефлексия – 1 минута.
Что нового научились
делать?
Какая деятельность на
уроке понравилась больше всего?
Что не понравилось?
Какую деятельность хотите
повторить на следующих уроках?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.