Главная / Русский язык и литература / Открытый урок по творчеству Марины Цветаевой "Если душа родилась крылатой..."

Открытый урок по творчеству Марины Цветаевой "Если душа родилась крылатой..."

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТВОРЧЕСТВУ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

«ЕСЛИ ДУША РОДИЛАСЬ КРЫЛАТОЙ…»

Предварительная работа:

-оформление классной комнаты;

-подбор стихов, слайдов, песен.


Оборудование урока: - видеоаппаратура;

- плакат со словами Цветаевой;

- на доске запись темы урока;

-выставка книг о Цветаевой;

-портрет Цветаевой;

Цели и задачи:

- познакомить с биографией и творчеством М. Цветаевой; вызвать у учащихся интерес к поэзии серебряного века; научить учащихся сопереживать трагической судьбе поэтессы;

- на примере отрывков из знакомых кинофильмов показать задушевность и музыкальность стихотворений Марины Цветаевой;

- в процессе урока развивать устную речь учащихся, чувствовать и передавать в чтении наизусть то, что тревожит и волнует автора;

- развивать артистические, художественные способности ребят;


Вступительное слово учителя: 8 октября день рождения Марины Ивановны Цветаевой. Мы сегодня познакомимся с творчеством и судьбой великой поэтессы ХХ века, послушаем её стихи, наполненные бесконечной любовью к Родине, которую она несла в своём сердце до последнего дыхания. Мы надеемся, что привлечём ваше внимание к более пристальному, внимательному, близкому знакомству с творчеством Марины Цветаевой.


«Красною кистью рябина зажглась»


1 ученик: Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября 1892 года и прожила в ней большую часть жизни. Отец, Иван Владимирович Цветаев, в 29 лет был уже профессором Московского университета, создателем первого в дореволюционной России Государственного музея изобразительных искусств. Мать, Мария Александровна Цветаева, талантливая пианистка и художница, была незаурядным человеком. Упоение музыкой, громадный талант, способность к языкам и, блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью…..она открыла детям глаза на вечное чудо природы, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, дала им в руки лучшие в мире книги.

Из воспоминаний матери: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы – может быть, будет поэт?»

«Кто создан из камня»


Отец скончался 30 августа 1913 года, год и три месяца спустя после открытия музея. Любимым поэтом Цветаевой был Александр Сергеевич Пушкин.

Из воспоминаний Марины Цветаевой:

«В комнате матери была картина Наумова «Дуэль». Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, мой первый поэт, моего первого поэта убили».

1 ученик: В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи выпустила Марина первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Его заметили.

2 ученик: Макс Волошин знакомит Марину с Сергеем Эфроном. Они встретились 5 мая 1911 года на морском берегу, семнадцатилетний Сергей и восемнадцатилетняя Марина. Она собирала камешки, он стал ей помогать – красивый юноша с поразительными в пол-лица глазами.

Заглянув в них, Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых – и вложил ей его в ладонь, изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь.

«Я тебя отвоюю…»

Звучит песня «Мне нравится…» из к/ф «Ирония судьбы..»


Обвенчались Сергей и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток времени между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.

1 ученик: первая дочь Цветаевой Аля – Ариадна Эфрон родилась 5 сентября 1912 года в половине шестого под звон колоколов.

2 ученик: 1914 год. Первая мировая война. Сергей Эфрон отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия. 13 апреля 1917 года у Марины Цветаевой родилась вторая дочь Ирина.

Единственным поэтом, которому, как божеству, поклонялась Цветаева, был Александр Блок.


«Имя твое…»

1 ученик: В годы первой мировой войны Цветаева голодала, к этому времени у нее было двое детей: Ариадна и Ирина. Пришлось отдать детей в Кунцевский приют, где 2 марта 1920 года умирает от голода ее дочь Ирина.


«Две руки легко опущенные»

В 1922году Цветаева уезжает за границу, где находился её муж. В эмиграции она провела 17 лет.

«Моим стихам, написанным так рано»

Песня из к/ф «Жестокий романс»


За границей у Цветаевой рождается сын Георгий. Лишь в 1939году Цветаевой разрешили вернуться в СССР.

«О, слёзы на глазах»

1 ученик: В Москве Цветаева оказалась в отчаянном положении.


«Знаю, умру на заре»


Слово учителя: Незадолго до смерти Марина все хотела написать свое завещание. И она написала завещание детям.

«Милые дети! Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы как мы. Но говорят, что вы особая порода, ещё не поддающаяся воздействию. Поэтому:

- Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия её погибает в пустыне человек.

- Никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба.

- Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются.

- Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.

- Увидя на дороге камень – уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос.

- Не стесняйтесь уступить место старшему в транспорте. Стыдитесь – не уступить!

- Не торжествуйте победы над врагом, Достаточно сознания, После победы – протяните руку.

- Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном), другие уйдут – свой останется.

- Книгу листайте с верхнего угла страницы. Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз.

- Когда вы спросите: «Что такое романтизм?» - и увидите, что никто не знает, отвечайте бессмертным словом Жуковского: «Романтизм – это душа!»



2 ученик: Война. В 1941 году с сыном Цветаева ухала в Елабугу. Умирает в тюрьме муж Сергей Эфрон.


1 ученик: Мысли о муже, кризис, тоска, полное одиночество, полная депрессия. В Елабуге и настиг ее одиночества верховный час. 3 августа 1941 года Марина покончила с собой, повесившись в сенях.


«Прохожий»


Слово учителя: Из воспоминаний Ариадны Эфрон:

«Я знаю, что существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии. Не верьте этому. Ее убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих. Здоровы мы были – безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие ко всем. Каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник – доносчиком».

«Моим стихам как драгоценным винам, настанет свой черед» - слова ее были пророческими. Интерес и любовь к поэзии Цветаевой возрастает с каждым днем.

Песня «Хочу у зеркала спросить» из к/ф «Ирония судьбы»


«Уж сколько их упало в эту бездну»


Слово учителя: Итак, мы сегодня прикоснулись к трагической судьбе Марины Цветаевой. Прошло много лет со дня смерти поэтессы, но память о ней и ее стихах сохранилась до наших времен.

Открытый урок по творчеству Марины Цветаевой "Если душа родилась крылатой..."
  • Русский язык и литература
Описание:

Открытый урок по творчеству Марины Цветаевой "Если душа родилась крылатой..."

Оборудование урока:   - видеоаппаратура;

                                        - плакат со словами Цветаевой;

                                        - на доске запись темы урока;

                                        -выставка книг о Цветаевой;

                                        -портрет Цветаевой;

Цели и задачи:

-   познакомить с биографией и творчеством М. Цветаевой; вызвать у     учащихся интерес к поэзии серебряного века; научить  учащихся сопереживать трагической судьбе поэтессы;

-   на примере  отрывков  из знакомых кинофильмов показать задушевность и музыкальность стихотворений Марины Цветаевой;

-   в процессе урока развивать устную речь учащихся, чувствовать и передавать в чтении наизусть то, что тревожит и волнует автора;

 

-   развивать артистические, художественные способности ребят; 

Автор Манакова Оксана Владимировна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 581
Номер материала 12351
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓