Тема урока: Решение расчетных задач Теория электролитической диссоциации. Гидролиз солей.
Класс - 9
Тип урока комбинированный
Цель: Способствовать формированию ЗУНов у
учащихся о теории электролитической диссоциации.
Гидролиз солей.
Задачи :
Обучающие: Закрепить
представление о сущности ТЭД. Совершенствовать умение: планировать свою
познавательную деятельность;
обобщать
и систематизировать материал в пределах темы;
сравнивать,
находить причинно-следственные связи, делать выводы;
Осуществлять
самоконтроль и давать самооценку своей учебной деятельности.
Развивающие: Способствовать
развитию
учебно-информационные
навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, электронного
документа, наблюдаемых процессов;
учебно-логические:
умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать
и делать выводы, формулировать определения понятий;
учебно-организационные:
организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки
знаний и умений.
Совершенствовать
коммуникативные умения в ходе выполнения опытов, развивать умение формулировать
и аргументировать собственное
Методы обучения:
репродуктивный,
частично-поисковый, проблемный, беседа.
Форма
организации учебной деятельности:
комбинированный
контрольно-учетный урок.
Развитие умений
учащихся.
Работать
в заданном темпе, четко выполнять
задания, проявлять упорство и не теряться
при проведении самостоятельной работы.
Формы работы, используемые при активном обучении
«Мозговой штурм»
модуль Обучение критическому мышлению
Стадия
осмысления
«Знаю – Хочу знать»
Идёт
работа с инструктивной картой по заданию. модуль Преподавание и обучение в
соответствии с возврастными особенностями
Учащимся
предлагается ознакомиться с рабочим листом и планировать свою учебную
деятельность модуль Новые подходы в обучении
Каждая
группа из ребят выбирает конверт (вложены задания,). Организуется
самостоятельная работа учащихся. модуль Новые подходы в обучении
Планируют свою учебную деятельность. Решение логических задач модуль Преподавание
и обучение в соответствии с возрастными особенностями
Решают
задачи на определение уровня сформированности общих учебных умений и навыков
само
и взаимооценивают модуль Оценивание обучения и оценивание для обучения
Оценивание, включая оценку в целях обучения
Формативное
со стороны учителя
Суммативное
со стороны учащихся. Рефлексия на изучение удовлетворенности учащихся своими
результатами
Самопроверка,
взаимооценка, самооценка.
Основные ресурсы
УМК
9 класс, дополнительная литература, рабочий лист, таблица растворимости, лист
учёта знаний учащегося по теме,
рейтинговый
лист, презентация.
Личностная значительность изучаемого для
школьника:
умение
предъявить результаты своей работы,
формирование чувства успеха.
Результаты обучения
Воспроизведение
Смогут:
Объяснять
механизм
электролитической диссоциации
Интеллектуальный уровень
Смогут:
Характеризовать отличия
электролитической диссоциации кислот, оснований и солей;
проводить
реакции ионного обмена;
Определять и указывать
признаки и условия протекания электролитической диссоциации кислот, оснований и
солей.
Анализировать содержание демонстрационных опытов
Смогут:
Показывать отличия протекания
электролитической диссоциации кислот, оснований и солей.
II.Выход
на тему урока «Мозговой
штурм»
1. Положительно заряженный электрод - …(анод).
2. Отрицательно заряженный электрод - …(катод).
3. Направленное движение заряженных частиц -
…(электрический ток).
4. Положительно заряженные частицы -…(катионы).
5. Отрицательно заряженные частицы -…(анионы).
6. Вещества, водные растворы или расплавы которых
проводят электрический ток -…(электролиты).
7. Вещества, водные растворы или расплавы которых не
проводят электрический ток -…(неэлектролиты).
8. Процесс распада электролита на ионы при
растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).
Вопросы классу:
Лист учёта знаний учащегося по теме
(заполняет
ученик)
Класс______
. Фамилия, имя учащегося________________________________
№
|
Знания, умения
|
Самооценка
|
оценка
|
Знаю хорошо
|
частично
|
не знаю
|
1
|
Определение
понятий: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация; кислоты,
основания, химическое равновесие, качественные реакции
|
|
|
|
|
2
|
Механизм
электролитической диссоциации веществ с ионной связью на примере хлорида
натрия
|
|
|
|
|
3
|
Качественные
реакции на анионы
|
|
|
|
|
4
|
Химические
свойства кислот, оснований, солей с точки зрения ТЭД
|
|
|
|
|
5
|
Составлять
уравнения ЭД кислот, оснований и солей
|
|
|
|
|
6
|
Пользоваться
таблицей растворимости
|
|
|
|
|
7
|
Составлять
уравнения реакций ионного обмена
|
|
|
|
|
8
|
Проводить
реакции ионного обмена, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами
|
|
|
|
|
9
|
Решать
экспериментальные задачи, используя знания химических свойств веществ и
знания качественных реакций на анионы
|
|
|
|
|
|
Учебные
Умения и Навыки
|
Умею
хорошо
|
С
помощью учителя
|
Ещё
не умею
|
Оценка
|
1
|
Планировать
свою учебную деятельность:
|
|
|
|
|
2
|
Активно
участвовать в организации работы в паре
|
|
|
|
|
3
|
Осуществлять
самоконтроль и давать самооценку своей деятельности
|
|
|
|
|
4
|
Уметь
выделять главное, делать выводы
|
|
|
|
|
5
|
Слушать
объяснение учителя
|
|
|
|
|
6
|
Работать
с дополнительной литературой
|
|
|
|
|
7
|
Отвечать
на вопросы в соответствии с их характером
|
|
|
|
|
8
|
Составлять
и использовать таблицы
|
|
|
|
|
9
|
Вести
записи в тетради в соответствии с требованиями
|
|
|
|
|
III. Решение задач на
определение уровня сформированности общих учебных умений и навыков
I. Анализ
1.
Выберите "лишнее" в списке веществ, обоснуйте Ваш выбор:
а)
соли, кислоты, щёлочи, дистиллированная вода;
б)
НСl; Н2SO4; HNO3; Н2СО3
2.
Установите соответствие:
Формулы
веществ
|
Классы веществ
|
1. NaOH; Ca(OH)2; KOH
|
А. Кислоты
|
2. НСl; Н2S; HNO3;
|
Б. Основания
|
3. КNO3; СаСl2; Аl(NO3)3
|
В. Соли
|
1
- _____________,2 - ____________,3 - _____________
3.
Найдите правильное утверждение:
электролитическая
диссоциация в растворах это -
А)
процесс распада электролита на ионы под действием электрического тока;
В)
процесс распада электролита на ионы под действием молекул растворителя;
С)
взаимодействие кислот и оснований.
II. Синтез:
1.
О каких веществах идёт речь:
кислые
на вкус;
изменяют
окраска лакмуса в розовый цвет;
большинство
из них взаимодействуют с металлами, стоящими до водорода, при этом выделяется
водород;
взаимодействуют
с основными оксидами с образованием соли и воды;
взаимодействуют
с основаниями с образованием соли и воды.
2.Назовите
одним словом:
а)
НВr; НСl; НNO3; Н3РО4;
б)
SO42-; Сl-; NO3-; РО43-;
в)
К+; Са2+; Mg2+; Аl3+
III. Сравнение
Даны
вещества: Н2SO4; Н2SO3
Сравните
их по составу и свойствам.
Сходство________________________________
Различие________________________________
IV. Логика
Выберите ответ по аналогии
Два
понятия: (фенолфталеин, малиновая) связаны определённым смыслом друг с другом.
Укажите номер слова, которое было бы связано с предложенным тем же смыслом:
Фенолфталеин
: малиновая = лакмус : ?
1)
белая;
2)
синяя;
3)
красная;
4)
бесцветная
2.
Из веществ, формулы которых приведены ниже, составьте уравнения реальных
химических реакций:
а) АgСl; NaCl; АgNO3;
Na NO3.
б)
СО2; Н2О; К2СО3; НСl; КСl
V. Вывод
Внимательно
прочитайте текст:
"Для
снижения кислотности желудочного сока при язвенной болезни желудка, гастритах с
повышенной кислотностью в арсенале врачей есть такие препараты, как бикарбон
(одна таблетка содержит 0,1 г сухого экстракта красавки 0,01г и гидрокарбоната
натрия (NaHCO3), оксид магния (MgO)); альмагель (смесь специально
приготовленного геля Аl(OH)3 с МgО и сорбита) и др.
Многие
больные до сих пор, если нет этих лекарств, используют для устранения изжоги
обычную питьевую соду (гидрокарбонат натрия NaHCO3). Попробуйте
сравнить механизм действия названных препаратов и объяснить, почему врачи
отдают предпочтение альмагелю и категорически не рекомендуют использовать
пищевую соду?" (Изжогой называют ощущение жжения в области желудка, оно
вызвано действием соляной кислоты, которая содержится в пищеварительном соке,
на слизистую желудка).
IV. Упражнения на развитие познавательных процессов по
теме: "Электролитическая диссоциация"
I. Упражнения на развитие внимания
1.В
приведённом списке обведите кружком формулы кислот, подчеркните одной чертой
формулы оснований, зачеркните формулы оксидов:
НСl;
Н2О; КОН; Са(ОН)2; МgCl2; Н2SO4;
СаО; Н3РО4; Р2О5; NaOН; Аl2 (SO4)3
Это
упражнение нужно выполнять быстро, просматривая каждую формулу один раз. В ходе
выполнения упражнения тренируется переключение и распределение внимания.
2.Определите
на слух верные утверждения:
электролиты
- это вещества, которые в растворах и расплавах проводят электрический ток;
все
соли взаимодействуют со щелочами, при этом образуется новая соль и новое
основание;
все
основания реагируют с кислотами, при этом образуются соль и вода;
все
кислоты взаимодействуют с металлами, при этом образуется соль и выделяется
водород.
В
ходе этого упражнения идёт тренировка концентрации внимания.
II. Упражнения на развитие мыслительных операций
анализа и синтеза
1.
Исключите "лишнее" по Вашему мнению, уравнение реакции:
НCl
+ Zn ->
НCl
+ СаО ->
НCl
+ КОН ->
HCl
+ Na2SO4 ->
2.
Установите соответствие:
1.
Дистиллированная вода, этиловый спирт, сахар, глицерин
|
А. Электролиты
|
2. Соляная кислота, хлорид натрия, гидроксид натрия, сульфат
меди (II)
|
Б. Неэлектролиты
|
3.
О каком веществе идёт речь, если известно, что это вещество:
бесцветная
жидксть, без запаха и вкуса;
хороший
растворитель;
не
проводит электрический ток;
необходима
для жизни.
III. Упражнения на развитие логического мышления
1.
В цепочке превращений:
Р
-> X -> Н3РО4
вещество
Х это:
а)
Н2О
б)
Р2О5
в)
Na3РО4
г)
РСl5
2.Продолжите
ряд веществ:
С;
СО2; Н2СО3; К2СО3; S; SO2;
::.; ::.
IV. Упражнения на развитие операции классификации
1.
Разделите вещества, формулы которых приведены ниже, на 2 группы. Какой принцип
Вы положили в основу классификации?
НСl;
НВr; НмnO4; Н2S; НClO4; Н2SiO3
2.
На сколько групп, и по каким признакам можно разделить вещества, формулы
которых приведены ниже:
NaOН; Н2SО3; SO2; НСl; F2O3;
Fe(OH)3; Na2CO3; FeCl3
V. Рейтинговая карта по теме: Решение
расчетных задач Теория электролитической
диссоциации. Гидролиз солей.
№
|
Виды деятельности
|
Баллы
|
Кол-во
|
Сумма
|
Rn
|
N
|
Rn N
|
Анализ
|
Выберите
"лишнее" в списке веществ, обоснуйте Ваш выбор
|
0,5
|
10
|
5
|
Анализ
|
Установите
соответствие
|
0:.5
|
|
5
|
Анализ
|
Найдите
правильное утверждение
|
0:.5
|
|
5
|
Синтез
|
О
каких веществах идёт речь
|
0:.5
|
|
5
|
Синтез
|
Назовите
одним словом
|
0:.5
|
|
5
|
Сравнение
|
Сравните
вещества по составу и свойствам
|
0:.5
|
|
5
|
Логика
|
Укажите
номер слова, которое было бы связано с предложенным тем же смыслом
|
0:.3
|
|
3
|
Вывод
|
Почему
врачи отдают предпочтение альмагелю и категорически не рекомендуют
использовать пищевую соду?"
|
0:.5
|
20
|
10
|
|
Упражнения на развитие внимания
|
0:.5
0:.5
|
|
5
5
|
|
Упражнения на развитие мыслительных операций анализа
и синтеза
|
0:.5
0:.5
0:.5
|
|
5
5
5
|
|
Упражнения на развитие логического мышления
|
0:.5
0:.5
|
|
5
5
|
|
Упражнения на развитие операции классификации
|
0:.5
0:.5
|
|
5
5
|
|
Ведение
тетради
|
0:15
|
1
|
15
|
|
Максимально количество:
|
|
|
103
|
|
Высокий
уровень усвоения темы (оценка - 5)
|
|
|
74-103
|
|
Средний
уровень усвоения темы (оценка - 4)
|
|
|
46-73
|
|
Удовлетворительный
уровень (оценка -3)
|
|
|
45
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.