Главная / Технология / Открытый урок по теме "Разметка тонколистового металла". 5 класс.

Открытый урок по теме "Разметка тонколистового металла". 5 класс.


Разметка тонколистового металла(2 часа)


Цель: Сформировать первоначальные умения и навыки разметки заготовок из тонколистового металла.

Задачи: Воспитывать у учащихся прилежание и внимательность, трудолюбие и самостоятельность в работе. Прививать бережное отношение к материалам, их экономному расходованию.


Оборудование:

слесарные линейки, чертилки, кернер, разметочный циркуль, слесарный угольник, разметочный молоток, шаблоны, заготовки из тонколистового металла, образец готового изделия.


Ход урока:


  1. Организационный момент


1.Приветствие учащихся.

2.Проверка посещаемости.

3.Назначение дежурных.

4.Объявление темы урока: «Разметка тонколистового металла».

Ученикам записать дату и тему урока в тетрадь.

Объявление цели урока.


  1. Повторение материала, изученного на предыдущем занятии (по вопросам)

  1. Какой материал называют тонколистовым металлом?

  2. Какую листовую сталь называют жестью?

  3. В чем отличие белой жести от черной?

  4. Для чего покрывают жесть слоем олова?

  5. Какую листовую сталь называют кровельным железом?

  6. Какие инструменты и приспособления применяют при правке?

  7. Как выполняется правка листового металла?


Выставление оценок.


  1. Объяснение нового материала


Назначение разметки и разметочных инструментов

Для того чтобы правильно изготовить деталь, на поверхность заготовки наносят места и границы обработки в виде линий и точек с соблюдением чертежных размеров. Эта слесарная операция называется разметкой.

Разметка выполняется с целью определения мест разрезания и сгибания листового металла и границ обработки заготовок при изготовлении изделий.

Точки при разметке – керны представляют собой небольшие углубления.

Линии, наносимые при разметке, называют рисками.


Записать в тетрадь:

Разметка – нанесение на заготовку линий (рисок) и точек (кернов), указывающих места и границы обработки.

Риски и керны наносят на заготовку с помощью специальных разметочных инструментов: чертилок, разметочных циркулей, кернеров, а также измерительных линеек, слесарных угольников и разметочных молотков.

(Названия инструментов сопровождаются их демонстрацией).


Для чего же предназначен каждый инструмент?


Чертилка представляет собой остро заточенный стальной стержень и служит для нанесения рисок на заготовку. Конструкция чертилок может быть различной. (Демонстрация чертилок из слесарного набора и самодельных проволочных).

Разметочный циркуль применяется для нанесения на заготовку окружностей и дуг. В отличие от обычного циркуля обе ножки разметочного имеют заостренные концы.

Кернер позволяет получать при разметке небольшие углубления, или керны. Эти углубления необходимы:

  • для обозначения центров окружностей и дуг, чтобы во время разметки ножки циркуля не скользили по заготовке;

  • для более четкого обозначения разметочной риски, которая во время работы может стереться.

Измерительная линейка используются и при проведении разметочных рисок, и при измерении и контроле размеров.

Слесарный угольник также служит для выполнения разметочных рисок. Он позволяет выполнить линии строго под прямым углом. Контроль уже выполненных прямых углов заготовки проверяют тоже угольником.

Разметочный молоток применяется для удара по бойку кернера при накернивании центров отверстий и разметочных рисок.


Записать в тетрадь:

Разметочные инструменты:

а) чертилка;

б) разметочный циркуль;

в) кернер;

г) измерительная линейка;

д) слесарный угольник;

е) разметочный молоток.



Технология выполнения разметки

Перед разметкой требуется очистить заготовку от пыли и грязи, проверить исправность разметочных инструментов.

Размечать заготовку нужно так, чтобы как можно меньше металла уходило в отходы.

Разметку выполняют по чертежу или по шаблону.

Разметку по чертежу детали из листового металла начинают от самой ровной кромки заготовки. Если все кромки неровные, то проводят базовую линию (риску) и от нее выполняют дальнейшую разметку детали.

При проведении линий чертилку наклоняют в направлении движения и плотно прижимают к линейке или угольнику (как карандаш при разметке заготовок из древесины) отклоняя ее на небольшой угол. Величину этого наклона нельзя изменять во время проведения риски, иначе риска получится кривой.

При нанесении окружностей разметочный циркуль также наклоняют в сторону движения, прилагая основное усилие к ножке, находящейся в центре окружности.

Разметка по шаблону применяется, если необходимо изготовить не одну, а несколько одинаковых деталей или деталь имеет сложную форму. Шаблон плотно прижимают к заготовке и обводят по контуру чертилкой.

Водить чертилкой по одному и тому же месту более одного раза не следует, так как это может привести к тому, что вместо одной получится несколько рисок.


На заводах разметку деталей выполняют слесари-разметчики. Шаблоны изготавливают слесари самой высокой квалификации – слесари-инструментальщики.

Разметка – очень ответственная операция. От того, насколько точно она выполнена, зависит качество будущего изделия.


Виды брака и возможности его устранения

Распространенный вид брака при разметке – несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготовляемой детали. Причиной этого может быть:

а) неточность измерительного инструмента;

б) несоблюдение приемов разметки;

в) невнимательность работающего.


Организация рабочего места

  1. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.

  2. Каждый предмет нужно класть на отведенное для него место, чтобы не искать его при повторном использовании.

  3. Все, чем во время работы приходится пользоваться чаще, нужно класть ближе, и наоборот.

  4. Размещать предметы на рабочем месте нужно так, чтобы их расположение соответствовало естественным движениям рук: предметы, которые берутся правой рукой, должны лежать справа, а те, которые берутся левой, - слева.


Правила безопасности труда

  1. Обращаться с чертилкой нужно очень осторожно, чтобы не поранить глаза и руки. Подавать ее надо ручкой от себя, а класть на рабочее место – ручкой к себе.

  2. Нельзя класть чертилку и разметочный циркуль в карман, их можно держать только на верстаке.


Спросить, понятен ли учащимся новый материал? При положительном ответе -проверить усвоение нового материала, при отрицательном – ответить на вопросы.


  1. Проверка усвоения нового материала (по вопросам)


  1. Какие инструменты применяют для разметки металлических заготовок?

  2. Для чего проводится базовая линия?

  3. Для какой цели применяют шаблоны?

  4. Почему при разметке циркулем усилие прилагают к ножке, установленной в центре отверстия?

  5. Из-за чего при разметке вместо одной риски может получиться несколько?

  6. Какие правила безопасности надо соблюдать при разметке?

  7. Как правильно разместить на верстаке чертилку, линейку, угольник, циркуль, заготовку, шаблон?



  1. Практическая работа по разметке заготовки из тонколистового металла


Ребята, сейчас мы приступим к практическому освоению разметки тонколистового металла в процессе изготовления изделия. В качестве заготовки будем использовать кровельную жесть. Обычно такую жесть используют для покрытия крыш. Но её можно использовать и для других целей – изготовления различных предметов. Вы на уроках технологии будете учиться изготавливать игрушечный совок, который можно использовать или дома, или в детском садике в различных играх, и изготовление которого поможет вам освоить различные слесарные операции.

Кровельная жесть – это жесть, покрытая слоем нержавеющего металла, цинком.

Совок состоит из двух деталей: лопатки и рукоятки. Мы начнем с изготовления лопатки. Она представляет собой особым образом изогнутую емкость. Заготовку надо разметить.

Начать разметку мы должны с нанесения базовой риски.

Перед вами находятся вырезанные из жести прямоугольники. Сначала мы находим середину прямоугольника по длине и проводим базовую риску. Затем наносим остальные риски.

Демонстрация нанесения разметочных рисок.

Повторение нанесения разметочных рисок одним из учеников.

Линейку нужно прижать к заготовке, острие чертилки должно быть плотно прижато к линейке, а сама она наклонена в сторону движения.

Напоминаю, наносить риску надо только один раз, и выполнять разметку нужно очень внимательно, не торопясь.

Демонстрация разметки.

Повторение разметки одним из учащихся.

При правильном выполнении разметки ученикам через дежурных выдать необходимый разметочный инструмент, шаблоны, и они приступают к самостоятельной работе, иначе необходимые объяснения и демонстрацию приемов нужно повторить.

В процессе самостоятельной работы контролировать соблюдение учащимися правил безопасной работы, организации рабочего места и правильности выполнения приемов разметки.



  1. Подведение итогов занятия


  1. Контроль выполненной работы в процессе сдачи учащимися заготовок.

  2. Разбор допущенных учащимися ошибок.

  3. Оценка выполненной работы.

  4. Сдача дежурным разметочного инструмента.


Домашнее задание: подготовить материал для рукоятки (дерево или металл).













Чистопольская средняя школа








Разработка открытого урока на тему

«Разметка тонколистового металла»

(5 класс)







Учитель технологии Боргуль И.В.




2012год























Самоанализ урока технологии, проведённого в 5 «Б» классе 12.12.2012года.

Тема «Разметка тонколистового металла»

Характеристика адресата.

В группе 10 учащихся.

Неуспевающих нет.

Раздел «Обработка конструкционных материалов». Урок проводился в мастерской по обработке металла и древесины. Тип урока – комбинированный. Обучающая цель урока: формирование первоначальных навыков и умений при разметке тонколистового металла. Воспитательная: прививать навыки бережного отношения к инструментам и материалам, воспитывать ответственность за результаты своего труда.

К проведению занятия подготовлены необходимые материалы и инструменты, шаблоны и технологические карты. У учащихся есть тетради и дневники. Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу урока плавный, логичный. Актуализация прежних знаний была направлена на то чтобы сделать необходимыми, нужными, кроме того еще и психологическая подготовка учащихся к изучаемой теме. Этот этап дал возможность оценить степень готовности учащихся к восприятию нового материала. Были сообщены цели урока, для организации внимания использовались инструкционные карты, восстанавливались технологические ситуации прошлого занятия в ходе повторения.
Формирование новых знаний проводилось методом рассказа, беседы. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы нормальный. Материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока. Вопросы и задания способствовали глубокому усвоению материала.
Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме, с демонстрацией операций и приемов, использовалась наглядность при проведении инструктажа.
Текущий инструктаж. Все учащиеся вовлечены в практическую работу, следят за соблюдением правил техники безопасности, рабочее место организованно. Практическая работа выполнялась под наблюдением учителя, замечания при неправильном выполнении точения и нарушении правил техники безопасности делались своевременно.
Закрепление знаний проводилось в ходе опроса, показало усвоение уч-ся изученного материала.
Уборка рабочих мест производилась всеми учащимися и дежурными (уборка класса).
Цели занятия достигнуты, время распределено рационально, занятие проведено по плану.












Открытый урок по теме "Разметка тонколистового металла". 5 класс.
  • Технология
Описание:

Раздел «Обработка конструкционных материалов».  Урок проводился в  мастерской по обработке металла и древесины. Тип урока – комбинированный. Обучающая цель урока: формирование первоначальных навыков и умений при разметке тонколистового металла. Воспитательная: прививать навыки бережного отношения к инструментам и материалам, воспитывать ответственность за результаты своего труда.

К проведению занятия подготовлены необходимые материалы и инструменты, шаблоны и технологические карты. У учащихся есть тетради и дневники. Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу урока плавный, логичный. Актуализация прежних знаний была направлена на то чтобы сделать необходимыми, нужными, кроме того еще и психологическая подготовка учащихся к изучаемой теме. Этот этап дал возможность оценить степень готовности учащихся к восприятию нового материала. Были сообщены цели урока, для организации внимания использовались инструкционные карты, восстанавливались технологические ситуации прошлого занятия в ходе повторения.
Формирование новых знаний проводилось методом рассказа, беседы. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы нормальный. Материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока. Вопросы и задания способствовали глубокому усвоению материала.

Автор Боргуль Игорь Викторович
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 823
Номер материала 25236
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓