Главная / Русский язык и литература / Открытый урок по теме "Обобщение и систематизация в разделе ЛЕКСИКОЛОГИЯ"

Открытый урок по теме "Обобщение и систематизация в разделе ЛЕКСИКОЛОГИЯ"

МКОУ «Звериноголовская СОШ»



Конспект урока русского языка

В 5 а классе по теме

Обобщение и систематизация по теме «Лексика и фразеология»



Педагог: учитель русского языка и литературы первой

квалификационной категории Утигенова Г.М.

Тип урока: повторение изученного в условиях реализации ФГОС.

Цель урока: совершенствовать и развивать полученные в результате изучения темы знания; учить применять эти знания в практической деятельности; развивать интерес к русскому языку на основе творческого подхода к изучаемому.

Задачи: Образовательные:

развить умение формулировать определение понятий;

развить умение находить синонимы, антонимы и омонимы в тексте;

повторить морфемный разбор слов;

научить различать синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова;

формировать умение использовать омонимы в речи;

развить умение различать омонимы в тексте;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения.

2. Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

3. Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

УУД:

-личностные:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

2) осознание эстетической ценности русского языка;

3) уважительное отношение к родному языку;

4) стремление к речевому самосовершенствованию.

-коммуникативные:

1) социальная компетентность;

2) умение слушать и вступать в диалог;

3) участие в коллективном обсуждении проблем;

4) интегрироваться в группы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;

- регулятивные:

1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.

2) планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

3) прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

5) коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

6) оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

-предметные:

1) представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;

2)проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),

3)понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

4)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, медиа проектор, слайд презентация

Наглядные пособия:1) кроссворд; 2) карта с изображением моря и островов (единиц лексики); 3) эпиграф к уроку записан на доске "Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается

с быстротой поражающей" (Горький)

Рабочие материалы для обучающихся: рабочая тетрадь №1 по русскому языку, раздаточный материал (карточки с заданиями см. приложение №1)

Автор учебника: . Русский язык. Практика. 5кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева и др; под ред. А.Ю. Купаловой. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 2). Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. 3).Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И. Никитина – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.



п/п

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(2 минуты).

Приветствие учителя



Итак, друзья, внимание

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!


Приветствие учеников

Принцип психологической комфортности



УУД: личностные, коммуникативные.



Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2























































3

Актуализация знаний ( 7 минут)





















































Постановка учебной задачи (1 минута)

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Перед вами карта. Что изображено на ней? (море с островами, каждый остров носит своё имя- названия лексических средств языка). Прежде чем мы отправимся в плавание, предлагаю сделать разминку- разгадать кроссворд (к доске 1 ученик)



1. Основная единица языка.

2. Новые слова.

3. Слова, которые употребляются в определенной местности.

4. Слова, близкие по лексическому значению.

5. Слова, противоположные по значению.

6. Запас слов и выражений человека.

7. Устаревшие слова.





с

л

о

в

о









н

е

о

л

о

г

и

з

м

д

и

а

л

е

к

т

и

з

м

ы








с

и

н

о

н

и

м

ы

а

н

т

о

н

и

м

ы









л

е

к

с

и

к

о

н








а

р

х

а

и

з

м

ы



Какое же ключевое слово получилось? Так как же звучит тема нашего урока?

Откройте тетради, запишите число. Тема урока. «ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ ЛЕКСИКОЛОГИЯ»





- Мы повторим основные понятия раздела «Лексика».

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?



























- Правильно, в конце этого урока мы закрепим умение различать синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова; находить их в тексте, уметь использовать их в речи, а также пополним наш словарный состав.















- Слово

- Неологизмы

- Диалектизмы

- Лексикон

- Синонимы

- Антонимы

- Лексикон

- Архаизмы















- Лексика



Записывают число, тему урока





- Цель урока – повторить, закрепить основные понятия раздела «Лексика».

Принцип деятельности.

Регулятивные УУД.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.







Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)















Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность













4



































































































Применение знаний и умений в новой ситуации

(15 минут)

























































































(2 минуты)

Что ж, ребята, отправляемся в плавание! Первый остров, который мы посетим, будет остров омонимов.

Вспомните, что такое омонимы?

















Сейчас потренируемся в нахождении омонимов

Слайд2,3 Найдите на рисунках предметы, названия которых – слова-омонимы. Составьте с ними предложения и запишите. (Проверить )

Молодцы, ребята.

Следующий остров – остров синонимов.

Слайд 4. Кто больше? Подберите синонимы к словам. Определите их стилистическую принадлежность. (ГОВОРИТЬ, ХОДИТЬ, СМОТРЕТЬ)

У:- сделайте, вывод: что такое синонимы?(закрыть презентацию)









А мы отплываем дальше. Следующая остановка – остров антонимов. Вспомним, что такое антонимы? Выполните следующее задание №1 (приложение №1)

Запишите загадки, выделите антонимы в каждом предложении как члены предложения.

То полна, то стройна, по ночам не спит она. 2. Горькой бывает, сладкой бывает, ойкают дети, её запивая. 3. День и ночь по кругу ходят- цифры нужные находят.

Молодцы, сейчас мы потренировались в нахождении антонимов в предложениях. А теперь вы сами будете подбирать антонимическую пару к словам.

Слайд5. Подберите антонимическую пару к словам.(устно)

Жара -…, начать-…, друг-…, хвалить-…, ласковый-…, родной-…, создавать-…, слева-…

Сделайте вывод: антонимы – это…











ФИЗМИНУТКА. Приложение 2.



Сейчас мы обратимся к эпиграфу рока.

"Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается

с быстротой поражающей" (М.Горький)



Как вы думаете, каким образом язык обогащается?

Что такое НЕОЛОГИЗМЫ? Приведите примеры .













Следующий остров – устаревшие слова. На какие две группы классифицируют устаревшие слова? (историзмы и архаизмы). В чем их различие? Приведите примеры (барщина, оброк, опричник/ злато, град, ланиты, цирюльник).



Продолжим наше путешествие по морю слов. Мы остановимся на острове фразеологизмов. Вспомним, что это за единицы языка. Для чего служат фразеологизмы? Приведите примеры. Где чаще всего используются фразеологизмы? (в пословицах и поговорках, в худ.лит-ре).

Сейчас выполним письменно упражнение, чтобы научиться заменять фразеологизм одним словом, задание №2. 1. Он направился в школу семимильными шагами. 2. Я надеюсь на тебя как на каменную стену. 3. Говорить с ним как об стенку горохом. 4. И прожили Иван да Марья душа в душу.



Хорошо справились. Теперь усложним задание. Потренируемся в подборе синонима-фразеологизма, задание №3(устно).1. Висеть на плечах-… 2. Между молотом и наковальней-3. Мороз по коже дерёт-.. 4. Нести вздор-.. 5. Кот наплакал-…6. Прикусить язык-…

Для справок: наступать на пятки, между двух огней, мурашки по коже, пороть чушь, нести ахинею, с гулькин нос, раз два и обчелся, держать язык за зубами.







-омонимы- слова, которые произносятся/пишутся одинаково, но имеют различное лексическое значение



















-слова с одинаковым/сходным лексическим значением



-слова с противоположным лексическим значением



















-слова с противоположным лексическим значением











Читает один ученик



(за счет заимствований и неологизмов),

приводят примеры неологизмов





-архаизмы и историзмы (приводят свои примеры)





- устойчивые сочетания слов



5

Обобщение и систематизация знаний (7 минут)

Выводы по уроку. –Что изучает лексика? Что такое лексическое значение слова? Каким словарем нужно воспользоваться, чтобы узнать/уточнить лексическое значение слова? Назовите, какие лексические единицы мы сегодня вспомнили/повторили?





6

Подведение итогов (рефлексия)



(5 минут)

-Какое значение имеют знания, полученные вами сегодня на уроке?

-Как знание понятий из раздела «Лексика» пригодится вам в жизни?

-Продолжите, пожалуйста, предложения:

- я познакомился с ...

-было непросто ...

-я добился ...

-у меня получилось ...

-хотелось бы ...

-мне запомнилось ...

Выставление оценок с комментариями





Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера), регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, современных средств коммуникации)

7

Домашнее задание (1 минута)

П. 55-66, у.794(у), 795(п)





Принцип деятельности



Личностные УУД (саморегуляция), познавательные самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера)




17


Открытый урок по теме "Обобщение и систематизация в разделе ЛЕКСИКОЛОГИЯ"
  • Русский язык и литература
Описание:

                                                                                                                                                                                                     

Автор Утигенова Гульмира Молдагалеевна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 509
Номер материала 19249
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓