Открытый
урок по физике в 8 классе.
Тема
урока: «Влажность воздуха».
Цели урока:
1.Ввести понятие абсолютной и относительной
влажности воздуха и вскрыть их физический смысл.
2.Ввести понятие точки росы и выяснить, от
чего зависит появление тумана и росы.
3.Выяснить устройство, назначение и принцип
действия гигрометра психрометрического.
4.Развивать мышление и познавательную
активность учащихся.
5.Развивать у учащихся умения и навыки
самостоятельной работы с гигрометром; умение определять относительную влажность
воздуха с помощью двух термометров и психрометрической таблицы.
6.выяснить значение влажности воздуха в
существовании жизни на Земле.
7.Экологическое воспитание учащихся.
8.Воспитывать интерес к предмету и
сознательное отношение к его изучению.
План урока.
1.Орг.момент,сообщение целей урока.
2.Мотивация учебной деятельности учащихся.
3.Актуализация знаний учащихся, подготовка
детей к восприятию нового материала.
4.Изложение нового материала.
5.Лабораторная работа «Определение
относительной влажности воздуха» с самооценкой учащимися . (Закрепление).
6.Значение влажности воздуха в существовании
жизни на Земле.
7.Составление кластера, заключение учителя, итоги
урока.
8.Рефлексия.
9.Домашнее задание.
Ход урока.
1.Сообщение целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами выясним, что такое
влажность воздуха, единицы ее измерения, каким прибором измеряется. Научимся
определять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра
психрометрического , а если нет гигрометра, то с помощью двух термометров и
психрометрической таблицы № 11 на стр.245 учебника.
2.Мотивация учебной деятельности
учащихся.
Тест «Наше настроение и настрой на урок».
Учащимся раздаю 2 набора цветных полосок (или
стикеров) и прошу ребят выбрать из первого набора тот цвет, который
соответствует их настроению на начало урока.
3.Актуализация знаний учащихся и
подготовка детей к восприятию материала.
Способы парообразования.
Пар насыщенный и ненасыщенный.
4.Влажность воздуха – содержание водяных
паров в воздухе.
Влажность воздуха бывает относительная(φ, %) и
абсолютная(плотность водяного пара(ρ, кг/м³).
Испарение происходит тем быстрее, чем меньше
φ!!
φ зависит не только от количества водяного
пара в воздухе, но и от температуры воздуха!!!! ( если количество водяного пара
в воздухе не меняется, то с понижением температуры, φ увеличивается!!
Почему в не отапливаемых помещениях осенью
становится сыро?(температура воздуха понижается и относительная влажность
воздуха увеличивается).
Чем это объяснить? С понижением температуры
водяной пар близок к насыщению и ,по достижении некоторой температуры, называемой
точкой росы, пар становится насыщенным, т.е. φ = 100%. Дальнейшее охлаждение
приводит к образованию росы и тумана.
Почему весной по утрам образуется туман,
который исчезает с появлением первых солнечных лучей?
Когда летом мы можем наблюдать росу?(вместе с
учащимися даем ответы на предложенные выше вопросы).
Способы определения относительной влажности
воздуха.
1) с помощью гигрометра психрометрического;
2) по формуле относительной влажности;
3) с помощью гигрометра волосяного.
Далее, разбираем устройство и принцип действия
гигрометра психрометрического (по прибору).
5. С целью закрепления изученного, в
тетради для лабораторных работ выполняем лабораторную работу «Определение
влажности воздуха в кабинете физики».
Цель работы: научиться определять
относительную влажность воздуха φ по разности оказаний сухого и увлажненного
термометров и психрометрической таблице( № 11 на стр.45 учебника).По ходу
лабораторной работы учащиеся заполняют таблицу:
№ опыта
|
Показания сухого термометр ,°C.
|
Показания увлажненного термометра, °C.
|
Разность показаний термометров, °C.
|
Относительная влажность воздуха, φ ,%
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
Далее, предлагаю ученикам слегка нагреть
пальцами увлажненный термометр и сделать вывод о зависимости влажности воздуха
от температуры.
Вывод: чем выше температура увлажненного
термометра, тем меньше разность показаний сухого и увлажненного термометров,
тем меньше относительная влажность воздуха.(этот вывод учащиеся записывают в
тетрадь после измерения влажности воздуха.
Учащиеся сами оценивают свое участие в
выполнении лабораторной работы ,а учитель корректирует их самооценку.
6.Обращаюсь к детям с вопросом: «Ребята,
как вы думаете, какое значение имеет влажность?
Выслушав ответы учащихся, делаю сообщение о
значении влажности воздуха:
1).Умеренная влажность воздуха создает
необходимые условия для нормальной деятельности человека (40-60% -нормальная
относительная влажность воздуха).
2).Влажность воздуха играет важную роль в
мукомольном производстве, в ткацком производстве.(объясняю , как повышая
влажность воздуха, можно уменьшить вредное влияние статического электричества).
3).В музеях ,картинных галереях для хранения
произведений искусства φ должна быть постоянной.
4).В архивах для хранения ценных бумаг и
документов φ тоже должна быть постоянной и не выше, не ниже нормальной!
7.Составление кластера(заключение
учителя, итог урока).
Кластер предлагаю оформить по типу солнца и
его лучей. Отвечая на вопросы поставленные учителем, дети на «солнечных лучиках»-
стикерах пишут о том, что нового, интересного они узнали сегодня на уроке по
теме, крепят эти стикеры к «солнышку»-желтому кругу на листе ватмана А-3.При
этом они комментируют, озвучивают свои записи.
8.Подводя итоги урока, учитель
комментирует оценки за урок, благодарит за участие в проведении урока.
Рефлексия
.Повторный тест со стикерами из второго набора цветов «Мое настроение в конце
урока» с обязательным комментарием учителем ,что означает выбранный цвет
стикера.
9.Домашнее задание: § 17.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ « Украинская средняя школа».
«Влажность воздуха».
Открытый урок по физике в 8 классе.
Учитель физики - Амельчукова Н. И.
с. Украинка.
2014 – 2015 учебный год.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.