Тема урока: Конь
Цель урока:
1)Дать понятие о
шахматной фигуре (конь); познакомить учащихся с особенностями передвижения коня
на шахматном поле.
2)Развивать
логическое мышление учащихся, наблюдательность, внимательность, память.
3)Воспитывать у
ребенка настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах.
Тип урока:
комбинированный
Методы и
приемы:
показ, демонстрация, беседа, объяснение, самостоятельная работа, работа в
парах, игровая практика.
Оборудование:
демонстрационная шахматная доска, шахматные фигуры, плакаты с эпиграфами,
демонстрационные карточки для словарной работы, диаграммы, ИКТ.
Ход урока
1. Организационный
момент.
Ребята! У нас сегодня необычный урок. К нам на урок пришли гости. На этом уроке
вы будете нашими помощниками.
2. Постановка
цели урока.
На
уроке мы познакомимся с новой фигурой, но с какой я пока говорить не буду.
3. Актуализация
знаний.
А
сначала проверим знания, которые вы получили на предыдущих уроках.
Игра
«Вопросы шахматной шкатулки». (презентация)
У меня в
руках шахматная шкатулка. В этой шкатулке есть вопросы. Я их прочитаю. На эти
вопросы вы должны дать правильный ответ.
И так
начинаем.
- Назови и
покажи 4 центральных поля.
- Назови и
покажи поля второй горизонтали.
- Назови поля
диагонали.
- На каких
полях располагаются ферзи до начала игры.
- Какого
цвета поле а1 (угловое поле слева – снизу черное).
- Белых
полей на шахматной доске больше, чем черных (нет).
- Ладья
оценивается в 5 очков (да).
Ладья напоминает
крепостную, неприступную башню. Во Франции и других странах она так и
называется тура (башня, крепость). В Россию шахматы из Индии так долго плыли на
кораблях – лодках (в старину лодки назывались лодьями), что эта фигура
превратилась в ладью.
-
Рокировка не является обязательной (да).
- Король
не может стоять рядом с другим королем (да).
Король. В
сказочном царстве король всегда был главным героем. В шахматном царстве в
каждом войске королей по одному: черный и белый. В честь короля Шаха игра стала
называться шахматами.
- Шах –
это безвыходное положение для короля (нет).
- Король –
самая сильная шахматная фигура (нет).
-
Шахматное поле состоит из 80 клеток (нет).
- Если
проиграешь, не стоит расстраиваться (да).
- Если
выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться (да).
4. Физкультминутка.
5. Объяснение
нового материала.
Сейчас я
вам расскажу такую историю. В одном государстве жил рыцарь. У него был
прекрасный друг конь. Он ему служил честно и правдиво. Конь всегда таскал
своего наездника на себе. Однажды рыцарь обидел его. Прежде всего, гордый конь
решил скинуть с себя своего седока решил, что сам прекрасно справится. Да еще
за долгое время конь потерял длинные ноги и хвост. Осталась лишь лошадиная
голова, но очень лихая.
Беседа.
Вопрос: О
какой шахматной фигуре я вам рассказала историю?
Ответ:
Конь.
Конь самая
хитрая фигура среди шахматных фигур.
А сейчас я
передаю слово вашему тренеру Анатолию Константиновичу. Он вам расскажет и
покажет почему эта фигура хитрая. (презентация)
Игровая
практика (15 мин.)
Дети сидят
по двое, играют свободно, останавливаются по команде, кто больше фигурок
выиграл через 7 минут, а затем меняются партнеры. Кто выиграл, получают фишку.
6. Закрепление
нового материала.
(Подводит
итог Анатолий Константинович)
Вручение
благодарственного письма Беляеву Илье.
7. Итог
урока.
Белый отряд чёрный
отряд –
Друг против друга
два войска стоят.
Строгий порядок в
отряде одном,
Точно такой же - в
отряде другом.
В каждом отряде –
ты сам погляди – Беляев Илья
Оба угла занимают
ладьи
Рядом с ладьями
кони видны,
Рядом с конями
встали слоны.
Кто ж посередине?
Ферзь с королём –
Самые главные в
войске своём.
А перед всеми –
Ладьёй и Конём,
Перед Слоном,
Королём и ферзём – Харисова Лия
Пешки – малышки
стали стеной,
Им начинать этот
сказочный бой!
Партия – запомнить
ты готов? –
Из отдельных
состоит ходов.
Что такое ход?
Сейчас узнаем.
Вот фигурку мы
передвигаем
С одного квадрата
на другой –
Совершаем ход
очередной. Давлетов Марсель
А порой противника
фигура
Высится на поле,
будто бы скульптура,
Не даёт твоей
фигуре встать.
Как тут быть? С
доски фигуру снять!
На освободившийся
квадратик
Встанет твоей
армии солдатик.
Не стесняйся
делать ход такой,
Ведь игра
напоминает бой. Гайнуллин Рамис
Тот, кто белым
войском управляет,
Первым ходом битву
начинает.
А подряд два хода
можно? Нет!
Нужно ждать
противника ответ.
Так, за ходом ход
идёт сраженье, Автомеева Алена
Наступленье или
отступленье.
Игроки же видят цель
одну:
Шахматную выиграть
войну.
Катасонова Любовь Ивановна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №12
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.