Министерство образования
Московской области
Московский Государственный Областной
Университет
Фрязинский филиал
ПРОЕКТ УРОКА
По предмету: информатика и ИКТ
Тема: «Этапы разработки реляционной базы данных по странам».
Выполнила:
преподаватель информатики и
ИКТ
Пысенкова
Любовь Алексеевна
2014
Тема урока: «Этапы разработки реляционной базы данных по странам».
Цель урока: Научиться
создавать реляционную базу данных.
Задачи:
Обучающая:
1.
Дать представления по этапам создания баз
данных.
2.
Обобщить и систематизировать процесс
создания таблиц.
3.
Формировать умение редактирования таблиц.
4.
Повторить и закрепить знания о различных
видах моделей данных.
Развивающая:
1. Расширить
кругозор учащихся в различных предметных областях.
2. Развивать
мышление (формировать умения выделять существенные признаки и свойства;
устанавливать единые, общие признаки и свойства целого; классифицировать факты,
делать обобщающие выводы).
3. Развивать
познавательные умения (формировать умения выделять главное, составлять план, наблюдать;
развитие умений частично-поисковой деятельности).
Воспитательная:
1. Воспитание
у учащихся интереса и внимания к информационной культуре и происходящим в этой
области процессам.
2. Воспитание
мотивации учащихся к учебной деятельности и к предмету.
Тип урока:
комбинированный урок
Методы урока:
словесный, наглядный, демонстрация, практический.
Средства обучения:
презентации, наглядный материал, индивидуальные карточки.
Формы работы на уроке: парная
и индивидуальная работа
Техническое оснащение:
компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран.
Дидактический материал: лекционный
материал, презентация разработки базы данных, презентация «Страны», тесты.
Хронометраж урока.
1.
Организационный
момент – 1 мин.
2.
Проверка
домашнего задания – 5 мин.
3.
Мотивация
урока – 2 мин.
4.
Изучение
нового материала – 20 мин.
5.
Практическая
работа – 15 мин.
6.
Подведение
итогов урока – 2 мин.
7.
Информация
о домашнем задании – 1 мин.
На момент проведения урока
Учащиеся знают:
- понятие «предметная область»;
- зачем необходимо структурировать данные;
- основные понятия базы данных;
- основные особенности иерархической, сетевой и
реляционной базы данных.
Учащиеся умеют:
- работать с инструментами СУБД;
- выделять классы, параметры и записи данных;
- вводить данные в СУБД.
Таблица
1
Ход
урока
|
Обоснование
деятельности учителя
|
Прогнозируемая
деятельность учащихся
|
1.Организационный
момент.
Проверка
готовности учащихся к уроку.
|
Подготовка
учащихся к работе на уроке
|
Готовность
группы к работе
|
2.
Проверка домашнего задания.
Давайте вместе вспомним, что мы с вами изучали на
предыдущем уроке.
Мы с вами изучали тему: «Виды моделей баз данных»,
создавали пробную базу «Подмосковье». Повторение и закрепление материала
предыдущего урока я предлагаю провести в виде теста. На карточках предложены
вопросы по изученной теме и варианты ответов. Вам необходимо выбрать правильный
вариант. На ответ вам дается 5 минут.
Результаты
ответов я сообщу на следующем уроке.
|
Проверка
домашнего задания проведена в виде теста. Учащимся предложены индивидуальные
карточки с вопросами и вариантами ответов
|
Учащиеся
заполняют тест и сдают листочки.
|
3.Мотивация
урока
База данных - это информационный продукт, который, как правило,
разрабатывает специалист по компьютерным технологиям. Создаваемая база данных
предназначена либо для специалистов, работающих в данной предметной области,
либо для широкого круга пользователей. В базе данных сами данные об объектах
и их смысловая интерпретация отделены друг от друга и представлены в
некоторой форме. Что упрощает управление действий над объектами.
Цель урока: Научиться
создавать базы данных.
|
Обеспечение
мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
|
Готовность
учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
|
4. Изучение
нового материала.
Создание базы банных выполняется в три
этапа. (Слайды )
Этап 1. Постановка задачи
На первом этапе разработки базы данных необходимо
составить описание предметной области, о которой предстоит
собирать сведения. Наиболее полное описание предметной области может наиболее
точно определить конечную цель создания базы данных и
конкретные задачи, которые она будет решать.
Например: Мы
с вами выбирали предметную область - туристический бизнес. На сегодняшний
день стремительно развивается рынок туристических услуг. Насыщенность рынка
туризма разнообразными туристическими услугами велика. Осуществить выбор или
предпочтение к чему-либо сложно из-за огромного потока информации. База
данных туристических услуг поможет осуществить выбор.
Чтобы составить наиболее полное описание
базы данных этой предметной области, вам потребуются знания из других
дисциплин, а также из личного опыта.
Этап 2. Проектирование базы данных
На втором этапе выделяем объекты БД и
их параметры.
В нашей предметной области мы выделяем
следующие объекты – это страны. Для каждой страны, а у нас их
– 15, мы определяем классы: столица, часть света, население,
площадь, стоимость тура, количество дней и конечно фотографии.
Таким образом, анализ выделенных параметров,
описывающих предметную область в целом, может привести к уточнению структуры
базы данных.
Современные системы управления базами данных
ориентированы на реляционную модель данных, поэтому после выделения классов и
их параметров надо нарисовать реляционную модель.
Для таблицы необходимо описать Имена
и Типы данных полей, определить ключевое поле.
Перечислите, какие имена и типы данных,
ключевое поле могут быть в таблицах? Правильно, имена: страны, достопримечательности,
население страны, площадь страны, столица страны и т.д. Тип данных: текстовый.
Ключевое поле: порядковый номер или название страны.
А теперь давайте представим ту информацию,
которую мы будем использовать для создания базы данных. Наша база данных
будет состоять из 15 стран.
Этап 3. Создание базы данных в СУБД
Создание компьютерной модели подчиняется
общей последовательности действий, типичных для любой СУБД:
1. Запуск программы Access и создание Новой
базы данных.
2. Таблицу создаём в режиме конструктора.
3. Вводим параметры таблиц и задание
типа данных.
4. Ввод значение данных в таблицы.
|
Обеспечение
восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий с
помощью презентации.
|
Учащиеся слушаю объяснение материала, смотрят презентацию,
записывают этапы создания базы данных.
|
5.
Практическая работа. (Слайды )
А
теперь мы на практике попробуем создать базу данных туристической индустрии.
Последовательность выполнения работы описана в третьем этапе и на
индивидуальных карточках. Вы создаете таблицы по странам используя материал
подготовленный к этому уроку. Ваша база данных должна состоять из двух таблиц:
Таблица
1.
Страна.
Таблица
2.
Форма.
Прежде
чем приступить к практической работе повторим технику безопасности при работе
на компьютере.
|
Закрепление
первичных знаний и способов работы на практике.
Учащимся
объясняется суть практического задания и напоминается последовательность создания
базы данных, выдаётся практическое задание
|
|
Техника
безопасности при работе на компьютере.
·
При
работе на компьютере - соблюдайте правильную посадку.
·
Не
вставать с рабочих мест, даже если в класс входит другой учитель.
·
Запрещается
трогать провода и разъемы;
·
Запрещается
включать и отключать аппаратуру без указания учителя;
·
При
появлении запаха гари немедленно прекратить работу.
|
Повторение
техники безопасности перед практической работой в виде фронтального опроса.
|
Учащиеся
перечисляют основные пункты ТБ при работе на компьютере.
|
6.Подведение
итогов урока.
Анализ
и оценка за практическую работу
«5»
- работа выполнена грамотно
«4»
- работа выполнена с замечаниями
«3»
- не завершена работа
|
Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
|
Получение
достоверной информации о достижении планируемых результатов.
|
7.
Информация о домашнем задании.
Изучить
базу данных интернет-магазина
|
Дать
домашнее задание и инструктаж по его выполнению
|
Записывают
домашнее задание
|
Тесты по теме: БАЗЫ ДАННЫХ (ACCESS)
База данных задана в виде таблицы:
№
|
Фамилия
|
Имя
|
Вклад
|
Дата
вклада
|
1
|
Петров
|
Николай
|
500
|
12.12.00
|
2
|
Сергеева
|
Ольга
|
1000
|
05.08.01
|
3
|
Петровский
|
Ефим
|
520
|
09.08.01
|
4
|
Сидорчук
|
Ярослав
|
300
|
12.12.01
|
5
|
Волчкова
|
Ольга
|
890
|
11.04.00
|
6
|
Иванов
|
Сергей
|
1005
|
13.05.02
|
7
|
Сидоров
|
Николай
|
100
|
12.04.01
|
8
|
Смирнов
|
Фёдор
|
650
|
05.08.01
|
Задание 1:
Выберите вариант правильного ответа.
1. База данных содержит полей:
а) 5 б) 4 в) 8 г) 9 д)
32
2. База данных содержит записей:
а) 5 б) 4 в) 8 г) 9 д)
32
3. Поля, содержащие числовые данные, имеют
имя:
а) Вклад б) Дата вклада в) №,
Вклад г) Имя, №, Вклад
д) №, Вклад, Дата вклада
4. Структура БД изменится, если:
а) Добавить/удалить поле
б) Отредактировать запись
в) Поменять местами запись
г) Добавить запись
д) Удалить запись
5. База данных «Расписание самолетов»
задана таблицей.
Какие поля имеют тип «Дата/Время»?
|
Аэропорт
назначения
|
день
недели
|
Время
вылета
|
Тип
самолёта
|
1
|
Москва
|
Понедельник
|
7:40
|
Ту-154
|
2
|
Москва
|
Среда
|
7:40
|
Ту-154
|
3
|
Москва
|
Пятница
|
7:40
|
Ту-154
|
4
|
Краснодар
|
Среда
|
11:30
|
Ан-24
|
5
|
Москва
|
Вторник
|
18:40
|
Ту-154
|
6
|
Москва
|
Суббота
|
18:40
|
Ту-154
|
7
|
Сочи
|
Суббота
|
13:20
|
Ан-24
|
8
|
Москва
|
Суббота
|
8:50
|
Ту-154
|
а) День недели
б) Время вылета
в) День недели и время вылета
г) Время вылета и тип самолета
д)Тип самолета
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Приложение 2.
Задание для практической работы
Примерная информационная модель - «Турагентство»
·
Австрия
·
Великобритания
·
Греция
·
Афганистан
·
Монголия
·
Япония
·
Франция
·
Швеция
·
Египет
·
Сомали
·
США
·
Аргентина
·
Мексика
·
Мальта
·
Монако
Страна
|
Столица
|
Часть света
|
Население
(тыс.чел)
|
Площадь
(тыс. кВ. м)
|
Стоимость
(руб)
|
Кол-во дней
|
Фотография
|
Австрия
|
Вена
|
Европа
|
7
513
|
84
|
37
920
|
7
|
Тип
поля ВЛОЖЕНИЕ
|
Великобритания
|
Лондон
|
Европа
|
55
928
|
244
|
27
783
|
7
|
Греция
|
Афины
|
Европа
|
9
280
|
132
|
30
168
|
7
|
Афганистан
|
Кабул
|
Азия
|
20
340
|
647
|
14
550
|
7
|
Монголия
|
Улан-Батор
|
Азия
|
1
555
|
1565
|
20
000
|
5
|
Япония
|
Токио
|
Азия
|
114
276
|
372
|
46
808
|
10
|
Франция
|
Париж
|
Европа
|
53
183
|
551
|
30
540
|
7
|
Швеция
|
Стокгольм
|
Европа
|
8
268
|
450
|
18
450
|
10
|
|
Египет
|
Каир
|
Африка
|
38
740
|
1001
|
8820
|
7
|
|
Сомали
|
Могадишо
|
Африка
|
3 350
|
638
|
25000
|
10
|
|
США
|
Вашингтон
|
Америка
|
217
700
|
9363
|
92760
|
7
|
|
Аргентина
|
Буэнос-Айрес
|
Америка
|
26
060
|
2777
|
30
168
|
15
|
|
Мексика
|
Мехико
|
Америка
|
62
500
|
1973
|
75960
|
13
|
|
Мальта
|
Валлетта
|
Европа
|
330
|
0,3
|
25920
|
7
|
|
Монако
|
Монако
|
Европа
|
25
|
0,2
|
59300
|
7
|
|
Приложение 2
Таблица
2.
ПЕРЕЧЕНЬ
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.