Главная / Информатика / Открытый урок по теме "Создание релляционной базы данных"

Открытый урок по теме "Создание релляционной базы данных"

Министерство образования Московской области

Московский Государственный Областной Университет

Фрязинский филиал










ПРОЕКТ УРОКА


По предмету: информатика и ИКТ

Тема: «Этапы разработки реляционной базы данных по странам».













Выполнила:

преподаватель информатики и ИКТ

Пысенкова

Любовь Алексеевна




2014




Тема урока: «Этапы разработки реляционной базы данных по странам».

Цель урока: Научиться создавать реляционную базу данных.


Задачи:


Обучающая:

  1. Дать представления по этапам создания баз данных.

  2. Обобщить и систематизировать процесс создания таблиц.

  3. Формировать умение редактирования таблиц.

  4. Повторить и закрепить знания о различных видах моделей данных.

Развивающая:

  1. Расширить кругозор учащихся в различных предметных областях.

  2. Развивать мышление (формировать умения выделять существенные признаки и свойства; устанавливать единые, общие признаки и свойства целого; классифицировать факты, делать обобщающие выводы).

  3. Развивать познавательные умения (формировать умения выделять главное, составлять план, наблюдать; развитие умений частично-поисковой деятельности).

Воспитательная:

  1. Воспитание у учащихся интереса и внимания к информационной культуре и происходящим в этой области процессам.

  2. Воспитание мотивации учащихся к учебной деятельности и к предмету.

Тип урока: комбинированный урок

Методы урока: словесный, наглядный, демонстрация, практический.

Средства обучения: презентации, наглядный материал, индивидуальные карточки.

Формы работы на уроке: парная и индивидуальная работа

Техническое оснащение: компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран.

Дидактический материал: лекционный материал, презентация разработки базы данных, презентация «Страны», тесты.


Хронометраж урока.


  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Проверка домашнего задания – 5 мин.

  3. Мотивация урока – 2 мин.

  4. Изучение нового материала – 20 мин.

  5. Практическая работа – 15 мин.

  6. Подведение итогов урока – 2 мин.

  7. Информация о домашнем задании – 1 мин.


На момент проведения урока


Учащиеся знают:

- понятие «предметная область»;

- зачем необходимо структурировать данные;

- основные понятия базы данных;

- основные особенности иерархической, сетевой и реляционной базы данных.


Учащиеся умеют:

- работать с инструментами СУБД;

- выделять классы, параметры и записи данных;

- вводить данные в СУБД.















Таблица 1

Ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка учащихся к работе на уроке

Готовность группы к работе

2. Проверка домашнего задания.

Давайте вместе вспомним, что мы с вами изучали на предыдущем уроке.

Мы с вами изучали тему: «Виды моделей баз данных», создавали пробную базу «Подмосковье». Повторение и закрепление материала предыдущего урока я предлагаю провести в виде теста. На карточках предложены вопросы по изученной теме и варианты ответов. Вам необходимо выбрать правильный вариант. На ответ вам дается 5 минут.

Результаты ответов я сообщу на следующем уроке.

Проверка домашнего задания проведена в виде теста. Учащимся предложены индивидуальные карточки с вопросами и вариантами ответов

Учащиеся заполняют тест и сдают листочки.

3.Мотивация урока

База данных - это информационный продукт, который, как правило, разрабатывает специалист по компьютерным технологиям. Создаваемая база данных предназначена либо для специалистов, работающих в данной предметной области, либо для широкого круга пользователей. В базе данных сами данные об объектах и их смысловая интерпретация отделены друг от друга и представлены в некоторой форме. Что упрощает управление действий над объектами.

Цель урока: Научиться создавать базы данных.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

4. Изучение нового материала.

Создание базы банных выполняется в три этапа. (Слайды )

Этап 1. Постановка задачи

На первом этапе разработки базы данных необходимо составить описание предметной области, о которой предстоит собирать сведения. Наиболее полное описание предметной области может наиболее точно определить конечную цель создания базы данных и конкретные задачи, которые она будет решать.

Например: Мы с вами выбирали предметную область - туристический бизнес. На сегодняшний день стремительно развивается рынок туристических услуг. Насыщенность рынка туризма разнообразными туристическими услугами велика. Осуществить выбор или предпочтение к чему-либо сложно из-за огромного потока информации. База данных туристических услуг поможет осуществить выбор.

Чтобы составить наиболее полное описание базы данных этой предметной области, вам потребуются знания из других дисциплин, а также из личного опыта.

Этап 2. Проектирование базы данных

На втором этапе выделяем объекты БД и их параметры.

В нашей предметной области мы выделяем следующие объекты – это страны. Для каждой страны, а у нас их – 15, мы определяем классы: столица, часть света, население, площадь, стоимость тура, количество дней и конечно фотографии.

Таким образом, анализ выделенных параметров, описывающих предметную область в целом, может привести к уточнению структуры базы данных.

Современные системы управления базами данных ориентированы на реляционную модель данных, поэтому после выделения классов и их параметров надо нарисовать реляционную модель.

Для таблицы необходимо описать Имена и Типы данных полей, определить ключевое поле.

Перечислите, какие имена и типы данных, ключевое поле могут быть в таблицах? Правильно, имена: страны, достопримечательности, население страны, площадь страны, столица страны и т.д. Тип данных: текстовый. Ключевое поле: порядковый номер или название страны.

А теперь давайте представим ту информацию, которую мы будем использовать для создания базы данных. Наша база данных будет состоять из 15 стран.

Этап 3. Создание базы данных в СУБД

Создание компьютерной модели подчиняется общей последовательности действий, типичных для любой СУБД:

1. Запуск программы Access и создание Новой базы данных.

2. Таблицу создаём в режиме конструктора.

3. Вводим параметры таблиц и задание типа данных.

4. Ввод значение данных в таблицы.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий с помощью презентации.

Учащиеся слушаю объяснение материала, смотрят презентацию, записывают этапы создания базы данных.


5. Практическая работа. (Слайды )

А теперь мы на практике попробуем создать базу данных туристической индустрии. Последовательность выполнения работы описана в третьем этапе и на индивидуальных карточках. Вы создаете таблицы по странам используя материал подготовленный к этому уроку. Ваша база данных должна состоять из двух таблиц:

Таблица 1. Страна.

Таблица 2. Форма.

Прежде чем приступить к практической работе повторим технику безопасности при работе на компьютере.

Закрепление первичных знаний и способов работы на практике.

Учащимся объясняется суть практического задания и напоминается последовательность создания базы данных, выдаётся практическое задание



Техника безопасности при работе на компьютере.

  • При работе на компьютере - соблюдайте правильную посадку.

  • Не вставать с рабочих мест, даже если в класс входит другой учитель.

  • Запрещается трогать провода и разъемы;

  • Запрещается включать и отключать аппаратуру без указания учителя;

  • При появлении запаха гари немедленно прекратить работу.

Повторение техники безопасности перед практической работой в виде фронтального опроса.

Учащиеся перечисляют основные пункты ТБ при работе на компьютере.

6.Подведение итогов урока.

Анализ и оценка за практическую работу

«5» - работа выполнена грамотно

«4» - работа выполнена с замечаниями

«3» - не завершена работа


Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

Получение достоверной информации о достижении планируемых результатов.

7. Информация о домашнем задании.

Изучить базу данных интернет-магазина

Дать домашнее задание и инструктаж по его выполнению

Записывают домашнее задание





Тесты по теме: БАЗЫ ДАННЫХ (ACCESS)

База данных задана в виде таблицы:



Фамилия

Имя

Вклад

Дата вклада

1

Петров

Николай

500

12.12.00

2

Сергеева

Ольга

1000

05.08.01

3

Петровский

Ефим

520

09.08.01

4

Сидорчук

Ярослав

300

12.12.01

5

Волчкова

Ольга

890

11.04.00

6

Иванов

Сергей

1005

13.05.02

7

Сидоров

Николай

100

12.04.01

8

Смирнов

Фёдор

650

05.08.01







Задание 1: Выберите вариант правильного ответа.

1. База данных содержит полей:
а) 5 б) 4 в) 8 г) 9 д) 32

2. База данных содержит записей:
а) 5 б) 4 в) 8 г) 9 д) 32

3. Поля, содержащие числовые данные, имеют имя:

а) Вклад б) Дата вклада в) №, Вклад г) Имя, №, Вклад
д) №, Вклад, Дата вклада

4. Структура БД изменится, если:

а) Добавить/удалить поле

б) Отредактировать запись

в) Поменять местами запись

г) Добавить запись

д) Удалить запись

5. База данных «Расписание самолетов» задана таблицей.

Какие поля имеют тип «Дата/Время»?


Аэропорт назначения

день недели

Время вылета

Тип самолёта

1

Москва

Понедельник

7:40

Ту-154

2

Москва

Среда

7:40

Ту-154

3

Москва

Пятница

7:40

Ту-154

4

Краснодар

Среда

11:30

Ан-24

5

Москва

Вторник

18:40

Ту-154

6

Москва

Суббота

18:40

Ту-154

7

Сочи

Суббота

13:20

Ан-24

8

Москва

Суббота

8:50

Ту-154





а) День недели

б) Время вылета

в) День недели и время вылета

г) Время вылета и тип самолета

д)Тип самолета

1

2

3

4

5









Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса. Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

1.



2.

Этапы создания БД в MS Access

Реляционные базы данных

Интернет



Интернет

Презентации: «Страны», «Создание БД в MS Access»















Приложение 2.


Задание для практической работы

Примерная информационная модель - «Турагентство»

  • Австрия

  • Великобритания

  • Греция

  • Афганистан

  • Монголия

  • Япония

  • Франция

  • Швеция

  • Египет

  • Сомали

  • США

  • Аргентина

  • Мексика

  • Мальта

  • Монако

Страна

Столица

Часть света

Население

(тыс.чел)

Площадь

(тыс. кВ. м)

Стоимость

(руб)

Кол-во дней

Фотография

Австрия

Вена

Европа

7 513

84

37 920

7

Тип поля ВЛОЖЕНИЕ

Великобритания

Лондон

Европа

55 928

244

27 783

7

Греция

Афины

Европа

9 280

132

30 168

7

Афганистан

Кабул

Азия

20 340

647

14 550

7

Монголия

Улан-Батор

Азия

1 555

1565

20 000

5

Япония

Токио

Азия

114 276

372

46 808

10

Франция

Париж

Европа

53 183

551

30 540

7

Швеция

Стокгольм

Европа

8 268

450

18 450

10


Египет

Каир

Африка

38 740

1001

8820

7


Сомали

Могадишо

Африка

3 350

638

25000

10


США

Вашингтон

Америка

217 700

9363

92760

7


Аргентина

Буэнос-Айрес

Америка

26 060

2777

30 168

15


Мексика

Мехико

Америка

62 500

1973

75960

13


Мальта

Валлетта

Европа

330

0,3

25920

7


Монако

Монако

Европа

25

0,2

59300

7




Приложение 2


Таблица 2.



ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса. Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

1.



2.

Этапы создания БД в MS Access

Реляционные базы данных

Интернет



Интернет

Презентации: «Страны», «Создание БД в MS Access»







Открытый урок по теме "Создание релляционной базы данных"
  • Информатика
Описание:

Разработка открытого урока по теме "Создание релляционной базы данных". 

Цель урока: Научиться создавать реляционную базу данных.

 Задачи:

 Обучающая:

1.  Дать представления по этапам создания баз данных.

2.   Обобщить и систематизировать процесс создания таблиц.

3.   Формировать умение редактирования таблиц.

4. Повторить и закрепить знания о различных видах моделей данных.

Развивающая:

1.     Расширить кругозор учащихся в различных предметных областях.

2.     Развивать мышление (формировать умения выделять существенные признаки и свойства; устанавливать единые, общие признаки и свойства целого; классифицировать факты, делать обобщающие выводы).

 

3.     Развивать познавательные умения (формировать умения выделять главное, составлять план,  наблюдать; развитие умений частично-поисковой деятельности). 

Автор Пысенкова Любовь Алексеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 574
Номер материала 22594
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓