Главная / Технология / Открытый урок по технологии в 5 классе

Открытый урок по технологии в 5 классе

Тема: Выполнение простейших ручных швов
Цели: Ознакомить учащихся с простейшими ручными швами для вышивки, сформирова...
Повторение пройденного материала Что вы знаете о вышивке? Какие изображения м...
Шов «вперед иголку» Этот шов представляет собой ряд стежков одинакового разм...
Шов «шнурок» Демонстрируются образцы вышивки. Шов выполняется в два приема. ...
Стебельчатый шов Демонстрируются образцы. Шов представляет собой ряд косых ст...
Закрепление нового материала Вопросы: Какие швы относятся к простейшим? Где и...
Техника безопасности при работе с иглами, ножницами - иглы и булавки хранить ...
1 из 8

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Тема: Выполнение простейших ручных швов
Описание слайда:

Тема: Выполнение простейших ручных швов

№ слайда 2 Цели: Ознакомить учащихся с простейшими ручными швами для вышивки, сформировать
Описание слайда:

Цели: Ознакомить учащихся с простейшими ручными швами для вышивки, сформировать навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки, научить самоконтролю выполненной работы, формировать интерес к культуре и искусству, эстетический вкус, логическое мышление, развивать моторику рук.

№ слайда 3 Повторение пройденного материала Что вы знаете о вышивке? Какие изображения моти
Описание слайда:

Повторение пройденного материала Что вы знаете о вышивке? Какие изображения мотивов вышивок существуют? Перечислите инструменты и приспособления, применяемые для вышивания? Какие материалы используют для вышивания? Каким требованиям должно отвечать рабочее место для вышивания? Какова технология процесса вышивания? Перечислите этапы подготовки ткани к работе. Какие правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками и утюгом вы знаете?

№ слайда 4 Шов «вперед иголку» Этот шов представляет собой ряд стежков одинакового размера
Описание слайда:

Шов «вперед иголку» Этот шов представляет собой ряд стежков одинакового размера, выполненных с промежутками такой же величины. Это самый простой шов. Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм. Затем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой на изнанку. Пропустив такое же расстояние, иглу выводят на лицевую сторону, делают второй стежок и т.д. Стежки располагаются в направлении справа налево. На изнанке ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками. Стежки могут быть разного размера. В белой глади- от 1 до 2 мм, в счетной вышивке-3- 4 мм, а если узор полностью выполняется швом «вперед иголку», то длина стежков 6-8 мм. Швом «вперед иголку»вышивают различные узоры как по рисованному контуру, так и по выдернутым в ткани нитям. Стежки можно располагать в два или три ряда, с промежутками. Применяя нитки различных цветов, можно найти множества интересных вариантов исполнения этого шва. Практическая работа. Учащиеся выполняют шов «вперед иголку», пользуясь учебником, наглядными пособиями

№ слайда 5 Шов «шнурок» Демонстрируются образцы вышивки. Шов выполняется в два приема. Сна
Описание слайда:

Шов «шнурок» Демонстрируются образцы вышивки. Шов выполняется в два приема. Сначала по прямой линии или по контуру узора выполняют стежки шва «вперед иголку»,Затем иглу с ниткой (можно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводить под стежки поочередно сверху вниз и снизу вверх, получится еще один вид шва «шнурок». Таким швом можно украсить одежду, полотенца, скатерти и т.д. Практическая работа Учащиеся по образцу выполняют шов «шнурок»,пользуясь учебником и наглядными пособиями.

№ слайда 6 Стебельчатый шов Демонстрируются образцы. Шов представляет собой ряд косых стежк
Описание слайда:

Стебельчатый шов Демонстрируются образцы. Шов представляет собой ряд косых стежков плотно прилегающих друг к другу. Его можно выполнять в направлении слева направо и от себя. Сделав на ткани первый стежок на себя и выводят у середины предыдущего стежка слева. Нитку затягивают, укладывают к себе и прижимают к ткани большим пальцем левой руки. Выполняя второй стежок, делают прокол в ткани выше первого стежка левой стороны. Так шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки движением от себя. Каждый новый стежок при этом выходит вперед на половину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны- справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, так как нарушится структура шва. Стебельчатым швом вышивают стебли и веточки, обшивают мотивы узора в вышивке, которая называется «орловский спис» Практическая работа. Учащиеся выполняют стебельчатый шов, пользуясь учебником, наглядными пособиями.

№ слайда 7 Закрепление нового материала Вопросы: Какие швы относятся к простейшим? Где испо
Описание слайда:

Закрепление нового материала Вопросы: Какие швы относятся к простейшим? Где используются простейшие ручные швы? Для чего используют в вышивке стебельчатый шов

№ слайда 8 Техника безопасности при работе с иглами, ножницами - иглы и булавки хранить в п
Описание слайда:

Техника безопасности при работе с иглами, ножницами - иглы и булавки хранить в подушечке или игольнице, шить с наперстком. - нельзя брать иглу и булавку в рот, вкалывать в свою одежду. - сломанную иглу не бросать, а класть в специальную отведенную для этого коробку. - ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробке. -класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего. - передают ножницы кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.

Открытый урок по технологии в 5 классе
  • Технология
Описание:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

 в 5 классе

 

 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

 

ТЕМА: ПРИМЕНЕНИЕ ВЫШИВКИ В ОДЕЖДЕ

ЦЕЛИ: Ознакомление учащихся с историей вышивки, привитие интереса к культуре и искусству, совершенствование эстетического вкуса, научить применять вышивку в праздничной и повседневной одежде, сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приемам работы.

ХОД УРОКА:

 

1.     ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К УРОКУ.

2.     ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

 

Все виды декоративно прикладного искусства хороши

Это занятие для рук умелых и для души.

Вышивание требует особого терпения,

Навыков и способов его овладения:

Как место рабочее организовать,

Рисунок как правильно копировать,

Как эстетично цвет ниток подобрать, как в изделии гармонию создать.

Итак, искусству вышивания будем учиться.

Мы помним, в нашей жизни все пригодится.

 

         Широко распространенным видом рукоделия является вышивание. Оно имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания можно проследить по памятникам искусства древних цивилизаций, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения и быта. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов,  относящиеся в 9 – 12 векам. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Традиции вышивального искусства постоянно развивались в 14-17 веках. Вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюмов, предметов обихода.

         Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр.

         Вышивание было распространено в основном среди женщин из знатных семей. Постепенно искусство вышивания стало распространяться повсеместно. С 18 века оно вошло в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок. Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, предметы одежды, головные уборы, подарки.  На свадьбе невеста дарила подарки, сделанные собственными руками родственникам жениха. В течение нескольких столетий отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались новые образцы вышивок с национальными чертами. Каждый народ в зависимости от местных условий и окружающей природы, особенностей быта, обычаев создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров и композиции. Сохранялись секреты ручной художественной вышивки и передавались в семье от матери к дочери.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрической формы, прямые линии расположены в виде прямых полос, которые подчеркивают край одежды. В красочных орнаментах изображали фантастических зверей, птиц, растений.

Орнамент- последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров.

В изображениях орнамента закладывался определенный смысл: прямая горизонтальная линия- это поверхность земли, горизонтальная волнистая - вода, вертикальная линия- дождь.

Например: для Белоруссии характерны красные цвета на белом фоне. Для Украины - красные, черные и синие цвета. Декоративны и красочны узоры Литвы , Латвии, Эстонии .У них преобладают геометрические и растительные мотивы узоров.

Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. В Грузии распространена вышивка шелком, шерстью, золотом, бисером.

Вышивки Казахстана и Киргизии отличаются вариантами накладного шитья из войлока, сукна, кожи. В узорах встречаются завитки рогов, фигуры животных.

А у народов севера так же  и в нашей местности распространена вышивка оленьим мехом по замше, по сукну, аппликации из ткани, кожи с применением бисера.

В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционное и современное творческое начало. Нынешние мастера используют старинные

швы, но и создают свои новые композиции.

Композиция- это объединение элементов изображения в одно художественное целое и имеет единую форму и содержание.

Форма и содержание зависят:

1.какие швы будут использованы

2. для чего изделие предназначено

3.расположение узора в изделии

4.от выбора цвета, для его выполнения

Учащиеся составляют в тетрадях орнамент и композицию. Обосновывают, где бы они применили орнамент, а где композицию.

Существует еще схема для вышивки- это лист бумаги в клетку, на котором с помощью условных знаков или цвета нанесен рисунок (учебник стр.96)

Как вы думаете, где можно применить этот рисунок?

Для выполнения ручной вышивки нам понадобятся несложные инструменты:

По горизонтали: 1.Однотонные х/б нити  для вышивания (мулине)

3.     Предмет для нанесения изображения на ткань (карандаш)

4.     Рамка для вышивания (пяльцы) 7. Из этого ведерка нельзя воды напиться (наперсток)

По вертикали: 2. По реке-простыне

                              Идет пароход

                              А за ним такая гладь

                               Ни морщинки не видать (утюг)

5.     Два конца, два кольца, посередине гвоздь, да и тот насквозь(ножницы)

6.     Тонка, одноуха, остра (игла)                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И так, инструменты и приспособления мы теперь знаем, какие необходимы для вышивания, но ведь и существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать при работе с иглами, ножницами, утюгом . А называются они техника безопасности.

(учащиеся рассказывают технику безопасности )

Теперь, когда мы познакомились с такими понятиями как орнамент, композиция  давайте на своих тканях изобразим один из приемов вышивки. Дети на тканях  рисуют орнамент или композицию пользуясь учебником.

Итог урока:

1.     К какому виду искусства относится вышивка?

2.     Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

3.     Какова последовательность вышивания?

4.     Какие правила по ТБ необходимо соблюдать?

5.     Дать определение: орнамент, композиция.

Анализ и оценка урока: Беседа с учащимися:

- Что нового узнали на уроке?

- Что научились делать на уроке?

Объявление оценок.

 

Домашнее задание: принести ткань, ножницы, иглы для вышивания, нитки мулине.                       

Автор Горина Ольга Артуровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 946
Номер материала 47784
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓