Главная / Русский язык и литература / Открытый урок по сказке В. Даля «У тебя у самого свой ум» (знакомство с литературной сказкой).

Открытый урок по сказке В. Даля «У тебя у самого свой ум» (знакомство с литературной сказкой).

Открытый урок по сказке В. Даля

«У тебя у самого свой ум»

(знакомство с литературной сказкой).


Модель урока:


  1. Фаза вызова.

  1. Знакомство с автором произведения, разгадывание пословиц.

  2. Смысловой анализ заголовка.

  1. Фаза осмысления текста.

  1. Чтение с остановками.

  2. 1 остановка: Древо предсказания.

  3. 2 остановка: дополнения, осмысление текста.

  4. 3 остановка: дополнения, осмысление текста.

  5. 4 остановка: дополнения, осмысление текста.

  6. 5 остановка: рассуждение на тему: Кто прав в этой ситуации и почему?

  7. 6 остановка: сопоставление точки зрения автора с мнением учеников.

  8. Привлечение жизненного опыта.

  1. Фаза рефлексии.

    1. Перечитайте произведение. Определите жанр, докажите свой выбор (определите, элементы каких жанров встречаются в этой сказке). Отличие литературной сказки от народной.

    2. Особенности жанра сказки: чему сказка учит?

    3. Подбор названия этой сказки (пословицы, поговорки). Докажите правильность своего выбора.

  2. Домашнее задание: выбрать пословицу, написать на ее основе сказку.




















[Знакомство с литературной сказкой.] В.И. Даль «У тебя у самого свой ум».


    1. Фаза вызова.


    1. Знакомство с автором произведения.

- Что вы знаете о В.И. Дале (проверка д.з.)?

- Сейчас я познакомлю вас с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля.

    1. Разгадывание пословиц.

- Чтобы понять, в чем состоит богатство этой книги, мы попробуем почитать и объяснить некоторые пословицы, собранные В. И. Далем (пословицы записаны на доске, в дальнейшем могут быть использованы в дом. задании).

    1. Смысловой анализ заголовка.

- Как вы думаете, в чем смысл названия произведения, которое мы сегодня будем читать?


    1. Фаза осмысления текста.


  1. Чтение с остановками.

- Ребята, мы с вами сейчас начнем читать текст: будьте внимательны и рассказывайте мне обо всем, что узнаете.


Козел повадился в огород: бывало, как только пастухи выгонят гурт свой, то Васька мой сперва, как добрый, идет, головой помахивает, бородой потряхивает; а как только ребятишки засядут в овражке где-нибудь в камешки играть, то Васька и отправляется прямо в капусту.

1 остановка.

Гурт – стадо.


- Все ли вам понятно в этом отрывке?

- Что вы из него узнали?

  1. Древо предсказания.

- У вас на парте есть изображение дерева – это Древо предсказания. Мне бы хотелось, чтобы вы подумали и записали, что в этой истории произойдет дальше (ученики пишут, затем зачитывают).

  1. 2 остановка: дополнения, осмысление текста.

- У вас получились замечательные истории. Хотите ли вы узнать, совпадают ли они с историей, рассказанной В.И. Далем?

- Читаем следующий отрывок.


Раз и пошел он тем же знакомым путем, идет себе да пофыркивает. В это время отбилась от гурта глупая овца, зашла в чащу, в крапиву да в лопушник; стоит, сердечная, да кричит, да оглядывается – не найдется ли кто добрый человек, чтобы вывел из этой беды. Увидавши козла, обрадовалась она, как родному брату: пойду, дескать, хоть за ним. «Этот выведет: мне не первина за ним идти; у нас и впереди гурта тот козел-вожак идет, за ним ступай смело!»

2 остановка.

Не первина – не впервые.


- Что нового вы узнали из прочитанного?

- Изменится ли ваша история из-за появления нового героя?

- Хотите ли вы узнать, что дальше произойдет с нашими героями?

- Читаем дальше.


Пошла овца наша, увязавшись за козлом. Он через овраг – она через овраг; он через тын – она через тын, и попала с ним же в огород.

3 остановка.

Тын – изгородь.


- Что нового вы узнали из прочитанного?

- Можете ли вы предположить, что дальше произойдет с нашими героями?

- Читаем дальше.


На этот раз огородник заглянул как-то пораньше в капусту свою да и увидал гостей. Схватил он хворостину предолгую да кинулся на незваных. Козел, как проворнее, успел перескочить опять через тын, мемекнул да и пошел себе в чистое поле, а бедная овца замоталась, стала кидаться, оробев, во все стороны да и попалась. Не пожалел огородник хворостины своей: всю измочалил о бедную овцу, так, что уже она кричит не своим голосом, да помощи нет ни от кого. Наконец, огородник, подумавши про себя: чего доброго, еще убьешь дуру эту, да после хозяин привяжется, - выгнал ее в калитку и еще-таки на дорогу вытянул во всю длину хворостиной.

4 остановка.

Предолгую – длинную.


- Сравните ваши предположения о развитии событий в Древе предсказания с тем, что мы знаем сейчас (возможно чья-то история была близка к тому, что мы прочитали).

- Но это еще не вся история. Читаем дальше.


Пришла овца домой, в гурт, да и плачется на козла; а козел говорит:

- А кто велел тебе за мною хвостом бегать? Я пошел в свою голову, так мой и ответ; коли мужик мне отомнет бока, так я ни на кого плакаться не стану, ни на хозяина, зачем дома не кормит, ни на пастуха, зачем-де не приглядел за мною, а уж буду молчать да терпеть. А тебя зачем нелегкая понесла за мною? Я тебя не звал.

5 остановка.

  1. 5 остановка: рассуждение.

- Подумайте, ребята, кто прав в этой ситуации и почему?

- В.И. Даль тоже высказал свое мнение о том, кто прав в этой истории, давайте его послушаем и сравним со своим.


И козел, хоть и плут, вор, а прав в этом деле. Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом да и ступай туда, где лучше. И у нас то же бывает: один пустится на какой ни есть грех, а другой, на него глядя, за ним же, да после, как попадется, и плачется на учителя. А разве у тебя у самого своего ума нет?

6 остановка.


  1. 6 остановка: сопоставление точки зрения автора с мнением учеников.

- Сравните свое мнение с точкой зрения автора.

- Почему В.И. Даль именно так заканчивает свое произведение? (В.И. Даль говорит, что люди тоже могут попасть в такую же ситуацию).

- Наблюдали ли вы в вашей жизни ситуацию, в которой уместно было бы рассказать историю, услышанную сегодня на уроке? Может вы сами были ее участником?


    1. Фаза рефлексии.


  1. Перечитайте произведение. Определите жанр, докажите свой выбор (определите, элементы каких жанров встречаются в этой сказке). Отличие литературной сказки от народной.

- В каком жанре написано это произведение? Докажите свою точку зрения.

- Чем отличается сказка о Премудром козле, которую мы читали раньше, от сказки В.И. Даля? (О премудром козле – не имеет автора, а у сказки «У тебя у самого свой ум» есть автор – В.И. Даль)

- Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами начали изучение литературной сказки, т.е. сказки, у которой известен автор и которая создана по законам литературы. Допишите тему урока: Знакомство с литературной сказкой.

  1. Чему учит сказка В.И. Даля?

  2. Подбор названия этой сказки (пословицы, поговорки). Докажите правильность своего выбора.

- Ребята, давайте вспомним, чем прославился В.И. Даль. (Создал «Словарь…»).

- Постарайтесь, с помощью этой книги подобрать пословицу, раскрывающую смысл сказки В.И. Даля.

- Почему вы выбрали именно эту пословицу (пословицы записаны на доске, ученики выбирают, объясняют свой выбор)?


    1. Домашнее задание: выбрать пословицу, написать на ее основе сказку.

- Объясните значение других пословиц. Выберите одну из них или найдите в словаре другую, и напишите на ее основе свою сказку.










































В.И. Даль «У тебя у самого свой ум».


Козел повадился в огород: бывало, как только пастухи выгонят гурт свой, то Васька мой сперва, как добрый, идет, головой помахивает, бородой потряхивает; а как только ребятишки засядут в овражке где-нибудь в камешки играть, то Васька и отправляется прямо в капусту.

1 остановка.

Гурт – стадо.




Раз и пошел он тем же знакомым путем, идет себе да пофыркивает. В это время отбилась от гурта глупая овца, зашла в чащу, в крапиву да в лопушник; стоит, сердечная, да кричит, да оглядывается – не найдется ли кто добрый человек, чтобы вывел из этой беды. Увидавши козла, обрадовалась она, как родному брату: пойду, дескать, хоть за ним. «Этот выведет: мне не первина за ним идти; у нас и впереди гурта тот козел-вожак идет, за ним ступай смело!»

2 остановка.

Не первина – не впервые.






Пошла овца наша, увязавшись за козлом. Он через овраг – она через овраг; он через тын – она через тын, и попала с ним же в огород.

3 остановка.

Тын – изгородь.




На этот раз огородник заглянул как-то пораньше в капусту свою да и увидал гостей. Схватил он хворостину предолгую да кинулся на незваных. Козел, как проворнее, успел перескочить опять через тын, мемекнул да и пошел себе в чистое поле, а бедная овца замоталась, стала кидаться, оробев, во все стороны да и попалась. Не пожалел огородник хворостины своей: всю измочалил о бедную овцу, так, что уже она кричит не своим голосом, да помощи нет ни от кого. Наконец, огородник, подумавши про себя: чего доброго, еще убьешь дуру эту, да после хозяин привяжется, - выгнал ее в калитку и еще-таки на дорогу вытянул во всю длину хворостиной.

4 остановка.

Предолгую – длинную.


Пришла овца домой, в гурт, да и плачется на козла; а козел говорит:

- А кто велел тебе за мною хвостом бегать? Я пошел в свою голову, так мой и ответ; коли мужик мне отомнет бока, так я ни на кого плакаться не стану, ни на хозяина, зачем дома не кормит, ни на пастуха, зачем-де не приглядел за мною, а уж буду молчать да терпеть. А тебя зачем нелегкая понесла за мною? Я тебя не звал.


5 остановка.






И козел, хоть и плут, вор, а прав в этом деле. Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом да и ступай туда, где лучше. И у нас то же бывает: один пустится на какой ни есть грех, а другой, на него глядя, за ним же, да после, как попадется, и плачется на учителя. А разве у тебя у самого своего ума нет?


6 остановка.


Открытый урок по сказке В. Даля «У тебя у самого свой ум» (знакомство с литературной сказкой).
  • Русский язык и литература
Описание:

Модель урока:

 

1.     Фаза вызова.

1)    Знакомство с автором произведения, разгадывание пословиц.

2)    Смысловой анализ заголовка.

2.     Фаза осмысления текста.

1)    Чтение с остановками.

2)    1 остановка: Древо предсказания.

3)    2 остановка: дополнения, осмысление текста.

4)    3 остановка: дополнения, осмысление текста.

5)    4 остановка: дополнения, осмысление текста.

6)    5 остановка: рассуждение на тему: Кто прав в этой ситуации и почему?

7)    6 остановка: сопоставление точки зрения автора с мнением учеников.

8)    Привлечение жизненного опыта.

3.     Фаза рефлексии.

1)    Перечитайте произведение. Определите жанр, докажите свой выбор (определите, элементы каких жанров встречаются в этой сказке). Отличие литературной сказки от народной.

2)    Особенности жанра сказки: чему сказка учит?

3)    Подбор названия этой сказки (пословицы, поговорки). Докажите правильность своего выбора.

 

4.     Домашнее задание: выбрать пословицу, написать на ее основе сказку.

Автор Ермолина Ольга Александровна
Дата добавления 05.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 689
Номер материала 6544
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓