Главная / Русский язык и литература / Открытый урок по русской словесности для родителей 5 кл. Тема: Обрядовая поэзия

Открытый урок по русской словесности для родителей 5 кл. Тема: Обрядовая поэзия

Открытый урок по русской словесности для родителей 5 кл.

Тема: Обрядовая поэзия

Цель: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения фольклора.

Структура урока:

- Что необычного у нас в классе?

- Почему мы нарядились?

- О чем мы сегодня будем говорить?

- Что такое обряд? Церемония, по которому совершается что-л.

- Как вы считаете, зачем же люди исполняли различные обряды?

- Каждое событие в жизни люди сопровождали совершением определенных действий, которые впоследствии стали традицией. Люди верили, что с помощью этих действий они смогут привлечь богов, судьбу и природу на свою сторону. Такие действия называются обрядами, а песни, танцы, исполняемые во время этих действием – обрядовым фольклором.

- Какие обряды знаете вы? Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью

- Давайте составим программу нашего урока?

- И сегодня на уроке вы познакомитесь со святочными обрядами и обычаями, будем ходить друг к другу в гости и примем участие в играх и хороводе. Давайте окунемся в атмосферу праздничества.

- Одним из самых интересных явлений навогодних праздников было колядование.

Молодые люди, собравшись небольшими группами, переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, домашних животных – это называлось «ряженьем» и ходили по улице от одного двора к другому, пели под окнами колядки – магические новогодние поздравления. За эти песенные поздравления колядовщики вознаграждались подарками, праздничными угощениями – пирогами, вареным мясом.

В класс входят заранее подготовленные учащиеся с пением песенок - колядок.

Ученик

Приходила коляда накануне Рождества.

Кто даст пирога, тому полон хлев скота,

Коляда - моляда прикатила молода!

Мы нашли коляду во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон, выноси добро во двор…

Как на улице Мороз подмораживает нос,

Не велит долго стоять, велит скоро подавать

Или тепленький пирог, или маслица, творог.

Или денежку копьем, или рубль серебром.

Хозяин: Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны!

(Хозяин и хозяйка угощают гостей)

1 ученик: Дай Бог тому, кто в этом дому!

2 ученик: Вот и каша густа, вам мед на уста.

3 ученик: Вам и плюшек с творогом,

И детишек полный дом!

Хозяин. Здравствуйте, люди добрые! Просим в избу! Красному гостю – красное место!

Хозяйка.

Вот вам угощенье –

Пироги да печенье,

Пряники, конфетки,

Покушайте детки!

Ряженные. Благодарствуем добрым хозяевам и дальше пойдём.

Учитель: Пойдем колядовать к дяде Николаю.

1 ученик:

Здравствуйте, хозяин! С Новым годом! С праздником!

Открывайте сундучки, доставайте пяточки

Если нету пяточка подавайте пирога

Не дадите пирога, я корову за рога

Поведу на торжок, там продам за пирожок!

2 ученик:

Коляда! Коляда!

Соломенная борода!

Ты, хозяин – мужичок,

Открывай свой сундучок,

Подавай пяточок!

Учитель: Может крепко спит дядя Николай? Давайте ещё ему споем.

Николай: Кто тут орет, спать не дает?

Все: Это мы - колядовщики!

Николай: И охота вам в этакий мороз с теплой печке вставать, петь да плясать?

Девочки:

Уж ты, Коля-Николай,

Сиди дома, не гуляй,

В тёпленьком местечке,

С бабушкой на печке.

1 ученик:

У скупого мужика

Родись рожь хороша,

Колоском пуста,

Соломкой густа.

2 ученик:

А у доброго мужика

Родись рожь хороша

Колоском густа

Соломкой пуста.

Все:

Всем людям добрым желаем добра,

Золота и серебра!

Пышных пирогов, мягоньких блинов!

Доброго здоровья! Маслица коровья!

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется!


- Какой праздник инсценировали ребята?

- С какими пожеланиями приходили в дома колядовщики?

- Чем награждали хозяева колядовщиков?

- Почему это называется обрядом? (Пожелав успехов и богатсво другим, люди верили, что и у них в доме все будет благополучно).

- В настоящее время в деревне сохранился обряд Колядования, но он стал исключительно достоянием деревенской детворы. И теперь еще можно видеть в ночь кое-где толпы ребят, один из которых несет палку, а все другие бегут за ним на каждый двор, куда их только пускают хозяева.

Ученик: Ну-ка в круг вставайте дети

Маши, Вани, Вали, Пети

Песню старую споём

Хороводик поведём…

Звучит фонограмма русской народной песни « Как на тоненький ледок»

***

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.


Выпал беленький снежок,

Ехал Ванечка-дружок.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.


Ехал Ваня, поспешал,

Со добра коня упал.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.


Он упал, упал, лежит,

Никто к Ване не бежит.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.


Две подружки увидали,

Прямо к Ване подбежали.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.


Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.


- Ребята, обратите внимание на девицу – красавицу.

- Угадайте, что за обряд она приготовила?

- Неизменным атрибутом рождественских праздников являются гадания.

-Зачем гадали девушки? (Чтобы узнать имя своего суженого)

- Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи.

Гадания были разные: девушки ходили со свечами, кидали валенки через забор, гадали на курах, гадали по снегу, с зеркалами.

- Святочные гадания сопровождались иногда пением, а иногда таинственным молчанием.


- Гадание на будущую жизнь на вещах. Подобные гадания были очень популярными на Руси. Нужно было взять валенок и положить туда разные предметы: кусочек сахара, означающий счастливую, безбедную жизнь, кольцо – замужество, луковицу – слезы, тряпку – мужа-бедняка, платок – мужа-красавца, монету – мужа-богача и т. д. Встряхнуть валенок, а потом, не глядя, девушки, доставали первый попавшийся под руку предмет, который и предскажет их судьбу.

- Какой же предмет достанет наша девица?


- Также на Святки могли вызвать вещий сон. Для этого перед сном с четверга на пятницу нужно было прочитать следующий заговор:

Четверг со средой,

Вторник с понедельником,

Воскресенье с субботой.

Пятница одна, и я, молода, одна.

Лежу я на Сионских горах,

Три ангела у меня в головах:

Один видит,

Другой скажет.

Третий судьбу укажет. Аминь.


- Наша девица уснула? Что ей приснится, как вы думаете?


Ученик. Хорошо чайку попить.

О том, о сём поговорить.

А теперь пора сыграть,

Свою удаль показать.

- Какая самая любимая забава детей зимой – катание на санках, игра в снежки. К сожалению, сейчас не зима и мы не можем прокатится на санях. Но мы с вами можем сыграть в снежки.

Игра в снежки


Игра – хоровод: “Мы гуляли далеко”.

Слова ведущего Выполняемые действия

Мы гуляли далеко, Дети и взрослые расходятся, взявшись за руки и образуя круг.

Мы гуляли близко Дети и взрослые сходятся в центр круга.

Мы летали высоко Взрослые и дети поднимаются на носочки, тянут руки вверх.

Мы летали низко Все садятся на корточки.


Игра «Угадай меня»

- Вам необходимо угадать голос совего одноклассника.


  • Мы с вами сегодня говорили об обрядах русского народа. Но мы живем в Казахстане и должны знать и казахские традиции.

  • Какой казахский обряд вы знаете? ШАШУ

Обряд Шашу

- Те кто поймал конфетку, значит все то, что вы пожелали – сбудется.

- Я вам желаю всего самого хорошего, быть всегда добрыми и самое главное желать добра другим людям, которые окружают вас. Сейчас повернитесь к родителям и скажите им спасибо, потому что они вам во всем помогают, они всегда с вами рядом и очень любят вас.


Открытый урок по русской словесности для родителей 5 кл. Тема: Обрядовая поэзия
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения фольклора.

Каждое событие в жизни люди сопровождали совершением определенных действий, которые впоследствии стали традицией. Люди верили, что с помощью этих действий они смогут привлечь богов, судьбу и природу на свою сторону. Такие действия называются обрядами, а песни, танцы, исполняемые во время этих действием – обрядовым фольклором.Одним из самых интересных явлений навогодних праздников было колядование.

 

 

 

  

Автор Ахметзянова Елена Равильевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 341
Номер материала 51064
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓