Главная / Начальные классы / Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему: «Простое и сложное предложение (Церемония чаепития в разных странах мира)»

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему: «Простое и сложное предложение (Церемония чаепития в разных странах мира)»

Негосударственное частное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»











Открытый урок по русскому языку в 4 классе

на тему: «Простое и сложное предложение (Церемония чаепития в разных странах мира)»













Учитель I категории:

Коломийцева О.Л.












г. Батайск

2013г.


Цели:

- закрепить знания о простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;

- упражняться в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;

- развивать умение анализировать, делать выводы;

- воспитывать любовь к школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.


Задачи:

- ознакомить учащихся с историей чая;

- прививать потребности здорового образа жизни, правильного питания и употребления чая;

- формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая.


Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор, самовар, кроссворд, мольберты для групповой работы.


Раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки.






















1.Организационный момент. Настрой на урок.


2. Чистописание. (индивидуальный подход)


- У каждого в тетради прописана буква, которая у вас не очень хорошо получается. Напишите и подчеркните простым карандашом самые красивые буквы.

- Написать красиво не легко.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.


3. Постановка темы урока. Словарная работа(кроссворд).


- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о предложениях, а также вы узнаете о традиции чаепития на Руси и в других странах. А какое чаепитие без …

- А вот без чего узнаем при помощи словарных слов. Разгадайте кроссворд.

- У каждого из вас лежит бланк для разгадывания кроссворда.

1. Обычай, установившийся порядок. То, что перешло от одного поколения к другому (традиция).

2. Душистый, приятный запах (аромат).

3. Фрукты или сладкое блюдо, подаваемое в конце обеда (десерт).

4. Цитрусовое дерево, а так же сочный кислый плод с твёрдой ароматной кожурой (лимон).

5. в

6. Кристаллическое питательное белое сладкое вещество, получаемое из сахарной свёклы или из сахарного тростника (сахар).

7. Пшеничный хлебец в виде кольца из заварного крутого теста (баранка).


- Да, это русский самовар. Взаимопроверка.

- Ребята, откуда я взяла значения словарных слов? (из толкового словаря)

-Запишите слово самовар в тетрадь, разберите его по составу, устно придумайте однокоренные слова.

Двое на отворотах у доски (морфологический разбор).


4. Подготовительная беседа

Ученик. Во всем мире знают русский самовар. Его родина – город умельцев и мастеров Тула. Первый самовар был изготовлен в 1778 году Назаром Лисицыным. Самовар делали из красной и зеленой меди, серебра и мельхиора.

Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь. На Руси издавна делали разные по форме и объему самовары. Были даже такие самовары, которые вмещали в себя до 5 ведер воды.

5. Работа со сложным предложением.

САМОВАР.

Давно на белом свете

Ж.вет, г.дами стар,

Поэтами воспетый

Пузатый самовар.

Самовар сиянье излуч.ет

М.р.зным синим днем,

Он сер.це с.гревает

Особе(н,нн)ым т.плом.


- Вставьте и объясните пропущенные орфограммы.

- Назовите глаголы, которые характеризуют самовар, как живое существо?

(живет, излучает, согревает)

- Да, ребята, в старину самовар являлся неодушевленным членом семьи, и его ласково называли «Дедушка» или «Иван Иванович».

Спишите второе предложение, выделить основу, дайте характеристику и составьте схему.

- Какое это предложение?

- Сколько простых предложений в нем?

- При помощи чего соединены простые предложения в сложном?

- Чем разделяются?


6. Работа с простым предложением.

- А какая страна является Родиной чая?

Ученик. Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Молодой листочек по-китайски называете “тцай-йе”. Отсюда и произошло слово чай”.

Впервые русские люди познакомились с чаем в 1638 году, когда русскому послу в Монгольской ордее подарили 200 пачек чая.

Сначала чай был доступен только богатым людям. Бедные крестьяне даже не знали что с ним делать.

О чае говорят так: «Кто чай пьет, 100 лет проживет». А почему так говорят, мы сейчас узнаем (на доске записан текст).

Чай признают не только вкусным, но и целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела».

- Спишите последнее предложение, расставьте недостающие знаки препинания, выделите основу предложения, составьте схему.

- Какое это предложение?

- Как на письме отделяют однородные члены?

На отворотах фонетический разбор слова чай.


7. Сравнение предложений.

-Мы записали два предложения, посмотрите на них внимательно и подумайте, чем они похожи и чем различаются? Сравнить их вам помогут мои вопросы.

- Что такое предложение?

-Что такое основа предложения?

- На какие группы делятся предложения?

- Какие предложения называются простыми?

- Какие предложения называются сложными?

- При помощи чего могут соединяться однородные члены предложения? (при помощи союзов и, а, но)

- При помощи чего соединяются части сложного предложения? (при помощи интонации и союзов)

- А как разделяются однородные члены и части сложного предложения на письме? (запятыми)


8. Работа с карточками (работа в парах).


- Чем привлекателен чай, мы узнаем, правильно составив предложение из слов. Возьмите карточки, которые лежат у каждого на парте.


КАРТОЧКА.

1. чай, женщины, Собирают, только

2. женских рук, Аромат, не портит, вкус, чая, запах

3. издавна, вкусно, любят и умеют, Люди, на Руси, чай, заваривать

4. травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.


- Составьте и запишите предложения, выделите основу.

- Какие получились предложения?

- Назовите предложение с однородными членами, составьте на доске его схему.

- Объедините предложения попарно.

- Каким союзом можно соединить простые предложения? (а, но)

- Составьте схемы сложных предложений на доске.


9. Сладкоежка (работа с учебником схемы перед упр.73)

- Назовите как можно больше сладостей, с которыми пьют чай.

(сахар, конфета, мед, торт, пирожное, печенье, зефир, рулет и т.д.)

- Составьте с этими словами простые и сложные предложения, используя союзы.

- Я назову предложения, а вы при помощи сигнальных карточек покажите, простое это предложение, или сложное.

Я пью чай с сахаром, а папа пьёт с мёдом.

Дедушка любит пить чай и с тортом, и с печеньем, и с зефиром.

Мама любит чай, но пьёт без сахара.

10. Традиции чаепития в разных странах (групповая работа).

- Чай – это прекрасный, полезный напиток, который удаляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб.

- В каждой стране сложились свои традиции чаепития.

- На мольбертах тексты. Расставьте знаки препинания, выделите основу, укажите однородные члены.

Корейские традиции чаепития

Гости рассаживаются лицом на запад, хозяин садится напротив - лицом на восток. Заваривают чай следующим образом. В большую чашу хозяин наливает кипяток, в воду он засыпает зеленый чай бамбуковой ложечкой, а потом предлагает напиток гостям. Эта церемония воспитывает такие качества, как чистота, самообладание, спокойствие, сосредоточенность и чувство гармонии.

Индийские традиции чаепития

Индия является самым крупным производителем черного чая в мире. Чай тут пьют в любое время суток. Хозяева подают чай обычно с сахаром и молоком. Также в чай они добавляют пряности и травы. Гостепиимные хозяева чаем всегда приветствуют гостей, и в частных домах, и в ресторанах.



Традиция чаепития в Англии регламентируются строгим чайным этикетом. Черный чай хозяева подают с молоком, иногда с сахаром. Когда они пьют чай, поднимают не только чашку, но и блюдце. Левой рукой поднимают со стола чашку с блюдцем, а потом правой берут чашечку. Пить чай с блюдца недопустимо.

Япония

Жители Японии чайную церемонию совершают в чайных домиках. Человек входит в домик, оставляет свои заботы снаружи, а с собой берёт только мысли о добром и хорошем. При входе гости кланяются хозяевам и садятся на циновки. Хозяин кланяется гостям. Посуда для такой чайной церемонии берётся простая, но очень гармоничная. Такой посудой являются чашки, медный чайник, бамбуковая мешалка, ящичек для хранения чая.

11. Самостоятельно.

-Списать, расставить знаки препинания, составить схемы. (можно работать на карточках)

Традиции чаепития в Индонезии

Жители Индонезии пьют чай без сахара и подают его в ресторанах бесплатно вместо воды. Чай тут стоит дешево, а некипяченую воду люди не пьют - опасно. Поэтому, хозяин предлагает гостю чая вместо воды. Это означает, что он приглашает отведать чистого и безопасного напитка.

- Проверка при помощи доски (взаимопроверка).

12. Итог урока.

- Что нужно сделать, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложении?

- Самооценка.

13. Домашнее задание.



Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему: «Простое и сложное предложение (Церемония чаепития в разных странах мира)»
  • Начальные классы
Описание:

Цели урока:

- закрепить знания о простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;

- упражняться в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;

- развивать умение анализировать, делать выводы;

- воспитывать любовь к школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.

 Задачи:

- ознакомить учащихся с историей чая;

- прививать потребности здорового образа жизни, правильного питания и употребления чая;

- формировать интерес  к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая.

Автор Коломийцева Ольга Леонидовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 656
Номер материала 38826
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓