Негосударственное
частное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного
возраста «Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»
Открытый
урок по русскому языку в 4 классе
на
тему: «Простое и сложное предложение (Церемония чаепития в разных странах мира)»
Учитель
I
категории:
Коломийцева
О.Л.
г.
Батайск
2013г.
Цели:
- закрепить знания о
простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;
- упражняться в
постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и
сложном предложении;
- развивать умение
анализировать, делать выводы;
- воспитывать любовь к
школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.
Задачи:
- ознакомить
учащихся с историей чая;
- прививать
потребности здорового образа жизни, правильного питания и употребления чая;
- формировать
интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным
свойствам чая.
Оборудование:
ноутбук, интерактивная доска, проектор,
самовар, кроссворд, мольберты для групповой работы.
Раздаточный
материал: карточки для индивидуальной работы,
сигнальные карточки.
1.Организационный
момент. Настрой на урок.
2.
Чистописание. (индивидуальный подход)
-
У каждого в тетради прописана буква, которая у вас не очень хорошо получается.
Напишите и подчеркните простым карандашом самые красивые буквы.
-
Написать красиво не легко.
-
Вы
любите преодолевать трудности?
- Трудность
всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с
хорошими мыслями.
3.
Постановка темы урока. Словарная работа(кроссворд).
-
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о предложениях, а также вы узнаете о
традиции чаепития на Руси и в других странах. А какое чаепитие без …
-
А вот без чего узнаем при помощи словарных слов. Разгадайте кроссворд.
-
У каждого из вас лежит бланк для разгадывания кроссворда.
1.
Обычай, установившийся порядок. То, что перешло от одного поколения к другому
(традиция).
2.
Душистый, приятный запах (аромат).
3.
Фрукты или сладкое блюдо, подаваемое в конце обеда (десерт).
4.
Цитрусовое дерево, а так же сочный кислый плод с твёрдой ароматной кожурой
(лимон).
5.
в
6.
Кристаллическое питательное белое сладкое вещество, получаемое из сахарной
свёклы или из сахарного тростника (сахар).
7.
Пшеничный хлебец в виде кольца из заварного крутого теста (баранка).
-
Да, это русский самовар. Взаимопроверка.
-
Ребята, откуда я взяла значения словарных слов? (из толкового словаря)
-Запишите
слово самовар в тетрадь, разберите его по составу, устно придумайте
однокоренные слова.
Двое
на отворотах у доски (морфологический разбор).
4.
Подготовительная беседа
Ученик. Во
всем мире знают русский самовар. Его родина – город умельцев и мастеров Тула.
Первый самовар был изготовлен в 1778 году Назаром Лисицыным. Самовар делали из
красной и зеленой меди, серебра и мельхиора.
Основным металлом для изготовления
самоваров была и остается латунь. На Руси издавна делали разные по форме и
объему самовары. Были даже такие самовары, которые вмещали в себя до 5 ведер
воды.
5.
Работа со сложным предложением.
САМОВАР.
Давно
на белом свете
Ж.вет,
г.дами стар,
Поэтами
воспетый
Пузатый
самовар.
Самовар
сиянье излуч.ет
М.р.зным
синим днем,
Он
сер.це с.гревает
Особе(н,нн)ым
т.плом.
-
Вставьте и объясните пропущенные орфограммы.
-
Назовите глаголы, которые характеризуют самовар, как живое существо?
(живет,
излучает, согревает)
-
Да, ребята, в старину самовар являлся неодушевленным членом семьи, и его
ласково называли «Дедушка» или «Иван Иванович».
–
Спишите второе предложение, выделить основу, дайте характеристику и составьте
схему.
-
Какое это предложение?
-
Сколько простых предложений в нем?
-
При помощи чего соединены простые предложения в сложном?
-
Чем разделяются?
6.
Работа с простым предложением.
-
А какая страна является Родиной чая?
Ученик. Однажды 5000 лет назад
китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся
сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил
напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Молодой
листочек по-китайски называете “тцай-йе”. Отсюда и произошло слово чай”.
Впервые русские
люди познакомились с чаем в 1638 году, когда русскому послу в Монгольской
ордее подарили 200 пачек чая.
Сначала чай был доступен только богатым людям. Бедные
крестьяне даже не знали что с ним делать.
О чае говорят так: «Кто чай пьет, 100 лет проживет». А
почему так говорят, мы сейчас узнаем (на доске записан текст).
Чай признают не только вкусным, но и
целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь,
регулирует работу печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела».
-
Спишите последнее предложение, расставьте недостающие знаки препинания,
выделите основу предложения, составьте схему.
-
Какое это предложение?
-
Как на письме отделяют однородные члены?
На
отворотах фонетический разбор слова чай.
7.
Сравнение предложений.
-Мы
записали два предложения, посмотрите на них внимательно и подумайте, чем они
похожи и чем различаются? Сравнить их вам помогут мои вопросы.
-
Что такое предложение?
-Что
такое основа предложения?
-
На какие группы делятся предложения?
-
Какие предложения называются простыми?
-
Какие предложения называются сложными?
-
При помощи чего могут соединяться однородные члены предложения? (при помощи
союзов и, а, но)
-
При помощи чего соединяются части сложного предложения? (при помощи интонации и
союзов)
-
А как разделяются однородные члены и части сложного предложения на письме?
(запятыми)
8.
Работа с карточками (работа в парах).
-
Чем привлекателен чай, мы узнаем, правильно составив предложение из слов.
Возьмите карточки, которые лежат у каждого на парте.
КАРТОЧКА.
1.
чай, женщины, Собирают, только
2.
женских рук, Аромат, не портит, вкус, чая, запах
3.
издавна, вкусно, любят и умеют, Люди, на Руси, чай, заваривать
4.
травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.
-
Составьте и запишите предложения, выделите основу.
-
Какие получились предложения?
-
Назовите предложение с однородными членами, составьте на доске его схему.
-
Объедините предложения попарно.
-
Каким союзом можно соединить простые предложения? (а, но)
-
Составьте схемы сложных предложений на доске.
9. Сладкоежка (работа
с учебником схемы перед упр.73)
-
Назовите как можно больше сладостей, с которыми пьют чай.
(сахар,
конфета, мед, торт, пирожное, печенье, зефир, рулет и т.д.)
-
Составьте с этими словами простые и сложные предложения, используя союзы.
-
Я назову предложения, а вы при помощи сигнальных карточек
покажите, простое это предложение, или сложное.
Я
пью чай с сахаром, а папа пьёт с мёдом.
Дедушка
любит пить чай и с тортом, и с печеньем, и с зефиром.
Мама
любит чай, но пьёт без сахара.
10.
Традиции чаепития в разных странах (групповая работа).
- Чай – это
прекрасный, полезный напиток, который удаляет жажду, снимает усталость, придает
бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем
не заменим, как и хлеб.
- В каждой стране
сложились свои традиции чаепития.
- На мольбертах
тексты. Расставьте знаки препинания, выделите основу, укажите однородные члены.
Корейские традиции чаепития
Гости
рассаживаются лицом на запад, хозяин садится напротив - лицом на восток.
Заваривают чай следующим образом. В большую чашу хозяин наливает кипяток, в
воду он засыпает зеленый чай бамбуковой ложечкой, а потом предлагает напиток
гостям. Эта церемония
воспитывает такие качества, как чистота, самообладание, спокойствие,
сосредоточенность и чувство гармонии.
Индийские традиции чаепития
Индия
является самым крупным производителем черного чая в мире. Чай тут пьют в любое время
суток. Хозяева подают чай обычно с сахаром и молоком. Также в чай они добавляют
пряности и травы. Гостепиимные хозяева чаем всегда приветствуют гостей, и в
частных домах, и в ресторанах.
Традиция чаепития в Англии регламентируются
строгим чайным этикетом. Черный чай хозяева подают с молоком, иногда с сахаром.
Когда они пьют чай, поднимают не только чашку, но и блюдце. Левой рукой
поднимают со стола чашку с блюдцем, а потом правой берут чашечку. Пить чай с
блюдца недопустимо.
Япония
Жители Японии
чайную церемонию совершают в чайных домиках. Человек входит в домик, оставляет
свои заботы снаружи, а с собой берёт только мысли о добром и хорошем. При входе
гости кланяются хозяевам и садятся на циновки. Хозяин кланяется гостям. Посуда
для такой чайной церемонии берётся простая, но очень гармоничная. Такой посудой
являются чашки, медный чайник, бамбуковая мешалка, ящичек для хранения чая.
11. Самостоятельно.
-Списать, расставить знаки препинания,
составить схемы. (можно работать на карточках)
Традиции чаепития в Индонезии
Жители
Индонезии пьют чай без сахара и подают его в ресторанах бесплатно вместо воды.
Чай тут стоит дешево, а некипяченую воду люди не пьют - опасно. Поэтому,
хозяин предлагает гостю чая вместо воды. Это означает, что он приглашает отведать
чистого и безопасного напитка.
- Проверка при
помощи доски (взаимопроверка).
12.
Итог урока.
- Что нужно
сделать, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложении?
- Самооценка.
13.
Домашнее задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.