Главная / Русский язык и литература / ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему "Природа в стихах поэтов XX века"

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему "Природа в стихах поэтов XX века"

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема. Природа в стихах поэтов XX века.

(урок внеклассного чтения в 7 классе).

Цель: 1. продолжать работу по изучению творчества поэтов С. Есенина,

А. Блока, Н. Заболоцкого, М. Волошина; вырабатывать умение

отбирать материал, работать группами, выразительно читать стихи,

уметь анализировать текст, мыслить.

2. воспитывать любовь к природе, отечеству; умение видеть

прекрасное.



Оборудование: портреты поэтов, выставка рисунков учащихся,

репродукции картин художников.



В душе каждого человека есть клапан, поэзией.

А. Блок.

Поэзия должна делать добро людям.

А. Яшин.





Ход урока



I. Слово учителя

Тема нашего урока « Природа в стихах поэтов XX века». Это не новая для нас тема. Мы занимались поэзией IX века, анализировали стихи.

Сегодня мы поговорим о природе, послушаем стихи замечательных поэтов, попытаемся понять, что объединяет этих людей, что общего в их стихах и в чем их индивидуальность, непохожесть.

Мы будим говорить о поэзии.

- А что такое поэзия?

Это особый вид творчества. Это особое состояние души, когда человек хочет поделиться своими мыслями, чувствами. Когда одинокая березка, желтый одуванчик, выросший на обочине дороги, василек во ржи заставляет чаще биться сердце, когда

" мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.

Минута – и стихи свободно потекут".

Говоря о поэзии о творчестве, я хочу рассказать вам интересную легенду

К. Г. Паустовского о золотой розе, которая была выкована по просьбе бывшего солдата французской армии Жана Шамета для девочки Сюзанны. Полковой командир попросил Шамета отвезти его 8–юю дочь Сюзанну в Париж. Шамет согласился. В пути он оберегал и развлекал девочку. Однажды он рассказал ей историю о золотой розе, которую юноша подарил любимой девушке. Прошли годы. Девушка превратилась в старуху, обеднела, дом ее трясся от ветра, но она не продавала золотую розу, которую ей подарили на счастье.

А потом приехал ее сын – художник, веселый бородатый человек, и мать, действительно, обрела счастье и покой.

Сюзанна внимательно слушала эту историю. Шамет привез ее в Париж, отдал тетке, а сам устроился работать простым мусорщиком. Он выметал пыль из мастерских ремесленников.

Прошло несколько лет, и однажды Шамет встретил Сюзанну на берегу Сены, она стала прелестной девушкой, но была несчастна. И тогда родилась у Шамета мысль, не выбрасывать пыль из мастерских ювелиров, а просеивать ее, чтобы собрать золотые пылинки и выковать для Сюзанны золотую розу. Долго собирал он золотые пылинки по крупице. И, наконец, роза была готова. Но Сюзанна не получила ее, она уехала из Франции. От бедности и болезней умер верный Шамет, а ювелир, следивший за ним, взял золотую розу и продал ее пожилому литератору.

Литератор часто рассматривал золотую розу и думал: «Вот так же и поэты, художники, музыканты собирают эти песчинки годами, а затем выковывают свою «золотую розу» - поэму, повесть, картину, стихотворение».

И подобно тому, как золотая роза старого Шамета предназначалась для счастья Сюзанны, так и поэзия, предназначается для того, чтобы жизнь наша стала красивее, добрее, счастливее.

В этом высшее назначение поэзии.

Вы получили задание выбрать поэта и его стихи.

(Идет работа группами).

А сейчас мы послушаем стихи, прикоснемся к заветным чувствам поэтов. Очень многие из вас выбрали стихи С. Есенина. Читая его стихи, сразу видишь белую березку, чувствуешь запах душистого сена, видишь тихую заводь с белыми кувшинками.

М. Горький говорил: «С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего заслужено человеком».

I группа. Выступление спикера от группы.

Выразительное чтение 2 – 3 стихов С. Есенина.

II группа. А. Блок. (Коротко о Блоке).

Двери дома в Шахмотово открывались прямо в липы и сирень, и в синий купол небосклона. Все было родным и близким в Шахмотово.

Несколько учащихся читают стихи А. Блока.

III группа. М. Волошин. (Немного о М. Волошине).

М. Волошин особенно близок нам. Ведь это наш крымский поэт и художник.

2 учащихся читают стихи М. Волошина.

IV группа. Н. Заболоцкий – человек трудной судьбы, но по его стихам это не скажешь. Они излучают доброту, силу духа большого, умного человека.

Вопрос для всех групп.

Что объединяет всех этих поэтов? (Любовь к природе, Родине).

Каждый талантливый поэт очень индивидуален, имеет свой стиль, свое лицо. Порой, не зная автора стихотворения, мы можем определить, чьи это стихи.

Сейчас я раздам каждой группе стихотворение, а вы попытайтесь определить, кто его автор. Что помогло вам определить поэта?

Мы тоже пытаемся писать стихи, ведем рукописный литературный альманах. Сегодня ребята почитают и свои стихи.

( Чтение стихов ).

К каждому уроку внеклассного чтения вы готовите рисунки. Мы сделали выставку рисунков, чтобы узнать насколько поняли вы индивидуальность каждого поэта и сумели это передать в своих рисунках.

( Работа с рисунками учащихся ).

Красота природы не оставляет равнодушными чутких, талантливых людей. Многие художники, музыканты посвятили свои произведения изображению природы. П. И. Чайковский, Шуман, Вивальди, Рахманинов, Левитан, Куинджи и многие другие писали о природе.

( Под музыку показ репродукций художников).

- Какие стихотворения подходят к этим репродукциям?



Вывод

В эпиграфе к уроку говорится, что « в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией», я бы хотела добавить, отворяющийся искусством.

- Как вы понимаете эти слова?

Даже самый замкнутый, равнодушный человек в какие-то минуты преображается под действием поэзии, музыки, становится добрее, чище.

В этом главное назначение искусства.

Мы будим продолжать учиться понимать поэзию, искусство, будим формировать свой литературный вкус, учиться доброте.

( Оценки за урок).

Задание на дом: выучить наизусть одно понравившееся стихотворение.





ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему "Природа в стихах поэтов XX века"
  • Русский язык и литература
Описание:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема.               Природа в стихах поэтов XX века.

                             (урок внеклассного чтения в 7 классе).

Цель: 1. продолжать работу по изучению творчества поэтов С. Есенина,

               А. Блока, Н. Заболоцкого, М. Волошина; вырабатывать умение

               отбирать материал, работать группами, выразительно читать стихи,

               уметь анализировать текст, мыслить.

       2. воспитывать любовь к природе, отечеству; умение видеть 

           прекрасное.

 

Оборудование: портреты поэтов, выставка рисунков учащихся,

                           репродукции картин художников.

 

                                                                        В душе каждого человека                                          есть клапан, поэзией.

                                                                                                       А. Блок.

                                                                  Поэзия должна делать добро людям.                                                                                                                       

А. Яшин.

 

 

                                           

Ход урока

 

I. Слово учителя

Тема нашего урока « Природа в стихах поэтов XX века». Это не новая для нас тема. Мы занимались поэзией IX века, анализировали стихи.

Сегодня мы поговорим о природе, послушаем стихи замечательных поэтов, попытаемся понять, что объединяет этих людей, что общего в их стихах и в чем их индивидуальность, непохожесть.

Мы будим говорить о поэзии.

- А что такое поэзия?

Это особый вид творчества. Это особое состояние души, когда человек хочет поделиться своими мыслями, чувствами. Когда одинокая березка, желтый одуванчик, выросший на обочине дороги, василек во ржи заставляет чаще биться сердце, когда

" мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.

Минута – и стихи свободно потекут".

Говоря о поэзии  о  творчестве,  я  хочу рассказать  вам  интересную легенду

К. Г. Паустовского о золотой розе, которая была выкована по просьбе бывшего солдата французской армии Жана Шамета для девочки Сюзанны. Полковой командир попросил Шамета отвезти его 8–юю дочь Сюзанну в Париж. Шамет согласился. В пути он оберегал и развлекал девочку. Однажды он рассказал ей историю о золотой розе, которую юноша подарил любимой девушке. Прошли годы. Девушка превратилась в старуху, обеднела, дом ее трясся от ветра, но она не продавала золотую розу, которую ей подарили на счастье.

   А потом приехал ее сын – художник, веселый бородатый человек, и мать, действительно, обрела счастье и покой.

   Сюзанна внимательно слушала эту историю. Шамет привез ее в Париж, отдал тетке, а сам устроился работать простым мусорщиком. Он выметал пыль из мастерских ремесленников.

   Прошло несколько лет, и однажды Шамет встретил Сюзанну на берегу Сены, она стала прелестной девушкой, но была несчастна. И тогда родилась у Шамета мысль, не выбрасывать пыль из мастерских ювелиров, а просеивать ее, чтобы собрать золотые пылинки и выковать для Сюзанны золотую розу. Долго собирал он золотые пылинки по крупице. И,  наконец, роза была готова. Но Сюзанна не получила ее, она уехала из Франции. От бедности и болезней умер верный Шамет, а ювелир, следивший за ним, взял золотую розу и продал ее пожилому литератору.

   Литератор часто рассматривал золотую розу и думал: «Вот так же и поэты, художники, музыканты собирают эти песчинки годами, а затем выковывают свою «золотую розу» - поэму, повесть, картину, стихотворение».

И подобно тому, как золотая роза старого Шамета предназначалась для счастья Сюзанны, так и поэзия, предназначается для того, чтобы жизнь наша стала красивее, добрее, счастливее.

В этом высшее назначение поэзии.

Вы получили задание выбрать поэта и его стихи.

(Идет работа группами).

     А сейчас мы послушаем стихи, прикоснемся к заветным чувствам поэтов. Очень многие из вас выбрали стихи С. Есенина. Читая его стихи, сразу видишь белую березку, чувствуешь запах душистого сена, видишь тихую заводь с белыми кувшинками.

    М. Горький говорил: «С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего заслужено человеком».

I группа. Выступление спикера от группы.

Выразительное чтение 2 – 3 стихов С. Есенина.

II группа. А. Блок. (Коротко о Блоке).

Двери дома в Шахмотово открывались прямо в липы и сирень, и в синий купол небосклона. Все было родным и близким в Шахмотово.

Несколько учащихся читают стихи А. Блока.

 III группа. М. Волошин. (Немного о М. Волошине).

М. Волошин особенно близок нам. Ведь это наш крымский поэт и художник.

2 учащихся читают стихи М. Волошина.

IV группа. Н. Заболоцкий – человек трудной судьбы, но по его стихам это не скажешь. Они излучают доброту, силу духа большого, умного человека.

Вопрос для всех групп.

Что объединяет всех этих поэтов?  (Любовь к природе, Родине).

Каждый талантливый поэт очень индивидуален, имеет свой стиль, свое лицо. Порой, не зная автора стихотворения, мы можем определить, чьи это стихи.

Сейчас я раздам каждой группе стихотворение, а вы попытайтесь определить, кто его автор. Что помогло вам определить поэта?

Мы тоже пытаемся писать стихи, ведем рукописный литературный альманах. Сегодня ребята почитают и свои стихи.

                                               ( Чтение стихов ).

К каждому уроку внеклассного чтения вы готовите рисунки. Мы сделали выставку рисунков, чтобы узнать насколько поняли вы индивидуальность каждого поэта и сумели это передать в своих рисунках.

                                  

( Работа с рисунками учащихся ).

Красота природы не оставляет равнодушными чутких, талантливых людей. Многие художники, музыканты посвятили свои произведения изображению природы. П. И. Чайковский, Шуман, Вивальди, Рахманинов, Левитан, Куинджи и многие другие писали о природе.

                         ( Под музыку показ репродукций художников).

- Какие стихотворения подходят к этим репродукциям?

 

Вывод

В эпиграфе к уроку говорится, что « в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией», я бы хотела добавить, отворяющийся искусством.

- Как вы понимаете эти слова?

Даже самый замкнутый, равнодушный человек в какие-то минуты преображается под действием поэзии, музыки, становится добрее, чище.

В этом главное назначение искусства.

Мы будим продолжать учиться понимать поэзию, искусство, будим формировать свой литературный вкус, учиться доброте.

( Оценки за урок).

Задание на дом: выучить наизусть одно понравившееся стихотворение.

 

 

 

 

Автор Накидень Галина Павловна
Дата добавления 24.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 700
Номер материала 54855
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓