Главная / Русский язык и литература / Открытый урок по русскому языку на тему Повторение "Стили речи". ( 11 класс)

Открытый урок по русскому языку на тему Повторение "Стили речи". ( 11 класс)

Урок по русскому языку в 11 классе

Тема урока: Повторение "Стили речи"

Цели урока: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка, формировать навыки изложения материала в соответствующем стиле;

развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнения творческих и проблемных видов работ;

воспитывать в детях любовь к родному языку .

Оборудование: электронная презентация, интерактивная доска, компьютеры, бумага формата А-3, фломастеры, маркеры, стикеры.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы: Коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: на доске схема - «Кластер», мультимедиапроектор, раздаточный материал (опорная схема), презентация.

Ход урока

1.Оганизационный момент. Вступительное слово учителя.

Самая большая ценность народа – язык – язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся наша сознательная жизнь проходит через родной язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека - прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, поведение, лицо и по ним судим о человеке, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Д.С. Лихачёв.

- Послушайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, -
Нужно стили речи знать!

Ученики: Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Ученики: Для того, чтобы написать заявление или научную работу, нужно знать, в каком стиле его оформлять

. - Как вы понимаете слово стиль?

- Вспомните, каково происхождение этого слова? Ученица даёт сообщение.

Слово стиль происходит от греческого «стилос» – палочка с заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Горации советовал «почаще перевертывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.

В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

2. Повторение изученного материала о стилях речи. Ребята, вспомните, какие стили речи вы знаете? http://festival.1september.ru/articles/515269/img1.gif

-К какому разделу относятся стили литературного языка?

- Что изучает стилистика? Слайд №1

5. Этап контроля знаний учащихся. Задача – определить стиль речи.

3.Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример» (официально-деловой).

6. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах (художественный).

7. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)

8. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии (публицистический).

9. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).

Класс делим на группы по стилям речи ( каждый учащийся вытягивает листочек и на обратной стороне указан стиль).

1 группа – официально-деловой стиль.

2 группа – научный стиль.

3 группа – публицистический стиль.

4 группа – художественный стиль.

5 группа – разговорный стиль.

Учитель: 

- Что же мы знаем о стилях речи? Свои знания вы покажете с помощью кластера, который составите в группе. Составление кластера о стиле речи. Защита кластера.( группы оценивают работы)

  1. Дайте стилистический анализ текста по плану:

1) Цель_______________________________________

  1. 2) Сфера употребления__________________________

  2. 3) Речевые жанры_______________________________

  3. 4) Стилевые черты______________________________

  4. 5) Языковые особенности___________________________

ФИЗМИНУТКА.

2. Составление текстов на определённый стиль. ( работа в группе) Защита групп.

3.Составление тестов на тему «Стили речи» ( работа в группах) , т.е. каждая группа составляет тесты из пяти вопросов и передаёт другой группе, а затем оценивают друг друга.

Запись в тетрадях.

4. Определить стиль ( на экране показаны фотографии и нужно по ним определить стиль) слайд №2

5. Составление синквейна.( каждая группа составляет по своему стилю). Запись в тетрадях.

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;


Закончите предложение.

* Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем чувства, мы используем… (разговорный)

*Если сообщаем научные сведения… (научный)

*Если составляем документы… (официально- деловой)

*Когда мы изображаем, рисуем словами… (публицистический)

*Воздействие с помощью созданных образов на мысли и чувства (художественный).



6.Рефлексия Подведём итог.

- Какие задания были особенно интересными?

- Что было трудным на уроке?

Открытый урок по русскому языку на тему Повторение "Стили речи". ( 11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок по русскому языку в 11 классе

  Тема урока: Повторение "Стили речи"

Цели урока: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка, формировать навыки изложения материала в соответствующем стиле;

 развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнения творческих и проблемных видов работ;

воспитывать в детях любовь к родному языку  .

Оборудование: электронная презентация, интерактивная доска, компьютеры,  бумага формата А-3, фломастеры, маркеры, стикеры.

Тип урока: урок обобщения и  систематизации знаний.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы: Коллективная, групповая, индивидуальная

 Оборудование: на доске схема - «Кластер», мультимедиапроектор, раздаточный материал (опорная схема), презентация.

Ход урока

1.Оганизационный момент. Вступительное слово учителя.

Самая большая ценность народа – язык – язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Думает! Это надо понять досконально, во всей  многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся наша сознательная жизнь проходит через родной язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши формулируются языком.

    Вернейший способ узнать человека -  прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, поведение, лицо и   по ним судим о человеке, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.                                                                                                                                                                  

                                                                                                       Д.С. Лихачёв.

-  Послушайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, -
Нужно стили речи знать!

Ученики: Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Ученики: Для того, чтобы написать заявление или научную работу, нужно знать, в каком стиле его оформлять

. - Как вы понимаете слово стиль?

- Вспомните, каково происхождение этого слова? Ученица даёт сообщение.

Слово стиль происходит от греческого «стилос» – палочка с заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Горации советовал «почаще перевертывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.

В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

2. Повторение изученного материала о стилях речи. Ребята, вспомните, какие стили речи вы знаете?

-К какому разделу относятся стили литературного языка?

- Что изучает стилистика? Слайд №1

      5. Этап контроля знаний учащихся.  Задача – определить стиль речи.

3.Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример» (официально-деловой).

6. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах (художественный).

7. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)

8. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии (публицистический).

9. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).

Класс делим на группы по стилям речи ( каждый учащийся вытягивает листочек и на обратной стороне указан стиль).

1 группа – официально-деловой стиль.

2 группа – научный стиль.

3 группа – публицистический стиль.

4 группа – художественный стиль.

5 группа – разговорный стиль.

Учитель: 

 - Что же мы знаем о стилях речи? Свои знания вы покажете с помощью кластера, который составите в группе. Составление кластера о стиле речи. Защита кластера.( группы оценивают работы)

1.     Дайте стилистический анализ текста по плану:

 1) Цель_______________________________________

2.     2) Сфера употребления__________________________

3.     3) Речевые жанры_______________________________

4.     4) Стилевые черты______________________________

5.     5) Языковые особенности___________________________

ФИЗМИНУТКА.

2. Составление текстов на определённый стиль. ( работа в группе) Защита групп.

3.Составление тестов на тему «Стили речи» ( работа в группах) , т.е. каждая группа составляет тесты из пяти вопросов и передаёт другой группе, а затем оценивают друг друга.

Запись в тетрадях.

4. Определить стиль ( на экране показаны фотографии и нужно по ним определить стиль) слайд №2

5. Составление синквейна.( каждая группа составляет по своему стилю). Запись в тетрадях.

 Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

 

Закончите предложение.

 * Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем чувства, мы используем…  (разговорный)

*Если сообщаем научные сведения… (научный)

*Если составляем документы… (официально- деловой)

*Когда мы изображаем, рисуем словами… (публицистический)

*Воздействие с помощью созданных образов на мысли и чувства  (художественный).

 

6.Рефлексия   Подведём итог.

- Какие задания были особенно интересными?

 

- Что было трудным на уроке?

Автор Заитова Рахилям Асановна
Дата добавления 04.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3476
Номер материала 6412
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓