Главная / Русский язык и литература / ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ "Подготовка к сочинению на общественную тему о Великой Отечественной войне"

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ "Подготовка к сочинению на общественную тему о Великой Отечественной войне"

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Тема. Подготовка к сочинению на общественную тему о

Великой Отечественной войне.

Цель: 1) вспомнить годы войны, героизм защитников Отечества, поработать

над умением собирать материал по теме, соответствующий виду

сочинения (сочинение – вопрос, сочинение – повествование,

сочинение - рассуждение), вырабатывать умение правильно

излагать свои мысли, раскрывать тему, доказывать свою точку

зрения, подбирая нужные аргументы.

2) воспитывать чувство любви к Родине, благодарность людям,

отстоявшим мир, победившим врага, бережное отношение к

людям, своей земле.



Оборудование: репродукции, фотографии о войне, выставка книг о войне,

портреты героев войны.



Кто говорит, что на войне нестрашно,

Тот ничего не знает о войне.

Ю. Друнина.





Ход урока.



I. Тема урока.

Слово учителя о цели урока.

Война … короткое, но очень страшное слово, которое несет кровь, смерть, разлуку, страх всем людям, разрушение мирной, налаженной жизни, планов, целей людей. Когда враг твою Родину, твой город, улицу, дом хочет покорить, уничтожить, заставить тебя стать рабом, забыть твой язык, близких.

70 лет назад, 22 июня 1941 г., в воскресенье, в 4 часа утра вероломно, нарушив Пакт о ненападении, фашистская Германия напала на Советский Союз. В это трудно было поверить. Выпускники школ возвращались с выпускного бала, мечтая о поступлении в институты, кто-то отправлялся на отдых к морю.

И вдруг из репродукторов диктор Левитан сообщил о начале войны…

Вскоре зазвучали слова песни В. Лебедева – Кумача:

Вставай, страна огромная,

Вставай, на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идет война народная, -

Священная война !

И все люди в едином порыве бросились к военкоматам, чтобы встать на защиту своей Родины. Наверное, нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война, не забрала любимых, родных людей, не искалечила судьбы целого поколения. Жизнь теперь делилась на две части: до войны и после войны.

Моя мама, Манакова Александра Ильинична, воспитывалась в детском доме, так как в 30-е годы от голода умерли ее родители. Когда началась война, 11 детских домов погрузили на огромную баржу и отправили в эвакуацию в Узбекистан, где она пробыла пять лет, собирала хлопок, работала в швейной мастерской, шила рубашки на фронт, затем работала на фабрике с другими детьми. Детскими глазами она видела войну, помнит пайку хлеба, которой не могла наесться.

Многие писатели, поэты ушли на фронт в качестве военных корреспондентов. Создали замечательные стихи, поэмы, романы о войне. А сколько фильмов снято о войне. Когда смотришь их, от волнения и ужаса замирает сердце.

Откуда люди брали мужество и терпение, стойкость и силу духа? Я думаю, в любви к Родине и ненависти к врагу.

О войне можно говорить очень много. В этом году мы будем отмечать 70-е со дня Победы над врагом. День Победы – это самый главный праздник всех людей.

Мы будем готовиться к сочинению о Великой Отечественной войне. Я предлагаю три темы:

1. Что я знаю о Великой Отечественной войне?

2. Великая Отечественная война в жизни моей семьи.

3. Нужно ли сегодняшнему поколению знать о Великой Отечественной войне?

Беседа:

- Что общего в этих темах? ( Все о войне ).

Но они все разные.

1-я тема – тема-вопрос, требующая определенной информации, знаний о войне. Это глобальная, объемная тема. И здесь учащиеся должны честно сказать тебе:

- Да, я мало знаю о войне.

- Да, я много читал, много знаю о войне.

- Нет, я совсем ничего не знаю о войне.

Эта (1-я тема) не требует рассуждения, но требует вывода.

(1- См. Текучев А. В. «Методика русского языка в средней школе».)

В огромном материале нужно выбрать тот, о котором вы хотели бы рассказать подробнее.

Историческая справка, (вступление), подпольное движение в Крыму, в Симферополе, партизанское движение и т.д. (основная часть). Заключение. Это будет сочинение – повествование, ответ на поставленный вопрос.

Для написания второй темы нужна предварительная работа. Это личная тема.

В основной части нужно рассказать о ваших прадедушках и прабабушках, участвовавших в войне. Поделиться их воспоминаниями, рассказать о семейных реликвиях: старых фотографиях, письмах – треугольниках, пожелтевших газетах, наградах, которые хранятся в семейных архивах, оружии, осколках, касках и фронтовых котелках.

Самая интересная, но и самая трудная третья тема. Это сочинение – рассуждение. И здесь я задала вопрос ребятам:

- Почему проще повлиять на молодежь?

Например, на вас, а не на меня, людей более старшего поколения?

И здесь я напомнила ребятам фрагмент из прекрасного фильма о войне «Семнадцать мгновений весны», в котором есть разговор Мюллера и Штирлица.

Мюллер говорит:

- Сколько вам будет через двадцать лет?

- Семьдесят.

- Вы счастливый, вы еще увидите.

Пройдет двадцать лет, и мы все начнем с нуля. Если вы увидите, что кто-то вместо приветствия вскинет руку и скажет «Хайль», знайте, там нас ждут.

На занятиях «Литературной гостиной» я прочитала учащимся отрывок из газеты «2000», который меня потряс своим пророчеством:

В конце Великой Отечественной войны руководитель американской разведки Ален Далес говорил о далеко идущих планах США: «Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю мощь на оболванивание и одурачивание людей. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства. В управлении государством мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом, предательство, национализм и вражда народов… - все это расцветет махровым цветом. Мы будем уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем бороться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов».

Я задала ребятам вопрос:

- Не кажется ли вам, что многое из далеко идущих планов США, к сожалению, воплотилось в нашу жизнь?

- Какие, например?

Насилие, алкоголизм, наркомания, предательство, национализм, взяточничество, хамство, безнравственность, стремление к наживе.

Появляются различные неофашистские организации. Ссорят братские народы, сталкивают в войне.

В этой теме вы должны высказать свою точку зрения, думать, аргументировать, рассуждать. Это будет сочинение – рассуждение, в котором вы выделите 3 части:

1. Тезис.

2. Доказательство.

3. Вывод.

Заканчивая разговор, делая вывод, я говорю ребятам, что во все времена перед человеком возникает проблема выбора. И важно уметь сделать выбор правильно. Об этом говорит Василий Федоров в стихотворении «Сердца».

Все испытав, мы знаем сами,

Что в дни психических атак,

Сердца, не занятые нами,

Не мешкая, займет наш враг.

Займет, сводя все те же счеты,

Займет, засядет нас разя…

Сердца! Да это же высоты,

Которых отдавать нельзя.

На дом: написать сочинение на одну из тем.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ "Подготовка к сочинению на общественную тему о Великой Отечественной войне"
  • Русский язык и литература
Описание:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

Тема.     Подготовка к сочинению на общественную тему о         

                 Великой Отечественной войне.

                                 

Цель:  1) вспомнить годы войны, героизм защитников Отечества, поработать  

                над умением собирать материал по теме, соответствующий виду 

                сочинения (сочинение – вопрос, сочинение – повествование,

                 сочинение - рассуждение), вырабатывать умение правильно 

                излагать свои мысли, раскрывать тему, доказывать свою точку

                зрения, подбирая нужные аргументы.

             2) воспитывать чувство любви к Родине, благодарность людям,

                 отстоявшим мир, победившим врага, бережное отношение к

                 людям, своей земле.

 

Оборудование: репродукции, фотографии о войне, выставка книг о войне,

                           портреты героев войны.

 

                                                                  

                                                                 Кто говорит, что на войне нестрашно,

                                                                 Тот ничего не знает о войне.

                                                                                                          Ю. Друнина.

                                           

                                       

 

 

Ход урока.

 

I. Тема урока.

Слово учителя о цели урока.

Война … короткое, но очень страшное слово, которое несет кровь, смерть, разлуку, страх всем людям, разрушение мирной, налаженной жизни, планов, целей людей. Когда враг твою Родину, твой город, улицу, дом хочет покорить, уничтожить, заставить тебя стать рабом, забыть твой язык, близких.

70 лет назад, 22 июня 1941 г., в воскресенье, в 4 часа утра вероломно, нарушив Пакт о ненападении, фашистская Германия напала на Советский Союз. В это трудно было поверить. Выпускники школ возвращались с выпускного бала, мечтая о поступлении в институты, кто-то отправлялся на отдых к морю.

И вдруг из репродукторов диктор Левитан сообщил о начале войны…

Вскоре зазвучали слова песни В. Лебедева – Кумача:

Вставай, страна огромная,

Вставай, на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идет война народная, -

Священная война !

И все люди в едином порыве бросились к военкоматам, чтобы встать на защиту своей Родины. Наверное, нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война, не забрала любимых, родных людей, не искалечила судьбы целого поколения. Жизнь теперь делилась на две части: до войны и после войны.

Моя мама, Манакова Александра Ильинична, воспитывалась в детском доме, так как в 30-е годы от голода умерли ее родители. Когда началась война, 11 детских домов погрузили на огромную баржу и отправили в эвакуацию в Узбекистан, где она пробыла пять лет, собирала хлопок, работала в швейной мастерской, шила рубашки на фронт, затем работала на фабрике с другими детьми. Детскими глазами она видела войну, помнит пайку хлеба, которой не могла наесться.

Многие писатели, поэты ушли на фронт в качестве военных корреспондентов. Создали замечательные стихи, поэмы, романы о войне. А сколько фильмов снято о войне. Когда смотришь их, от волнения и ужаса замирает сердце.

Откуда люди брали мужество и терпение, стойкость и силу духа? Я думаю, в любви к Родине и ненависти к врагу.

О войне можно говорить очень много. В этом году мы будем отмечать 70-е со дня Победы над врагом. День Победы – это самый главный праздник всех людей.

Мы будем готовиться к сочинению о Великой Отечественной войне. Я предлагаю три темы:

1. Что я знаю о Великой Отечественной войне?

2. Великая Отечественная война в жизни моей семьи.

3. Нужно ли сегодняшнему поколению знать о Великой Отечественной войне?

Беседа:

- Что общего в этих темах? ( Все о войне ).

Но они все разные.

1-я тема – тема-вопрос, требующая определенной информации, знаний о войне. Это глобальная, объемная тема. И здесь учащиеся должны честно сказать тебе:

- Да, я мало знаю о войне.

- Да, я много читал, много знаю о войне.

- Нет, я совсем ничего не знаю о войне.

Эта (1-я тема) не требует рассуждения, но требует вывода.

(1- См. Текучев А. В. «Методика русского языка в средней школе».)

В огромном материале нужно выбрать тот, о котором вы хотели бы рассказать подробнее.

Историческая справка, (вступление), подпольное движение в Крыму, в Симферополе, партизанское движение и т.д. (основная часть). Заключение. Это будет сочинение – повествование, ответ на поставленный вопрос.

Для написания  второй темы нужна предварительная работа. Это личная тема.

В основной части нужно рассказать о ваших прадедушках и прабабушках, участвовавших в войне. Поделиться их воспоминаниями, рассказать о семейных реликвиях: старых фотографиях, письмах – треугольниках, пожелтевших газетах, наградах, которые хранятся в семейных архивах, оружии, осколках, касках и фронтовых котелках.

Самая интересная, но и самая трудная третья тема. Это сочинение – рассуждение. И здесь я задала вопрос ребятам:

- Почему проще повлиять на молодежь?

Например, на вас, а не на меня, людей более старшего поколения?

И здесь я напомнила ребятам фрагмент из прекрасного фильма о войне «Семнадцать мгновений весны», в котором есть разговор Мюллера и Штирлица.

Мюллер говорит:

- Сколько вам будет через двадцать лет?

- Семьдесят.

- Вы счастливый, вы еще увидите.

Пройдет двадцать лет, и мы все начнем с нуля. Если вы увидите, что кто-то вместо приветствия вскинет руку и скажет «Хайль», знайте, там нас ждут.

На занятиях «Литературной гостиной» я прочитала учащимся отрывок из газеты «2000», который меня потряс своим пророчеством:

В конце Великой Отечественной войны руководитель американской разведки Ален Далес говорил о далеко идущих планах США: «Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю мощь на оболванивание и одурачивание людей. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства. В управлении государством мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом, предательство, национализм и вражда народов… - все это расцветет махровым цветом. Мы будем уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем бороться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов».

Я задала ребятам вопрос:

- Не кажется ли вам, что многое из далеко идущих планов США, к сожалению, воплотилось в нашу жизнь?

- Какие, например?

Насилие, алкоголизм, наркомания, предательство, национализм, взяточничество, хамство, безнравственность, стремление к наживе.

Появляются различные неофашистские организации. Ссорят братские народы, сталкивают в войне.

В этой теме вы должны высказать свою точку зрения, думать, аргументировать, рассуждать. Это будет сочинение – рассуждение, в котором вы выделите 3 части:

1. Тезис.

2. Доказательство.

3. Вывод.

Заканчивая разговор, делая вывод, я говорю ребятам, что во все времена перед человеком возникает проблема выбора. И важно уметь сделать  выбор правильно. Об этом говорит Василий Федоров в стихотворении «Сердца».

Все испытав, мы знаем сами,

Что в дни психических атак,

Сердца, не занятые нами,

Не мешкая, займет наш враг.

Займет, сводя все те же счеты,

Займет, засядет нас разя…

Сердца! Да это же высоты,

Которых отдавать нельзя.

 

На дом: написать сочинение на одну из тем.               

Автор Накидень Галина Павловна
Дата добавления 24.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1447
Номер материала 54852
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓