Ященко Любовь Сергеевна учитель
начальных классов
Алматинская область Алакольский район
Сахзаводская средняя школа с
дошкольным миницентром
Русский
язык 4 класс
Тема:
Обобщение знаний о глаголе
Цель урока:
обобщить и систематизировать знания о
правописании личных окончаний глаголов.
Задачи:
Образовательные:
систематизировать знание о глаголе, как
части речи;
Работать над словом, предложением и
текстом.
Развивающие :
Развивать интерес к дальнейшему учебному
процессу, умение анализировать собственную деятельность.
Развивать интеллектуальные качества
ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение
контролировать свой результат.
Воспитательные цели:
Воспитание стремления детей к успеху в
учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
Воспитание чувства дружбы и товарищества.
развивать умение анализировать,
сопоставлять, находить главное, делать выводы, умение выполнять самооценку и
самоконтроль;
воспитывать любовь к своему краю, бережное
отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная установка для
просмотров слайдов, таблица «Изменение глаголов по лицам и числам».
Ход урока-
Ребята, сегодня у нас гости, повернитесь к
ним, пожалуйста, лицом.
1. Организационный момент
Садитесь, ребята. Откройте тетради, запишите
число, “Классная работа”. Слайд№2
2. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня наш урок мы начинаем со
стихотворения:
Глагол – это весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех!
- О чем мы с вами будем говорить на уроке?
Слайд №3
- О глаголе.
- Что такое глагол?
- Глагол – это часть речи, которая обозначает
действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что будет
делать?
- Почему глагол в этом четверостишие
называется весенняя часть речи?
- Весной все пробуждается, цветет, растет.
Весной природа изменяется. Глагол тоже изменяется по временам, числам, лицам, в
прошедшем времени по родам, спрягается.
3. Чистописание Слайд №4
ем ет
- Посмотрите внимательно на узор и определите,
какой частью слова они являются?
- Ударные окончания глаголов 1 спряжения.
- Постарайтесь написать красиво, соблюдая
наклон букв и правильность соединения.
4. Словарно – орфографическая работа
- Внимательно послушайте загадки, отгадки
записывайте в тетрадь через запятую.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица) Слайд №5
Окраской сероватая,
Повадкой вороватая
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? (ворона)Слайд №7
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)Слайд №8-9
Скачет завирушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (лягушка) Слайд №10
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (рябина) Слайд №11
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (черемуха) Слайд №12
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (береза) Слайд №13
- Проверьте правильность написания слов.
- Почему мы записали именно эти слова?
- С этими животными, птицами, растениями
весной происходят изменения.
- Ранней весной синицы начинают подыскивать
место для своего будущего гнезда.
- Вороны весной прилетают в родные края.
- С наступлением тепла медвежата вместе с
медведицей покидают берлогу.
- Медведь тоже с наступлением тепла покидает
берлогу.
- Рябина, черемуха, береза – цветут.
- Какие глаголы вы использовали в своих
ответах?
5. Письмо под диктовку. Синтаксический анализ
предложения
- Почему апрель называют «Апрель – березень».
- В апреле березы наполняются соком. С 11
апреля «слушали березу», собирали березовый сок и отпаивали им больных –
очищали кровь.
Распустилась светолюбивая березка. Показались
зеленые листочки и желтые сережки.
- Разберите 2 предложение по членам
предложения. 1 ученик у доски
6. Физкультминутка.
Покачайтесь, покружитесь, потянитесь,
распрямитесь,
Приседайте, пошагайте,
Встаньте на носки, на пятку. Поскачите-ка
вприсядку,
Глубоко теперь вздохните, сядьте тихо,
отдохните.
Все в порядок приведите и писать опять
начните.
7. Работа с пословицами Слайд № 14-15
- Прочитайте пословицы.
Увидел грача – весну… (встречай).
Апрель батюшка в поле … (зовет).
Апрель землю … (красит), воду … (подбирает),
цветы … (раскрывает).
Была бы апрельская водица, а зелень
…(народится).
- Слова какой части речи вы вставили? Почему?
- Определите время глагола.
- Как определить время глагола?
- Время глагола определяется по вопросам.
Н. в. что делает?
П. в. что делал? что сделал?
Б. в. что будет делать? что сделает?
- Спишите.
8. Работа над текстом Слайд № 16
- Прочитайте текст.
Апрель
Апрель слово латинское от глагола «аперире» -
открывать. По славянски цветень – месяц, в который все зацветает.
По – весеннему поют синицы, славит весну
чижик. А крошечный королек еще выше задирает задорный хвостик, выскочит откуда
– то на кучу хвороста и зальется. Летят птицы. И везде на голос птичьих стай
откликается голос воды: по снегу и под снегом шумит апрель – водолей.
- Выпишите глаголы. Определите время и
спряжение.
- Как определить спряжение?
- Если личное окончание глаголов ударное, то
спряжение определяется по окончанию – е – 1 спряжение, - и – 2 спряжение.
Спряжение глаголов с безударными личными
окончаниями определяются по неопределенной форме. Глаголы, которые оканчиваются
в неопределенной форме на ить, относятся ко 2 спряжению.
Большинство глаголов на – ать, - ять, - еть, -
оть, - уть – 1 спряжение.
Спряжение можно определить поставив глагол в 3
лицо множественного числа.
Открывать – н. ф., 1 спр.
Зацветает – н. в., 1 спр.
Поют – н.в., 1 спр.
Славит – н. в., 2 спр.
Задирает – н. в., 1 спр.
Выскочит – б. в., 2 спр.
Зальется – б. в., 1 спр.
Летят – н. в., 2 спр.
Откликается – н. в., 1 спр.
Шумит – н. в., 2 спр.
- Проверьте Слайд № 17
9. Физминутка
Я называю глаголы, а вы выполняете действия:
встали, потянулись, распрямились, присели, поднялись, улыбнулись, сели.
- Выполнить действия нам помогали глаголы. В
каком времени они стоят?
- В прошедшем.
- Что помогает нам узнать глагол прошедшего
времени?
- Суффикс – л .
10. Итог урока
- Наш урок, ребята, я хочу закончить словами
пословицы. Слайд №18
“Когда человек учится, он делает свой ум
острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который
много знает, многое может”.
- О какой части речи мы сегодня говорили?
- Как изменяются глаголы?
- А еще о чем мы с вами говорили?
- О изменениях весной.
11. Чтение стихотворения о весне Слайд № 19
12. Творческая работа
- Мы очень много сегодня говорили о
замечательном времени года – весне. Посмотрите, как весну изображали знаменитые
художники. Напишите небольшое сочинение о весне. Прочитайте.
Итоговая оценка
На память об этом уроке получают призы –
карточки:
1.За самый интересный текст
2.За самое точное объяснение
3. За самую аккуратную работу в тетради
4.За правильную осанку в течении всего урока
5. За полные ответы Д/З -написать сочинения
по картинке
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.