Главная / Русский язык и литература / Открытый урок по русскому языку на тему

Открытый урок по русскому языку на тему

Открытый урок русского языка по теме "СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ ЧАСТЯМИ". 9-й класс

Учитель: Константинова Екатерина Юрьевна

Цели урока:

  • Познавательные:

    • повторить опознавательные признаки СПП;

    • продолжить знакомство  со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;

  • Практические:

    • совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;

    • учить опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП;

    • формировать умение строить СПП;

Задачи урока:

  • Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном, умение строить СПП с придаточными изъяснительными.

  • Развивающая – совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщённом виде.

  • Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения (работа с текстом, взятым из художественной литературы).

Тип урока – комбинированный.

Методические приемы:

  • анализ предложений,

  • конструирование предложений,

  • решение лингвистической задачи (лингвистическое моделирование),

  • выполнение тестовых заданий.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Ход урока:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (0,5 мин.).

Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале + запись числа и классной работы в тетради

  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (3,5 мин.)

Упр 159, ученики читают исправленные варианты предложений, записывают схемы предложений на доске.

Какой вывод мы можем с вами сделать?

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (ПОВТОРЕНИЕ). (5 мин)

Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения». Давайте вспомним, что мы узнали на предыдущих уроках

Дети отвечают, учитель координирует

  • узнали о строении сложноподчиненных предложений,

  • средствах связи между их частями,

  • на какие группы делятся сложноподчиненные предложения по значению

  • сложноподчиненные предложения с определительными придаточными частями.

Задание: Различение предложений на слух (цифровой диктант)

В тетрадях у детей запись:

Простые

Бессоюзные

 

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

4

1

3

2, 5

Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.

  1. Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.

  2. Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.

  3. Светило солнце, но было очень холодно.

  4. Я поднял книгу, упавшую со стола.

  5. Я поднял книгу, которая упала со стола.

Проверка (отвечает 1 ученик)

Дать определение СПП.

Учитель: А теперь ответьте на 2 тестовых задания. Вам нужно поставить только букву.

СПП состоят:

а) только из придаточных предложений;

б) из 2 независимых предложений;

в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.

4. Придаточное может стоять: 

а) только после главного;

б) перед главным, в середине главного и после главного предложения;

в) только перед главным.

Какой вывод можно сделать исходя из сказанного? Обобщим сказанное.

СПП – это вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает обязательное продолжение мысли. Придаточное подчиняется главному и отвечает на вопросы предложения.

А сегодня мы поговорим о придаточных изъяснительных частях.


  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА (3 мин)

Перед тем как я озвучу тему нашего урока, обратимся к эпиграфу: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся» Ф.И. Тютчев.

Как вы понимаете?

Тема нашего урока «СПП предложения с придаточными изъяснительными частями».

Из написанной темы как вы думаете, чем будем заниматься, что должны узнать?

Сформулируйте вопросы, ответы на которые, по вашему мнению, вы должны получить в процессе изучения придаточных изъяснительных.

Попробуйте сформулировать основные задачи урока. Чему должны научиться? А поможет вам в этом эпиграф.

Обсудите в парах и предложите свои варианты.

Ученики после обсуждения в группах предлагают свои версии, которые корректируются и записываются на доске:

1. Узнать, на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные.

2. Выяснить, к чему относятся придаточные изъяснительные – ко всему предложению или к контактному слову.

3. Определить, как присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению.

4. Узнать, какое место может занимать придаточное изъяснительное по отношению к главному.

5. Научиться опознавать придаточные изъяснительные.

6. Научиться составлять схемы СПП.

Подумайте, зачем нам пригодятся эти знания в жизни?


  1. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА (2 мин)

Лингвистическое моделирование. (НА ДОСКЕ)

Замените прямую речь косвенной. Начертите схемы полученных предложений.

  1. «Где вы были?» - спросил отец.

  2. «Мы были в магазине», - ответили мы.

Вывод: косвенная речь строится с помощью СПП

(опираясь на полученные предложения, учитель объясняет теоретический материал)

  1. ИЗУЧЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (10 мин)

У каждого ученика на парте лежит памятка с правилами и примерами по теме урока

  1. Работа с учебником

А) Упр168 с. 76

Прочитать предложения, определить тип предложения, объяснить свой ответ.

Б) Чтение теоретической части в учебнике (с. 76-77)


  1.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

  1. Чтение легенды о знаменитом баснописце древней Греции Эзопе, рабе философа Ксанфа. (5 мин.)

Послушайте легенду о знаменитом баснописце древней Греции Эзопе, рабе философа Ксанфа.

Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

1.1 Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка нет, в другом утверждает, что язык самое худшее, что есть на свете?

1.2 - Как понять это противоречие?

1.3 Задание:

- Согласны ли вы с древнегреческим баснописцем? Запишите свои мысли в виде сложноподчинённого предложения с придаточной изъяснительной частью.

Давайте, сделаем вывод.

  1. Индивидуальная работа

А пока класс работает над текстом легенды, 2 ученика получают карточки с индивидуальным заданием.

Два ученика получают карточки с индивидуальным заданием и выполняют его в тетради. После выполнения сдают тетради на проверку.

Индивидуальная карточка 1

Запишите предложения, расставляя знаки препинания; укажите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными; составте схемы 2 и 4 предложений; особое внимание обратите на правописание союзов.

    1. Я полюбил эту маленькую окраину и был уверен что она самая живописная в мире.

    2. Ей снится буд(то)(бы) она идет по снеговой поляне.

    3. Что(бы) не говорили а я выполню эту работу.

    4. Я всегда удивлялся как успевал этот уже старый человек делать сразу несколько дел.

Индивидуальная карточка 2

Запишите предложения, расставляя знаки препинания; укажите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными; составте схемы 2 и 4 предложений; особое внимание обратите на правописание союзов.

  1. Берись за(то) к чему ты сроден коль хочеш что(б) в делах успешный был конец.

  2. Ты рада что ты дома?

  3. С кем поведешься (от)того и наберешься.

  4. Вы не должны судить меня (по)тому что я делаю.


  1.  Парная работа с текстом (5 мин)


(1) Дорогие читатели, хотите ли вы поговорить с писателями? (2) Ну, скажем, с А.С.Пушкиным, Л.Н.Толстым, М.Горьким?

(3) Встретиться с ними не так уж трудно.

(4) Я могу вам дать их точный адрес.

(5) Он очень короткий: библиотека.

(6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь.

(10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных. (11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный  помощник – книга.

(12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)

3.1. Прочтите про себя.

3.2. Один из учеников читает вслух.

3.3. Найдите и выпишите:

а) односоставное безличное предложение (3);
б) СПП с придаточным определительным (7,9)

в) СПП с придаточным изъяснительным (10).

3.4. Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении № 9. (Олицетворение, эпитет, метафора).

3.5. Какова проблема данного текста? (Роль книги в жизни человека.)

3.6. Назовите авторскую позицию. (Книга поможет не только приобрести самые широкие знания, но и научит «понимать и любить людей»)

3.7. Согласны вы с позицией автора? Докажите это, приведя один-два аргумента. Запишите в тетради, употребляя СПП.

3.8. Прослушиваем одного-двух учеников.

К какому выводу мы можем прийти?

  1. Работа со стихотворением (4мин)

4.1 Учитель читает стихотворение

Есенин

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист. определительная

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил. изъяснительная
Горько мне, что не верю теперь. изъяснительная

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть. изъяснительная

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

    1. работа с непонятными словами:

мреть: устар. о нагретом солнцем воздухе· переливаться, струиться, образуя марево 

похабник: (прост., вульг.) тот, кто любит сквернословить, говорить похабщину; бесстыдник

карябать: (прост.) писать, выводить каракули, царапать, сдирать, ссаживать, обдирать, скрести

4.3 Ученики находят все сложноподчиненные предложения, называют придаточную часть, при помощи чего придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняему слову. Схемы чертят в тетради.

5. Работа у доски

Слово учителя:

Сейчас ребята продемонстрируют нам свои умения построения СПП по данным схемам.

Два ученика по схемам придумывают предложения с придаточной изъяснительной частью.

Карточка 1

[ … ], что ( … ).

[… , (чтобы…) …].

Карточка 2

(чтобы…), […].

[ … ], (будто…).


6.Работа в мини-группах.

А пока ребята работают у доски, мы с вами объединимся в мини-группы и поработаем конструкторами.

Группы по 4 человека (по 2 парты, сидящие за первой партой, поворачиваются к парте, стоящей сзади) должны соединить половинки предложений и начертить схемы получившихся предложений.

Задание: Выделите главные и придаточные предложения. Соедините половинки предложений. Определите вид придаточных. Начертите схемы.

1. Люблю 1. Что тебе интересно

2. Что было вчера 2. Когда сосна шумит

3. Ты делаешь только то 3. Как где-то опустилась стая уток

4. Слышно было 4. То было и сегодня

Вопросы в заключение работы:

- Какие знания вам помогли соединить главное и придаточные предложения?

- Какую роль играют поясняемые слова в предложениях?


  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК (4 мин)

Так что же вы узнали на уроке?

Цель и задачу, которые мы наметили, мы выполнили?(да)

Беседа с учащимися.

    1. Что такое сложное предложение?

    2. Какие существуют виды сложных предложений?

    3. Какие виды придаточных предложений вы знаете?

    4. На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

    5. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

    6. При помощи чего придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняему слову?

    7. Какое место по отношению к главному занимают придаточные изъяснительные?

Поставленные цели достигнуты.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 мин)

Д\З по учебнику:

  1. Выучить теоретический материал с. 76-77

  2. Сделать упражнение 171 с. 78

  3. Подготовиться к проверочной работе

11



Открытый урок по русскому языку на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Открытый урок русского языка по теме "СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ ЧАСТЯМИ". 9-й класс

Учитель: Константинова Екатерина Юрьевна

Цели урока:

·                     Познавательные:

o         повторить опознавательные признаки СПП;

o         продолжить знакомство  со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;

·                     Практические:

o         совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;

o         учить опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП;

o         формировать умение строить СПП;

Задачи урока:

·                     Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном, умение строить СПП с придаточными изъяснительными.

·                     Развивающая – совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщённом виде.

·                     Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения (работа с текстом, взятым из художественной литературы).

Тип урока – комбинированный.

Методические приемы:

·                     анализ предложений,

·                     конструирование предложений,

·                     решение лингвистической задачи (лингвистическое моделирование),

·                     выполнение тестовых заданий.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Автор Константинова Екатерина Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 677
Номер материала 26364
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓