Главная / Русский язык и литература / открытый урок по русскому языку "Местоимение" 6 класс

открытый урок по русскому языку "Местоимение" 6 класс

Урок русского языка "Путешествие по городу Местоимение". 6-й класс

Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей,
которые, как «запасные игроки» на футбольном поле
или «дублёры» в театре, выходят на поле,
когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.

А.А.Реформатский

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания детей о части речи – местоимении;

  • совершенствовать умения отличать местоимения разных разрядов и правильно писать их;

  • развивать творческие способности учащихся, орфографическую зоркость;

  • развивать умение самостоятельно находить материал, делать выводы, обобщать изученный материал, оценивать результаты выполненных действий

  • воспитывать интерес и бережное отношение к русскому языку;

  • воспитывать грамотного пешехода;

  • совершенствовать работу с одарёнными детьми

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, презентация урока.

Тип урока: урок-путешествие.

Методы: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.

Подготовка к уроку

Опережающие задания:

  • 1 ученица: Проект «Тест по теме «Местоимение»

  • 2 ученица: Проект «Викторина по теме «Местоимение»

  • 3 ученица: Подбор словосочетаний для буквенного диктанта, оформление слайдов

  • 4 ученица: Проект: «Местоимения в разных стилях речи»

  • Творческое задание всем: «Лингвистическая сказка»

Ход урока

I. Организационный момент. Цели урока.

Здравствуйте, ребята! Мы закончили изучение части речи местоимение, сегодня на уроке мы отправимся с вами в путешествие по городу Местоимение

Запись числа, темы урока. Напомнить учащимся об осанке, почерке.

Но гулять по этому городу совсем не хочется бесцельно, давайте с вами определим, чему мы хотим научиться на этом уроке.

(варианты ответов)

- Я думаю, что мы будем повторять правила использования местоимений

- Хотелось систематизировать знания об этой части речи

- Раз это путешествие, я предполагаю, что мы встретимся с грамматическими препятствиями и научимся с ними справляться как в городе «Местоимение» так и в жизни.


На маршруте нас будут встречать эксперты, которые будут помогать проверять ваши знания.

Эпиграфом к уроку возьмём слова учёного - лингвиста Реформатского.

II. Путешествие – повторение

Кластер. Разряды прилагательных (на доске .Дети называют разряды, учитель -вешает лепестки к цветку разрядов местоимений)

Начинаем наше путешествие. Первая наша остановка - «Аллея теоретиков».

2.Нас встречает первый эксперт.

Ученица задаёт 10 вопросов по теории. Приложение 1

3. Следующая наша остановка - мост Эрудитов. Здесь я проверю, как вы знаете разряды местоимений.

1) в тетрадь записать названия всех разрядов.За правильный ответ – 1б),ответы на слайде)

Я, мы, вас, нам…

 

Личные

Себя

 

Возвратное

Кто? Что? Какой?..

 

Вопросительные

Кто, что, какой…

 

Относительные

Некто, какой-нибудь

 

Неопределенные

Никто, нечего

 

Отрицательные

Тот, этот, те, столько

 

Указательные

Наш, ваш, мой, твой

 

Притяжательные

Весь, всякий, иной

 

Определительные

4. Мы продолжаем путешествие, и наш автобус останавливается у водопада Орфографический.

Проверим, как вы усвоили правописание неопределённых и отрицательных местоимений. Буквенный диктант проводит второй эксперт.

  1. Ничего не слышать

  2. каких-нибудь претензий

  3. ни с чьей стороны

  4. не с чем сравнивать

  5. чей-то голос

  6. в некоторых делах

  7. несколько лет

  8. кое-кто призадумался

  9. ни за что на свете

  10. никто не позаботился

Ответы на слайдах. За каждый корректный ответ один балл.

Самопроверка. Итоги. Выставление баллов.

5. Мы заблудились и попали в Лабиринт Ошибкино.

(Проводит учитель.) Найдите и исправьте ошибки. Пока не исправим, не сможем выбраться. Предложения спишите в тетрадь. Задание на слайде и на жёлтой карточке. Приложение 2(Обратите внимание ответы даны на слайде, за каждое правильное задание – 1б)

  1. На ихних огородах много травы наросло.

  2. Он хвастун: всё время хвалит самого его.

  3. Мы с ими давно дружим.

  4. Я иду в гости к ему.

  5. Мы играем евоными игрушками.

. ( электронная физкультминутка)(видеоролик)

Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.


6. Мы с вами подъезжаем к Дворцу Юных исследователей.

Нас встречает третий эксперт. Вашему вниманию представлен проект «Местоимения в разных стилях речи».

Послушайте внимательно и ответьте на мои вопросы.

Выступление ученицы. (3 вопроса, за каждый правильный ответ – 1б)

7. Следующую остановку мы делаем в Парке Соображалка. Я приготовила для вас несеолько каверзных вопросов, если вы справитесь со всеми из них, то сможете заработать 11 баллов. Но это ещё не всё. На выполнение я вам даю всего 2 минуты. Вы можете работать сообща, либо разделить вопросы между собой, количество баллов будет выставлено всем членам группы одинаковое. (раздает листочки с заданиями) Итак, готовы? Начали!

1). Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)

2). Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)

3). Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение.

А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА)

4). Четвёртое лишнее

  1. он, она, оно, я (мест 1 л, ост. – 3л)

  2. я, ты, они, он (все –ед.ч., мн.ч.)

  3. мы, он, но, вы (союз, ост.-мест)

  4. ты, к, от, за, (мест, ост- предлоги)

  5. мне, мну, мни, мнём (мест, ост – глаголы)

5) Какое местоимение превратится в союз, если его прочитать наоборот? ( личное он)

6) Прибавьте к указательному местоимению личное, чтобы получить то, что предлагает учитель, когда ученики пишут сочинения? (те-мы)

7). Из какого указательного местоимения, если прибавите к нему сотню, можно испечь пирог или хлеб? (те-сто)

Проверить ответы мне поможет Ольга Александровна.

8. Следующая наша остановка Ручей Тестовый.

Тот через него переберётся, кто ни разу не ошибётся. Здесь нас встречает эксперт четвёртый.

Ученица проводит тестирование. Тест на слайде, на листах тесты, кому не видно с экрана Приложение 4

  1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
    а) у них, обо мне, я, тебя
    б) за ними, мой, себя, тот
    в) вам, твой, вас, когда
    г) к нам, нами, этот, никто

  2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
    а) имя существительное
    б) имя прилагательное
    в) глагол
    г) имя числительное

  3. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица?
    а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа
    б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н
    в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа
    г) местоимения 3 лица не склоняются

  4. Укажите неверное утверждение.
    а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе местоимений-существительных
    б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа
    в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо
    г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам

  5. Продолжите фразу.
    Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают…
    а) определением
    б) дополнением
    в) обстоятельством
    г) сказуемым

Проверка теста - ответы на слайде. Результаты работы. Взаимопроверка. Обменялись листочками по кругу.


8. Работа в группах. Шарады.

Каждая группа получает задание на карточке: разгадать шараду.

  1. Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик. Целое – вместилище для чего-нибудь (ящик).

  2. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – клеветник, жалобщик (ябеда).

ТРАФ: (тема, роль, аудитория, форма) –критическое мышление

Выберите по одному волонтеру (добровольцу) от группы, который пересаживается с ручкой и сюда. Каждая группа получает по одной шараде на решение которой я даю минуту, а волонтеры готовят ТРАФ. Это задание для вас не ново, поэту затруднений не должно вызвать.


III. Итог урока. Мы закончили наше путешествие и уже можем посчитать количество баллов заработанных в нем. На доске вы видите критерии конвертирования балов в оценки.

Итак, ребята, я думаю, что сегодняшний наш с вами урок не прошел для вас даром. Вы смогли самостоятельно и объективно оценить себя. И вы еще раз убедились, что местоимение играет тоже очень важную роль в языке. А главное, я надеюсь, вы не забудете наше путешествие и не станете нарушать правила правописания местоимений, будете правильно употреблять местоимения в своей речи. Ведь благодаря местоимениям наша речь становится более выразительной, яркой и точной.

IV. Рефлексия.

В начале урока мы поставили перед собой определённые цели. Удалось ли нам их выполнить?

Рефлексия:

Пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.

- Я думаю что, то чему я научилась сегодня на уроке, обязательно пригодится в повседневной жизни

- А я сегодня впервые был экспертом целого задания, и мне это очень понравилось, я думаю, что на следующий урок я порошу разрешения приготовить опережающее задание.

- Мне очень понравилось путешествие, особенно то, что я заработал много баллов и получил честную оценку.

(Возможные варианты: Мне понравился урок. Мы хорошо работали на уроке. Нам удалось выполнить все задания и т. п.).

Что хорошо получилось?

Над чем надо ещё поработать?

За что можете себя похвалить?

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Урок окончен, всем спасибо за работу.

Из ресурсов Интернета – найти картинки, фото учёного, чьи слова являлись эпиграфом.


открытый урок по русскому языку "Местоимение" 6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания детей о части речи – местоимении;
  • совершенствовать умения отличать местоимения разных разрядов и правильно писать их;
  • развивать творческие способности учащихся, орфографическую зоркость;
  • развивать умение самостоятельно находить материал, делать выводы, обобщать изученный материал, оценивать результаты выполненных действий
  • воспитывать интерес и бережное отношение к русскому языку;
  • воспитывать  грамотного пешехода;
  • совершенствовать работу с одарёнными детьми

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, презентация урока.

Тип урока: урок-путешествие.

Методы: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.

Подготовка к уроку

Опережающие задания:

 

  • 1 ученица: Проект «Тест по теме «Местоимение»
  • 2 ученица: Проект «Викторина по теме «Местоимение»
  • 3 ученица: Подбор словосочетаний для буквенного диктанта, оформление слайдов
  • 4 ученица: Проект: «Местоимения в разных стилях речи»
  • Творческое задание всем: «Лингвистическая сказка»
Автор Кравченко Ольга Александровна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2691
Номер материала 4134
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓