Главная / Начальные классы / Открытый урок по русскому языку "Его величество Глагол"

Открытый урок по русскому языку "Его величество Глагол"

Алиппаева Гульнар Рашитовна

учитель начальных классов

КГУ «Булаевская средняя школа № 2»

район М. Жумабаева

Северо-Казахстанская область













УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
( УРОК - ПРЕЗЕНТАЦИЯ )

ТЕМА: ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ГЛАГОЛ


















Город Булаево



Открытый урок по русскому языку


Тема: Его величество Глагол

Цель: обобщение и закрепление изученного материала по теме «Глагол»

Задачи: обобщить и закрепить теоретический материал в ходе выполнения практических заданий;

развивать мыслительную деятельность, речь, орфографическую зоркость, творческие способности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

воспитывать интерес к русскому языку путем использования дополнительного занимательного материала, чувство взаимопомощи, самостоятельность.

Тип урока: урок-обобщение

Вид урока: урок-презентация

Методы: индивидуальный, фронтальный, коллективный, работа в парах

( слайд № 1)

Ход урока:

1. Организационный момент

- Прежде чем начать урок, создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся нашим гостям и друг другу. Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. На самом деле, успех приходит к тем, кто встает с хорошим настроением.

Перед вами на столе волшебные цветы – желтый, красный, синий. Выберите тот цветок, который соответствует вашему настроению. Я вижу, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, урок наш будет успешным

2. Сообщение темы, цели урока

- Открыли тетради, записали число, классная работа. А сейчас попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Поможет вам в этом стихотворение: (слайд № 2)

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду – все в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят здания,

И рожь в полях растет.

- О какой части речи говорится?

- Да, сегодня мы будем говорить о глаголе и гостей пригласили на презентацию «Его величество Глагол», где эта часть речи будет представлена в различных номинациях. Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», т.е.говорить. Языковедами глагол выделяется как самая сложная и емкая самостоятельная часть речи. Глагол занимает второе место после имени существительного по частоте употребления в речи.

И наша задача показать, что глагол действительно необычная часть речи.



3. Обобщение и систематизация знаний

Первая номинация «Загадочные глаголы»: ( слайд № 3)

а) Начнем с минутки красивого письма. Списать цепочки букв и составить следующую:

ол оолл оооллл

- Какую цепочку составили?

- Прочитайте и объясните пословицу:

Доброе слово горе побеждает и от беды спасает.

- Выполним синтаксический разбор этого предложения, морфологический разбор глаголов.

б) Словарная работа

- Угадайте зашифрованные слова и запишите их. (слайд № 3)

Джрть, свркть, бдть, жнть, рсвть, рбтть, блстть.

- Какой частью речи являются эти слова?

- На какие вопросы отвечают загадочные глаголы?

- Что это за форма?

Вторая номинация «Неопределенная форма глагола»

- Почему ее так называют?

Дидактическая игра «Замени одним словом» (слайд № 4)

- Прочитайте и замените каждый фразеологизм глаголом в неопределенной форме:

Клевать носом –

Унести ноги –

Зарубить на носу –

Чесать языком –

Путаться под ногами –

Морочить голову –

Бить баклуши –

Задание: Выделить в глаголах суффикс неопределенной формы.

- Какие суффиксы неопределенной формы еще бывают?

А теперь послушайте сказку.

В древние времена люди употребляли глаголы только в неопределенной форме, не изменяя их ни по числам, ни по родам, ни по временам. Это было очень неудобно. Однажды к царю приехал гонец и доложил: «Вражеские войска идти к нашим границам». Царь не понял: то ли враги напали на его государство или только собираются. С тех пор царь приказал изменять глаголы по временам и по числам. А неопределенная форма глагола стала называться начальной формой, или еще инфинитив.

Третья номинация «Три времени глагола» (слайд № 5)

- Сколько временных форм у глагола? Назвать времена глагола.

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

будущего времени?

прошедшего времени?

Дидактическая игра « Аккуратный почтальон»

- Глаголы употребляются не только в литературной, но и в разговорной речи. Прочитайте пословицы и «разнесите» глаголы в соответствующий столбик:


н.в. пр.в. б.в.

Труд кормит, а лень портит.

Терпенье и труд все перетрут.

Кто много видел и слышал, тот много знает.

Век живи, век учись.

Сядем рядком, поговорим ладком.

Смелый находит, слабый теряет.

Проверка выполненной работы. Докажите, почему так распределили глаголы.

Физминутка

Еж по лесу шел, шел, шел.

Под кустиком грибок нашел,

Обошел вокруг куста.

Вот находка хороша!

Он понес его домой-

Вышел славный суп грибной.

-Проверим, кто у нас внимательный.

- В каком времени употреблены глаголы в физминутке?

- Как изменяются глаголы прошедшего времени?

- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

Четвертая номинация «Спряжение глаголов» ( слайд № 6)

- Сейчас вы будете создавать «удивительные» ромашки. У вас на столе есть зеленое поле – луг, желтые сердцевины – 1 спряжение и 2 спряжение, лепестки белого цвета, на которых записаны глаголы. Ваша задача – правильно распределить глаголы по спряжениям, чтобы получились ромашки и работать будете в парах.

Слова: ползет сохранит

запишешь светишь

мечтаете красим

спасет лежат

обедаете портишь

грызет рыбачит

цветет грузят

пишут солим

- Назвать личные окончания глаголов 1 спряжения в настоящем и будущем времени?

- Назвать личные окончания глаголов 2 спряжения в настоящем и будущем времени?

- Что еще имеют глаголы?


Пятая номинация «Совершенный и несовершенный виды глаголов»

( слайд № 7)

- На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?

- На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида?

- Сейчас задание: списать глаголы, написанные на доске, и определить их вид.

Слова: смотрит, пришил, уедет, читают, ходит, закрыл, подумали, прочитают, думает, сбегает, выполняет.

Проверка выполнения задания.

Запомните. У глаголов несовершенного вида есть все три временные формы: настоящее, будущее и прошедшее, а у глаголов совершенного вида нет настоящего времени.

4. Обобщение изученного материала. Работа по тестам.

- Свои знания о глаголе проверим при работе с тестами .

1.Что обозначает глагол?

А) предмет

Б) признак предмета

В) действие предмета

2. На какие вопросы отвечает глагол:

А) Кто? Что?

Б) Какой? Какая? Какое? Какие?

В) Что делает? Что делал? Что будет делать?

3. Каким членом предложения является глагол?

А) главным членом

Б) второстепенным членом

4. Если глагол отвечает на вопрос Что делает? Что делают?, то он в форме:

А) прошедшего времени

Б) настоящего времени

В) будущего времени

5. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени:

А) Что делает? Что делают?

Б) Что сделает? Что будет делать?

В) Что делал? Что делали?

6. Выбери глагол будущего времени:

А) пробежала

Б) принести

В) запищит

Г) воркует



7. Изменяется глагол по числам:

А) да

Б) нет

8. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:

А) Что делал? Что сделал?

Б) Что сделает? Что сделают?

В) Что делать? Что сделать?

9. Спряжение – это:

А) изменение глагола по лицам и числам

Б) изменение глагола по временам

В) изменение глагола по числам

10. Глаголы какого спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют) ?

А) 1 спряжения

Б) 2 спряжения

5. Итог урока.

- Итак, вы увидели и услышали, что глагол действительно очень ценный работник в нашей речи. Его надо знать и любить. ( слайд № 8)

Глагол – это особенная часть речи.

Он заставляет действовать нас всех:

Читать, писать, спрягать – и обеспечит

В конце урока непременно нам успех.


- Выразите свои мысли о глаголе. Составьте синквейн «Ода глаголу»

Глагол.

Живой, необычный.

Отвечает, спрягается, изменяется.

Самая трудная и важная часть речи.

Действие.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание - разноуравневое задание:

  1. Написать сказку «Жил-был Глагол»

  2. Выполнить упражнение № 736

( слайд № 9)



















Замени одним словом


Клевать носом –


Унести ноги –


Зарубить на носу –

Чесать языком –


Путаться под ногами –


Задирать нос -







Пословицы


Труд кормит, а лень портит.


Терпенье и труд все перетрут.


Кто много видел и слышал, тот много знает.

А ларчик просто открывался.


Сядем рядком, поговорим ладком.

Смелый находит, слабый теряет.

Не ударил лицом в грязь.


Тесты


1.Что обозначает глагол?

А) предмет

Б) признак предмета

В) действие предмета

2. На какие вопросы отвечает глагол:

А) Кто? Что?

Б) Какой? Какая? Какое? Какие?

В) Что делает? Что делал? Что будет делать?

3. Каким членом предложения является глагол?

А) главным членом

Б) второстепенным членом

4. Если глагол отвечает на вопрос Что делает? Что делают?, то он в форме:

А) прошедшего времени

Б) настоящего времени

В) будущего времени

5. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени:

А) Что делает? Что делают?

Б) Что сделает? Что будет делать?

В) Что делал? Что делали?

6. Выбери глагол будущего времени:

А) пробежала

Б) принести

В) запищит

Г) воркует

7. Изменяется глагол по числам:

А) да

Б) нет

8. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:

А) Что делал? Что сделал?

Б) Что сделает? Что сделают?

В) Что делать? Что сделать?

9. Спряжение – это:

А) изменение глагола по лицам и числам

Б) изменение глагола по временам

В) изменение глагола по числам

10. Глаголы какого спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют) ?

А) 1 спряжения

Б) 2 спряжения



ползет запишешь мечтаете


рубят спасет обедаете



шуршит солим рыбачит



цветет лежим пишут



сохранит светишь красим




лежат портишь сидит




грызет ласкают зимуем




кричит грузят наблюдаем





работает блестит убираем




Открытый урок по русскому языку "Его величество Глагол"
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Его величество Глагол

Цель: обобщение и закрепление изученного материала по теме «Глагол»

Задачи: обобщить и закрепить теоретический материал в ходе выполнения практических заданий;

              развивать мыслительную деятельность,  речь, орфографическую зоркость, творческие способности учащихся,  умение анализировать, сравнивать, обобщать;

              воспитывать интерес к русскому языку путем использования дополнительного занимательного материала, чувство взаимопомощи, самостоятельность.

Тип урока: урок-обобщение

Вид урока: урок-презентация

 

Методы: индивидуальный, фронтальный, коллективный, работа в парах

Автор Алиппавеа Гульнар Рашитовна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 530
Номер материала 8464
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓