Главная / Русский язык и литература / Открытый урок по русскому языку на тему "Письмо" (5 класс)

Открытый урок по русскому языку на тему "Письмо" (5 класс)

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»

ГОРОДА РЯЗАНИ








УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ




5 КЛАСС





П И С Ь М О


Разработала учитель

русского языка и литературы

Широтова Ольга Вячеславовна












РЯЗАНЬ - 2010





ТИП УРОКА: урок развития речи


ЦЕЛИ УРОКА.


  1. Образовательные цели:

  • Раскрыть значение письма как средства общения людей.

  • Познакомить учащихся с разными видами писем по цели общения.

  • Ознакомить с композицией письма.

  • Научить составлению личного письма.


  1. Развивающие цели:

    • Овладение навыком постановки запятых при обращении.

    • Закрепление навыков употребления прописной буквы в именах собственных.

    • Развитие образного и логического мышления при составлении письма.


  1. Воспитательные цели:

  • Воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию.

  • Формирование бережного отношения к слову.



ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:


  1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер.

  2. Презентация к уроку.

  3. Конверты для выполнения практической работы.


ПЛАН УРОКА


  1. Организационный момент. Сообщение учителем темы и целей урока.

  2. Актуализация темы урока.

  3. Знакомство с историей происхождения письма.

  4. Постановка проблемного вопроса: «Для чего нужны письма?»

  5. Знакомство с видами письма. Выполнение задания на определение вида письма.

  6. Знакомство с композицией письма.

    1. Работа с учебником. Выявление композиционных частей письма на примере текста упражнения № 213.

    2. Редактирование текста.

  7. Правила оформления письма.

  8. Словарная работа.

  9. Практическая работа по оформлению текста.

  10. Подведение итогов урока.

  11. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня тема нашего урока: «Письмо». Мы вспомним, что такое письмо. Подумаем над тем, для чего нужны письма. Узнаем историю происхождения письма. Будем учиться правильно оформлять письмо и писать адрес на конверте.

II. Актуализация темы урока.

Беседа с учащимися.

- Ребята, часто ли в вашей семье пишут письма?

- Когда вы получали последнее письмо?

- Кому обычно в вашей семье пишут письма?

- Отсылаете ли вы поздравительные открытки, письма родным и знакомым?

- У кого в семье хранятся письма, полученные давно?

Выслушав вас, я поняла, что личные письма в наше время стали редкостью. Сейчас, к сожалению, чаще используют телефон, Интернет для общения. Конечно, у них есть значительные преимущества: можно быстро соединиться с собеседником, не только с ним говорить, но и видеть его, слышать его голос. Современное письмо сегодня чаще отсылается по электронной почте. Зато обычное письмо можно хранить годами, перечитывать его.

III. Знакомство с историей происхождения письма.

А сейчас мы совершим путешествие в прошлое и познакомимся с историей возникновения письма. Письмо возникло в глубокой древности. Люди часто оказывались далеко друг от друга, и возникала потребность передать какую-либо информацию. Что собой представляли первые письма?

Около 10 тысяч лет назад люди использовали предметное письмо. Австралийские аборигены передавали сообщения с помощью дыма. Древние инки посылали друг другу узелковые письма – кипу. У североамериканских индейцев письмо представляло собой бусы из разноцветных камешков и ракушек – вампумы.

Попробуем представить себя на месте воинственного персидского царя Дария I. В вашем шатре появляется гонец из стана врага и кладет перед вами птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Как бы вы разгадали это послание? Дарий I увидел в нем желание покориться и отказ от сопротивления. Он ошибся, поэтому потерпел поражение. А в послании было передано следующее: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не ускачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные стрелами».


Позднее появилось знаковое письмо. Например, пиктографическое письмо, то есть с помощью рисунков. Но оно со временем стало не удобным. Почему? С развитием общества появлялись новые слова, а для их обозначения требовались новые рисунки. Запомнить десятки тысяч значков было крайне трудно.

В Древнем Египте появилось иероглифическое письмо – с помощью специальных значков – иероглифов - изображали слоги, звуки или слова.

А первый буквенный алфавит придумали финикийцы-мореплаватели, чтобы было легче вести записи о продаже и покупке товара. Алфавит финикийцев заимствовали греки.


На чем только не писали письма? На каменных и глиняных пластинах, на деревянных досках, на папирусе, пергаменте, бересте.

В таких древних государствах, как Ассирия и Вавилон, люди писали специальной палочкой на глиняных табличках. Они выдавливали клинообразные значки. Такой способ письма получил название «клинопись». Оказывается, ассирийцы изобрели первый конверт еще в III тысячелетии до нашей эры. После обжига таблички с текстом ее покрывали слоем глины, на котором писали адрес получателя. Затем табличку снова обжигали и отсылали. Получателю письма оставалось только разбить верхний слой глины с адресом и читать письмо.

В Древнем Египте писали на папирусе.

- Что такое папирус? (Полотно для письма, изготовленное из стеблей водного растения)

Очень распространенным материалом для письма у многих народов становится пергамент.

- Что такое пергамент? (Выделанная шкура животного)

- А где появилась бумага? В Древнем Китае.

До появления бумаги наши предки пользовались пергаментом и берестой.

Первые письма на Руси представляли собой берестяные грамоты. Бересту (слой коры березы) кипятили, а затем сушили. Затем обрезали края, чтобы получить ровное полотно и специальной палочкой (писалом) процарапывали текст.

Пересылкой писем у нас сейчас занимается почта. А как в старину пересылали письма? Поскольку первые письма отправлялись только в военных целях, для этого использовали пешего или конного гонца. Это были очень сильные и выносливые люди, которые могли за час пробежать до 10 километров, а за сутки – около 200. Первая почта была создана в Древнем Риме. Юлием Цезарем. Для перевозки писем были созданы мелкие почтовые станции, где возницы могли отдохнуть, переночевать, сменить лошадей. В Европе такая система появилась только в средние века.

Современные формы письма, правила переписки, бумажный конверт сложились около 150 лет назад в Англии.


- Ребята, вы увидели, что письмо имеет очень древнюю историю и существует сейчас. Мы имеем возможность сегодня изучать сохранившиеся древние письменные источники, письма людей, живших очень давно, узнавать, как жили люди в то время, о чем они думали, чем интересовались, какие события происходили в их жизни. Как вы считаете, какую роль письмо играло и сейчас играет в жизни людей? Для чего необходимо письмо? ( Ответы детей)

Обобщаем ответы детей.


IV. Постановка проблемного вопроса: «Для чего нужны письма?»

  • Письма помогают людям общаться на расстоянии, обмениваться информацией, мыслями, чувствами.

  • Письма являются ценными письменными источниками, по которым мы изучаем историю. Они хранят историю человека, семьи, страны.


V. Знакомство с видами письма.


- Ребята, с какой целью мы пишем письма? Кому они бывают адресованы?

( Мы обмениваемся новостями с близкими и друзьями, благодарим за что-либо, поздравляем с праздником, передаем деловую информацию, просим о чем-нибудь)

Обобщаем ответы детей.

В зависимости от цели общения выделяют следующие виды писем:


  • Личное письмо

  • Письмо-поздравление

  • Благодарственное письмо

  • Деловое письмо

  • Письмо- просьба

  • Письмо-приглашение


ЗАДАНИЕ: определить, к какому виду относится это письмо.


Здравствуй, дорогая бабуля!

Как ты там без нас поживаешь? Как твое здоровье?

Мы пишем тебе уже из Крыма! Ты представить себе не можешь, как здесь тепло и солнечно!

Наш домик стоит на небольшом откосе, а внизу - море. Знаешь, я сначала не могла заснуть: море немного штормило, и оно шумно откатывало на берег. Но сейчас все спокойно, и под тихое шуршание волн хорошо спиться.

Тебе, наверное, хочется узнать, как мы живем, едим ли фрукты, как себя чувствуем... Поэтому я передаю письмо маме, и она расскажет об этом.

Целую тебя, бабуля!


26.06.2009 Твоя внучка Даша.


Уважаемая Валентина Ивановна!

В ответ на ваш запрос от 12.10. 2006 года сообщаем, сто согласно Вашей просьбе мы направили вам 12.11. 06 года учебно-методическую литературу по адресу, указанному вами.

Издательство «Творческий центр Сфера»



Ноябрьск. 2006 год


                            Дорогая сестра!

С Новым годом, с новым счастьем!

Прими от меня сердечные пожелания: хочу, чтобы ты была здорова, чтобы счастье никогда не покидало тебя, чтобы ты была любима всеми так же как твоей семьей. Пиши чаще, не забывай нас!

Твой любящий брат Сергей.



 Многоуважаемый Иван Федорович!

Благодарю  Вас  за присланный  Вами подарок и за Ваше ко мне внимание, чрезвычайно для меня лестное и дорогое.

Я знаю: вы не любите, чтобы Вас благодарили. Но мне очень хочется сказать, что я навсегда сохраню к Вам в душе моей искреннее уважение и преданность.

Ваш друг.


Многоуважаемый Евгений Иванович.

   Завтра ожидаем Вас к обеду. Очень надеемся, что Вы не захотите лишить нас удовольствия видеть Вас.

Преданный Вам Д.И.

Беседа по текстам:

- С какой целью написаны письма?

- Кому они адресованы?

- К какому виду вы отнесете данные письма?


VI. Композиция письма.

- Ребята, что представляет собой письмо? (Текст)

-  Из каких частей состоит любой текст? (Вступление, основная часть, заключение).

В письме также присутствуют эти части, но они приобретают другой характер.


Работа с учебником. (Стр. 88, упражнение 213) Чтение и беседа по тексту упражнения.

- С чего начинается письмо? (С обращения).

- Что такое обращение? (Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью).

- Сколько обращений использует автор в письме? Какую роль они здесь выполняют? (Милая мама, моя родная, мамочка, моя славная труженица. Обращения выражают чувства любви, нежности, привязанности, заботы писателя к матери).

- Ребята, а что еще часто можно встретить рядом с обращением во вступлении письма? (Приветствие).

Форма приветствия и обращения зависит от адресата.

- Скажите, как можно обратиться к маме, бабушке, другу?

Здравствуй, милая мамочка!

Здравствуй, любимая бабушка!

Привет, Наташа!


- Как принято обращаться к малознакомому человеку? (Вежливо, с почтением)


Здравствуйте, Сергей Петрович!

Уважаемая Нина Николаевна!


- Какие знаки препинания ставятся при обращении? (Обращение выделяется запятыми на письме, если обращение стоит в начале письма, то после него можно поставить точку или восклицательный знак.)


Далее следует основная часть письма, в которой автор, в зависимости от вида письма, сообщает какую-либо информацию).

- К какому виду вы отнесете письмо Н.А. Островского матери? (Личное)


- Ребята, чем обычно заканчивается письмо? Что содержится в последних предложениях? (Автор письма прощается, выражает уважение, любовь, желает здоровья, просит ответить на его письмо).

- Найдите заключение в письме Н.А. Островского. (Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.)

- Как еще можно закончить письмо?

Желаю тебе всего доброго…

На этом я заканчиваю письмо…

Желаю здоровья и успехов…

Целую тебя…

В самом низу помещается дата и подпись.


В ходе беседы по тексту упражнения учащиеся записывают композиционные части письма:

1.  Приветствие и обращение.

2. Основная часть (изложение информации, важной для автора письма и интересующей адресата)

3. Заключение (выражение уважения, любви, почтения, прощание)

4. Дата. Подпись.


- Ребята, а что делать, если письмо закончили и вспомнили, что забыли сообщить нечто важное? Заново переписывать письмо? (В таком случае можно добавить запись в конце письма после латинских букв PS (постскриптум), что в переводе означает «после написанного».

- Ребята, во всех ли письмах встречаются все композиционные части письма? От чего это зависит? (Это зависит от вида письма)

Проверка записи в тетради.


Редактирование письма.


Привет, Сашка!

Пишу тебе из дома  16 ноября 2006   года. Вот решил написать тебе. У нас всё как всегда. А как у вас? У нас прошел фестиваль детского творчества «России звонкие голоса». Он мне очень понравился. Я учусь хорошо. Кончаю тебе писать. Больше писать нечего.


- Понравилось ли вам это письмо?

- Какие ошибки допустил? (Обращение и приветствие нужно писать посередине листа. Исключить повторы - «пишу»и «написал», «кончаю тебе писать» и «больше писать нечего». Нет в конце подписи и даты).

- Почему письмо неинтересное? (Нет впечатлений, переживаний, отсутствует какая-либо интересная информация).


VII. Знакомство с правилами оформления письма.


Ребята, существуют определенные правила оформления письма. Их необходимо знать.


  1. Письмо начинается с обращения, расположенного посередине листа.

  2. Писать нужно грамотно, без клякс и исправлений.

  3. Почерк должен быть аккуратным и разборчивым. Если почерк плохой, в конце письма нужно извиниться за почерк.

  4. Лист бумаги должен быть чистым и аккуратно обрезанным.

  5. Завершите письмо добрыми пожеланиями и выражением своего отношения к адресату.


Неаккуратное письмо свидетельствует о неуважении автора к адресату и может обидеть, оскорбить человека.


VIII. Словарная работа.


  1. Бумажный пакет, упаковка для письма. (КОНВЕРТ)

  2. Как называют автора письма? (АДРЕСАТ)

  3. Как называют получателя письма? (АДРЕСАНТ)

  4. Место нахождения адресата. (АДРЕС)

  5. Вежливое приветствие. (ЗДРАВСТВУЙТЕ).

  6. «Волшебное» слово, которое можно встретить в письме-просьбе. (ПОЖАЛУЙСТА)

  7. Слова прощания в последних строках письма. (ДО СВИДАНИЯ)

Учащиеся записывают слова в тетрадь.



IX. Практическая работа по оформлению конверта.


- Ребята, один мальчик написал письмо своему дедушке и решил его отправить, указав на конверте такой адрес: «На деревню дедушке Константину Макарычу».

- Как вы считаете, получит ли дедушка это письмо? Почему? (Ответы детей)

- О каком литературном герое идет речь?


- Что нужно знать, чтобы правильно заполнить конверт и не повторить ошибку мальчика?

 Ребята получают конверты для практической работы.

1) Учитель объясняет правила заполнения адреса.

  • Адрес получателя пишется в правой нижней части почтового конверта.

  • Адрес отправителя – в левом верхнем углу.

  • Все адресные данные пишутся разборчиво.

  • Если плохой почерк, то лучше писать печатными буквами.

  • В адресе не должно быть сокращенных названий

2) Учитель организует работу по выявлению порядка заполнения адреса.

- Ребята! Рассмотрите внимательно, как заполнены адреса получателя и отправителя, сделайте вывод, в каком порядке заполняется адрес. (Ответы детей).

Вывод:

  • Наименование адресата (для граждан - фамилия, имя, отчество).

  • Название улицы, номер дома, номер квартиры.

  • Название населенного пункта (город, поселок и т.п.).

  • Название района.

  • Название республики, края, области, автономного округа (области).

  • Название страны (для международных постовых отправлений).

  • Почтовый индекс.

 3) Самостоятельная работа учеников по заполнению адреса на конверте.

- Ребята, чего не хватает на ваших конвертах для успешной отправки письма. (Марка)

Марка для письма как билет для пассажира.

X. Подведение итогов урока.


- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вас удивило? Что вам понравилось больше всего? (Ответы учащихся)

Я надеюсь и верю, что после нашего урока вы полюбите писать письма, станете уделять этому способу общения между людьми больше внимания и времени. Пусть письма в ваших семьях станут семейными реликвиями. Пусть через много лет ваши дети, внуки или правнуки возьмут в руки письмо и узнают, какие события происходили в вашей жизни, о чем вы думали, мечтали, какие чувства испытывали.

XI. Домашнее задание: параграф 43, упражнение 215


Открытый урок по русскому языку на тему "Письмо" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок развития речи "Письмо". 5 класс

ТИП УРОКА: урок развития речи

 

ЦЕЛИ УРОКА.

 

1.     Образовательные цели:

·        Раскрыть значение письма как средства общения людей.

·        Познакомить учащихся с разными видами писем по цели общения.

·        Ознакомить с композицией письма.

·        Научить составлению личного письма.

 

2.     Развивающие цели:

·        Овладение навыком постановки запятых при обращении.

·        Закрепление навыков употребления прописной буквы в именах собственных.

·        Развитие образного и логического мышления при составлении письма.

 

3.     Воспитательные цели:

·        Воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию.

 

·        Формирование бережного отношения к слову.

Автор Широтова Ольга Вячеславовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 951
Номер материала 23199
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓