Главная / Биология / Открытый урок по природоведению в 5-м классе на тему " Вулканы"

Открытый урок по природоведению в 5-м классе на тему " Вулканы"


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Красногорская средняя общеобразовательная школа №1





Урок по природоведению

в 5-м классе по теме

" Вулканы"






hello_html_739033f.jpghello_html_m7bc34024.png

hello_html_m3e33e694.png



Учитель: Солодкая Л. В.




п. г. т. Красная Гора
2012г.

Цели:

  1. Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.

  2. Сформировать у учащихся представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.

  3. Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозное явление природы.

  4. Познакомить учащихся с профессией вулканолога – изучение этого явления – важнейший фактор в познании строения нашей Земли.

  5. Сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, физическая карта полушарий,

таблица “Строение вулкана”, картина К. П. Брюллова “Последний день Помпеи”, железная пластина, штатив, спички, двухромовокислый аммоний.

hello_html_m5fe10973.jpg



Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • демонстрации,

  • творческая работа,

  • эвристическая беседа,

  • рассказ учителя,

  • сообщения,

  • элементы конференции.





Ход урока

1. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно
Слушаем внимательно.

2. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам (3 ученика).

2. Фронтальный опрос

- Отчего возникают землетрясения?

- Что называют очагом землетрясений?

- Что следует понимать под эпицентром землетрясений?

- Почему землетрясения особенно опасны в горах и крупных городах?

3. Актуализация знаний.

- Прежде чем вы узнаете тему сегодняшнего урока, ответьте на вопрос. О каком явлении говорится в стихотворении А.С. Пушкина.

Стихотворение А.С. Пушкина.

Везувий зев открыл – дым хлынул клубком – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

- Кто догадался, о каком явлении идет речь? (Извержение вулкана)

Презентация.

Слайд № 1. Извержение вулкана.

- Что в стихотворении навело вас на эту мысль?

Сформулируйте тему урока. (Тема урока – “Вулканы”)

Слайд № 2. Тема урока

- А для чего это нам нужно знать, с какой целью мы будем изучать эту тему?

Слайд № 3. Цели урока.

- Познакомиться со строением вулканов;

- С причиной извержения вулканов.

Сегодня перед нами стоят задачи: выяснить и понять:

а) почему вулканы являются грозным явлением природы;

б) каковы причины их образования;

в) для чего ученые изучают эти грозные явления;

г) почему люди не оставляют этих мест.


По ходу урока, вы должны составить краткий конспект урока в тетради.

4. Изучение нового материала.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово “вулкан”? (“Огнедышащая” гора; гибель, страх)

Слайд № 4-5. История возникновения слова «вулкан».

1. Откуда произошло название (сообщение учащегося)

Само название этих гор происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

По древнему преданию, Вулкан – это мифический римский бог огня и кузнечного дела. Он устроил свою кузницу глубоко под горой на острове Вулкано к северу от Сицилии. В его кузнице было раскалено, стоял грохот. Дым и огонь, которые порой вырывались из этой горы, свидетельствовали о том, что Вулкан раздувает гигантскими мехами свой горн, а зловещие звуки, дрожание Земли и рокот связывали с нанесением ударов молотом о наковальню. Иногда бог приоткрывает двери в свое царство (образуется отверстия на поверхности земли) и оттуда вырываются клубы дыма и языки пламени. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами, как бога огня.

- Что вы знаете о гибели города Помпеи?

Слайд № 6. Картина Карла Брюллова “Последний день Помпеи”.

Посмотрите на картину. Сюжет картины К. П. Брюллова «Последний день Помпея» (1830-1833). В результате какого страшного природного явления произошла гибель античного города Помпея? (ответ: это вулканизм).

Историк и писатель Плиний Младший был свидетелем катастрофы и оставил нам описание этой трагедии. Это описание глубоко взволновало К. П. Брюллова. На этой картине он стремился следовать Плинию не только в деталях, но и в воссоздании самого духа и атмосферы события. Громадное полотно длинной 641 см и высотой 455 см и сейчас производит сильное впечатление.


Слайд № 7. Руины античного города Помпеи после раскопок.

Это произошло 24 октября 79 г. н.э. для многочисленного населения городов на побережье Неаполитанского залива оказался последним днем жизни. Страшная катастрофа уничтожила богатейший древнеримский город Помпеи, а кроме него и 8 других городов.

Ночью или утром рано спали горожане,
Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло
Льют потоки лавы
Так под лавою и под пеплом,
Погиб город славный.

Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.

2. Химический опыт “Вулкан”

Калий двухромовокислый (К2 Cr2О7).

В тигель насыпать дихромат калия, в центре холмик вещества смочить спиртом. Зажигают “вулкан” горящей лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно. Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого вырываются раскаленные массы.

Слайд № 8. Изображение конуса вулкана (внешний вид).

- Что же такое Вулкан? Отличаются ли вулкан от горы? (На вершине вулкана имеется углубление – кратер, в толще проходит канал – жерло).

- Как вы можете сформулировать понятие? Вулкан – это…….

(Вулкан – огнедышащая гора чаще конической формы, с кратером на вершине, из которого выливается расплавленная лава.)

Вулкан – (от лат. Vulcanus – огонь, пламя), геологическое образование возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергается лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.


3. Как устроен вулкан.

- А теперь рассмотрим строение вулкана.

Слайд № 9. Схема внутреннего строения вулкана. Определение вулкан.

Любой вулкан состоит из 3 составляющих: конуса, кратера и жерла.

Слайд № 10-13. Термины.

Кратер – отверстие на вершине вулкана. Диаметр бывает от нескольких десятков метров, до двух и более километров.

Жерло – канал, по которому поднимается магма.

Магматический очаг – зона под вулканом, где накапливается магма.

Конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой – куполообразные.

- Как вы думаете, как образуется конус?

(Конус нарастает постепенно. Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает, по нему выливается второй слой и т.д. И получается слоистый конус)

Магма – расплавленная (жидкая) порода в недрах Земли, состоящая в основном из расплавленных минералов, растворенных газов и воды.

Лава – изливающаяся на поверхность магма. Температура 750-1250 С. Скорость течения 300-500 метров в час.

Слайд № 14. Строение вулкана. (Во время просмотра слайда учащиеся рисуют вулкан, обозначают его составные части).

Работа в тетрадях.

hello_html_75f251f2.png

- Назовите продукты вулканизма.

Слайд № 15-19. Вулканические выбросы (запись в тетрадь).

В атмосферу выбрасываются: водяной пар, горячие газы, вулканические бомбы, пепел.

Слайд № 20. Гейзер

Вблизи действующих вулканов или там, где извержения происходили недавно, тепло вулканов согревает подземные воды. Когда эти воды выходят на поверхность, образуются горячие источники. Некоторые горячие источники через определенные промежутки времени выбрасывают вверх струи кипящей воды и пара. Их называют гейзерами. Название «гейзер» пришло из Исландии и в переводе означает «горячий». В настоящее время гейзеры существуют на Камчатке, на западе США (в Йеллоустонском национальном парке), в Новой Зеландии, Исландии ( показать на карте).

В России на полуострове Камчатка находится знаменитая Долина Гейзеров. Здесь есть маленькие гейзеры, высотой 20-30 см, есть гейзеры высотой более 100 м. Запасы горячих подземных вод огромны, люди научились их использовать. Как вы думаете, где?

Долину Гейзеров посещают туристы, любуются красотой природы, воду используют для лечения разных болезней. Согретая вулканами вода отапливает дома, согревает теплицы. В некоторых странах построены электростанции, использующие горячую воду для выработки электроэнергии.

Работа с учебником. Прочитайте и ответьте на вопрос: какой формы бывают вулканы?

Слайд № 21. Формы вулканов.

- Вулканы бывают: конические, щитовые.

Слайд № 22. Схема

- А вы знаете, что вулканы бывают действующие (Везувий, Ключевая Сопка), потухшие (Эльбрус) и уснувшие.

Слайд № 23. Действующий и потухший вулканы.

Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называются действующими.

Вулканы, об извержениях которых не сохранились никаких сведений, если же извержения прекратилось совсем, их называют потухшими.

Например, высочайшая вершина Африки - гора Килиманджаро (найдите ее на физической карте полушарий) – это потухший вулкан.

Правды, потухшие вулканы иногда могут неожиданно проснуться, вновь ожить.

Вулканы, которые потухли, а потом вновь стали извергаться, называют уснувшими.

Примером такого вулкана служит Везувий, который «спал» сотни лет и неожиданно начал извергаться в 79 году н.э., погубив расположенные рядом римские города Помпеи, Геркуланом, Стабию.

Однажды в Исландии проснулся вулкан, который по мнению ученых, не извергался 5 тыс. лет.

Сделайте вывод. Почему вулканы – грозные явления природы?

3. Где на земном шаре есть вулканы?

Слайд № 24. Мировая карта вулканов.

Работа с физической картой полушарий у доски.

Показать на карте сейсмически активные районы.

  • А почему именно в этих местах земного шара расположились вулканы? Давайте подумаем.

  • Здесь из-за столкновения литосферных (земная кора и верхняя твердая часть мантии) плит образуются горы и происходят сильные землетрясения. Районы вулканов и землетрясений совпадают.

Высочайшие вулканы суши – потухший вулкан Тупунгато 6887 м и действующий вулкан Антофалла 6450 м расположены в Южной Америке в горах Анды.


(Учащиеся показывают вулканы, запоминают их местонахождение).

Слайд № 25. Вулкан Килауэа.

Слайд № 26.Тихоокеанское огненное кольцо.

Точное количество действующих вулканов на Земле неизвестно. На континентах и островах их насчитывают около 600. Из них - 2\3 расположены в горах и на островах вдоль побережья Тихого океана. Однако на дне океанов вулканов больше, только в Тихом океане – около 10000. Если конус вулкана возвышается над водой, то образуется вулканический остров. Например, Гавайские острова имеют вулканические происхождение.

Наибольшее количество вулканов находится в Индонезии, Японии, Центральной Америке, Новой Гвинеи, Чили. Больше всего действующих вулканов расположено на Больших и Малых Зондских островах Малайского архипелага.

Слайд № 27. Россия. Курило - Камчатская вулканическая гряда.

На территории России вулканической опасности подвержены жители Камчатки, Курильских островов, Сахалина, здесь более 70 действующих вулканов.

В России самый высокий вулкан – Ключевская Сопка 4750 м на Камчатке, есть вулканы на Курильских островах. Потухшие вулканы в России – это горные вершины Эльбрус, Казбек.


Физминутка

1. Сели прямо, расправили плечи.

2. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек., перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. (3-4 раза).

3. Встаньте, голова неподвижна. Поднять глаза кверху, сделать круговое движение по часовой стрелке, сделать круговое движение против часовой стрелки (3-4 раза).

4. Поморгаем быстро-быстро и остановим взгляд, еще раз.

Отдохнули, теперь продолжим урок.



- А как вы думаете, что является причиной извержения вулкана?

Слайд № 28. Причины извержения вулканов.

Вблизи границ плит в результате уменьшения давления раскаленная мантия не может оставаться в твердом состоянии и переходит в жидкое. Извержение начинается тогда, когда расплавленная магма накапливается в очаге магмы и устремляется вверх по жерлу, изливаясь на земную поверхность.

- Как рождаются вулканы?

Слайд № 29. Рождение вулканов.

Вулканы возникают там, где материковые плиты раздвигаются, сталкиваются или трутся друг о друга.

Когда плиты двигаются, образуются трещины. Расплавленные в центре Земли породы выходят на поверхность в виде магмы – начинается извержение. В океане тем временем образуются вулканические острова. В 1963 году со дна океана поднялся новый вулканический остров Суртсей.

Если одна из плит континентальная, а другая океаническая, то вулканы появляются на суше. Они часто образуют горную цепь.

Промежуток между двумя расходящимися плитами заполняется выходящей из мантии магмой. Именно здесь зарождается большинство морских вулканов. Таких вулканов много в Исландии.

Вулканы появляются и в наши дни. Так, в Японии вулкан неожиданно возник прямо в центре деревни, подняв её на 100 метров.

- Чаще всего вулкан привыкли считать горой. А может ли начаться извержение на ровном месте? (Нет).

- А есть ли вулканы на дне океанов? (Да).

Слайд № 30-31. Вулканы на суше и в океане.

- А где вулканов больше – на суше или в океане? Почему вы так думаете? (На дне океанов, так как там земная кора тоньше и состоит из 2-х слоёв).

Слайд № 32. Таблица.

Крупнейшие извержения вулканов

Вулкан

Год

Число жертв

1. Везувий (Италия)

79

Около 2000

2. Тамбора (Индонезия)

1815

82 000

3. Кракатау (Индонезия)

1883

36 000

4. Мон-Пеле (Вест-Индия)

1902

30 000

5. Невадо-дель-Руис (Колумбия)

1985

20 000

Видеофрагмент «Вулкан Этна» (о-в Сицилия, Италия).

Слайд №33. Великие извержения и их последствия.



4. Для чего изучают вулканы?

Слайд № 34. Исследование вулканов.

- О какой профессии идет речь в этом стихотворении:

Мы, вулкана сыны….
Кратер гремит, маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Ответ. Вулканолог.

Герой книги Жюль Верна “Путешествие вглубь Земли” спускается по жерлу потухшего вулкана вглубь земли и выходит на поверхность также по жерлу вулкана в другом конце земли. Можно ли таким образом изучать вулканы? Конечно, нет. Это фантастическое произведение.

Слайд № 35. Вулканолог.

Вулканологи изучают вулканы для того, чтобы:

- предсказать извержение; (Толбачик предсказывали извержение 30 июня–10 июля 1975 г. Извержение произошло 6 июля 1975 г.)

- изучить внутренне строение земли;

- узнать об образовании полезных ископаемых.

Способы предсказаний:

- изменение магнитного поля земли;

- изучение подземных толчков;

- изменение наклона земли.

Вулканологи собирают и обрабатывают данные, регистрируют подземные толчки, делают замеры почвы, чтобы определить ее уровень, изучают изменение температуры и химического состава вулканических газов, наблюдают за процессами, происходящими в кратере и на склонах вулкана. Некоторые изменения точно указывают на предстоящее извержение.

Вывод: главная задача – спасти людей.

а) оповещение населения;

б) эвакуация (до 10 км – самая опасная зона, до 20 км – средней опасности зона, более 20 км – менее опасная зона).

- А какова роль вулканов в природе?

Извержения вулканов оказывают влияния на природу:

- лавовые поля надолго, если не навсегда, покрывают обрабатываемые земли,

- движущаяся лава разрушает постройки, транспортные пути,

-вызывает пожары.

- Если вершина вулкана покрыта снегом, то талые воды оказывают разрушительное действие.

- Лава, обломки горных пород могут перегораживать реки, что ведет к наводнениям.

-Большие выбросы газов меняют состав воздуха, пепел препятствует проникновению солнечного света – все это неблагоприятно сказывается на окружающей природе.

В настоящее время во многих странах мира ведется работа по изучению вулканов, составлению прогнозов их дальнейшей деятельности.



Слайд № 36. Польза вулканов.

- Приносят ли вулканы, какую-нибудь пользу?

- Ребята, у вас может сложиться впечатление, что вулканизм является одной из природных стихийных бедствий, исключительно враждебных по отношению к человеку. Но это представление надо смягчить, т. к. чем дальше учёные проникают в тайны огнедышащих гор, тем больше убеждаются, что разрушение – это не только внешняя сторона вулканизма.

- Почему люди селятся вблизи вулканов?



Сообщения о пользе вулканов.

С самых древнейших времен люди селились вблизи от огнедышащих гор. Крестьяне строили дома и разбивали поля и виноградники. При угрозе извержения они покидали земли, но, когда вулкан успокаивался, снова возвращались к своим очагам. Причиной этого являются высокоплодородные вулканические почвы.

После извержения остаётся много пепла. Пепел содержит необходимые для растений питательные вещества, такие как фосфор, калий и кальций. Вулканическая пыль быстро превращалась в плодородную почву, дающую хорошие урожаи.

Даже лавовые потоки легко выветриваются, и через несколько лет на них возделываются тропические фруктовые сады. Поэтому вулканические районы густо заселены людьми.

Какими бы разрушительными ни были последствия извержений вулканов, человек умудрялся извлекать пользу из них.

Слайд № 37. Полезные ископаемые.

Вулканы являются поставщиками минералов: каустической соды, серы, борной кислоты, аммиака; строительных материалов: туфы, пемзы, базальта, гранита, обсидиана – вулканического стекла.

К району вулканической деятельности приурочены месторождения меди, серебра, золота, олова.

В местах распространения вулканов могут выходить на поверхность горячие источники, которые человек научился использовать для получения электроэнергии, обогрева жилища и теплиц.

Лаву и различные вулканические породы используют для строительства домов и дорог, а некоторые древние вулканы служат крупными источниками серы и других ценных минералов.

Существует даже гипотеза, что большая часть всей воды на нашей планете – это продукт конденсации пара и других газов, вырвавшихся из-под земли через жерла вулканов миллиарды лет тому назад.

Закрепление.

1. Отгадайте загадку

Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный ……… (вулкан) Слайд № 38

2. Составление синквейна

Напомним, что слово синквейн происходит от французского «пять». Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам.

 

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (тремя глаголами).
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (предложение).
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


(Вулкан; грозный, огнедышащий; извергает, разрушает, пылает; грозное и страшное явление природы; опасность)
Вулкан.
Красный, горячий.
Извергается, пылает, спасаются.
Страх, катастрофа, гибель, опасность.
Ад.


Вулканы

Раскалённые докрасна

Вырывающиеся изнутри, обжигающие

Природная огненная топка

Ад

3. Кроссворд.

hello_html_m1ce5ad60.jpg

Слайд № 37. Пустой кроссворд

1. Отверстие в земной поверхности, через которое извергается магма, вулканические газы или пар.

2. Профессия, связанная с изучением вулканов.

3. Воронкообразное отверстие на вершине вулкана.

4. Зона под вулканом, где накапливается магма.

5. Горный огненный фонтан называется….

6. Изливающаяся на земную поверхность при извержениях, а затем затвердевающая.

7. Расплавленная (жидкая) порода в недрах Земли, состоящая в основном из расплавленных минералов, растворенных газов и воды.

Слайд № 39. Заполненный кроссворд.

1 – жерло, 2 – вулканолог, 3 – кратер, 4 – очаг, 5- вулкан, 6 – лава, 7 – магма.

Итог урока: Выставление оценок

Рефлексия

hello_html_m6924cab8.png

Домашнее задание.

Учебник стр. 73-77. Ответить на вопросы на стр. 77. Рабочая тетрадь стр. 24 (4,5).

Творческое задание

- “Написать сказку или стихотворение о вулкане”.

- Сделать макет изображения вулкана. (Из пластилина)

- Подготовить сообщения о проснувшихся вулканах, происшедших в этом году, о действующих вулканах.

- Ребусы по теме “Вулканы”.


Образец конспекта учащихся.

1. Что такое вулкан?





2. Строение вулкана (рисунок)











3. Вулканические выбросы







4. Типы вулканов (схема)









5. Какова причина их возникновения?



Для чего их изучают?



6. Почему вулкан – грозное явление?









7. Польза вулканов









Образец конспекта учащихся.

1. Что такое вулкан?

Вулкан – огнедышащая гора чаще конической формы, с кратером на вершине, из которого выливается расплавленная лава. В атмосферу выбрасываются: водяной пар, горячие газы, вулканические бомбы, пепел.

2. Почему вулкан – грозное явление?

  • дым, пепел, вулканические бомбы выбрасываются на большие расстояния до 40км;

  • возникают пожары;

  • толщина грязевых отложений составляет 10-15 м;

  • гибнут люди, домашний скот;

  • разрушаются дома.

3. Какова причина их возникновения?

  • В земной коре образуются трещины, по которым магма устремляется вверх.

Для чего их изучают?

  • для предсказания извержений;

  • для изучения внутреннего строения Земли;

  • узнать об образовании полезных ископаемых.

4. Почему люди не оставляют этих мест?

  • плодородные почвы;

  • пепел вулканов является дополнительным удобрением для почв.





























Опыт «Вулкан»

Показ опыта «Вулкан». Взять оранжевого цвета соль бихромата калия с порошком магния и перемешать, сделать фигуру конуса. В середину конуса капнуть эфиром и поджечь горячей стеклянной палочкой. Получается эффектное возгорание с разбрызгиванием порошка оксида хрома темно-зеленого цвета. Опыт проводить на асбестовой сетке, соблюдая пожарную безопасность. Это мы сейчас только наблюдаем эффектный красивый опыт. А на самом деле в природе это грозное явление, которое сопровождается подземным гулом, взрывами, землетрясениями и ливнями. Оно связано с выходом магмы на поверхность суши или дно океана, которое называется извержением. Изливающаяся магма превращается в растекающуюся потоками лаву (лава - это магма без газов). Температура лавы может достигать 10000 градусов и более. Потоки раскаленной лавы достигают толщины 4-5 метров, средняя скорость их течения 100 км\час. Помимо лавы при извержении выбрасываются твердые обломки горных пород, газы и пары воды. Обломков часто бывает больше, чем самой лавы. Мельчайшие обломки образуют вулканический пепел. При извержении вулканический пепел и газы выбрасываются в атмосферу на высоту 15-20 км, а порой 45-50 км. Во время взрыва вулкана Святой Елены (США) в мае 1980 года облако дыма поднялось на высоту 15 км.












































Интересные факты

Извержение вулкана Кракатау в Индонезии 1883 году вызвало самый громкий рокот, когда-либо услышанный в истории. Звук был слышен на расстоянии более 4800 от вулкана. Атмосферные ударные волны обошли Землю се раз и в течение 5 дней все еще были заметны. Вулкан унес жизни более 36000 человек, снес с лица Земли 165 деревень и на урон еще 132 населенным пунктам, в основном в виде цунами которые последовали за извержением.

Извержения вулкана после 1927 года образовали новый вулканический остров под названием Анак Кракатау («Ребенок Кракатау»).

Самый активный вулкан в настоящее время - Вулкан Килауэа, расположенный в Гавайском архипелаге в Тихом океане. Вулкан поднимается всего на 1,2 км над уровнем моря, однако его последнее длительное извержение началось в 1983 году и продолжается до сих пор. Потоки лавы уходят в океан на 11-12 км. В его кратере диаметром 4,5 км постоянно бурлит и фонтанирует лавовое озеро, нередко лава стекает по склонам вулкана.
Самый высокий в мире потухший вулкан - Аконкагу имеющий высоту 6960 м (по другим данным - 7055 м). Он же и самая высокая вершина материка Южная Америка.

Самый высокий действующий вулкан на Камчатке (Россия) Ключевская Сопка. Ее высота 4750 м.

Самым знаменитым вулканом является Этна на Сицилии. Она привлекает внимание своим беспокойством. Этна - скорее не гора, а целый горный массив. Ее площадь примерно 1200 км, диаметр свыше 200 км, а высота 3323 м. Любопытно, что после мощного извержения в 1964 году Этна сразу же выросла на 50 м. На этом вулкане свыше 270 кратеров. Вулкан возвышается пря­мо над морской пучиной и представляет великолепную картину, достойную кисти художника. Такой резкий перепад высот, на­блюдаемый у этого берега Сицилии, встречается на планете редко.

Вулкан Везувий (катастрофическое извержение в 79 году до н. э.). Описание очевидца Плиния Младшего, древнеримского писателя: «Дома качались от частых продолжительных толчков. Под открытым небом было страшно стоять под градом падаю­щих кусков пемзы... Мы видели, как море втягивается в себя же, а земля содрогалась, как бы отталкивая его от себя... Из Ве­зувия вырывались широкие языки пламени, и поднялся огром­ный столб огня, блеск и яркость которого увеличивались от на­ступавшей темноты... Туча стала опускаться на землю, покры­вала море... Падал пепел..., наступила темнота, какая бывает в закрытом помещении, когда погасят огонь. Слышны были жен­ские вопли, детский плач и крики мужчин; одни звали родите­лей, другие - детей, третьи - жен или мужей... Многие воздева­ли руки к небу, к богам, но большинство утверждало, что богов больше нет, и для мира настала последняя вечная ночь...».

Самый горячий вулкан нашей планеты – Кудрявый, он расположен на острове Итуруп

Южно-Курильской гряды. Температура в кратере вулкана составляет 940 градусов.
Самый высокий в мире вулкан – Мауна-Кеа, он находится на Гавайях. Его общая высота около 10000 метров. Из них 4170 метров находится над уровнем моря, а остальная часть расположена под водой.
Совокупная масса вулканического пепла, выбрасываемого в мире за год, составляет 3 миллиарда тонн. Вулканы всех стран в сутки выбрасывают в окружающую природную среду в аэрозолях: хлора 3,5 тысячи тонн, мышьяка 8 тысяч тонн, ртути 900 тонн, золота 30 тонн.
Специалисты считают, что каждые два года Земля рождает в среднем три новых вулкана. Причем каждый третий из них - не на суше, а под водой. Всего же на планете зарегистрировано бо­лее 1000 действующих вулканов, из которых почти четверть -подводные вулканы.



В истории человечества сильные извержения вулканов происходило не однократно. Какие наиболее сильные извержения вам известны?

Извержение вулкана Санторин в центре Средиземного моря 3000 лет назад вызвало такую сильную волну, что она разрушила побережье на сотни километров и уничтожила критскую цивилизацию.

Самым известным извержением в Европе остаётся извержение Везувия в 79 году. Тогда римский город Помпеи был полностью разрушен, почти 2000 человек погибли, сожжённые лавой. Отпечатки их тел были обнаружены при раскопках этого древнего города. В 1980 году вулкан Сент-Элен выжег в Соединённых Штатах 600 км2 лесов. В 1991 году вулкан Пинатубо наФилиппинах, спавший на протяжении 600 лет, проснулся и произвёл колоссальноё извержение. Изучая извержение вулкана Унзен в Японии в 1991 году, погибли известные французские вулканологи Морис и Катя Краффт. На земле остаётся около 500 действующих вулканов, которые в любой момент могут прийти в ярость и извергнуть огонь.

1883 г. о. Ява. Вулкан Кракатау погибло 40.000 человек

Вулкан Исалько Сальвадор, Центральная Америка – самый активный. Его высота 1885 м. Более 200 лет он действует почти непрерывно. Извержение повторяется каждые 2-10 минут. Выбрасывает пар, вулканические бомбы и пепел на высоту около 300м, из кратера изливается лава.



















































Сообщение

Древние народы считали, что извержение вулкана - это великий гнев богов.

В одном из греческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном - чудовищем, олицетворяющим огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог-громовержец Зевс, и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы - молнии Зевса. Казалось, что от огня горит воздух и даже тёмные грозовые тучи. рухнул Тифон на землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, что вызывает бури и извержения вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живёт он на острове Гиеру в Средиземноморской области. В глубине горы, над которой всегда клубится дым, куёт оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста – гора Этна, на острове Сицилия. Этна (высота – 3236 м) бушевала 130 раз. У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как бога огня.


























Словарик

Вулкан (Vulcanus) - бог огня и кузнечного дела у древних римлян.

Геологические образования на поверхности земной коры, извергающие на поверхность лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы).

Вулканология (слово, учение) - наука, изучающая процессы и причины образования вулканов, их развитие, строение и став продуктов извержения, изменение характера их деятельности, а также закономерности размещения вулканов на поверхности Земли.

Грязевой вулкан - отверстие или углубление на поверхности суши либо конусообразный холм с кратером (грязевая сопка постоянно или периодически извергающие на поверхность Земли грязевые массы и газы.

Действующий вулкан - вулкан, извергающийся постоянно или периодически в настоящее время или в историческом прошлом; либо вулкан, об извержении которого нет сведений, но выделяет горячие газы и воду.

Большинство действующих вулканов расположено на берегах и островах Тихого океана и в Яванской дуге.

Жерло вулкана - вертикальная или почти вертикальная верхняя часть канала, соединяющего очаг вулкана с земной поверхностью.

Через жерло на поверхность поступают лава и другие вулканические продукты, поднимающиеся из магматического очага по выводному каналу. Когда вулкан не извергается, жерло заполнено застывшей лавой и обломками пород.

Извержение вулкана - активная деятельность вулкана опасная для любых форм жизни. Извержение вулкана - выбрасывание на земную поверхность раскаленных обломков, пепла излияние лавы. Извержение вулкана продолжается от несколько их часов до многих лет.

Кратер вулкана - чашеобразное или воронкообразное уг­лубление на вершине или склоне вулканического конуса диа­метром от десятков метров до нескольких километров. На дне кратера находятся одно или несколько жерл.

Сели - грязекаменные потоки, сопряжены с извержениями вулканов.






























 1. История возникновения слово “вулкан”.

2. Строение вулкана. (Во время просмотра слайда обучающиеся подписывают названия основных частей вулкана на заранее сделанных учителем заготовках-схемах).

hello_html_75f251f2.png

3. Вулканические выбросы.

4. Типы вулканов. (Во время просмотра этой группы слайдов учитель сам сравнивает и выясняет особенности различных типов вулканов, т.к. при рассмотрении слайда 15 “Виды извержений” сравнение и анализ видов извержений предстоит сделать обучающимся)

5. Виды извержений. (Обучающимся предлагается самостоятельно выяснить и отметить в тетрадях существенные черты и особенности каждого вида извержений. Работу можно организовать индивидуально или в парах)

6. Мировая карта вулканов. (Учитель обращает внимание обучающихся на значок обозначения вулканов)

7. Схема (действующие, потухшие и уснувшие вулканы).

8. Великие извержения и их последствия.

9. Польза вулканов. Учитель говорит о том, что вулканы приносят не только разрушения, но и пользу.

10. Исследование вулканов.

11. Тест. Учитель предлагает обучающимся пройти тест для закрепления пройденного материала.

12. Домашнее задание.


 

 

 

 







hello_html_c64e132.png

Открытый урок по природоведению в 5-м классе на тему " Вулканы"
  • Биология
Описание:

Урок предназначен для учащихся 5 класса по природоведению на тему "Вулканы". Можно использовать данный материал и на уроках географии в 6 классе.

Герой книги Жюль Верна “Путешествие вглубь Земли” спускается по жерлу потухшего вулкана вглубь земли и выходит на поверхность также по жерлу вулкана в другом конце земли. Можно ли таким образом изучать вулканы?

Об этом  и о многом другом вы узнаете на данном уроке.

Найдёте много интересной информации о вулканах.

Извержение вулкана Кракатау в Индонезии 1883 году вызвало самый громкий рокот, когда-либо услышанный в истории. Звук был слышен на расстоянии более 4800 от вулкана. Атмосферные ударные волны обошли Землю се раз и в течение 5 дней все еще были заметны. Вулкан унес жизни более 36000 человек, снес с лица Земли 165 деревень и на урон еще 132 населенным пунктам, в основном в виде цунами которые последовали за извержением.
Извержения вулкана после 1927 года образовали новый вулканический остров под названием Анак Кракатау («Ребенок Кракатау»).

Самый активный вулкан в настоящее время - Вулкан Килауэа, расположенный в Гавайском архипелаге в Тихом океане. Вулкан поднимается всего на 1,2 км над уровнем моря, однако его последнее длительное извержение началось в 1983 году и продолжается до сих пор. Потоки лавы уходят в океан на 11-12 км. В его кратере диаметром 4,5 км постоянно бурлит и фонтанирует лавовое озеро, нередко лава стекает по склонам вулкана.


      Самый высокий в мире потухший вулкан - Аконкагу имеющий высоту 6960 м (по другим данным - 7055 м). Он же и самая высокая вершина материка Южная Америка.


Самый высокий действующий вулкан на Камчатке (Россия) Ключевская Сопка. Ее высота 4750 м.

Самым знаменитым вулканом является Этна на Сицилии.  Она привлекает внимание своим беспокойством. Этна - скорее не гора, а целый горный массив. Ее площадь примерно 1200 км, диаметр свыше 200 км, а высота 3323 м. Любопытно, что после мощного извержения в 1964 году Этна сразу же выросла на 50 м. На этом вулкане свыше 270 кратеров. Вулкан возвышается прямо над морской пучиной и представляет великолепную картину, достойную кисти художника. Такой резкий перепад высот, на¬блюдаемый у этого берега Сицилии, встречается на планете редко.

Надеюсь, что материал будет достаточно интересным и увлекательным.

Автор Солодкая Людмила Викторовна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 838
Номер материала 19850
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓