Классификация видов термической обработки
Термической обработкой называется процесс,
заключающийся в нагреве металла до определенной температуры, выдержке при этой
температуре и последующем охлаждении с той или иной скоростью. В результате
такого процесса не изменяется химический состав металла, но меняются его структура
и механические свойства.
Виды
термической обработки
·
Собственно термическая;
·
Химико-термическая;
·
Термомеханическая.
Так как основными факторами любого вида термообработки
является температура и время, то ее режим обычно представляется графиком в
координатах t – τ ,
где t – температура;
τ – время.
Угол наклона
характеризует скорость нагрева или охлаждения. Постоянная скорость нагрева или
охлаждения изображается на графике прямой линией с определенным углом наклона.
Собственно-термическая,
в свою очередь, подразделяется на закалку, отпуск и отжиг.
Закалка заключается в
нагреве стали до определенной температуры, выдержке при этой температуре и
последующем быстром охлаждении в воде, масле, расплавленных солях или на
воздухе. Она служит для повышения прочности, понижения пластичности и повышения
твердости.
При закалке производят нагрев
выше температур фазовых превращений (970-1300 0С). Углеродистые и
легированные стали под закалку нагреваются в электрических печах или в соляных
ваннах. В результате закалки сталь получает мелкозернистую структуру, в которой
преобладает мартенсит — самая твердая и хрупкая структура.
При быстром охлаждении
во время закалки в металле возникают внутренние напряжения, которые могут
вызвать трещины, коробление и хрупкость. Эти дефекты устраняют последующим
отпуском. Закалка в сочетании с отпуском служит для повышения твердости,
прочности и износоустойчивости стали.
Отпуск заключается в
нагреве стали до температуры, значительно более низкой, чем при закалке,
выдержке при этой температуре и охлаждении. Углеродистые и легированные стали
нагревают до температуры 150—250°С, а быстрорежущие подвергаются трехкратному
отпуску при температуре 550—580°С. Охлаждение осуществляется на воздухе.
Помимо снижения
внутренних напряжений, отпуск уменьшает хрупкость и твердость и повышает вязкость
сплавов.
Отжиг применяется в
основном для снижения твердости и повышения пластичности, чтобы облегчить
механическую обработку и снять в стали внутренние напряжения. Кроме этого, он
выравнивает химический состав и справляет структуру сплава. Температура нагрева
при отжиге зависит от содержания в стали углерода.
Сталь с содержанием
углерода более 0,8% нагревают до температуры 750—760°С, для стали с меньшим
содержанием углерода температуру постепенно повышают до 930—950°С. После
нагрева металл медленно охлаждают в печи. В отожженном состоянии сталь
приобретает перлитную структуру.
Есть
два рода отжига.
При отжиге первого рода
структура стали не меняется, его делят на 4 группы: рекристаллизацию,
гомогенизацию, патентирование и отжиг для снятия внутренних напряжений. На
получение равновесной структуры путем фазовых превращений направлен отжиг второго рода, причем
исходная структура может быть замещена как частично, так и полностью.
Нормализация - вид отжига,
предназначается для улучшения структуры стали, снятия внутренних напряжений и
обеспечения лучших условий обработки резанием. Она отличается тем, что
охлаждение производится не в печи, а на воздухе.
После нормализации сталь
приобретает также перлитную, но более мелкозернистую и однородную структуру.
Твердость и прочность стали при этом выше, чем после обычного отжига.
Классификация видов термической обработки
(мой конспект)
Психологический
настрой. Слайд 1
Улыбка ничего не стоит,
но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто
ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она
создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых
взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку.
Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
Тема урока, цели и
задачи. Слайд 2
Слайд 3
Термической обработкой называется
процесс, заключающийся в нагреве металла до определенной температуры, выдержке
при этой температуре и последующем охлаждении с той или иной скоростью. В
результате такого процесса не изменяется химический состав металла, но меняются
его структура и механические свойства.
Виды
термической обработки
·
Собственно термическая;
·
Химико-термическая;
·
Термомеханическая.
Слайд 4
Так как основными факторами
любого вида термообработки является температура и время, то ее режим обычно
представляется графиком в координатах t – τ ,
где t – температура;
τ – время.
Угол наклона
характеризует скорость нагрева или охлаждения. Постоянная скорость нагрева или
охлаждения изображается на графике прямой линией с определенным углом наклона.
Слайд 5
Собственно-термическая,
в свою очередь, подразделяется на закалку, отпуск и отжиг.
Слайд 6
Закалка заключается в
нагреве стали до определенной температуры, выдержке при этой температуре и
последующем быстром охлаждении в воде, масле, расплавленных солях или на
воздухе. Она служит для повышения прочности, понижения пластичности и повышения
твердости.
При закалке производят нагрев
до 970-1300 0С. При быстром охлаждении во время закалки в металле
возникают внутренние напряжения, которые могут вызвать трещины, коробление и
хрупкость. Эти дефекты устраняют последующим отпуском. Закалка в сочетании с
отпуском служит для повышения твердости, прочности и износоустойчивости стали.
Слайд 7
Отпуск заключается в
нагреве стали до температуры, значительно более низкой, чем при закалке,
выдержке при этой температуре и охлаждении. Углеродистые и легированные стали
нагревают до температуры 150—250°С, а быстрорежущие подвергаются трехкратному
отпуску при температуре 550—580°С. Охлаждение осуществляется на воздухе.
Помимо снижения
внутренних напряжений, отпуск уменьшает хрупкость и твердость и повышает
вязкость сплавов.
Слайд 8
Отжиг применяется в
основном для снижения твердости и повышения пластичности, чтобы облегчить
механическую обработку и снять в стали внутренние напряжения. Кроме этого, он
выравнивает химический состав и исправляет структуру сплава. Температура
нагрева при отжиге зависит от содержания в стали углерода.
Сталь с содержанием
углерода более 0,8% нагревают до температуры 750—760°С, для стали с меньшим
содержанием углерода температуру постепенно повышают до 930—950°С. После
нагрева металл медленно охлаждают в печи.
Слайд
9 – контейнер
Слайды
10-11 – Диаграмма Венна (работа в парах)
Опыты
по группам (читаем,
делаем. Самая высокая температура на кончике пламени).
Рефлексия
Из
предложенных глаголов выберете только те, которыми можно оценить вашу
деятельность на уроке.
ОТЗЫВ
об
уроке/занятии
Лисовой Н.Е., преподавателя
специальных дисциплин колледжа им. Жаяу Мусы
(Ф.И.О.
педагогического работника, должность, место работы)
Урок изучения нового материала
«Классификация видов термической обработки», 22.02.2012
(тема
и дата проведения мероприятия)
№
|
Критерии
|
Баллы
|
1
|
Цели занятия, его план были
открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них
|
|
2
|
Замысел занятия реализован
|
|
3
|
Содержание урока оптимально
(научно, доступно)
|
|
4
|
Проблемный характер изложения
учебного материала
|
|
5
|
Обучающиеся имели возможность
выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов
|
|
6
|
Были созданы условия для актуализации
опыта обучающихся, их личностного общения
|
|
7
|
Занятие способствовало
формированию ключевых компетенций:
|
|
в предметной области
|
|
|
в области информационных технологий
|
|
|
в проектно-аналитической деятельности
|
|
|
в исследовательской деятельности
|
|
|
в плане продолжения образования и эффективного
самообразования
|
|
8
|
Занятие способствовало
развитию качеств личности:
|
|
коммуникативность, способность к эффективному общению,
регулированию конфликтов
|
|
|
критическое мышление
|
|
|
креативность, установка на творчество
|
|
|
самостоятельность и ответственность
|
|
|
рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу
|
|
|
толерантность, уважение к межкультурным и прочим
различиям
|
|
9
|
Занятие способствовало
расширению общекультурного кругозора
|
|
10
|
Занятие помогло обучающимся в
ценностно-смысловом самоопределении
|
|
11
|
Обучающиеся получили помощь в решении
значимых для них проблем
|
|
12
|
Педагог сумел заинтересовать
обучающихся, владел аудиторией
|
|
13
|
Комфортность образовательной
среды:
материально-техническое обеспечение, удобство расстановки рабочих мест
|
|
14
|
Качество методического
обеспечения
(пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.)
методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся
|
|
15
|
Психологическая комфортность: благоприятный климат
(доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся)
|
|
16
|
Партнерский стиль отношений педагога и
обучающихся
|
|
|
Всего баллов:
|
|
Эксперт_________________________________________________________________________
(Ф.И.О.,
должность, место работы)
(подпись)
Предлагается
оценить каждую из позиций по следующей шкале:
1. Достигнуто в высокой степени 4
балла
2. Достигнуто почти в полной мере 3
балла
3. Достигнуто частично 2
балл
4. Достигнуто в малой степени 1
балл
5. Не достигнуто (или не входило в цели) 0
балл
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.