СЕМЬЯ
Власенко И.И.
Цели урока:
Обучающие:
- показать значение
семьи в жизни каждого гражданина, выяснить, как традиционные религии
относятся к семье;
- довести до
сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть
у человека; что сплоченность семьи – это фундамент благополучия.
Воспитательные:
- воспитывать любовь
и уважение к своей семье, доброе, внимательное, неравнодушное отношение к
окружающему миру;
- формировать у
детей стремление помогать семье во всем, пробудить в ребенке чувство ответственности
и заботы за семью.
Развивающие:
- развивать речь,
внимание, мышление, память;
- развивать приёмы
наблюдения, аналитическое мышление;
- формировать умение
выделять главное;
- пополнять
словарный запас.
Оборудование: компьютер,
проектор, экран, учебное пособие А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной
«Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы», электронное приложение к
учебному пособию «Основы мировых религиозных культур», мультимедийная
презентация.
Основные понятия и
термины: семья, члены семьи,
домочадцы, старшее поколение, младшее поколение, дружная семья, культура
общения семьи.
Место проведения урока: кабинет с компьютером, проектором, экраном.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный
момент
- Здравствуйте, ребята!
Я очень рада видеть вас, и не только я: сегодня на уроке у нас присутствуют
гости. Давайте поприветствуем их. А теперь настройте себя на рабочий лад: улыбнитесь
друг другу, прикоснитесь своей ладошкой к ладошке своего соседа по парте и
пожелайте друг другу успехов.
II. Подготовка к
изучению нового материала
- Ребята, мы с вами
продолжаем знакомиться с традиционными религиями России, но сегодняшний урок
я начну с загадок. Отгадайте их и скажите, о чём именно пойдет речь на
уроке?
Кто в семье со всеми дружен?
Кто всегда нам очень нужен?
Кто готовит, шьет, стирает
И почти не отдыхает?
Кто заботится о нас
Каждый день и каждый час? (Мама)
Детям он решит задачу,
Отвезет семью на дачу.
Починить готов утюг,
Если тот сломался вдруг.
Сильный, ловкий и отважный,
После мамы - самый важный! (Папа)
Он стар, но это ничего,
Его добрее нет.
Он папа папы моего
А для меня он… (Дед)
Она совсем не старая,
Хотя уже седая.
Я сяду с нею рядышком:
Расскажи мне сказку, дорогая… (бабушка)
Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас ещё прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне… (сестренка)
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна… (Семья)
III. Сообщение
темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей
- Сегодня на уроке мы
должны будем выяснить: что такое семья, что объединяет членов семьи, чем семья
отличается от другой группы людей? (Слайд 1-2)
IV. Актуализация
знаний обучающихся
- Родина каждого из
нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? (Семья
– это дом, в котором ты живешь, папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат)
Словарная
работа (чтение и запись в
тетрадь) (Слайд 3)
- Давайте обратимся к
Толковому словарю С.И. Ожегова и выпишем значение слова «семья»:
1. Группа живущих
вместе близких родственников.
2. Объединение людей,
сплочённых общими интересами.
- Какие важные
вопросы должна решать каждая семья? (Слайд 4)
- Итак, семья- это
люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться
друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.
Как появилось
слово «семья» мы узнаем, послушав стихотворение:
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева кротко ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я».
- Кто платье сошьет,
Постирает белье,
Меня приласкает,
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
«Я», «Я» …тихо молвила Ева – «Я», «Я»…
Сказала она знаменитых семь «я».
Вот так на земле появилась семья.
- А зачем
человеку нужна семья?
(Ответы детей)
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно! Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
- В ваших ответах
прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье
вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут
дать то, что может дать семья: счастье материнства и отцовства.
- Какую роль играет семья в вашей жизни? Какие ценности должны преобладать
в семье, чтобы она была счастливой?
- Любовь - это главное качество, которое
объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и
заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет
помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным,
защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений,
взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были
взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей
никакие невзгоды.
Послушайте китайскую притчу
Жила-была на свете одна семья. Она была не простая. Более
100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили
всей семьей всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на
свете. Но дело в том, что эта семья была особая – мир и лад царили в ней и,
стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого императора.
И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в то село, и душа его
возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно
старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители села добились такого
лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия в
твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не
очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал
разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Лишь три слова были
начертаны на бумаге.
Император прочел и с удивлением спросил: «И всё?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни
всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил: « И мира тоже».
- Как вы
думаете, какие слова были написаны на листочке? (Любовь, прощение, терпение). Запишите данные ценности в тетрадь. (Слайд
5)
- Мы с вами назвали
то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей?
Можно ли наш класс назвать семьей? (Нет, потому что у класса нет совместного
хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений).
Вывод.
Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.
V. Физкультминутка
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим
заниматься,
И, конечно,
закаляться.
Мы - счастливая
семья,
Мама, папа, брат и я.
(Слайд 6)
VI. Изучение
нового материала, работа с учебником
- Итак, мы выяснили,
что семья – это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных
людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие,
взаимопомощь, общие взгляды. Именно в семье многие дети узнают о традициях
своего народа, об основах своей веры.
– Как вы думаете, почему во всех
религиях семья считается одной из важнейших ценностей? (Ответы детей)
Обобщение высказываний обучающихся (интерактивный материал)
Иудаизм
В иудаизме семья – это
величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших
заповедей, данной ещё Адаму и Еве.
Христианство
Для православных христиан брак –
это одно из таинств, в котором Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное
значение придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.
Буддизм
В буддизме все верующие делятся
на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их
жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о
монахах.
Ислам
Ислам рассматривает брак как
обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение Всевышнего.
Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением
мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под
ногами наших матерей».
– Как вы понимаете это
выражение? (Ответы
детей)
VII. Закрепление пройденного
материала
Тренажёр –
Выберите верный вариант
1.В христианстве
семью часто называют … «малой Церковью».
2.Согласно исламу,
женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым.
3.Одна из 10
библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать».
4.Идеалом
человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь.
Контроль - Укажите
правильный ответ
1.В православной
традиции венчание – …одно из важнейших таинств.
2.Как в иудаизме
воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё
Адаму и Еве.
3.Брак в исламе
считается … обязательством перед Богом.
4.Люди, принадлежащие
к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской
общине.
VIII. Итог урока
– Почему же во всех
религиях семья считается одной их важнейших ценностей?
IX. Рефлексиция
Аппликация
«Счастливая семья» (дети под музыку выходят и приклеивают на плакат, висящий на
доске, «фигурки счастья»).
X. Домашнее
задание (Слайд 7)
Подобрать пословицы
о семье
- А закончить
наш урок мне хочется словами из стихотворения о семье, которое звучало в
начале урока:
Всегда будьте вместе,
любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая
хорошая ваша СЕМЬЯ! (Слайд 8)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.