Главная / Начальные классы / Открытый урок по ОРКСЭ - 4 класс

Открытый урок по ОРКСЭ - 4 класс

Тема: Православная молитва

Цели урока.

  1. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

  2. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.


Задачи:

1.Показать роль молитвы в жизни православного человека;

2.Расширить знания учащихся о молитве.

3.Формировать ключевые компетенции учащихся: организационные, коммуникативные, исследовательские.


Формы и виды деятельности: Беседа, диалог, сам-ая работа с источниками информации.


Основные термины и понятия: молитва, благодать, святые, Священное предание.

Планируемые результаты обучения:


1) Понимание и принятие личностных ценностей : Отечество, семья, религия.

2)Формирование понимания, что молитва противоположна магии.

3) Осознание ценности человеческой жизни.


Ход урока:

I. Организационный момент ( Организация деятельности учащихся )


Вот опять звенит звонок

Приглашает на урок.

Много нового узнаем

Про молитвы прочитаем

II. Вводная беседа

-Мы живем в России и должны знать свою историю, традиции, культуру своей страны.

-Мир, окружающий нас многообразен .

-Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это все материальный мир.


- А какой есть еще мир существует?

- Другой? (духовный мир)


- А как вы понимаете значение этих слов?(Это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношении между людьми, отношение к миру)


- А как иначе можно назвать этот мир? (миром культуры)


-В духовном мире есть свои дороги.

-Они называются традициями, по ним шли наши предки.

-И мы должны знать свои культурные традиции.

- Ведь это богатство нашей страны.


- А на чём основаны культурные традиции?( на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)


- А в чем истоки русской культуры? ( в православной религии)


III. Подготовка к восприятию

Вопрос , пробуждающий интерес к теме

-Представим ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по 1 желанию.

-Что бы вы попросили?

Если духовных желаний мало,

уч-ль стимулирует их формулировку вопросами:

«А не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» …

вспомнить сказку «Цветик – семицветик»; что часто люди совершают

подвиги и даже жертвуют жизнью, чтобы их имя осталось в веках.


-Волшебники существуют только в сказках.

-Но верующие люди убеждены, что все наши желания, все просьбы слышит Бог.

Обращение к Богу называется МОЛИТВОЙ


IV. Корзина идей


- Что же такое молитва?

-Это мы и попробуем сейчас выяснить.

- Посмотрите на эту корзину.

-Это корзина идей.

- В нее мы будем складывать свои идеи о том, что такое молитва.

- В течение 1 мин. на листке вы должны будете написать ответ на этот вопрос.

-Затем уч-ся зачитывают свои ответы, складывают их в корзину.


V. Работа с карточками

Определение трёх видов молитв

- Существуют несколько видов молитв.


-Православные люди используют 3 вида молитв.

- Сейчас мы с ними познакомимся.


VI. Объяснение нового материала


Работа в группах

- Каждый прочитает об 1-ом виде молитвы и постарается о нём рассказать.

(Каждый ряд получает карточки с текстом и готовятся к ответу)

Группа 1. Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха, избавления от проблем. Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности... Это просьба о защите. Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще - о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость.

Группа 2. Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом.

Группа 3. Самая высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»). Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая. Можно радоваться новой игрушке или вещи. Но есть такие поводы для радости, которые нельзя унести к себе домой. Разве можно унести красивый закат, радугу, запах свежей зелени после дождя, соловьиную трель?

VII. Проверка сам-ой групповой работы

Каждая группа рассказывает о своем виде молитв.

Параллельно составляется схема.

hello_html_m233c995d.gif Просьба

Мhello_html_5f7dd413.gifhello_html_m26219bf5.gifолитва Благодарение

Славославие

1. Молитва-просьба –Мы с вами тоже написали много таких просьб.


Самая распространенная молитва – это просьба «Подай, Господи!»


Пояснение молитвы благодарения и «славословия»

Но со временем человек начинает просить у Бога иных, духовных благ, дающих благодать.

2. Молитва – благодарение. Используют эту молитву редко, потому что люди часто просят, чем благодарят.

3. Молитва – славословие. Люди в этой молитве переживают радость от своей встречи с Богом, ликуют.


-Обратите внимание, что к Богу мы обращаемся именно с просьбой.

- Мы молим Его, и должны понимать разницу между требовать и молить.


- Одна из самых главных молитв в православии – это молитва «Отче наш».


VIII. Работа с учебником. Чтение статьи учебника


-А какие молитвы вы знаете?


-Прочитаем какие виды молитвы бывают


молитва-просьба - говорили о том, что в беде, когда уже ничто человеческое не может помочь (падающий самолёт), даже у заядлого атеиста из глубины души вырывается вопль “ Господи, помилуй!”








hello_html_76487c8c.png



hello_html_m6ded8d46.gif









IX. Осмысление прочитанного


Давайте прочитаем притчу

«Молитва и труд – два весла нашего корабля в житейском море»

(Притчу читают по ролям три заранее подготовленных ученика).

Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака: 
– Быстрее, опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом – «трудись».
– Зачем это? – спросил он.
– Для памяти, – ответил рыбак. – Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.
– Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться не обязательно. 
– Не обязательно? – переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись»,
а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.
– Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках оба весла.



–  О чем эта притча?

-Какова ее главная мысль? (Возможны разные ответы. Все они по-своему правильные, только обращают внимание на разные аспекты притчи, что и подчеркивает учитель по окончании всех выступлений).



X. Выявление восприятия, мотивации


-Сегодня ребята подготовили нам сюрприз – небольшую сценку.

- Давайте посмотрим. 


На сцене: Бабушка вяжет. Входят Папа и Мама.


Мама: «Мы росли в такое время, когда не принято было говорить о Боге. Нас учили тому, что Его нет. А человеку, который не обращается с молитвой к Богу, очень трудно жить – ведь ему неоткуда ждать помощи!

Как бы хотелось научить их так же непосредственно, прямо идти к Богу со своими рассказами, со всеми радостями и бедами несложной их детской жизни, как они идут к нам, родителям».


Папа: «Как бы хотелось убедить их в том, что нет того часа в их жизни, когда Бог не смотрит на них, что Он улыбается им, когда они заняты играми, заботливо склоняется над ними, когда они сидят за своими уроками; что в те часы юности, когда что-то неизъяснимое волнуется у них в груди,- это душа их тоскует по Богу, и Бог в эти минуты стоит перед ними, готовый их принять».


Родители уходят. Вбегает девочка.


Девочка. Мама, папа и бабушка говорят мне, что надо молиться Богу.  Я не понимаю, (поворачивается к бабушке) как можно любить того, кого я не вижу, да еще и разговаривать с ним?


Бабушка (поднимает глаза от вязания)  Знаешь, как говорят в народе? «Свет в доме – от свечи, а душе – от молитвы».  Вот только представь, что папа с мамой твои уехали – недельки на две. Что будешь делать?


Девочка:
Скучать! И звонить – каждый день!


Бабушка:
А если захочешь испечь пирог, а рецепта не знаешь?


Девочка:
Так я же мамочке позвоню! И спрошу еще, можно ли мне пользоваться духовкой.


Бабушка:
Скажи-ка, а захочется ли тебе рассказать о своих делах в школе, попросить совета?


Девочка (с радостью)
Кажется, я поняла! Утром я улыбаюсь маме. И благодарю за новый день Того, Кто создал и меня, и новый день – для меня!


Бабушка. А днем нужно просить благословения перед каждым делом, которое начинаешь. С Богом и самое трудное дело становится легким – ангелы помогают! Недаром и говорят всегда работающему человеку: «Бог в помощь!»


Девочка. А вечером старательно вспоминать все свои поступки и просить прощения за злые дела и слова. И тогда повторять плохое не захочется – совесть не




XI. Работа с дополнительной информацией


1) Если ты был волшебником и была волшебная палочка - что бы пожелал , кому?



-А о чём бы вы сочли уместным молить Бога?

-Может ли магия или волшебство сделать человека добрее?


Магия и молитва имеют что-то общее?

Молитва - это…

Каково действие молитвы? Как православные объясняют, почему человек меняется во время молитвы?



- Как вы думаете, сама просьба (молитва) к Богу о том, чтобы я стал добрее, меняет меня самого?


-В русской литературе и музыке очень много произведений , где упоминается молитва.

-Давайте сейчас послушаем произведение русского композитора Петра Ильича Чайковского из его «Детского альбома», которое называется «Утренняя молитва».


-Попробуйте найти свои слова молитвы, чтобы пожелать своим родным и близким здоровья и успеха. (Звучание «Молитвы « Чайковского)



2) А сейчас давайте познакомимся со стихом М. Лермонтова «Молитва».

-Послушайте его

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

-Какова, по мысли поэта ,цель творения?



XII. Итог


Вывод:


Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

Вывод: нельзя просить у Бога зла и боли другим людям.


XIII. Рефлексия

Перед вами рисунок, изображающий ствол дерева и четыре ветви: три ветви цветущие, одна, нижняя, засохшая.


Ствол - это молитва, просьба.

Напиши на ветвях о чём каждая молитва - ветвь.

Какая ветвь-молитва будет самой высокой?

Какую молитву символизирует засохшая ветвь


  • Молитва – это обращение …

  • Люди молятся – люди … у Бога

  • Молитву могут произносить ….


XIV. Домашнее задание



1) С. 12-15 читать , вопросы (устно).



2) ДОП-НО (по желанию)


Нарисуйте цветок с 7 лепестками.
В центре напишите слово «БОГ».
Напишите на лепестках те слова,
которые подходят к слову Бог.
Это могут быть существительные (Творец)
или прилагательные (добрый

hello_html_4411b3a8.gif


Вопросы и задания (учебник ):


1. Что значит слово «молиться»?


2. Главное сокровище России – это ее леса, нефть, машины, алмазы, люди (выбери правильный ответ)


3. Посоветуйся со сверстниками, родителями, другими взрослыми о том, бывают ли подарки, которые нельзя увидеть и пощупать? Можно ли подарить человеку хорошее настроение? Приведи примеры такой радости.


4. Какие слова из перечисленных можно отнести к представлению о «Небесах» в молитве: облако; рассвет; Царство Божие; космос; ангел; галактика?


5. Объясни, как ты понимаешь значение слова искушать.


6. Есть выражение «знать как Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей, что, по их мнению, вы должны знать «как Отче наш».


7. Как ты думаешь, можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей? Зачем они посылаются людям?



Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака: 
– Быстрее, опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом – «трудись».
– Зачем это? – спросил он.
– Для памяти, – ответил рыбак. – Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.
– Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться не обязательно. 
– Не обязательно? – переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись»,
а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.
– Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках оба весла.



Группа 1. Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха, избавления от проблем. Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности... Это просьба о защите. Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще - о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость.

Группа 2. Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом.

Группа 3. Самая высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»). Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая. Можно радоваться новой игрушке или вещи. Но есть такие поводы для радости, которые нельзя унести к себе домой. Разве можно унести красивый закат, радугу, запах свежей зелени после дождя, соловьиную трель?



Открытый урок по ОРКСЭ - 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Урок по Основам религиозной культуре  и светской этике по модулю "Православная культура" для 4 класса.  Тема урока- Православная молитва. Тема урока специфическая и преподнести её нужно было непренужденно и деликатно для первичного восприятия. Дети на уроке узнали какие существуют виды молитв. Познакомились и повстречались с волшебством на уроке. На уроке была групповая работа. Рефлексия детей просто ввела на творческую ноту. Урок сопровождался музыкальными минутами, связанными с темой урока.

Автор Арефьева Татьяна Валерьевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1079
Номер материала 16570
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓