Главная / Начальные классы / Открытый урок по Окружающему миру на тему "Твой родной край" (4 класс)

Открытый урок по Окружающему миру на тему "Твой родной край" (4 класс)





hello_html_1035e35b.png

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 Курского муниципального района Ставропольского края







Конкурсный материал

на II районный Фестиваль

«Открытый урок»

для учителей начальных

классов



Алиева Роза Биболатовна

учитель начальных классов







ст. Курская

2014 год

.

Урок по окружающему миру по разделу

"Родной край – часть великой России"

Тема урока: «Твой родной край»

Тип урока: Урок путешествие. Изучение нового материала.

4 класс (ФГОС)

Цели урока:
Образовательные: 

  • сформировать представления учащихся о родном крае;

  • развивать умение работать с картой и дополнительной литературой,

  • ознакомить c административной картой России, Ставропольского края;

Развивающие: 

  • Развивать умения анализировать и на основе анализа, строить гипотезы, выводы, доказательства.

  • Развивать умения работы с кроссвордом.

Воспитательные: 
воспитывать любовь к своему краю и к своей малой Родине,

  • развитие кругозора учащихся,

  • пропаганда традиций Ставропольского края,

  • воспитание патриотизма.

Метапредметные:

  • Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • Определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • Учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации.
    Формировать УУД:
    Личностные УУД

  • Развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

  • Способствовать развитию умения работать в группе;

  • Способствовать расширению словарного запаса детей;

  • Умение выполнять самооценку на основе критерия успешности

учебной деятельности

Коммуникативные УУД

  • умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения ;

  • работать по предложенному учителем плану

  • умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация),

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
    Познавательные УУД

  • делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: презентация; компьютер, мультимедийный проектор, экран; административная карта России; административная карта Ставропольского края; презентация «Твой родной край».

Для детей:  лист с заданием, лист самооценки.

Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при решении проблемных вопросов; игра)

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

1. Эмоциональный настрой

– Добрый день, ребята.

(Звучит запись песни «С чего начинается Родина».) (слайд 1)

Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала это песня? (Потому что, говорить сегодня мы будем о нашем крае.)

-Да, совершенно верно.

А урок у нас с вами необычный.  Сегодня вы будете не учениками, а путешественниками, путешествовать мы будем по родному краю. Цель нашего путешествия - изучение «Родного края - как часть великой России».

Огромна наша страна Россия! Но у каждого человека есть особенно дорогие, близкие и милые сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а порой и прожил всю свою жизнь. Это его родной край, его малая родина. Но вот с чего же начинается родина?

Для любого человека Родина начинается с родного дома и близких людей. Но ведь родной дом -   это не только жилой дом , это еще и село, в котором ты родился, край, в котором ты живешь, и страна, в которой находится твой край. Для нас – это наш Ставропольский край , наша малая родина станица Курская.

-Какие чувства вы испытываете к своей малой Родине?

- А что значит любить Родину? (Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное беречь Родину.

Постановка целей и задач урока:

Любить Родину – это еще и значит знать ее культуру, историю, традиции. На этом уроке мы постараемся узнать больше о нашем крае. Познакомимся с символикой и ее значением. Узнаем больше о различных элементах герба.

Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы будем с вами говорить сегодня.

II. Работа над новой темой

Давайте, познакомимся с административной картой России ( карта, слайд 2). Внимательно посмотрите на эту карту. Что нам расскажет карта? (Ответы детей.)

http://mpr.stavkray.ru/natres/stavkray/mapsk.gif

(слайд 3) Ставропо́льский край был образован 13 февраля 1924года . Он находится на Юге России (показывает на карте) и занимает площадь более 66,2 тыс. кв. км. В состав края входят 26 районов, 19 городов, 742 села. Ребята, давайте мы найдем на карте Ставропольский край? (ответы детей). Наиболее крупные города — Невинномысск, Пятигорск, Кисловодск, Георгиевск, Буденновск, Минеральные Воды, Ставрополь (показывает на карте). В Ставропольском крае проживает около 2 млн. 700 тыс. человек. Граничит с Ростовской областью, Краснодарским краем, Калмыкией, Дагестаном, Чеченской, Кабардино-Балкарской, Карачаево -Черкесской республиками.

(слайд 4) Главной отраслью экономики края является сельское хозяйство. В Российской Федерации Ставропольский край занимает четвертое место по объему производства сельскохозяйственной продукции. Основная зерновая культура — озимая пшеница. Ее посевные площади составляют более миллиона гектаров. В крае на больших площадях выращивают сахарную свеклу, картофель, овощи, фрукты.

Полезные ископаемые — природный газ, нефть, полиметаллы, строительные материалы.

А теперь поговорим о символике.

(слайд 5) Вы, конечно, знаете, как выглядит флаг и герб России (иллюстрация).

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3c6db89c32e386a54d4b1b6f0c17b34a-124-144&n=21

(слайд 6) Флаг Ставропольского края – официальный символ Ставропольского края.

Принят 15 мая 1997 года. Желтый цвет полотнища символизирует Ставрополье как солнечный, плодородный и богатый край. Фигура креста трактует греческий перевод названия краевого центра «город крест», а его белый цвет означает миролюбивость, чистоту и открытость местного населения. Крепости на гербе в центре флага – центральная фигура исторического герба Ставропольской губернии.

flag_sk_sm

(слайд 7) Герб Ставропольского края

Изображение крепости в верхней части гербового щита символизирует укрепленный пункт под названием Ставрополь, основанный в 1777 году для охраны южных границ Российской империи на Азово-Моздокской укрепленной линии.
Пентаграмма над воротами крепости - один из древнейших знаков человечества, означающий охрану и безопасность.
Прямой крест на месте  Ставрополя указывает на то, что в городе располагается центр православной епархии края.
Дубовые листья в венке символизируют прочность и долголетие. Пшеничные колосья – символ сельского хозяйства и плодородия.
Золотой цвет территории края символизирует Ставрополье как солнечный южный регион, край золотого колоса и золотого руна, занимающий территорию на Ставропольской возвышенности. Двуглавый орел и лента в цветовой гамме российского флага указывают на принадлежность Ставропольского края к Российской Федерации.

stavropolskii_krai_gerb(2)

(слайд 8) – Какой город является главным в нашем Ставропольском крае? (Находят на карте, г. Ставрополь)

-Ребята, что для каждого из вас значит «Ставрополье»? (Ответы учащихся).

-Ставрополь — это малая Родина, частица великой России. Это место, где родились, где живут близкие и дорогие мне люди.

Ребята, а кто дал название городу «Ставрополь»?

-Императрица Екатерина II.

-Это произошло в 1777 году.

Ставрополь - это греческое слово. В то время модно было давать городам греческие названия. Оно означает в переводе на русский язык «Город Креста».


http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=4e535ad1f3880f04b2daf63059079405-51-144&n=21

-Ребята, а вы знаете, как называется административный центр нашего Курского района? (Административный центр - станица Курская)

- Давайте ребята найдем на карте территорию, где мы живем. (Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте.)

Ку́рский район — административно-территориальная единица и муниципальное образование в составе Ставропольского края России. Район образован 2 января 1935 года . Национальный состав населения Курского района - 13 национальностей (русские, армяне, даргинцы,аварцы и т.д.) На территории Курского района протекают реки Кура,  Терско-Кумский канал.

III. Физкультминутка

(Слайд 9)

IV. Игра «Цветик - семицветик» (слайд 10-18)

-Ребята, вам знаком этот сказочный персонаж. А что же написано на этих лепестках. Каждый лепесток – это одна из сторон богатства нашего края.

-Давайте узнаем, чем же богат наш край?

  1. лепесток — фабрики, заводы, вокзалы нашего края. Они нужны для нормальной жизни.

  2. лепесток - школы, училища, институты, университеты. Чтобы хорошо работать, необходимо быть мастером своего дела, а для этого надо учиться.

  3. лепесток – музеи, театры, библиотеки.

  1. лепесток – минеральные воды.

  2. лепесток - парки.

  3. лепесток - памятники.

  4. лепесток – зерно, хлеб.

Все богатства необходимы. Если у цветка оторвать лепесток, он теряет прелесть. Так и край — стоит лишить его «богатств», и он утратит свое значение. Но самое главное богатство края — человек (сердцевина цветка). Человек создает богатства и их потребляет. Много людей разных национальностей, разной веры, проживают на территории нашего Курского района и главное наше богатство состоит в том , что мы живем в мире и согласии.

V. Рефлексия

- Какая учебная цель стояла у нас на уроке?

Как вы думаете, ребята, достигли ли мы цели?

А если достигли, то проверим себя.

( Работа с листками «Проверь себя»)

1. Кроссворд. Работа в группах. ( слайд 19)

-Назови наиболее крупные города края.

Н












Ж












К










Г










Б










П









Е










( Невинномысск, Железноводск, Кисловодск, Георгиевск, Будённовск, Пятигорск, Ессентуки)

2. Узнай из пропущенных в пословицах цифр дату основания города Ставрополя. ( слайд 20)

в поле не воин.

раз отмерь, один раз отрежь.

У … нянек дитя без глазу.

с ложкой, один с сошкой.

3. Работа в парах. За одну минуту напишите как можно больше слов, которые встречаются в слове «Ставрополь». ( слайд 21)

( Пол, роль, трос, лов, тополь, вол, вопль, рот, сталь, плов, сова, пост, рост, порт…)

7. Подведение итогов урока.

Понравилось вам путешествовать по родному краю и изучать его?

Что нового вы узнали о своем крае?

Что особенно запомнилось, было интересно?

Сумели ли мы достигнуть поставленных задач?

Давайте покажем смайликами  ваше настроение и отношение к уроку.

Мне тоже очень понравилась наша экскурсия, а ещё больше понравились ваши знания.

Самооценка

Отметь знаком «+» , оцени  свое настроение

http://festival.1september.ru/articles/601751/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/601751/img2.gif

http://festival.1september.ru/articles/601751/img3.gif

1. Мое настроение в начале урока

 

 

 

2. Мое настроение в конце урока

 

 

 

Отметь знаком «+» , оцени себя

Хорошо

Не очень

Плохо

1. Данную тему  я усвоил (а)

 

 

 

2. На уроке я работал (а)

 

 

 



Ребята, вы сегодня хорошо работали! Молодцы! ( слайд 22)











Использованная литература:

1. «Энциклопедический словарь Ставропольского края»

В.А. Шаповалов; Издательство СГУ Ставрополь; 2006г.

2. «Занимательное краеведение» В.А.Ивановский

3. «Наш край» П.А. Шацкий; Ставропольское книжное издательство

4. Источники из интернета: http://www.gov.ru/main/symbols/gsrf1.html, http://www.goldenkorona.ru/stavropolskiy_kray.html, https://ru.wikipedia.org/wiki/Герб_Курского_района_(Ставропольский_край) .

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=d3792f25341b002bd2cec757860b2b2e-116-144&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=4eb00bc76fd8fe4b402c1bf67f108b1e-111-144&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=4ab94b91b09b90d002db5c1663e03c27-02-144&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=a936dcb30073ad47656bb1f568e9c032-105-144&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=bcf5f43082db4cf876f027d4bbd2aa27-66-144&n=21







Открытый урок по Окружающему миру на тему "Твой родной край" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цели урока:
Образовательные: 

·        сформировать представления учащихся о родном крае;

·        развивать умение работать с картой и дополнительной литературой,

·        ознакомить c административной картой России, Ставропольского края;

Развивающие: 

·        Развивать  умения анализировать и на основе анализа, строить гипотезы, выводы, доказательства.

·        Развивать умения работы с кроссвордом.

Воспитательные: 
воспитывать любовь к своему краю и к своей малой Родине,

·         развитие кругозора учащихся,

·         пропаганда традиций Ставропольского края,

·         воспитание патриотизма.

Метапредметные:

·        Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

·        Определять наиболее эффективные способы достижения результата;

·        Учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации.
Формировать УУД:
Личностные УУД

·        Развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

·        Способствовать развитию умения работать в группе;

·        Способствовать расширению словарного запаса детей;

·        Умение выполнять самооценку на основе критерия успешности

учебной деятельности

Коммуникативные УУД

·        умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД

·        умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

·         высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

·        вносить необходимые коррективы в действие после его завершения ;

·        работать по предложенному учителем плану

·        умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация),

·         находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Познавательные УУД

·        делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Автор Алиева Роза Биболатовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1988
Номер материала 48927
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓