Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №17 Курского
муниципального района Ставропольского края
Конкурсный материал
на II районный Фестиваль
«Открытый
урок»
для
учителей начальных
классов
Алиева Роза Биболатовна
учитель начальных классов
ст.
Курская
2014 год
.
Урок по окружающему миру по разделу
"Родной край – часть великой России"
Тема урока:
«Твой родной край»
Тип урока: Урок путешествие. Изучение нового материала.
4
класс (ФГОС)
Цели урока:
Образовательные:
·
сформировать
представления учащихся о родном крае;
·
развивать
умение работать с картой и дополнительной литературой,
·
ознакомить
c административной картой России, Ставропольского края;
Развивающие:
·
Развивать
умения анализировать и на основе анализа, строить гипотезы, выводы,
доказательства.
·
Развивать
умения работы с кроссвордом.
Воспитательные:
воспитывать
любовь к своему краю и к своей малой Родине,
·
развитие кругозора учащихся,
·
пропаганда традиций Ставропольского края,
·
воспитание патриотизма.
Метапредметные:
·
Формировать
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации;
·
Определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
·
Учить
детей использованию исследовательского метода для поиска информации.
Формировать УУД:
Личностные УУД
·
Развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
·
Способствовать развитию умения работать в группе;
·
Способствовать расширению словарного запаса детей;
·
Умение выполнять самооценку на основе критерия успешности
учебной
деятельности
Коммуникативные
УУД
·
умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать
речь других
Регулятивные
УУД
·
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
·
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией;
·
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения ;
·
работать по предложенному учителем плану
·
умение извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация),
·
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Познавательные УУД
·
делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать
информацию для получения необходимого результата
Формы
организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: презентация; компьютер, мультимедийный проектор,
экран; административная карта России; административная карта Ставропольского
края; презентация «Твой родной край».
Для
детей: лист с заданием, лист самооценки.
Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы
(фронтальная работа с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с
таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при
решении проблемных вопросов; игра)
Ход урока
I. Организационный момент,
сообщение темы и целей урока
1.
Эмоциональный настрой
– Добрый день, ребята.
(Звучит запись песни «С чего начинается
Родина».) (слайд 1)
– Почему сегодня наш урок начался так
необычно? Как вы думаете, почему прозвучала это песня? (Потому что, говорить сегодня мы
будем о нашем крае.)
-Да, совершенно верно.
А урок у нас с
вами необычный. Сегодня вы будете не учениками, а путешественниками,
путешествовать мы будем по родному краю. Цель нашего путешествия - изучение «Родного края - как часть великой
России».
Огромна наша страна Россия! Но у каждого
человека есть особенно дорогие, близкие и милые сердцу места, где он родился,
учился, начал трудиться, а порой и прожил всю свою жизнь. Это его родной край,
его малая родина. Но вот с чего же начинается родина?
Для любого человека
Родина начинается с родного дома и близких людей. Но ведь родной дом
- это не только жилой дом , это еще и село, в котором ты родился,
край, в котором ты живешь, и страна, в которой находится твой край. Для нас –
это наш Ставропольский край , наша малая родина станица Курская.
-Какие чувства вы
испытываете к своей малой Родине?
- А что значит любить
Родину? (Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у
неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное беречь Родину.
Постановка целей и
задач урока:
Любить Родину – это еще и
значит знать ее культуру, историю, традиции. На этом уроке мы постараемся
узнать больше о нашем крае. Познакомимся с символикой и ее значением. Узнаем
больше о различных элементах герба.
– Какой он наш край? Как живут и чем
занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы будем с вами говорить
сегодня.
II. Работа над новой темой
– Давайте, познакомимся с административной
картой России ( карта, слайд 2). Внимательно посмотрите на эту карту. Что
нам расскажет карта? (Ответы детей.)
(слайд 3) Ставропо́льский
край
был образован 13 февраля 1924года . Он находится на Юге России (показывает на карте) и занимает
площадь более 66,2 тыс. кв. км. В состав края входят 26 районов, 19 городов,
742 села. Ребята, давайте мы найдем на карте Ставропольский край? (ответы
детей). Наиболее крупные города — Невинномысск, Пятигорск, Кисловодск,
Георгиевск, Буденновск, Минеральные Воды, Ставрополь (показывает на карте). В
Ставропольском крае проживает около 2 млн. 700 тыс. человек. Граничит с
Ростовской областью, Краснодарским краем, Калмыкией, Дагестаном, Чеченской, Кабардино-Балкарской, Карачаево -Черкесской
республиками.
(слайд 4) Главной отраслью
экономики края является сельское хозяйство. В Российской Федерации
Ставропольский край занимает четвертое место по объему производства
сельскохозяйственной продукции. Основная зерновая культура — озимая пшеница.
Ее посевные площади составляют более миллиона гектаров. В крае на больших
площадях выращивают сахарную свеклу, картофель, овощи, фрукты.
Полезные ископаемые — природный газ, нефть, полиметаллы,
строительные материалы.
А теперь поговорим о
символике.
(слайд 5) Вы, конечно, знаете, как выглядит
флаг и герб России (иллюстрация).
(слайд
6) Флаг Ставропольского края – официальный символ Ставропольского края.
Принят 15 мая 1997 года. Желтый
цвет полотнища символизирует Ставрополье как солнечный, плодородный и богатый
край. Фигура креста трактует греческий перевод названия краевого центра «город
крест», а его белый цвет означает миролюбивость, чистоту и открытость местного
населения. Крепости на гербе в центре флага – центральная фигура исторического
герба Ставропольской губернии.
(слайд
7) Герб Ставропольского края
Изображение
крепости в верхней части гербового щита символизирует укрепленный пункт под
названием Ставрополь, основанный в 1777 году для охраны южных границ Российской
империи на Азово-Моздокской укрепленной линии.
Пентаграмма над воротами крепости - один из древнейших знаков человечества,
означающий охрану и безопасность.
Прямой крест на месте Ставрополя указывает на то, что в городе
располагается центр православной епархии края.
Дубовые листья в венке символизируют прочность и долголетие. Пшеничные колосья
– символ сельского хозяйства и плодородия.
Золотой цвет территории края символизирует Ставрополье как солнечный южный регион,
край золотого колоса и золотого руна, занимающий территорию на Ставропольской
возвышенности. Двуглавый орел и лента в цветовой гамме российского флага
указывают на принадлежность Ставропольского края к Российской
Федерации.
(слайд 8) –
Какой город является главным в нашем Ставропольском крае? (Находят на карте,
г. Ставрополь)
-Ребята, что для
каждого из вас значит «Ставрополье»? (Ответы учащихся).
-Ставрополь — это
малая Родина, частица великой России. Это место, где родились, где живут
близкие и дорогие мне люди.
Ребята, а кто дал
название городу «Ставрополь»?
-Императрица Екатерина II.
-Это произошло в 1777 году.
Ставрополь
- это греческое слово. В то время модно было давать городам греческие
названия. Оно означает в переводе на русский язык «Город Креста».
-Ребята, а
вы знаете, как называется административный центр нашего Курского района? (Административный
центр - станица Курская)
- Давайте ребята найдем на карте территорию,
где мы живем. (Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте.)
Ку́рский район — административно-территориальная единица
и муниципальное образование в составе Ставропольского края России. Район
образован 2 января 1935 года . Национальный состав населения
Курского района - 13 национальностей (русские, армяне, даргинцы,аварцы и т.д.)
На территории Курского района протекают реки Кура, Терско-Кумский канал.
III.
Физкультминутка
(Слайд
9)
IV. Игра «Цветик - семицветик»
(слайд 10-18)
-Ребята,
вам знаком этот сказочный персонаж. А что же написано на этих лепестках. Каждый
лепесток – это одна из сторон богатства нашего края.
-Давайте узнаем, чем же богат наш край?
1 лепесток — фабрики, заводы,
вокзалы нашего края. Они нужны для нормальной жизни.
2 лепесток - школы, училища,
институты, университеты. Чтобы хорошо работать, необходимо быть мастером своего
дела, а для этого надо учиться.
3 лепесток – музеи, театры,
библиотеки.
4 лепесток – минеральные воды.
5 лепесток - парки.
6 лепесток - памятники.
7 лепесток – зерно, хлеб.
Все богатства необходимы. Если у
цветка оторвать лепесток, он теряет прелесть. Так и край — стоит лишить его
«богатств», и он утратит свое значение. Но самое главное богатство края —
человек (сердцевина цветка). Человек создает богатства и их потребляет. Много
людей разных национальностей, разной веры, проживают на территории нашего
Курского района и главное наше богатство состоит в том , что мы живем в мире и
согласии.
V. Рефлексия
-
Какая учебная цель стояла у нас на уроке?
Как вы
думаете, ребята, достигли ли мы цели?
А если
достигли, то проверим себя.
(
Работа с листками «Проверь себя»)
1.
Кроссворд. Работа в группах. ( слайд 19)
-Назови наиболее
крупные города края.
( Невинномысск, Железноводск, Кисловодск, Георгиевск, Будённовск, Пятигорск,
Ессентуки)
2.
Узнай из пропущенных в пословицах цифр дату основания города Ставрополя.
( слайд 20)
… в поле не воин.
… раз отмерь, один
раз отрежь.
У … нянек дитя без
глазу.
… с ложкой, один с
сошкой.
3. Работа в
парах. За одну минуту напишите как можно больше слов, которые встречаются
в слове «Ставрополь». ( слайд 21)
( Пол, роль, трос,
лов, тополь, вол, вопль, рот, сталь, плов, сова, пост, рост, порт…)
7. Подведение итогов урока.
Понравилось вам путешествовать по родному
краю и изучать его?
Что нового вы узнали о своем крае?
Что особенно запомнилось, было интересно?
Сумели ли мы достигнуть поставленных
задач?
Давайте покажем смайликами ваше
настроение и отношение к уроку.
Мне тоже очень понравилась наша экскурсия,
а ещё больше понравились ваши знания.
Самооценка
Отметь знаком «+» , оцени свое настроение
|
|
|
|
1. Мое настроение в начале урока
|
|
|
|
2. Мое настроение в конце урока
|
|
|
|
Отметь знаком «+» , оцени себя
|
Хорошо
|
Не очень
|
Плохо
|
1. Данную тему я усвоил (а)
|
|
|
|
2. На уроке я работал (а)
|
|
|
|
Ребята, вы сегодня хорошо работали! Молодцы! ( слайд 22)
Использованная литература:
1. «Энциклопедический словарь Ставропольского
края»
В.А. Шаповалов; Издательство СГУ Ставрополь;
2006г.
2. «Занимательное краеведение» В.А.Ивановский
3. «Наш край» П.А. Шацкий; Ставропольское
книжное издательство
4. Источники из интернета: http://www.gov.ru/main/symbols/gsrf1.html, http://www.goldenkorona.ru/stavropolskiy_kray.html, https://ru.wikipedia.org/wiki/Герб_Курского_района_(Ставропольский_край) .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.