Северо-Казахстанская область.
район им. Г.Мусрепова.
Чистопольская средняя школа.
Открытый урок
по обучению грамоте
Тема:
Согласный звук (ш). буквы Ш,ш.
Подготовила
и провела : воспитатель
Баяхина Роза Ахметжановна
2013 уч.год.
Тема: Согласный звук (ш). буквы Ш,ш.
Цель:
-познакомить детей со звуком (ш) ; дать представление о том,что
он всегда твёрдый;
-познакомить с буквами Ш,ш;
-упражнять в составлении звуко-буквенных моделей;
-учить читать слоги слова , предложения с буквой Ш и всеми
изученными буквами:
-закрепить правило написания заглавной буквы ;
- развивать фонематический слух , внимание , память. развивать
творческие способности, интерес к чтению; развивать бережное отношение к
природе.
Оборудование: картинка шмель; иллюстрации:гусь,змея,шалаш,шапка,
шашки ,шар ,карандаш; фишки.
Ход урока
1.Мотивационно-побудительный:
Учитель :-Ребята , я
приглашаю вас в круг радости. Возьмитесь за руки и вместе скажем:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2.Организационно-поисковый:
Учитель -
Покажите сигнальной карточкой, с каким настроением вы начинаете урок?
- Если у вас хорошее настроение –вы покажите красное
сердечко , а если плохое, то черный кружок.
1.Повторение изученного материала.
-Назовите все изученные буквы.
-Вспомните на какие две группы делятся звуки ? (сог. гл. зв.)
-Какие звуки называются гласными ?
-Что вы знаете о согласных звуках ?
-Как узнать сколько слогов в слове ?
-Чем отличаются звуки от букв ?
-Как пишутся имена и фамилия ?
-Как пишется сочетание ЖИ ?
-Какая согласная всегда обозначает только твердый звук ?
2.Речевая, артикуляционная и дыхательная разминка.
Упр. «Одуванчик»
-Сделайте вдох через нос. Задержите на секунду дыхание. Подуйте с
силой на воображаемый одуванчик так, чтобы парашютики разлетелись в разные
стороны.
3.Артикуляционная разминка.
-Сделайте глубокий вдох и на выдохе прочитайте слоги, отчётливо
произнося звуки.
Си со су сы са сэ
4.Речевая разминка
-Повторите шёпотом чистоговорку, чётко выделяя звук (ш)
Аш-аш-аш – у меня есть карандаш
Ош-ош-ош – карандаш тот так хорош
Шу-шу-шу – им рисую и пишу
Аш-аш-аш – но сломался карандаш
Ша-ша-ша – больше нет карандаша
Учитель: - дети,
посмотрите , кто к нам сегодня в гости прилетел? шмель
-Назовите первый звук в слове – шмель
-Этот шмель волшебный, сегодня на занятии он будут наблюдать за
вами, какие вы умные, как умеете хорошо работать.
5.Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.
Учитель: - дети,
послушайте и скажите часто повторяющийся звук (учитель читает стихотворение)
В камышах шуршала мышь:
Ветер нам нарушил тишь
Шепчут тихо камыши:
Тихо, мышка, не шурши!
Учитель: - Какой звук мы
выделяли?
- Вы догадались, какая тема урока?
Учитель: Звук ш, буква
ша.
6.Сообщение темы урока
Учитель: - Сегодня на
уроке мы будем учиться различать этот звук, слышать и проговаривать в слогах,
словах и предложениях. Что для этого надо сделать?
Дети: - внимательно слушать учителя, правильно читать
7.Основная часть урока
1)Работа с предметными картинками (гусь, змея)
Учитель:- Вы все видели
птицу гусь? Как гуси шипят, когда сердятся?
Дети: ш-ш-ш-ш
Учитель: - Как шипит
змея, которая сердится? (но к ней нельзя подходить близко, может укусить)
Дети: ш-ш-ш-ш
Учитель размещает на доске картинки с изображением (шубы, шишки,
школы, машины, шарфа, шкафа, шара)
-Какой одинаковый звук есть во всех словах?
2.Усвоение новых знаний.
1.Наблюдение за произношением звука и его характеристика.
Игра «Доскажи словечко»
Сегодня всё ликует в руках у детворы.
От радости танцуют воздушные … (шары)
Если мы растём на ели, мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек никому не нужно… (шишек)
Я рубашку сшила мишке, я сошью ему… (штанишки)
-Назовите первый звук в слогах – отгадках
Учитель :- Возьмите
зеркала .Произнесите звук ш
-Легко ли проходит воздух?
-Он гласный или согласный?
-Твёрдый или мягкий?
-Определите, звонкий или глухой?
-Дайте характеристику звуку
Вывод: звук (ш) – согл., глухой.
Для обозн. на схеме используют синий цвет, он всегда твёрдый
2.Физминутка «Физкульт привет «
2часть
3.Знакомство с буквой Ш, ш.
Выделить элементы написания , сравнить большую и маленькую буквы
Ш.ш.
-На что похожа буква ша?(ответы детей )
На зубья от ковша .
-Какой парный звонкий звук есть у глухого ш
-Произнесите эту пару ж-ш
-Какие звуки? всегда твердые .
4.Пальчиковая гимнастика «САЛЮТИКИ»
Сильно пальцы мы сожмём
А потом их разожмём.
Раз,два ,раз ,два
Хорошо идут дела.
5.Работа в тетради (2-3)
1)Звуко-буквенный анализ слова «шар»
Определение звука в словах под картинками(шапка ,машина ,мыши )
-В какой позиции стоит звук ш ?
2. Печатание буквы» ша»
3)Чтение слогов и слов «по цепочке», хоровое ( на доске )
1.Работа над артикуляцией звука ш
-Сделайте глубокий вдох и на выдохе повторите скороговорку, чётко
выделяя звук ш
Шесть мышат в камыше шуршат.
2.НА ДОСКЕ:
Ша шо шу ши уш ош иш аш( дополните слоги до целого слова)
Маша уши шина (придумайте
предложение со словом уши )
3. Чтение слов и текста в тетради (с.3)
6.Закрепление изученного материала.
1.Игра «Хлопай, топай, пищи»
-Если услышите звук ш в начале слова
– хлопайте
-В середине – топайте, в конце – шипите.
Школа, Маша, душ, сушка, шум, каша, малыш, Чебурашка, Шура,
окошко, камыш.
2. Практическая работа
-Посмотрите на образец и
напишите внутри каждого предмета нужну букву.
1.кружок 2. Груша 3.
Желудь 4. Шишка.
Дети проверяют и
исправляют ошибки на доске :
Ответ :
ЖшжШЖшжШЖшжШ ЖшжШЖшжШЖшжШ
7.Прощание со шмелем .
- Ребята нашему гостю очень понравилось , как вы выполняли все
задания,он говорит вам «спасибо» и прощается с вами до следующей встречи.Скажем
ему «спасибо» и громко до свидания.Прилетай к нам в гости.
3.Рефлексивно-корригирующий
-Вот и подошёл к
концу наш урок.Вы замечательно работали.
-С какой новой буквой мы с вами сегодня познакомились?
-Какой звук она обозначает?
-Какой секрет буквы ша мы узнали?
-Что было интересного ?
- Какое задание вызвало затруднение ?
-А какое было лёгкое ?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
-Покажите сигнальной карточкой, если у вас хорошее
настроение –вы покажите красное сердечко , а если плохое то черный кружок.
Дети показывают настроение.
( карточки – красное сердечко– хорошее
настроение; кружок черного цвета – плохое )
Учитель :-У всех хорошее настроение.
-Ребята, спасибо за урок !
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.