Главная / Начальные классы / Открытый урок по обучению грамоте на тему "«Звук [щ]. Буквы Щщ».(1 класс)

Открытый урок по обучению грамоте на тему "«Звук [щ]. Буквы Щщ».(1 класс)

hello_html_63b25698.gifhello_html_14c4240c.gifhello_html_mfc0b30a.gifДидактическое обоснование.

Обучение грамоте (чтение) 1класс, автор учебника Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, УМК «Перспектива».

Тема урока: «Звук [щ]. Буквы Щщ».

Дидактическая цель: создать условия для освоения детьми новых знаний.

Тип урока: «Открытие нового знания».

Цель: 1) Деятельностная (формирование у учащихся умений реализации новых способов и норм деятельности).

2) Содержательная (Знакомство с буквой «Щ, щ». Усвоить, что буква «Щ» обозначает всегда мягкий согласный звук.).

3) Воспитательная (воспитание положительного отношения к труду).

Методы обучения: продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная.

Средства обучения:

-ПК, мультипроектор.

Технологическая карта занятия.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивация к учебной деятельности.


- На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке чтения.)

- С каким настроением вы пришли на урок, что вы сейчас чувствуете? (дети показывают смайлы и отвечают)

- Я, думаю, у нас всё получится, вы у меня молодцы!

- Вспомним, чему мы учились на предыдущих уроках чтения? (Мы знакомились с буквами русского алфавита.)

- А, сегодня, чему будем учиться? (Продолжим знакомство с буквами русского алфавита.)



Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке.

На уроке я сижу,

Не стучу и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.

  • Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация опорных знаний .













-Начнем урок с повторения изученных букв.

Правильно назовите буквы, расположенные в первом ряду. Какая буква «лишняя»?  (далее- по аналогии)

(буквы называют «слабые» ученики)

На доске:

О А У  Н Ы Э                    («Н»- согласная)

Ю Ё Я И Е                         («И» обозн. 1 звук)

Л М Р Ж В С                      (« С» обозн. глух. звук)

Б П Г К Х Д Т                     («Х»- нет пары по глух-звонк.)                  

На доске:

ука

ро…а

ово…и

енок

пла…

- Попробуйте догадаться, какую букву будем изучать?

Почему так решили?

- Попытайтесь сформулировать цели нашей работы на уроке, пользуясь опорной записью.

На доске:

- Познакомиться с новыми …  и  …

- Учиться отличать новые … и … от других

- Учиться читать….


Выполняют фонетическую зарядку.




Определяют тему и цель урока.


Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Выявление места и причины затруднения.

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

-Отгадайте загадку:

По земле не ходят,

На небо не смотрят,

                                                  Звёзд не считают,

        Людей не знают.  (Рыбы).

-Каких рыб вы знаете?

Слого-звуковой анализ слова «лещ»

- Кто знает, как называется  эта рыба? (на доске- предметная картинка с изображением леща и схема слова)

- Произнесем слово «лещ» по слогам.

-Сколько слогов в слове?

- Из чего состоит слог? (из слияния и примыкающего к нему согласного)

-Произнесите слияние.

-Выделите из него согласный звук.

-Дайте ему характеристику (согласный, звонкий, мягкий).

-Почему звук [л] мягкий? (смягчает буква и).

- Произнесем слово еще раз, выделяя последний звук.

-Дайте ему характеристику. (согласный, глухой, мягкий).

-Почему он мягкий? (дети затрудняются ответить).

-Какие буквы смягчают согласные звуки? (ответы детей).


Соотносят звуковую форму слов с буквенной.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: постановка вопросов;

Логические: формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.


Организация учащихся на исследование проблемной ситуации.


Чтение слогов-слияний и договаривание их до слов.



ща

щу

ще

щи

щё

щавель

щука

щегол

щи

щёки


щупальца

щекотать

щипцы

щёлка



щелкунчик


щётка

-В каждом слоге дать характеристику по твердости-мягкости.

-Что заметили необычного? ( звук всегда мягкий).

-На какой звук похож? Давайте сделаем вывод.

Упражнение в произношении нового звука

Щ как мягкий Ш мы скажем.

Звук как будто маслом смажем.

Будет мягким Щ, тягучим,

Щебетать язык научим:

Щебет, щёлк, щегол, щепотка,

Щепка, щит, щека, щекотка.

Какие слова из тех, что мы сейчас называли, вам запомнились?

-Назовите пару звуку [щ] (нет пары).





Сравнивают звуки указанные в схемах стрелочкой.

Делают вывод.




Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Реализация построенного проекта.

Организация учащихся.


Знакомство с новыми буквами Щщ

- Какой буквой наш звук обозначается на письме?

На доске- картинка из серии «Азбука в картинках»

-Что изображено на картинке?

- Почему изображена щётка?

- Сравните заглавную и строчную буквы Щщ. Что можете сказать?

-Кто покажет эту букву в алфавите?

- Буква Щ поможет нам

  Чистить зубы по утрам.

На что похожа буква?

- На расческу Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну и что же!

На что еще похожа буква?

Щ- играющий щенок.

Кверху лапками он лег.

На кого похожа буква?

-На что же ещё, на ваш взгляд, похожа буква Щ?

- Давайте сконструируем букву Щ из палочек. Кто быстрее?

-Давайте дадим полную характеристику звуку [щ].

(ответы детей).

-На какой звук похож звук [щ].

Знакомятся с буквой «Щ».

Личностные: самоопределение;

Логические - выдвижение гипотез и их обоснование;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Устанавливает осознанность восприятия.

Первичное обобщение.

Чтение слов с буквой Щ.


- Что общего у всех слов? (есть буква Щ)

- А ещё? ( Сколько слогов в каждом из слов?)

-Назовите слово, к которому подходит данная схема («роща»)

- Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос «Что делаю?»

- Прочитайте слова, относящиеся к группе «рыбы»

- Найдите и прочитайте слова, также обозначающие названия животных.

- О них мы будем сейчас читать текст…

Работа с  текстом.

 На доске- текст:

У Васи в клетке живут щеглы. У щеглов были щеглята. Мальчик не забывает давать им пищу. Щенок Чапка встал на ящик. Щёлк!

Щеколда отвалилась. Прощайте, щеглы!

-Текст будет читать… Остальные внимательно следят. Во время прочтения слов с буквой Щ делайте хлопок в ладоши.

- Кто живёт у Васи в клетке?

-Кто был у щеглов?

- Как мальчик заботится о них?

-Кто ещё живет у Васи?

-Как зовут щенка?

- Что натворил Чапка?

-Как вы понимаете значение слова «щеколда»? (показать картинку с клеткой)

- Что произошло со щеглами?

     -Приготовьтесь читать текст хором. Внимательно следите за указкой…

- Какое чувство возникло у вас после прочтения этого текста? Почему?

- Как бы вы озаглавили текст?

-Посчитайте, сколько предложений в тексте (7)

- Найдите и прочитайте самое короткое предложение (5)

-Какое это предложение? (Какой знак стоит в конце предложения?)

- Найдите и прочитайте ещё одно предложение.(7) Как его нужно прочитать?

- Прочитайте предложения, соответствующие данной схеме (1, 3- 6 слов).

- Прочитайте 5-ое предложение. Кто встал на ящик? Прочтите предложение ещё раз, голосом выделяя ключевое слово.

( Куда встал щенок?)



Читают слова, определяют ударение, количество слогов в слове.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

Личностные: самоопределение.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организация деятельности по применению новых знаний.

Прочитайте самостоятельно загадки и разгадайте кроссворд. ( 2 детей у компьютера.)

-Давайте проверим вашу работу.


Дети читают загадки и проверяют по эталону.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

8. Включение в систему знаний и повторение.

Организует составление словосочетаний учащимися.

Игры с буквой «Щ»

Есть зарядка для ума:

Повтори на «Щ» слова.

Щит и щётка не напрасны,

Коль попал карась в беду.

Щука – враг всегда опасный,

Вмиг проглотит на ходу! Ю. Раевский

«Буква заблудилась»

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

Слова рассыпались

УЩКА (щука) КОЩЕН (щенок) ЁТКАЩ (щётка)

Из букв данного слова соберите новые слова:

ЩУПАЛЬЦЫ (пальцы, щуп, пыль, пыльца, лупа, лапы, упал)

Замени первую букву, чтобы получилось новое слово:

пенки - … (щенки) мука - … (щука)

репка - … (щепка) мель - … (щель)

река - … (щека) тётка - … (щётка)

кит - … (щит)

5. «Ораторские состязания»

Состязания между рядами (прочитать хором)

Прочитать строчку слов с ударением на выделенном слове:

- щука, щи, щенок, щегол

- щука, щи, щенок, щегол

Состязание двух учеников «Ораторская дуэль»

Прочитать с нужной интонацией:

Щеголь в плаще, а щеголиха …

Щеголь в плаще, а щеголиха?

Щеголь в плаще! И щеголиха!


Составляют словосочетания.

Читают текст.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Организация рефлексии.

Я узнал(а) …

Я понял(а) …

Мне было интересно …

Мне было трудно …

-Кто сегодня может сказать, что он все понял и у него нет вопросов, поставьте себя на верхнюю «лестницу успеха» (ставать магнитик). Кто все понял, но у него остались вопросы, поставьте себя на среднюю «лестницу успеха» (ставать магнитик). Кто не понял и у него много вопросов, поставьте себя на нижнюю «лестницу успеха» (ставать магнитик).





Ребята, дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока








У: Спасибо за урок


Делают вывод.


Самооценка результатов деятельности с помощью смайликов.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.







Открытый урок по обучению грамоте на тему "«Звук [щ]. Буквы Щщ».(1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Дидактическое обоснование.

Обучение грамоте (чтение) 1класс, автор учебника Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, УМК «Перспектива».

Тема урока: «Звук [щ]. Буквы Щщ».

Дидактическая цель: создать условия для освоения детьми новых знаний.

Тип урока: «Открытие нового знания».

Цель: 1) Деятельностная (формирование у учащихся умений реализации новых способов и норм деятельности).

2) Содержательная (Знакомство с буквой «Щ, щ».  Усвоить, что буква «Щ» обозначает всегда мягкий согласный звук.).

3) Воспитательная  (воспитание положительного отношения к труду).

Методы обучения:  продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная.

Средства обучения:

 

-ПК, мультипроектор.

Автор Уразова Гузаль Ахнафовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1310
Номер материала 23690
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓