Открытый урок в 4 классе по теме «Композитор – имя ему народ».
Подготовила учитель музыки
МАОУ «СОШ №12 с УИОП»
г.Губкина Белгородской области
Титова Елена Олеговна.
Характеристика
деятельности:
Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности,
воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края,
формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания
музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание
своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших
образцов русской народной музыки, сравнение с зарубежной народной музыкой.
Коммуникативные УУД: участие в ансамблевом исполнении музыкальных
произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой
деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение,
сопоставление) расширение словарного запаса, владение умениями совместной
деятельности: работа в группах и парах.
Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе
восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей
музыкально-творческой деятельности.
Познавательные
УУД: формирование интереса к
музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку,
на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о
музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира
народной музыки.
Оборудование: аккордеон, фонохрестоматия, инструменты
шумового оркестра (ложки, трещотки, бубенцы, треугольники, колотушка, рубель),
балалайка, гармонь, мультимедийный проектор
Ход урока:
Дети заходят в класс под музыку «Светит месяц»
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Олеговна. И я приглашаю вас на
встречу с прекрасным.
Как принято на уроке музыки, исполним музыкальное приветствие. Прозвенел
звонок- Начался урок.
-Здравствуйте ученики.
-Здравствуйте, учитель.
- У нас на уроке много гостей. Поприветствуем их.
-Здравствуйте, гости.
Музыкальная разминка.
Перед исполнением песен выполним музыкальную разминку.
1 упр. Дыхательная гимнастика:
Распевочка на одной высоте «Как за двором за двором»
Распевание «Уж ты, Родина моя»
Наши голоса подготовлены к исполнению песен. Давайте споем знакомую вам
песню «Моя Россия».
Спасибо вы замечательно поете.
- О чем была наша песня?
О Родине, о природе, о том, что наша страна очень щедрая, добрая и еще
очень песенная.
Ребята, а можно ли при помощи музыки или песни, узнать о культуре и
жизни людей, которые очень далеко от нас?
-да, можно.
-Каким образом, что для этого нужно сделать?
- Послушать или спеть музыку разных людей.
- И эпиграфом к нашему уроку будут слова «Через напевы слышится душа
народа». О какой музыке мы будем говорить?
О народной. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
И тема нашего урока звучит так «Композитор – имя ему народ».
Мы сегодня попытаемся узнать о жизни других людей при помощи музыки.
- какая у них музыка, какие есть особенности?
- Какие у них музыкальные инструменты?
Свою работу на уроке вы будете оценивать в листе
достижений (Это наша балалайка, используя цвета светофора, вы будете рисовать
ей струны
Зеленая струна – значит все получилось
Желтая – были затруднения
Красная – не получилось.
Итак, внимание: нам пришло неизвестное музыкальное письмо.
Послушайте внимательно и попробуйте отгадать из какой оно страны?
Слушание.
Ваши предположения: восточные страны.
Давайте поточнее узнаем. Внимание на слайд. Что это за страна?
-Япония.
Да. Мы попали в страну, где восходит солнце. С древности японцы умеют
видеть бесценную красоту каждого кусочка жизни.
Ребята, вы заметили деревья на слайде, точно в розовой пелене.
-Да. Это Сакура – японская вишня, символ Японии. В Японии есть
праздник – день цветения сакуры. Люди терпеливо ждут, когда распустится первый
цветок. Сакуре японцы посвящают стихи и песни.
Послушаем еще раз отрывок из японской народной песни «Сакура», дайте
характеристику музыке и обратите внимание на лад.
Итак, какая музыка по характеру.
- ответы детей напевная, нежная, мелодичная, мягкая, спокойная,
созерцательная.
Что мы можем сказать о ладе – мажор или минор, а может быть …?
-Не обычное звучание. Не похожа ни на мажор, ни на минор.
Этот лад называется пентатоника- пятиступенчатый лад без полутонов.
Если посмотреть на клавиатуру, то играть такой лад можно на черных клавишах. Я
сейчас вам сыграю похожую музыку. Ребята, послушав музыку, скажите какие
японцы по характеру.
- Спокойные, неторопливые.
Спасибо. Оцените свою работу в оценочных листах.
А нас ждет следующее письмо.
Поют горцы. Слайд – Грузия.
Как вы думаете, из какой страны пришло письмо?
-Ответы детей.
-А точнее из Грузии. Какие особенности вы услышали в грузинской песне.
План ответа:
Характер музыки, кто исполняет.
Ответы детей.
Молодцы. А теперь послушайте еще одну знаменитую грузинскую мелодию и
придумайте свои пластические движения под эту музыку. Звучит Лезгинка.
Как вы думаете, какие грузины.
- ответы детей ( сильные, отважные, темпераментные, резкие)
Молодцы.
А вот и третье письмо. Ваш ответ – «Россия!».
Какая была песня – певучая, широкая, раздольная, задушевная и
бескрайняя как матушка Русь. Много пелось песен на Руси, давайте вспомним
жанры народных песен.
Работаем в парах, возьмите рабочий лист, разгадайте
анаграмму, кто будет готов - поднимите руку.
Проверка.
Ребята. А как вы думаете, почему столько много жанров в русской песне?
Ведь жизнь народа очень многообразна, песни пели и в горе и радости, в
обрядах и играх, в удачах и трудностях.
Теперь послушайте песню и определите какого она жанра. ( я играю песню
«Как за двором за двором»)Особенность песни- много повторений.
-Ответы детей (хороводная).Давайте разучим несколько куплетов –
повторять будете за мной как эхо. (разучивание песни). Песню в народе не пели,
а играли, то есть показывали голосом или руками о чем поется в песне или даже
инсценировали ее. Споем ее с движением. Мне нужны помощники мальчик и девочка.
Молодцы. Оцените свою работу.
Спасибо, что же у нас получилось? Народные песни часто пелись в
сопровождении музыкальных инструментов.
Вспомните русские народные инструменты.
Дети перечисляют.
На столах у вас есть инструменты (народные и шумовые). На минуту
представим себя композиторами и придумаем свою музыку. Посмотрите вокруг –
мы на лесной поляне. Послушаем звуки природы.
Это поют лесные птицы. Ребята подберите инструмент для показа пения
птиц. (замечательно, это свистульки). А сейчас застучал дятел. Озвучьте стук
дятла. Какой инструмент зазвучал? (ложки). А теперь покатились первые капли
дождя. Подберите инструмент. ( треугольник). Подул ветер. (какой здесь
инструмент?) (бубенцы). Ударил гром. (Трещотка). А теперь попробуем
одновременно играть каждый на своем инструменте.
- Спасибо, что же у нас получилось?
-шум.
Ребята, а получился ли у вас слаженный ансамбль?
Что нужно сделать – играть по партиям и дирижер. Позвольте, я буду
вашим дирижером.
Ложкари будут играть –
С бубнами –
С трещотками-
Спасибо, у нас с вами получился слаженный оркестр.
Оцените свою работу – нарисуйте 3-ю струну.
Итак, о какой мы музыке сегодня поговорили и что самое главное выявили?
-О японской музыке – спокойная, напевная, есть лад пентатоника.
- О Грузинской – ритмичность, темперамент, многоголосная.
- О Русской – многожанровость. Певучесть, широта. Исполнение акапелла.
Мы познакомились с музыкой и характером людей, которые живут далеко от
нас. У каждой страны есть свои особенности и музыка – отражение жизни и души
народа.
А одним символов России является балалайка. Покажите мне ваши
балалаечки и их разноцветные струны. Покажите их гостям и в заключении урока
исполним песню о нашей балалаечке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.