Главная / ИЗО, МХК / Открытый урок по МХК в 10-м классе «Чехов и Левитан» по теме: «Пейзаж в русской живописи 60–90-х гг. XIX в.» (метод искусствоведческого анализа – сравнительно-сопоставительный)

Открытый урок по МХК в 10-м классе «Чехов и Левитан» по теме: «Пейзаж в русской живописи 60–90-х гг. XIX в.» (метод искусствоведческого анализа – сравнительно-сопоставительный)



Открытый урок по МХК в 10-м классе

«Чехов и Левитан»

по теме: «Пейзаж в русской живописи 60–90-х гг. XIX в.»

(метод искусствоведческого анализа – сравнительно-сопоставительный)

Цели:

  • познакомить учащихся с чеховскими пейзажами и картинами Левитана;

  • рассказать о дружбе писателя и художника; попытаться обозначить параллели в их творчестве; учить устному описанию живописных полотен;

  • показать взаимосвязь различных видов искусства (пейзаж в живописи и литературе); воспитывать гордость и патриотизм за русскую культуру.

Оборудование:

  • Портреты А.П. Чехова и И.И. Левитана.

  • Репродукции картин Левитана «Ветряные мельницы», «Вечер на Волге», «Сжатое поле», «Облачное небо», «Золотая осень», «Владимирка», «Над вечным покоем», «Сумерки. Стога», «Вечер. Золотой плёс».

  • Повесть А. Чехова «Степь».

Эпиграфы на уроке:

«Это лучший русский пейзажист». А. П. Чехов

«Нет лучше страны, чем Россия!» И.И. Левитан













Ход урока

І. Введение в тему.

Беседа.

  1. Что значит природа в вашей жизни?

  2. Какие картины всплывают перед вашими глазами при слове «природа»?

  3. Почему пейзаж как жанр сформировался позднее других жанров в живописи?

  4. Почему в современной жизни большое значение уделяется защите природы?

  5. Какие экологические проблемы беспокоят всех сегодня?

  6. Кто раньше обратил внимание, свой взор к пейзажу в русском искусстве – писатели, поэты или художники? Почему?

ІІ. Видеоряд.

Репродукции картин И. Левитана.

Если посмотреть на полотна Левитана и открыть повесть А. П. Чехова «Степь», то поразишься похожести пейзажных зарисовок.

Найдем по тексту эти зарисовки.

1. «Ветряные мельницы».

«Егорушка нехотя глядел вперед на лиловую даль, и ему начинало казаться, что мельница, машущая крыльями, приближается».

2. «Вечер на Волге».

«О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна».

3. «Сжатое поле».

«Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое…»

4. «Облачное небо».

«Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-серое кудрявое облако».

5. «Золотая осень».

«Покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого свежего звука, ни облачка».

6. «Владимирка».

«Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью».

7. «Над вечным покоем».

«Во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни… И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску».

Нет, это не убеждение, что Левитан иллюстрировал Чехова. Скорее наоборот, это комментарии полотен Левитана с помощью Чехова. Это возможно, потому что схожи мироощущения двух художников. Известны напечатанные письма И.Левитана к Чехову, из которых нам известно о том, как трепетно относились они друг к другу, следили за успехами друг друга.

16 февраля 1900г. Москва. И.И.Левитан – Чехову. «…На днях слышал о новом твоем рассказе (повесть «В овраге») в «Жизни»; говорят, что-то изумительное по достоинству».

А.Чехов как-то сказал драматургу П. П. Гнедичу:

- Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его «Деревню», серенькую, жалкую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: все бы на нее смотрел да смотрел.

ІІІ. Доклад ученика о жизни Левитана.

Рассказ о жизни И.И.Левитана.

Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860 г. в Кибартае (Кибарты), небольшом литовском городке, откуда его семейство в поисках лучшей доли перебралось в Москву.

В Москве, на Солянке, на 4-м этаже, под самой крышей, в квартире с рваными обоями безропотно голодала семья Левитана. Беспощадная судьба гнала ее куда-то, манил призрак удачи, благополучия, счастья. Но пока ничего этого не было, а были дети: 2 сына и 2 дочери. Адольф и Исаак с малых лет только и делали, что рисовали.

Когда Исааку Левитану не исполнилось еще 13-ти лет, он написал заявление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества с просьбой принять его. Его приняли. Блеснул луч надежды, но радость была недолгой. Мать не выдержала нужды, умерла. Вслед за ней умер отец. Дети вынуждены были оставить Москву и поселиться в пригороде. Дети влачат жалкое существование. А еще Левитана за бедность исключают из училища. Тогда учащиеся собрали нужную сумму, большую часть которой дал Саврасов, его оставили.

Чтобы хоть как-то свести концы с концами, он выполнял заказы для магазинов художественных предметов, но и продолжал учиться. Он принимал участие в ученических выставках, а его пейзаж «Осенний день. Сокольники» приобрел сам Третьяков! Это была победа, а Левитану – всего 19 лет!

Левитан едет в Крым, откуда привозит 50 этюдов и множество зарисовок. Талант художника становится общепризнанным. Левитан любит Россию и, любя, плачет о ней.

Жизнь Левитана – цепь тяжелых испытаний. Его преследовало одиночество, которое было нестерпимо. Он все искал человека, которому можно поведать о том, что гнетет его. Часто ошибался в людях, но все отступало перед абсолютным поклонением Левитана искусству.

Много картин и этюдов художник написал на Волге. В течение всей своей короткой жизни куда-то ездит, что-то ищет. Попадает на Нижегородскую ярмарку, гостит в дворянских усадьбах, влюбляется, разочаровывается. Париж, Вена, Ницца, Швейцария, Германия… Снова Волга. Ему нужно побыть наедине с природой, со всем, без чего он не может жить, дышать. О себе Левитан знает, что он обречен, что болезнь сердца неизлечима. Он не подает вида, чтобы не огорчать друзей, и работает, не выпускает кисти из рук.

Левитан в зените славы, богат. Он красив какой-то особенной красотой, словно в нем отразилась пленительная тайна его полотен. Его появление никогда не проходит незамеченным…

Сияет огнями Большой театр. Левитан медленно проходит по залу, идет к третьему ряду партера, ищет свое место. Смуглое лицо восточного типа. В глазах мягкий свет, не умеренная грусть, а затаенная страсть, скрытый огонь творца, не знающего покоя. Он в черном сюртуке, в белоснежной крахмальной сорочке.

Левитан – профессор пейзажного класса Училища. Он подъезжает к зданию на Мясницкой, швейцар распахивает тяжелую дубовую дверь… Ту самую, из которой он однажды выбежал, изгнанный из Училища за бедность. Теперь Москва с нетерпением ждет каждую новую картину. Левитан знаменит, но дни его сочтены. Здоровье художника ухудшается с каждым днем. 4 августа 1900 года Левитана не стало. Ему было только 40 лет!

(У портрета Левитана зажигаем свечу).

ІV. Рассказ учителя о дружбе Чехова и Левитана.

Использую «Переписку А.П.Чехова» (т.І, стр.169 – 13 писем Левитана к Чехову).

Знакомство Левитана с Чеховым началось в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Но более задушевной их дружба стала с 1885 года, когда они провели лето в подмосковной усадьбе Киселёвых Бабкино на реке Истра. Охота, рыбная ловля, сбор грибов. Вечерами куролесили, рядились, кто во что горазд, писали веселые стихи:

А вот и флигель Левитана
Художник милый здесь живет,
Встает он очень-очень рано
И тотчас чай китайский пьет.
Позвав к себе собаку Весту,
Дает ей крынку молока,
И тут же, не вставая с места,
Этюд он трогает слегка.

Смеялись до упаду, разыгрывая друг друга. Но нередко и пересаливали. Бывало, Левитан обидится и уйдет. Дня два-три его не видно. После долгих лет нищеты, голода, одиночества он был особенно чувствительным, легко ранимым. Левитан, весной того года переживший тяжелый душевный кризис, доведший его до попытки самоубийства, нашел в семье Чеховых помощь и понимание.

Чехов и Левитан близки по мироощущению. В формировании пейзажного мастерства Чехова большую роль сыграло общение с живописью Левитана. Постоянным принципом писателя стало соотнесение природы и человеческих чувств. Пейзажи Чехова подвижны, порой печальны. То же и у Левитана:

Где человек у Левитана?
Березы тихо дрогнут у пруда,
И лошаденка тянет неустанно
Худые сани – неведомо куда,
А над безлюдьем светится звезда…
Да, человека нет у Левитана.
Задумчиво я в этот мир вхожу
И чувствую, что счастье и печаль,-
А ими здесь пропитан воздух,-
Все от людей: рассвет, туман и даль;
А если я всмотрюсь, то разгляжу
Людские судьбы – в елях, в речках, в звездах,
Хоть ими здесь пропитан только воздух.

V. Комплексный разбор одного из полотен И. И. Левитана.

Ребята, перед вами репродукция полотна, всем вам известная «Владимирка».

Несколько слов об истории картины:

Владимирка – это дорога, большая дорога во Владимирской губернии. В одном из воспоминаний о Левитане читаем: «Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинная полоса дороги белеющей полоской убегала среди перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигуры богомолок, а старый покосившийся голубец со стертой дождями иконой говорил о давно забытой старине. Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога…»

«Постойте, да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда… И в тишине поэтичной картины стала чудиться нам глубокая затаенная грусть. Грустными стали казаться дремлющие перелески, грустным казалось и серое небо. Присев у подножья голубца, мы заговорили о том, какие тяжелые картины развертывались на этой дороге, как много скорбного передумано было здесь, у этого голубца».- Так пишется в книге Ф.С.Мальцева «Мастера русского реалистического пейзажа».

Так возник замысел пейзажа, который называют социальным. Чувство, пережитое художником, здесь с большей определенностью, чем в других картинах, превратилось в скорбную тему народного страдания. Это подлинный документ эпохи, пейзаж этот встал в один ряд с произведениями, обличающими гнет, насилие и произвол царской России.

- Вспомните, где вы уже встречались с понятием «социальный пейзаж»?

(При изучении творчества Некрасова.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!»- привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит.)

У Левитана название картины «Владимирка» вызывает социальные ассоциации.

- Какие же ассоциации можно выстроить, зная эпоху, произнося «Владимирка»?

(Оковы, кандалы, заключенные, изморенные, каторга, звон цепей…)

- Как удалось художнику средствами пейзажа добиться в картине социального звучания?

(Образ дороги. Она тянется далеко-далеко в глубину среди полей, перелесков и селений и где-то у самого горизонта теряется.

- Кажется, что она из края в край пересекла всю страну.)

- Какое чувство возникает, глядя на эту дорогу?

(Чувство щемящей тоски, воображение создает картины людской скорби, слышится звук цепей и народный стон.)

- Холодное серое небо, занимающее значительную часть холста, по которому бегут более светлые по тону облака.

- Колорит картины мрачный. Цвета приглушенные.

- На каких еще картинах дорога уходит в пустыню горизонта?

(Ученики перечисляют: «Лунная ночь. Большая дорога», «Деревня», «Осень. Дорога в деревню» и др.)

Учитель: Вне видимости конкретная цель этих дорог, хотя мы знаем, что дороги куда-то ведут. А у Левитана безначальный и бесконечный вариант. А нам знакомо это чувство дороги или мы выбираем другие дороги?

Место человека в пространстве и его отношение к дороге – вопросы вовсе не праздные. Это и бесконечная красота окружающего мира, переживание красоты и еще многое другое, что есть прекрасное в самом человеке.

VІ. Заключительное слово учителя.

Итак, мы совершили прекрасное путешествие, листая страницы жизни и творчества крупнейших представителей русской культуры второй половины XІX века – пейзажиста Левитана и прозаика Чехова.

Они жили на нашей российской земле в одно время, под одним неярким ее небом. Печальные и величавые просторы, нелегкая судьба многострадального, умного, гордого народа давали пищу их таланту.

Они жили, дружили, творили, смеялись и огорчались и при этом незаметно влияли друг на друга, поднимаясь в своем творчестве все выше и выше, а сегодня поднимают нас в понимании смысла жизни, ее красоты и сложности.

VІІ. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру по картине И.И.Левитана «Над вечным покоем».

- Какие мысли и чувства она рождает?



Открытый урок по МХК в 10-м классе «Чехов и Левитан» по теме: «Пейзаж в русской живописи 60–90-х гг. XIX в.» (метод искусствоведческого анализа – сравнительно-сопоставительный)
  • ИЗО, МХК
Описание:

Цели:

  • познакомить учащихся с чеховскими пейзажами и картинами Левитана;
  • рассказать о дружбе писателя и художника; попытаться обозначить параллели в их творчестве; учить устному описанию живописных полотен;
  • показать взаимосвязь различных видов искусства (пейзаж в живописи и литературе); воспитывать гордость и патриотизм за русскую культуру.

Оборудование:

  • Портреты А.П. Чехова и И.И. Левитана.
  • Репродукции картин Левитана «Ветряные мельницы», «Вечер на Волге», «Сжатое поле», «Облачное небо», «Золотая осень», «Владимирка», «Над вечным покоем», «Сумерки. Стога», «Вечер. Золотой плёс».
  • Повесть А. Чехова «Степь».

Эпиграфы на уроке:

«Это лучший русский пейзажист». А. П. Чехов

«Нет лучше страны, чем Россия!» И.И. Левитан

Автор Евлапова Татьяна Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 496
Номер материала 43893
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы