Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыОткрытый урок по МХК в 10-м классе «Чехов и Левитан» по теме: «Пейзаж в русской живописи 60–90-х гг. XIX в.» (метод искусствоведческого анализа – сравнительно-сопоставительный)

Открытый урок по МХК в 10-м классе «Чехов и Левитан» по теме: «Пейзаж в русской живописи 60–90-х гг. XIX в.» (метод искусствоведческого анализа – сравнительно-сопоставительный)

Скачать материал

 

Открытый урок по МХК в 10-м классе

«Чехов и Левитан»

по теме: «Пейзаж в русской живописи 60–90-х гг. XIX в.»

(метод искусствоведческого анализа – сравнительно-сопоставительный)

Цели:

  • познакомить учащихся с чеховскими пейзажами и картинами Левитана;
  • рассказать о дружбе писателя и художника; попытаться обозначить параллели в их творчестве; учить устному описанию живописных полотен;
  • показать взаимосвязь различных видов искусства (пейзаж в живописи и литературе); воспитывать гордость и патриотизм за русскую культуру.

Оборудование:

  • Портреты А.П. Чехова и И.И. Левитана.
  • Репродукции картин Левитана «Ветряные мельницы», «Вечер на Волге», «Сжатое поле», «Облачное небо», «Золотая осень», «Владимирка», «Над вечным покоем», «Сумерки. Стога», «Вечер. Золотой плёс».
  • Повесть А. Чехова «Степь».

Эпиграфы на уроке:

«Это лучший русский пейзажист». А. П. Чехов

«Нет лучше страны, чем Россия!» И.И. Левитан

 

 

 

 

 

 

Ход урока

І. Введение в тему.

Беседа.

1.     Что значит природа в вашей жизни?

2.     Какие картины всплывают перед вашими глазами при слове «природа»?

3.     Почему пейзаж как жанр сформировался позднее других жанров в живописи?

4.     Почему в современной жизни большое значение уделяется защите природы?

5.     Какие экологические проблемы беспокоят всех сегодня?

6.     Кто раньше обратил внимание, свой взор к пейзажу в русском искусстве – писатели, поэты или художники? Почему?

ІІ. Видеоряд.

Репродукции картин И. Левитана.

Если посмотреть на полотна Левитана и открыть повесть А. П. Чехова «Степь», то поразишься похожести пейзажных зарисовок.

Найдем по тексту эти зарисовки.

1. «Ветряные мельницы».

«Егорушка нехотя глядел вперед на лиловую даль, и ему начинало казаться, что мельница, машущая крыльями, приближается».

2. «Вечер на Волге».

«О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна».

3. «Сжатое поле».

«Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое…»

4. «Облачное небо».

«Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-серое кудрявое облако».

5. «Золотая осень».

«Покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого свежего звука, ни облачка».

6. «Владимирка».

«Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью».

7. «Над вечным покоем».

«Во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни… И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску».

Нет, это не убеждение, что Левитан иллюстрировал Чехова. Скорее наоборот, это комментарии полотен Левитана с помощью Чехова. Это возможно, потому что схожи мироощущения двух художников. Известны напечатанные письма И.Левитана к Чехову, из которых нам известно о том, как трепетно относились они друг к другу, следили за успехами друг друга.

16 февраля 1900г. Москва. И.И.Левитан – Чехову. «…На днях слышал о новом твоем рассказе (повесть «В овраге») в «Жизни»; говорят, что-то изумительное по достоинству».

А.Чехов как-то сказал драматургу П. П. Гнедичу:

- Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его «Деревню», серенькую, жалкую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: все бы на нее смотрел да смотрел.

ІІІ. Доклад ученика о жизни Левитана.

Рассказ о жизни И.И.Левитана.

Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860 г. в Кибартае (Кибарты), небольшом литовском городке, откуда его семейство в поисках лучшей доли перебралось в Москву.

В Москве, на Солянке, на 4-м этаже, под самой крышей, в квартире с рваными обоями безропотно голодала семья Левитана. Беспощадная судьба гнала ее куда-то, манил призрак удачи, благополучия, счастья. Но пока ничего этого не было, а были дети: 2 сына и 2 дочери. Адольф и Исаак с малых лет только и делали, что рисовали.

Когда Исааку Левитану не исполнилось еще 13-ти лет, он написал заявление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества с просьбой принять его. Его приняли. Блеснул луч надежды, но радость была недолгой. Мать не выдержала нужды, умерла. Вслед за ней умер отец. Дети вынуждены были оставить Москву и поселиться в пригороде. Дети влачат жалкое существование. А еще Левитана за бедность исключают из училища. Тогда учащиеся собрали нужную сумму, большую часть которой дал Саврасов, его оставили.

Чтобы хоть как-то свести концы с концами, он выполнял заказы для магазинов художественных предметов, но и продолжал учиться. Он принимал участие в ученических выставках, а его пейзаж «Осенний день. Сокольники» приобрел сам Третьяков! Это была победа, а Левитану – всего 19 лет!

Левитан едет в Крым, откуда привозит 50 этюдов и множество зарисовок. Талант художника становится общепризнанным. Левитан любит Россию и, любя, плачет о ней.

Жизнь Левитана – цепь тяжелых испытаний. Его преследовало одиночество, которое было нестерпимо. Он все искал человека, которому можно поведать о том, что гнетет его. Часто ошибался в людях, но все отступало перед абсолютным поклонением Левитана искусству.

Много картин и этюдов художник написал на Волге. В течение всей своей короткой жизни куда-то ездит, что-то ищет. Попадает на Нижегородскую ярмарку, гостит в дворянских усадьбах, влюбляется, разочаровывается. Париж, Вена, Ницца, Швейцария, Германия… Снова Волга. Ему нужно побыть наедине с природой, со всем, без чего он не может жить, дышать. О себе Левитан знает, что он обречен, что болезнь сердца неизлечима. Он не подает вида, чтобы не огорчать друзей, и работает, не выпускает кисти из рук.

Левитан в зените славы, богат. Он красив какой-то особенной красотой, словно в нем отразилась пленительная тайна его полотен. Его появление никогда не проходит незамеченным…

Сияет огнями Большой театр. Левитан медленно проходит по залу, идет к третьему ряду партера, ищет свое место. Смуглое лицо восточного типа. В глазах мягкий свет, не умеренная грусть, а затаенная страсть, скрытый огонь творца, не знающего покоя. Он в черном сюртуке, в белоснежной крахмальной сорочке.

Левитан – профессор пейзажного класса Училища. Он подъезжает к зданию на Мясницкой, швейцар распахивает тяжелую дубовую дверь… Ту самую, из которой он однажды выбежал, изгнанный из Училища за бедность. Теперь Москва с нетерпением ждет каждую новую картину. Левитан знаменит, но дни его сочтены. Здоровье художника ухудшается с каждым днем. 4 августа 1900 года Левитана не стало. Ему было только 40 лет!

(У портрета Левитана зажигаем свечу).

ІV. Рассказ учителя о дружбе Чехова и Левитана.

Использую «Переписку А.П.Чехова» (т.І, стр.169 – 13 писем Левитана к Чехову).

Знакомство Левитана с Чеховым началось в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Но более задушевной их дружба стала с 1885 года, когда они провели лето в подмосковной усадьбе Киселёвых Бабкино на реке Истра. Охота, рыбная ловля, сбор грибов. Вечерами куролесили, рядились, кто во что горазд, писали веселые стихи:

А вот и флигель Левитана
Художник милый здесь живет,
Встает он очень-очень рано
И тотчас чай китайский пьет.
Позвав к себе собаку Весту,
Дает ей крынку молока,
И тут же, не вставая с места,
Этюд он трогает слегка.

Смеялись до упаду, разыгрывая друг друга. Но нередко и пересаливали. Бывало, Левитан обидится и уйдет. Дня два-три его не видно. После долгих лет нищеты, голода, одиночества он был особенно чувствительным, легко ранимым. Левитан, весной того года переживший тяжелый душевный кризис, доведший его до попытки самоубийства, нашел в семье Чеховых помощь и понимание.

Чехов и Левитан близки по мироощущению. В формировании пейзажного мастерства Чехова большую роль сыграло общение с живописью Левитана. Постоянным принципом писателя стало соотнесение природы и человеческих чувств. Пейзажи Чехова подвижны, порой печальны. То же и у Левитана:

Где человек у Левитана?
Березы тихо дрогнут у пруда,
И лошаденка тянет неустанно
Худые сани – неведомо куда,
А над безлюдьем светится звезда…
Да, человека нет у Левитана.
Задумчиво я в этот мир вхожу
И чувствую, что счастье и печаль,-
А ими здесь пропитан воздух,-
Все от людей: рассвет, туман и даль;
А если я всмотрюсь, то разгляжу
Людские судьбы – в елях, в речках, в звездах,
Хоть ими здесь пропитан только воздух.

V. Комплексный разбор одного из полотен И. И. Левитана.

Ребята, перед вами репродукция полотна, всем вам известная «Владимирка».

Несколько слов об истории картины:

Владимирка – это дорога, большая дорога во Владимирской губернии. В одном из воспоминаний о Левитане читаем: «Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинная полоса дороги белеющей полоской убегала среди перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигуры богомолок, а старый покосившийся голубец со стертой дождями иконой говорил о давно забытой старине. Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога…»

«Постойте, да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда… И в тишине поэтичной картины стала чудиться нам глубокая затаенная грусть. Грустными стали казаться дремлющие перелески, грустным казалось и серое небо. Присев у подножья голубца, мы заговорили о том, какие тяжелые картины развертывались на этой дороге, как много скорбного передумано было здесь, у этого голубца».- Так пишется в книге Ф.С.Мальцева «Мастера русского реалистического пейзажа».

Так возник замысел пейзажа, который называют социальным. Чувство, пережитое художником, здесь с большей определенностью, чем в других картинах, превратилось в скорбную тему народного страдания. Это подлинный документ эпохи, пейзаж этот встал в один ряд с произведениями, обличающими гнет, насилие и произвол царской России.

- Вспомните, где вы уже встречались с понятием «социальный пейзаж»?

(При изучении творчества Некрасова.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!»- привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит.)

У Левитана название картины «Владимирка» вызывает социальные ассоциации.

- Какие же ассоциации можно выстроить, зная эпоху, произнося «Владимирка»?

(Оковы, кандалы, заключенные, изморенные, каторга, звон цепей…)

- Как удалось художнику средствами пейзажа добиться в картине социального звучания?

(Образ дороги. Она тянется далеко-далеко в глубину среди полей, перелесков и селений и где-то у самого горизонта теряется.

- Кажется, что она из края в край пересекла всю страну.)

- Какое чувство возникает, глядя на эту дорогу?

(Чувство щемящей тоски, воображение создает картины людской скорби, слышится звук цепей и народный стон.)

- Холодное серое небо, занимающее значительную часть холста, по которому бегут более светлые по тону облака.

- Колорит картины мрачный. Цвета приглушенные.

- На каких еще картинах дорога уходит в пустыню горизонта?

(Ученики перечисляют: «Лунная ночь. Большая дорога», «Деревня», «Осень. Дорога в деревню» и др.)

Учитель: Вне видимости конкретная цель этих дорог, хотя мы знаем, что дороги куда-то ведут. А у Левитана безначальный и бесконечный вариант. А нам знакомо это чувство дороги или мы выбираем другие дороги?

Место человека в пространстве и его отношение к дороге – вопросы вовсе не праздные. Это и бесконечная красота окружающего мира, переживание красоты и еще многое другое, что есть прекрасное в самом человеке.

VІ. Заключительное слово учителя.

Итак, мы совершили прекрасное путешествие, листая страницы жизни и творчества крупнейших представителей русской культуры второй половины XІX века – пейзажиста Левитана и прозаика Чехова.

Они жили на нашей российской земле в одно время, под одним неярким ее небом. Печальные и величавые просторы, нелегкая судьба многострадального, умного, гордого народа давали пищу их таланту.

Они жили, дружили, творили, смеялись и огорчались и при этом незаметно влияли друг на друга, поднимаясь в своем творчестве все выше и выше, а сегодня поднимают нас в понимании смысла жизни, ее красоты и сложности.

VІІ. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру по картине И.И.Левитана «Над вечным покоем».

- Какие мысли и чувства она рождает?

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по МХК в 10-м классе «Чехов и Левитан» по теме: «Пейзаж в русской живописи 60–90-х гг. XIX в.» (метод искусствоведческого анализа – сравнительно-сопоставительный)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели:

  • познакомить учащихся с чеховскими пейзажами и картинами Левитана;
  • рассказать о дружбе писателя и художника; попытаться обозначить параллели в их творчестве; учить устному описанию живописных полотен;
  • показать взаимосвязь различных видов искусства (пейзаж в живописи и литературе); воспитывать гордость и патриотизм за русскую культуру.

Оборудование:

  • Портреты А.П. Чехова и И.И. Левитана.
  • Репродукции картин Левитана «Ветряные мельницы», «Вечер на Волге», «Сжатое поле», «Облачное небо», «Золотая осень», «Владимирка», «Над вечным покоем», «Сумерки. Стога», «Вечер. Золотой плёс».
  • Повесть А. Чехова «Степь».

Эпиграфы на уроке:

«Это лучший русский пейзажист». А. П. Чехов

«Нет лучше страны, чем Россия!» И.И. Левитан

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 631 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по ИЗО (7 класс) по теме "прямые линии и организация пространства"
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Прямые линии и организация пространства
  • 30.09.2020
  • 1189
  • 15
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация по МХК на тему "Художественная культура Средних веков. Изобр.искусство" (10 класс)
  • Учебник: «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.
  • Тема: Глава 14. Изобразительное искусство Средних веков
  • 30.09.2020
  • 1034
  • 38
«Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 454
    • DOCX 26.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Евлапова Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Евлапова Татьяна Владимировна
    Евлапова Татьяна Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 27839
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель мировой художественной культуры

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 538 человек

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 304 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 383 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и мировая художественная культура")

Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 637 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 168 человек