Открытый
урок
МХК
8 класс
Тема
урока: Стили западноевропейской архитектуры
Цель урока: систематизировать
знания учащихся о стилях архитектуры
Задачи:
- Закрепит знания об архитектуре
- Развивать интерес к архитектуре как
основе всех искусств
- Формировать умение работать в группах,
находит нужную информацию
Ход
урока
1. Организационный
момент
2. 1
этап – индукция. Цель: создание эмоционального
настроя
Зрительный ряд – архитектурные
сооружения. Как вид искусства вы видите? Что вы знаете об архитектуре?
Блиц-опрос:
1. Картина
или орнамент, составленный из кусочков стекла? Витраж
2. Верхняя
часть колонны? Капитель
3. Женская
скульптура, заменяющая колонну? Кариатид
4. Внутренне
пространство здания? Интерьер
5. Криволинейное
перекрытие проема в стене или оконном проеме? Арка
6. Искусство
проектировать, стоить здания и другие сооружения? Архитектура
7. Перечислите
основные типы колонн, которые входят в греческий ордер. (Ионические,
дорические, коринфские колонны).
2
этап – самоконструкция. Цель: индивидуальное создание
гипотезы, решения.
Расшифруйте и
объясняете эту абривиатуру - ППК (польза, прочность, красота).
Польза и красота –
темы, которые не перестают на протяжении веков привлекать внимания теоретиков
искусства. Признавая взаимосвязь этих двух качеств, они высказывают противоположные
точки зрения.
«Красота возникает
на основе пользы» - утверждают одни
«Красота возникает
на основе бесполезного» - возражают другие. А как вы считаете, что важнее
польза или красот?
Зрительный
ряд: демонстрация изображений русская изба и
современные небоскребы.
Давайте посмотрим
разные произведения архитектуры и постараемся прочитать мысли и чувства людей,
их создавших.
Скажите,
одинаковое ли представление о красоте у них было? Одни ценили надежную защиту,
крепость, другие превосходство, демонстрируя могущество, прогресс.
Можно ли спросить,
где она, настоящая красота: в избе или небоскребе?
И там, и там есть
своя красота, только она разная и ее нужно уметь увидеть.
3 этап –
социоконструкция. Цель: работа учащихся в группах
по заданию учителя.
Давайте
вспомним сказку «Три поросенка». Каждый герой построил себе дом, из чего они
были сделаны? (солома, лед, дерево).
Каждый
при строительстве выбрал свой стиль?
Стиль – палочка
для письма, означает подчерк, совокупность характерных черт, приемов, способов,
особенностей творчества.
Как вы думаете,
какая тема нашего урока?
Тема урока: «Стили
в западноевропейской архитектуре»
Сегодня на уроке
мы познакомимся и попробуем разобраться в характерных особенностях стилей
западноевропейской архитектуры.
Давайте разделимся
на две группы.
Название двух
стилей зашифрованы в заданиях, постарайтесь их найти.
Г
|
Ь
|
Е
|
В
|
И
|
Л
|
Ь
|
|
|
|
|
|
|
|
А
|
Н
|
Р
|
И
|
Р
|
А
|
Д
|
|
|
|
|
|
|
|
Й
|
Д
|
С
|
У
|
О
|
И
|
И
|
|
|
|
|
|
|
|
Н
|
Й,
|
С
|
Б
|
М
|
А
|
Н
|
|
|
|
|
|
|
|
К
|
И
|
Х
|
А
|
П
|
К
|
С
|
|
|
|
|
|
|
|
С
|
Е
|
Ч
|
В
|
Й
|
И
|
К
|
|
|
|
|
|
|
|
Е
|
Ш
|
И
|
Г
|
А
|
И
|
И
|
|
|
|
|
|
|
|
Ч
|
И
|
Т
|
О
|
Р
|
Т
|
Й,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В клетках квадрата
написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна
пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.
Романский
стиль Готический стиль
Что вы знаете об
этих стилях? Давайте сформулируем цель новой темы
4 этап –
социализация.
Цель:
сформировать знания учащихся о западноевропейских стилях архитектуры. Работа в
группах.
Одна группа
получает изображение романского замка и характеристики романского и готического
стилей, нужно определить к какому стилю принадлежит данное архитектурное
сооружение.
Вторая группа –
готический собор и характеристики двух стиле.
5
этап - афиширование. Цель: представление
результатов работы в группе.
6
этап - рефлексия.
Характеристика
романского стиля.
В суровую,
тревожную, но созидательную эпоху XI-XII
веков утверждается первый общеевропейский стиль – романский, который присущ в
первую очередь ведущему искусству этой эпохи – архитектуре. Архитектура
романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером – имела
массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана
частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего
мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов,
внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием
украшений. Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно
гармонировали с природным окружением.
Романский
стиль
(от
лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском
искусстве X—XII веков.
Этот
художественный стиль один из важнейших этапов развития средневекового
европейского искусства.
•
Романскому
стилю присущи стремление к завершённой целостности, строгости и простоте,
отсутствие украшений и орнамента. Её характерный элемент – арочная форма
дверных и оконных проёмов. В очертаниях преобладают вертикальные и
горизонтальные линии. Сложная структура внешне выглядит чёткой и ясной.
Каменные храмы созданы простыми объёмами и формами.
Таким
образом для романских построек характерно:
•
сочетание
ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание
всегда тщательно вписывалось в окружающую природу
•
массивные
гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами
•
наличие
каменного свода
•
толстые
стены, прорезанные маленькими окнами, преобладание горизонтальных членений над
вертикальными
•
циркульные
и полуциркульные арки.
-
Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были
монастырь-крепость, храм – крепость, замок-крепость. Основным типом культового
здания был собор. Романский храм, вытянутый в плане в виде латинского креста,
олицетворял собой модель мира и отражал католическую идею «крестного пути»
страдания и искупления грехов.
-
В романской архитектуре получили распространение башни: узкие, высокие с
шатровыми вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны.
-
Важным элементом романской архитектуры была колонна, ее капитель украшена
скульптурным орнаментом.
-
Но ведущим началом романского зодчества была стена.
-
Если есть гладкие стены, то их можно украсить. Каким образом? (росписью)
-
Стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. К сожалению,
живопись романского периода практически не сохранилась.
-
В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные
изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах
(архитектурно оформленных входах).
- Если храм
представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные
замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями.
Возводились замки у реки на холме, окруженном рвом с водой, через ров
перекидывался подъемный мост.
Характеристика
готического стиля
Трудно найти
подходящие слова и сравнения, чтобы описать впечатление от готического собора.
Кто знает об этих соборах понаслышке, считает главным признаком готики
высотность. Действительно, соборы высоки и тянутся к небу бесчисленными
стрелами башен и башенок, заостренных арок. Готические соборы не только высоки,
но и очень протяженны. Например, Шартрский собор имеет длину 130 метров. Чтобы
его обойти, нужно преодолеть путь в полкилометра.
В отличие от
романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор
необозрим, часто асимметричен, неоднороден в своих частях: каждый из его
фасадов со своим порталом индивидуален.
- Готические
соборы значительно отличались от церквей романского периода: романская церковь
тяжеловесна и приземиста, готический собор легок и устремлен ввысь. Это связано
с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию
сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то
в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь – на столбы.
Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить
внутреннее пространство здания. Стены стали служить опорой свода, что позволило
проделать в них множество окон и арок.
- В готическом
соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила
место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой цветных
стекол, которое помещали в проем окна. Громадные окна – то узкие и высокие, то
круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшими
переплетением рам.
- Внутри и снаружи
собор украшало множество статуй и рельефов.
Готика
•
Го́тика — период в
развитии средневекового искусства с XII по XV век, пришедший на смену
романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на
севере Франции.
Для готики
характерны :
•
арки
с заострённым верхом
•
узкие
и высокие башни и колонны
•
богато
украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна
•
все
элементы стиля подчёркивают вертикаль.
В готической
архитектуре выделяют
3 этапа
развития:
ранний, зрелый
(высокая готика) , поздний.
•
Готические
здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур,
орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатления лёгкости и
воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.