Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыОткрытый урок по МХК 8 класс

Открытый урок по МХК 8 класс

Скачать материал

Открытый урок

МХК 8 класс

Тема урока: Стили западноевропейской архитектуры

Цель урока: систематизировать знания  учащихся о стилях архитектуры

Задачи:

- Закрепит знания об архитектуре

- Развивать интерес к архитектуре как основе всех искусств

- Формировать умение работать в группах, находит нужную информацию

Ход урока

1.     Организационный момент

2.     1 этап – индукция. Цель: создание эмоционального настроя

Зрительный ряд – архитектурные сооружения. Как вид искусства вы видите? Что вы знаете об архитектуре?

Блиц-опрос:

1.     Картина или орнамент, составленный из кусочков стекла? Витраж

2.     Верхняя часть колонны?  Капитель

3.     Женская скульптура, заменяющая колонну? Кариатид

4.     Внутренне пространство здания? Интерьер

5.     Криволинейное перекрытие проема в стене или оконном проеме? Арка

6.     Искусство проектировать, стоить здания и другие сооружения? Архитектура

7.     Перечислите основные типы колонн, которые входят в греческий ордер. (Ионические, дорические, коринфские колонны).

2 этап – самоконструкция. Цель: индивидуальное создание гипотезы, решения.

Расшифруйте и объясняете эту абривиатуру  - ППК (польза, прочность, красота).

Польза и красота – темы, которые не перестают на протяжении веков привлекать внимания теоретиков искусства.  Признавая взаимосвязь этих двух качеств, они высказывают противоположные точки зрения.

«Красота возникает на основе пользы» - утверждают одни

«Красота возникает на основе бесполезного» - возражают другие. А как вы считаете, что важнее польза или красот?

Зрительный ряд: демонстрация изображений русская изба и современные небоскребы.

Давайте посмотрим разные произведения архитектуры и постараемся прочитать мысли и чувства людей, их создавших.

Скажите, одинаковое ли представление о красоте у них было? Одни ценили надежную защиту, крепость, другие превосходство, демонстрируя могущество, прогресс.

Можно ли спросить, где она, настоящая красота: в избе или небоскребе?

И там, и там есть своя красота, только она разная и ее нужно уметь увидеть.

3 этап – социоконструкция. Цель: работа учащихся в группах по заданию учителя.

Давайте вспомним сказку «Три поросенка». Каждый герой построил себе дом, из чего они были сделаны? (солома, лед, дерево). 

Каждый при строительстве выбрал свой стиль?

Стиль – палочка для письма, означает подчерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема урока: «Стили в западноевропейской архитектуре»

Сегодня на уроке мы познакомимся и попробуем разобраться в характерных особенностях стилей западноевропейской архитектуры. 

Давайте разделимся на две группы.

Название двух стилей зашифрованы в заданиях, постарайтесь их найти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

Ь

Е

В

И

Л

Ь

 

 

 

 

 

 

 

А

Н

Р

И

Р

А

Д

 

 

 

 

 

 

 

Й

Д

С

У

О

И

И

 

 

 

 

 

 

 

Н

Й,

С

Б

М

А

Н

 

 

 

 

 

 

 

К

И

Х

А

П

К

С

 

 

 

 

 

 

 

С

Е

Ч

В

Й

И

К

 

 

 

 

 

 

 

Е

Ш

И

Г

А

    И

И

 

 

 

 

 

 

 

Ч

И

Т

О

Р

Т

Й,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.

Романский стиль                                                   Готический стиль

Что вы знаете об этих стилях? Давайте сформулируем цель новой темы

 

4 этап – социализация.

Цель: сформировать знания учащихся  о западноевропейских стилях архитектуры. Работа в группах.

Одна группа получает изображение романского замка и характеристики романского и готического стилей, нужно определить к какому стилю принадлежит данное архитектурное сооружение.

Вторая группа – готический собор и характеристики двух стиле.

 

5 этап - афиширование. Цель: представление результатов работы в группе.

6 этап - рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика романского стиля.

 

В суровую, тревожную, но созидательную эпоху XI-XII веков утверждается первый общеевропейский стиль – романский, который присущ в первую очередь ведущему искусству этой эпохи – архитектуре. Архитектура романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером – имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением.

Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.

Этот художественный стиль один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

         Романскому стилю присущи стремление к завершённой целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Её характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проёмов. В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура внешне выглядит чёткой и ясной. Каменные храмы созданы простыми объёмами и формами.

 

Таким образом для романских построек характерно:

         сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу

          массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами

          наличие каменного свода

          толстые стены, прорезанные маленькими окнами, преобладание горизонтальных членений над вертикальными

          циркульные и полуциркульные арки.

 

- Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм – крепость, замок-крепость. Основным типом культового здания был собор. Романский храм, вытянутый в плане в виде латинского креста, олицетворял собой модель мира и отражал католическую идею «крестного пути» страдания и искупления грехов.

 

- В романской архитектуре получили распространение башни: узкие, высокие с шатровыми вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны.

                                                                            

- Важным элементом романской архитектуры была колонна, ее  капитель украшена скульптурным орнаментом.

 

- Но ведущим началом романского зодчества была стена.

- Если есть гладкие стены, то их можно украсить. Каким образом? (росписью)

- Стены романских храмов были украшены фресками  и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась.

 

- В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались,  как правило,  на  порталах (архитектурно оформленных входах).

- Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме, окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика готического стиля

Трудно найти подходящие слова и сравнения, чтобы описать впечатление от готического собора. Кто знает об этих соборах понаслышке, считает главным признаком готики высотность. Действительно, соборы высоки и тянутся к небу бесчисленными стрелами башен и башенок, заостренных арок. Готические соборы не только высоки, но и очень протяженны. Например, Шартрский собор имеет длину 130 метров. Чтобы его обойти, нужно преодолеть путь в полкилометра.

В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен, неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.

- Готические соборы значительно отличались от церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор легок и устремлен ввысь. Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те  в свою очередь – на столбы. Такая конструкция  дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок.

- В готическом соборе  исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна.  Громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшими переплетением рам.

- Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.

Готика

         Го́тика — период в развитии средневекового искусства с XII по XV век, пришедший на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции.

Для готики характерны :

         арки с заострённым верхом

         узкие и высокие башни и колонны

         богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна

          все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

             

В готической архитектуре выделяют

3 этапа развития:

ранний,  зрелый (высокая готика) , поздний.

         Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатления лёгкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по МХК 8 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: систематизировать знания  учащихся о стилях архитектуры

Задачи:

- Закрепит знания об архитектуре

- Развивать интерес к архитектуре как основе всех искусств

 

- Формировать умение работать в группах, находит нужную информацию

1.     Организационный момент

 

2.     1 этап – индукция. Цель: создание эмоционального настроя

2 этап – самоконструкция. Цель: индивидуальное создание гипотезы, решения.

3 этап – социоконструкция. Цель: работа учащихся в группах по заданию учителя.

4 этап – социализация.

 

Цель: сформировать знания учащихся  о западноевропейских стилях архитектуры.

5 этап - афиширование. Цель: представление результатов работы в группе.

6 этап - рефлексия.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 567 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к урокам изобразительного искусства для 5 класса по программе Б.М.Неменского
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Искусство Гжели
  • 02.10.2020
  • 223
  • 1
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация по ИЗО на тему : "Декоративно -прикладное искусство"
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Декоративно-прикладное искусство и человек
  • 02.10.2020
  • 1158
  • 38
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 491
    • DOCX 71.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горбань Наталья Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горбань Наталья Анатольевна
    Горбань Наталья Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 29068
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и черчение")

Учитель изобразительного искусства и черчения

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 59 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и технология")

Учитель изобразительного искусства и технологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 83 человека

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 307 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 391 человек

Мини-курс

Финансовые ключи экспертного успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление стрессом и психологическими состояниями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек