Главная / ИЗО, МХК / Открытый урок по МХК 8 класс

Открытый урок по МХК 8 класс

Открытый урок

МХК 8 класс

Тема урока: Стили западноевропейской архитектуры

Цель урока: систематизировать знания учащихся о стилях архитектуры

Задачи:

- Закрепит знания об архитектуре

- Развивать интерес к архитектуре как основе всех искусств

- Формировать умение работать в группах, находит нужную информацию

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. 1 этап – индукция. Цель: создание эмоционального настроя

Зрительный ряд – архитектурные сооружения. Как вид искусства вы видите? Что вы знаете об архитектуре?

Блиц-опрос:

  1. Картина или орнамент, составленный из кусочков стекла? Витраж

  2. Верхняя часть колонны? Капитель

  3. Женская скульптура, заменяющая колонну? Кариатид

  4. Внутренне пространство здания? Интерьер

  5. Криволинейное перекрытие проема в стене или оконном проеме? Арка

  6. Искусство проектировать, стоить здания и другие сооружения? Архитектура

  7. Перечислите основные типы колонн, которые входят в греческий ордер. (Ионические, дорические, коринфские колонны).

2 этап – самоконструкция. Цель: индивидуальное создание гипотезы, решения.

Расшифруйте и объясняете эту абривиатуру - ППК (польза, прочность, красота).

Польза и красота – темы, которые не перестают на протяжении веков привлекать внимания теоретиков искусства. Признавая взаимосвязь этих двух качеств, они высказывают противоположные точки зрения.

«Красота возникает на основе пользы» - утверждают одни

«Красота возникает на основе бесполезного» - возражают другие. А как вы считаете, что важнее польза или красот?

Зрительный ряд: демонстрация изображений русская изба и современные небоскребы.

Давайте посмотрим разные произведения архитектуры и постараемся прочитать мысли и чувства людей, их создавших.

Скажите, одинаковое ли представление о красоте у них было? Одни ценили надежную защиту, крепость, другие превосходство, демонстрируя могущество, прогресс.

Можно ли спросить, где она, настоящая красота: в избе или небоскребе?

И там, и там есть своя красота, только она разная и ее нужно уметь увидеть.

3 этап – социоконструкция. Цель: работа учащихся в группах по заданию учителя.

Давайте вспомним сказку «Три поросенка». Каждый герой построил себе дом, из чего они были сделаны? (солома, лед, дерево).

Каждый при строительстве выбрал свой стиль?

Стиль – палочка для письма, означает подчерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема урока: «Стили в западноевропейской архитектуре»

Сегодня на уроке мы познакомимся и попробуем разобраться в характерных особенностях стилей западноевропейской архитектуры.

Давайте разделимся на две группы.

Название двух стилей зашифрованы в заданиях, постарайтесь их найти.










Г

Ь

Е

В

И

Л

Ь








А

Н

Р

И

Р

А

Д








Й

Д

С

У

О

И

И








Н

Й,

С

Б

М

А

Н








К

И

Х

А

П

К

С








С

Е

Ч

В

Й

И

К








Е

Ш

И

Г

А

И

И








Ч

И

Т

О

Р

Т

Й,



































В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.

Романский стиль Готический стиль

Что вы знаете об этих стилях? Давайте сформулируем цель новой темы


4 этап – социализация.

Цель: сформировать знания учащихся о западноевропейских стилях архитектуры. Работа в группах.

Одна группа получает изображение романского замка и характеристики романского и готического стилей, нужно определить к какому стилю принадлежит данное архитектурное сооружение.

Вторая группа – готический собор и характеристики двух стиле.


5 этап - афиширование. Цель: представление результатов работы в группе.

6 этап - рефлексия.













Характеристика романского стиля.


В суровую, тревожную, но созидательную эпоху XI-XII веков утверждается первый общеевропейский стиль – романский, который присущ в первую очередь ведущему искусству этой эпохи – архитектуре. Архитектура романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером – имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением.

Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.

Этот художественный стиль один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

  • Романскому стилю присущи стремление к завершённой целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Её характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проёмов. В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура внешне выглядит чёткой и ясной. Каменные храмы созданы простыми объёмами и формами.


Таким образом для романских построек характерно:

  • сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу

  • массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами

  • наличие каменного свода

  • толстые стены, прорезанные маленькими окнами, преобладание горизонтальных членений над вертикальными

  • циркульные и полуциркульные арки.


- Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм – крепость, замок-крепость. Основным типом культового здания был собор. Романский храм, вытянутый в плане в виде латинского креста, олицетворял собой модель мира и отражал католическую идею «крестного пути» страдания и искупления грехов.


- В романской архитектуре получили распространение башни: узкие, высокие с шатровыми вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны.

- Важным элементом романской архитектуры была колонна, ее капитель украшена скульптурным орнаментом.


- Но ведущим началом романского зодчества была стена.

- Если есть гладкие стены, то их можно украсить. Каким образом? (росписью)

- Стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась.


- В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах).

- Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме, окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.































Характеристика готического стиля

Трудно найти подходящие слова и сравнения, чтобы описать впечатление от готического собора. Кто знает об этих соборах понаслышке, считает главным признаком готики высотность. Действительно, соборы высоки и тянутся к небу бесчисленными стрелами башен и башенок, заостренных арок. Готические соборы не только высоки, но и очень протяженны. Например, Шартрский собор имеет длину 130 метров. Чтобы его обойти, нужно преодолеть путь в полкилометра.

В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен, неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.

- Готические соборы значительно отличались от церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор легок и устремлен ввысь. Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь – на столбы. Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок.

- В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна. Громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшими переплетением рам.

- Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.

Готика

  • Го́тика — период в развитии средневекового искусства с XII по XV век, пришедший на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции.

Для готики характерны :

  • арки с заострённым верхом

  • узкие и высокие башни и колонны

  • богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна

  • все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

В готической архитектуре выделяют

3 этапа развития:

ранний, зрелый (высокая готика) , поздний.

  • Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатления лёгкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму



Открытый урок по МХК 8 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

Цель урока: систематизировать знания  учащихся о стилях архитектуры

Задачи:

- Закрепит знания об архитектуре

- Развивать интерес к архитектуре как основе всех искусств

 

- Формировать умение работать в группах, находит нужную информацию

1.     Организационный момент

 

2.     1 этап – индукция. Цель: создание эмоционального настроя

2 этап – самоконструкция. Цель: индивидуальное создание гипотезы, решения.

3 этап – социоконструкция. Цель: работа учащихся в группах по заданию учителя.

4 этап – социализация.

 

Цель: сформировать знания учащихся  о западноевропейских стилях архитектуры.

5 этап - афиширование. Цель: представление результатов работы в группе.

6 этап - рефлексия.

 

Автор Горбань Наталья Анатольевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1348
Номер материала 19488
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓