Главная / Начальные классы / Открытый урок по математике

Открытый урок по математике

Тема: Решение арифметических задач с величинами цена, количество, стоимость

Цели:

  • Совершенствовать вычислительные навыки, закреплять умение решать текстовые задачи, познакомить с новым типом задач; терминами “цена”, “количество”, “стоимость”.

  • Применять правило взаимосвязи цены, количества, стоимости  выполнения упражнений для закрепления;

  • Развивать логическое мышление, воображение, внимание, математическую зоркость, вычислительные навыки;

  • Учить формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы, планировать свою деятельность, рационально расходовать время на уроке;

Задачи урока:

1. Образовательная:

  • отрабатывать умение  решать  задачи;

  • вырабатывать  и совершенствовать прочные вычислительные навыки

2. Развивающая:

  • развивать логическое  мышление, внимание, память;

  • учить сопоставлять, сравнивать;

  • обеспечивать проявление мыслительной деятельности в ходе использования мультимедийной презентации.

3. Воспитательная:

  • учить детей работать коллективно;

  • стимулировать дальнейшее саморазвитие учащихся, благодаря  применению  мультимедийной презентации.


Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующиеся  на данном этапе

Возможные методы и приёмы выполнения

1. Оргмомент

Прежде чем работать сесть,
Посмотрели, всё ли есть.

Мотивация.

Начинаем урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку 5.


- Сегодня мы будем решать необычные задачи, задачи которые

ставит перед нами сама жизнь.

Вы должны будете показать своё умение считать деньги,

затраченные на покупку тех или иных товаров, определять

бытовые расходы. Возможно, поймёте, как помочь

родителям заработать нужные вашей семье деньги.

За работу на уроке вы будете получать жетоны- “деньги”,

на которые в конце урока сможете купить

учебные принадлежности прямо в классе.

Чем больше вы заработаете “денег”, тем будет

выше оценка за урок.


1)Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть…)

3)Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Рапорт дежурного, приветствие учителя стихотворное

2. Проверка домашнего задания.

Подготовка к работе на основном этапе.























3. Усвоение новых знаний и способов действия





























4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действий.


- Вы провели небольшую исследовательскую работу –

узнали цену на необходимые товары (ручки, тетради,

карандаши и т. д.)

Каждый из вас составил задачу на нахождение

цены, количества, стоимости.

Сейчас вы обменяетесь составленными

задачами и решите их устно.

I гр. —> II гр.

III гр. —>I гр.

(Дети получают жетоны и за составленные, и за решённые задачи).

- Молодцы. Вы доказали, что многие из вас,

придя в магазин, смогут сосчитать сколько нужно

потратить денег на покупку и сколько вам должны

дать сдачи. Ну, а тем ребятам, которые ещё затрудняются,

думаю, что им помогут уроки математики.



-Как вы думаете: какой будет тема урока?

-Тема нашего урока: «Решение задач с величинами: цена, количество,

стоимость»

  -Сегодня мы с вами отправимся в магазин.

  Ребята, а что можно купить в магазине?  

  -Как одним словом можно назвать то, что вы перечислили?

  -Ребята, каждый товар имеет свою цену. Цена – это количество

денег за единицу товара. Ребята, вы слышали когда-нибудь слово

«ценник». А что это такое?



2. Конкурс капитанов

Перевести из одной единицы в другую, помня правило  1руб.=100коп.

 

3 руб. =:..к.              8 р. 1 к. = ::к.

  521 к. = ::р. ::к.        92 р. = :::..к.

  7 р. 10 к.=:..к.           600к.= ::.р.


  3. Заполни таблицу




ЦЕНА

КОЛИЧЕСТВО

СТОИМОСТЬ

ТЕТРАДЬ

4 р. 12 к.

6 шт.

?

ЦИРКУЛЬ

80 р.

3 шт.

?

   Вывод. Чтобы найти стоимость нужно цену умножить на  

 количество.

   Стоимость = Цена * Количество

Итог соревнования. За правильное задание дается жетон.

     Кто больше насобирал жетонов.


1) - Всякий раз, когда у вас возникает необходимость что-либо купить

купить что нужно иметь при себе? (деньги)

- Какая самая мелкая денежная единица используется в торговле? (копейка).

- Сколько в одном рубле копеек?

- Взрослые, работая на производстве, в сельском хозяйстве

и т.д., зарабатывают деньги. Знаете ли вы, сколько,

примерно, зарабатывают ваши родители? А на что вы

их тратите? (примерные высказывания детей:

на покупку продуктов, вещей, бытовой техники и т.д.).

- Всё это называется - бытовые расходы.

2) –Я предлагаю вам решить следующую задачу:

Отец получает 5000 руб. в месяц, а мама 3000руб

Сколько денег они зарабатывают за один год?

Половина зарплаты уходит на бытовые расходы.

Смогут ли они на деньги, заработанные за год купить:

а) телевизор за 8000 руб.
б) компьютер за 30 0000 руб.
в) машину за 50 000 руб.

Анализ задачи:

- Можно ли ответить на вопрос задачи сразу? (нет)

- Что нужно узнать сначала?

(Сколько получают отец и мама вместе)

- Что можно узнать вторым действием?

(Сколько они заработают за 1 год)

- Один год - это сколько месяцев?

- Что значит половина зарплаты? (Полученный

результат нужно разделить на два)

- Группа, которая решит первая, получит жетоны

и право записать решение на доске.

Проверка.

- Итак, мы выяснили, что семья с таким достатком

может приобрести телевизор или компьютер и даже

то и другое, но вот на машину им не хватит.

Физминутка

Поднимает руки класс-

Это «раз».

Повернулась голова-

Это «два».

Руки вниз, вперед смотри –

Это «три».

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать –

Это «пять».

Всем ребятам тихо сесть –

Это «шесть».

1)Познавательные:

- умение структурировать знания, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

2)Логические:

-выделять существенную информацию из текстов задач

- проводить анализ и сравнение по заданным критериям

3)Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль результата

- опрос по отдельному пункту плана

- сообщение темы и цели в виде проблемного задания

- сообщение темы в виде эвристического вопроса

- работа по группам

- конкурс капитанов

5. Контроль и самооценка знаний и способов действия.
































6. Коррекция знаний и способов действий

- Родители, работая целый год порой не в состоянии

купить даже дешёвую машину. А могли бы вы помочь

в этом родителям? Как вы думаете? (Высказывания детей)

Давайте посмотрим, как это сделали Коля и Оля.

Прочитайте следующую задачу.

Коля и Оля помогали отцу выращивать домашних

животных. Коля вырастил 20 кроликов, а Оля - 80 цыплят.

На рынке кролик стоит 200 рублей, а цыплёнок 70 рублей.

Кто из детей заработал для семьи больше и на сколько?”

-. Совместно составьте план решения.

Проверка задачи: 80 х 70 +20 х 200 =1600 (руб.)

Ответ: на 1 600 рублей больше заработает Оля.

- Как вы можете помочь родителям? (Выращивать рассаду,

животных)

- Вспомните, когда ваши родители приходят

с работы, какие они? (Усталые)

- Легко ли заработать деньги?

- Дети часто шалят и портят окна, двери,

рвут книги. Давайте подсчитаем, во что это

обходится родителям.

Устный счёт.

Дверь в школе вследствие ребячьих шалостей

пришла в негодность. Родителям этих детей

пришлось купить новую дверь, за которую они

заплатили 11 000 руб., а за её установку –

ещё 1 000 руб. Сколько всего денег заплатили

родители, и какую сумму внесла каждая семья, если в установке

новой двери участвовали 6 семей?

- Какой вывод вы сделали для себя, решив эту задачу?

(Нужно бережно относиться к вещам, объектам общего

пользования, чтобы не было у родителей лишних расходов)

3) Работа с учебником.

(Задания могут быть даны на усмотрение

педагога в зависимости от учебных возможностей

или пробелов в знаниях учащихся)


1)Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

2)Познавательные:

- выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях

3)Общеучебные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач

Работа с определением вводных понятий

Использование бытовых аналогий

Представление основного материала в словесных и знаково-символических формах, таблицах



7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.


- Чему учились на уроке? (Считать деньги; покупать товары;

определять бытовые расходы; узнали, как помочь родителям

бережно относиться к вещам, вспомнили, как решать задачи на

нахождение величин цены, количества, стоимости)

Подсчитайте количество денег на жетонах. Подумайте, что можно

купить.





Ролевая игра “Магазин”

Выставление оценок.


1)Коммуникативные:

допускать возможность существования различных точек зрения

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- строить понятные для партнера высказывания

- задавать вопросы

- контролировать действия партнера

2)Познавательные:

осуществлять синтез как составление целого из частей

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

- устанавливать причинно-следственные связи

Групповая работа

Работа в парах

Вопросно-ответное общение

8. Рефлексия

  Выразите свое настроение фигурками солнышка: грустное или

весёлое

1)Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию

- использовать речь для регуляции своего действия

Как я усвоил новый материал?

                                                                                 


Самоанализ урока.

  1. Характеристика класса.

В классе 7 человек. Из них 3 девочки, 4 мальчика. В классе ученики трех национальностей: русские,татары и удмурт. Уровень подготовленности класса: два ученика – высокий, четыре – средний, одна– слабая.

2. Место урока в изучаемой теме.

Свой урок я строила с учетом ФГОС. Использовала игровую технологию имитационного моделирования жизненно важных ситуаций, организационной формой, которой была дидактическая игра. Данный урок  представлен по  ходу изучения раздела:  « Решение арифметических задач с величинами: цена, количество, стоимость»» и является закрепляющим.

3.Характеристика общей цели урока.

Общая цель урока полностью раскрывала тему урока и конкретизировалась в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

4. Характеристика плана урока.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников УУД. Цель урока определяли сами учащиеся, исходя из темы урока, которую выявили сами в результате работы по нахождению закономерности.  Для того чтобы ученик был не только слушателем, но и активным участником учебной деятельности, на своем уроке применяла деятельностный подход в обучении. В связи с этим на уроке работала над мотивацией, вовлекала детей в поиски способов действий и самостоятельным их выполнением, самоконтролем и самооценкой. На данном уроке использовались следующие методы обучения:

- методы словесной передачи и слухового восприятия (объяснение, фронтальный опрос, беседа, рассказ)

- методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, презентация, показ образца выполнения, демонстрация)

- практические методы ( выполнение практических заданий с помощью учителя, самостоятельно, в группе)

- проблемно-поисковые методы

- методы совместной организации проведения урока (учитель-ученики, ученик-ученик)

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

- методы контроля и самоконтроля

- индуктивные и дедуктивные методы.

На уроке применялись следующие приемы обучения: фронтальный опрос, уточнение терминов, анализ возможных путей решения проблемы; выделение первого шага по пути решения проблемы; подведение учащихся к формулированию вывода по решению проблемы.

На уроке использовались следующие формы организации познавательной деятельности: работа в парах, работа в группе, самостоятельная работа, работа с учебником, учитель-ученик, проговаривание алгоритма вычитания по цепочке.

5. Как был построен урок в соответствии с планом.

6.Структурный аспект самоанализа урока.

Я тщательно продумала каждый этап урока, задания, вопросы. В результате этого на всех этапах урока учащиеся были включены в активную мыслительную деятельность, способствующую активизации познавательных процессов, обеспечивающих осознанное овладение способа действия. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что служила ему мотивацией при выполнении самостоятельной работы и поддержки познавательного интереса к учению. Структура урока соответствует его целевому назначению.

7. Функциональный аспект.

На уроке я учитывала индивидуальные особенности детей и давала только положительную оценку их деятельности, что тоже стимулировало и повышало их  интерес и активность на уроке. Учебный материал соответствовал программному материалу и был доступен и посилен  учащимся. Учебная информация  была  привлекательна для детей за счет  разнообразных  заданий и подаче учебного материала, что привело к достижению поставленной цели на уроке. В результате этого с самостоятельной работой справились все учащиеся. Запланированный мною  объем урока выполнен.

8. Аспект конечного результата урока.

В результате у обучающихся были сформированы УУД:

- личностные (внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; устойчивый  познавательный интерес к новым общим способам решения задач; способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;  соотносить результат действия с поставленной целью; способность к организации самостоятельной учебной деятельности);

- Метапредметные:

а) регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;   различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;

б) познавательные (осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; владеть общим приемом решения задач; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; обобщать; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;)

в)коммуникативные( выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; проводить проверку правильности вычислений; выражать в речи свои мысли и действия; выполнять письменно действия с многозначными числами.

Поставленные мною цели урока, считаю, были достигнуты в ходе проведенного мною урока. Дидактическая задача урока решена.



Открытый урок по математике
  • Начальные классы
Описание:

Свой урок я строила с учетом ФГОС. Использовала игровую технологию имитационного моделирования жизненно важных ситуаций, организационной формой, которой была дидактическая игра. Данный урок  представлен по  ходу изучения раздела:  « Решение арифметических задач с величинами: цена, количество, стоимость»» и является закрепляющим.

Я тщательно продумала каждый этап урока, задания, вопросы. В результате этого на всех этапах урока учащиеся были включены в активную мыслительную деятельность, способствующую активизации познавательных процессов, обеспечивающих осознанное овладение способа действия. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что служила ему мотивацией при выполнении самостоятельной работы и поддержки познавательного интереса к учению. Структура урока соответствует его целевому назначению.

Автор Гайфеева Алия Тимерхановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 802
Номер материала 52130
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓