Главная / Начальные классы / Открытый урок по литературному чтению "Сказка о потерянном времени"Е.Шварц (4 класс)

Открытый урок по литературному чтению "Сказка о потерянном времени"Е.Шварц (4 класс)

1.Образовательный аспект. Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать в паре.

2. Развивающий аспект. Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение: умения давать героям оценку, умения воссоздавать прочитанное, умения раскрывать причинно-следственные связи.

3. Воспитательный аспект. Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени. Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.



Оборудование:

  1. Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л. Ф. Климанова и др.), портрет автора, презентация.

  2. Таблица настроений.

3. Карточки для групповой работы в конвертах.

  1. Компьютер, проектор, экран.

  2. Презентация.


1.Начало урока. Организационный момент.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок!
Но не обычный, повседневный
Урок мы с вами проведем.
Увидим мы театр волшебный,
На сцену сказку позовем...


- Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. На каждом уроке мы чувствуем, что самое дорогое для ученика и учителя…правильно, время! Не будем терять ни минуты. Сегодня мы продолжим знакомиться с произведением Е. Шварца “Сказка о потерянном времени”.

Для меня важно знать, с каким настроением вы пришли на урок.

Посмотрите на словарь настроений. Выберите свое настроение.

Словарь настроений:

Мечтательное загадочное веселое

Прославляющее капризное хвалебное

Добродушное волшебное светлое

Возмущенное сонное героическое

Восторженное мрачное шутливое

Таинственное теплое радостное

Шаловливое тихое беспокойное

Торжественное тревожное скрытое

Бодрое серьезное хвастливое

Печальное ликующее нежное

Смешное обиженное хмурое

Грустное сказочное робкое

Тоскливое сердитое спокойное

2.Работа с пословицами

- Посмотрите на доску. Здесь перепутались пословицы. Попробуйте их собрать (соединяют стрелочками на доске) коли делать нечего да не откладывай дела потехе час скучен день до вечера откладывай безделье делу время - Что объединяет все эти пословицы? (они о том, что время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела - время, потраченное зря). - Какая пословица является названием раздела?

Делу время – потехе час.

Учитель: Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е.Л. Шварца “Сказка о потерянном времени”.

-Сегодня на уроке продолжим работать по этой сказке.

3.Проверка д/з.

- Ребята, дома вы должны были внимательно прочитать сказку, побольше узнать об авторе, подготовить пословицы и поговорки по теме.

- Я знаю, что многие из вас очень добросовестно подготовились к уроку. Что вы можете рассказать о Е.Л. Шварце? Ответы детей (Коржов С.)

Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать,

в городе Казани, давным–давно, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября, родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви. Итак, наша сказка – быль о добром Волшебнике продолжается. Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

- А теперь вспомним, как начиналась вся эта история. Кто были героями сказки?

Дети: Главный герой сказки – Петя Зубов – ученик третьего класса четырнадцатой школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица третьего класса, ученик второго класса Зайцев Вася и ученица третьего класса Наденька Соколова.

Учитель: Какое же несчастье их объединило?

Дети: “Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками”.

Создание проблемной ситуации. - Фантазия Е.Л.Шварца была неистощима, а он сам был великим тружеником. Писатель всегда старался не тратить времени попусту, как это неосторожно сделали в сказке ленивые школьники. - Представьте себя на их месте. Не правда ли страшно?

- Как же надо жить, чтобы не терять времени зря? (Вопрос открывается на доске). - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберёмся в поступках героев, дадим им характеристику. Когда стрелки сходятся в цифре 12, обычно происходит какое- то чудо. Как во многих сказках, в нашей тоже должно произойти чудо...

(Вбегает Петя Зубов - старичок с часами).

Петя: - Ребята, меня никто не узнаёт ни в школе, ни дома. А вы-то хоть узнали? (Петя Зубов). - Вы слышали, какая беда со мной случилась? (Злые волшебники украли молодость). (Петя плачет).

Учитель: - Петя, не плачь. Мы тебе сможем помочь?

Петя: - Да, вот волшебные часы, если вы быстро выполните все задания, на которые они покажут, я смогу найти своих друзей по несчастью и превратиться обратно в мальчика.

Учитель: - Ребята, поможем Пете? (Да).

Петя: - Спасибо. Ребята, приступайте немедленно к делу, и я тоже не буду терять времени - пойду искать заколдованных детей.

Вам предлагается сегодня на минуточку представить, что если бы такая история произошла бы с ребятами нашего класса.

4.Работа в группах.

В каждом конверте лежит план работы в группах, разнообразный справочный материал, который вам поможет выполнить задание.

Через 10 минут мы проверим, как вы справились с предложенными заданиями.

Самостоятельная работа с текстом

Интервью с писателем. (Презентация)

1 Интервью с писателем:

1. Где ты родился?

2. В каком возрасте научился читать?

3. Твоя любимая детская книга?

4. Кем мечтал стать в детстве?

  1. Ответ: “Я родился в 1896 году в Казани, мои родители были студентами-медиками Казанского университета”.

  2. Ответ: “Читать я научился рано. Как и когда, вспомнить не могу. Первую книгу помню – это сказки в издании Ступина”.

  3. Ответ: “Я вспоминаю, как мама прочла книгу “Принц и нищий”. А потом она была прочитана мною, сначала по кусочкам, затем вся целиком много раз подряд”.

  4. Ответ: “Мама очень хотела, чтобы я стал инженером. “Кем ты будешь?” - как-то спросила она. Я ответил полушёпотом: “Романистом”. В смятении своём я просто забыл, что существует более простое слово “писатель”.

1 группа

1. Среди предложенных пословиц и поговорок выберите те, которые на ваш взгляд больше всего подходят к данной сказке, объясните свой выбор.

  1. Упустишь минуту – потеряешь час.

  2. Делу время – потехе час.

  3. Потерянную вещь можно найти, потерянное время – никогда.

  4. Время ушло – счастье ушло.

  5. Минута час бережет.

  6. Порядок бережет время.

  7. Начиная дело, о конце помышляй.

  8. Время не ждёт.

  9. Всему своё время.

  10. Времени не воротишь…

2.Найти в сказке слова, которые являются основной мыслью данной сказки, выпишите их .

2 группа

1. Выберите подходящие к сказке пословицы:

- Всякому дню подобает забота своя.
- Поспешишь, да людей насмешишь.
- На хотенье - есть терпенье.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Без дела жить - только небо коптить.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- После дела гулять хорошо.
- Работе время, досугу час.

2. Отметь 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели:

-быть настойчивым

- не пасовать перед неудачей или трудностями

-не унывать
- не стесняться попросить помощи

- быть решительным

  • не расстраиваться при неудачах

  • не торопиться

  • не ждать быстрого результата

  • - верить в успех

  • - верить в то, что всему можно научиться

  • - поддерживать друзей в трудную минуту

  • - не сдаваться

  • - не бросать начатое дело

3 группа


1. Подберите синонимы к словам:
хмурый –

сберечь –

2. Сколько оборотов на ходиках должны были совершить «старики», чтобы превратиться обратно в детей?

      • две тысячи

      • семьдесят семь

      • бесконечно

      • Один

3. Выбери те черты характера, которые помогают добиться цели:

-целеустремлённость 
- самостоятельность 
- внушаемость  
- настойчивость 
- настырность  
- дисциплинированность  
- смелость
- сила воли 

Физминутка (Компьютер)

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик-так, тик-так,

И мы тоже можем так!

Смотри скорей, который час,

Тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Тик-так, тик-так.

5.Составление синквейна.

-А теперь составим портрет главного героя – напишем синквейн.

Все помнят правила написания синквейна (памятки)

Петя Зубов

Ленивый, нетрудолюбивый

Не учил, опаздывал, прогуливал

Он понапрасну терял время.

Старость

6.Работа с учебником

- Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя? («К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем»)
-Найдите и прочитайте, по каким признакам искал Петя старичков-школьников. ( Старички вели себя как дети: играли в мячик в трешки, выковыривали изюм из булки, катались на «колбасе» трамвая, играли в классики.)

-Найдите в сказке отрывок, который может доказать, что старые люди вели себя как дети. Проинсценируйте. Ученики. (1. Маруся Поспелова выковыривала изюм из булки, сидя на лавке. 2.Маруся Поспелова играла мячиком в трешки. 3.Надя Соколова играла в классы, скакала на одной ножке. 4.Вася Зайцев катался на «колбасе» трамвая).


Рефлексия. Какой урок мы можем извлечь из этой сказки? - Давайте сделаем обобщение, в каком предложении заключается главная идея сказки? Процитируйте. Ученики. «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет»

- Какие же выводы вы сделали для себя после чтения сказки Е.Л. Шварца .

  • Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему?

  • Почему именно этих детей злые волшебники превратили в старичков?

  • Что поможет детям вернуться к нормальной жизни?


- А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему? Выберите, пожалуйста, смайлик и объясните свой выбор.

Ученики выбирают один из смайликов и объясняют свой выбор (радостное настроение, безразличие, грустное, печальное настроение)

- Вы хорошо поработали на уроке, что вы унесли с урока, чем он вам запомнился?


Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …

Мне показалось интересным …

Меня удивило …

Я хочу похвалить … , за …

Домашнее задание: Подготовьте подробный пересказ одной из частей сказки. -Кто желает, может сочинить свою сказку о лени, трудолюбии, о взаимовыручке, о цене времени.

Открытый урок по литературному чтению "Сказка о потерянном времени"Е.Шварц (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 1.Образовательный аспект. Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать в  паре.

  2. Развивающий аспект. Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение: умения давать героям оценку, умения воссоздавать прочитанное, умения раскрывать причинно-следственные  связи.

 3. Воспитательный аспект. Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени. Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.  

 

Автор Базарова Татьяна Николаевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2562
Номер материала 12102
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓