Главная / Начальные классы / Открытый урок по литературному чтению на тему «А.Костецкий «Родина», «Сказка о родном крае» (калмыкская народная сказка).»

Открытый урок по литературному чтению на тему «А.Костецкий «Родина», «Сказка о родном крае» (калмыкская народная сказка).»



Конспект открытого урока на тему:

«А.Костецкий «Родина», «Сказка о родном крае» (калмыкская народная сказка).»



Подготовила

учитель начальных классов

Свердловского лицея №1

Белоусова Е.В.









hello_html_6c27f737.png


Цель: ознакомить учащихся с калмыкской народной сказкой «Сказка о родном крае»; обучать вдумчивому, содержательному прочтению произведений; совершенствовать навыки деления текста на смысловые части; учить выделять главное, обобщать; учить понимать чужую боль; развивать индивидуальные особенности детей, устойчивый интерес к книге как источнику знаний; воспитывать любовь к Родине, милосердие, сочувствие, отзывчивость , доброе отношение к животным.


ОБОРУДОВАНИЕ: презентации, карточки с пословицами, картинки, макеты ладошек


Тип урока: урок изучения новых знаний

Конечный результат урока:

Дети должны знать: основную мысль произведения

Дети должны уметь: ориентироваться в тексте, пересказывать

Ход урока


I. Организация класса

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минуткой своей дорожи!


II. Мотивация учебной деятельности.

(В сопровождении мелодии песни «С чего начинается Родина» и слайдов подготовленный ученик читает стихотворение А .Костецкого «Родина»).

III. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа

- О чем стихотворение?

- Что такое Родина?

- Подберите к слову «Родина» слова близкие по значению.(Отечество, Отчизна.)

Что вы можете сказать про эти слова: «родной», «родственник», «род», «Родина»?

- Что общего у слов «Родина» и «мать», «Отечество» и «отец»?

- А может ли быть человек без Родины? Почему?

- Какие строки из стихотворения, которое вы прослушали, вызывают у вас приятные воспоминания?

2. Речевая разминка.

  1. Дыхательная гимнастика.

- Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот, помогая при этом себе руками. Вежливый поклон.

2. Работа с пословицей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Прочитайте на вдохе-выдохе.

- Представьте себе, что вам очень грустно. Прочитайте с такой интонацией.

- Прочитайте торжественно.

- Расскажите пословицу друг другу, только тихонько, «по секрету».

3. Упражнения на развитие навыка смысловой догадки (работа в парах)

- Ребята, а вы знаете, что у любых народов есть пословицы, и все они по смыслу похожи. У вас на партах есть карточки, в которых слева расположены китайские пословицы, а справа – русские. К китайским пословицам из левого столбика подберите близкие им по смыслу русские соответствия.

Китайские


Русские

Сhello_html_1c3a6bb4.gifhello_html_m3df290f1.gifмотреть на огонь с

противоположного берега.


На вкус и цвет товарища нет.

У каждого есть свое хорошее.


Быть безразличным к

чужому горю.

Бhello_html_3fd822f7.gifhello_html_3382c783.gifросать камни на упавшего

в колодец.


Язык мой — враг мой.


Беда выходит изо рта.

hello_html_m14ffff79.gif


Мягко стелет, да жестко спать.

На устах мед, а за пазухой меч.


Бить лежачего.



(Смотреть на огонь с противоположного берега — быть безразличным к чужому горю; у каждого есть свое хорошее — на вкус и цвет товарища нет; кости и мясо; как хворостинка — худой, как спичка; кожа да кости; беда выходит изо рта — язык мой — враг мой; на устах мед, а за пазухой меч — мягко стелет, да жестко спать; бросать камни на упавшего в колодец — бить лежачего.)

IV. Сообщение темы и задач урока.

- Ребята, а вы любите сказки?

- А что такое «сказка»? (Вымышленное произведение.)

- Какие бывают сказки? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)

- Как называются сказки, у которых есть автор?(Литературные.)

- Какие вы еще знаете сказки?

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Сегодня мы познакомимся с калмыкской народной сказкой, которая называется «Сказка о родном крае».


V. Изучение нового материала.

- В сказке встречаются незнакомые для нас слова, и сначала мы узнаем их значение.

1. Предварительная словарная работа (презентация)

Калмыкия — республика, входящая в состав России. На территории республики часты засухи и суховеи, летом бывают до 120 суховейных дней.

Китай — крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд), занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде.

Пекин — столица Китая.

Девственный лес — лес, не затронутый деятельностью человека.

Император — глава империи, властитель.

Министр — член правительства.

Кочевать — постоянно переезжать, меняя место жительства.

Саксаул — одно из самых замечательных растений пустыни. Про его заросли часто говорят, что это «лес без стволов, без листьев, без тени». Обычно от самой земли начинает ветвиться как кустарник. Остатки листьев есть в виде чешуек величиной в миллиметр.

2. Заочная экскурсия в Пекин

В центре современного Пекина — самая большая в мире площадь, упирающаяся в одноименные ворота (Врата Небесного Спокойствия), служащие входом в Запретный город. А Запретный город — самый крупный дворцовый комплекс на планете, служивший императорским дворцом в течение 500 лет. На окраине Пекина возвышается Летний дворец — архитектурный ансамбль с парком, один из коридоров которого внесен в книгу рекордов Гиннеса как «самый длинный в мире расписной коридор ». Возможно, в одном из этих дворцов и происходили события, о которых вы будете сегодня читать.

3. Первичное чтение текста и обсуждение.

Учитель начинает читать первый абзац, затем продолжают хорошо читающие учащиеся.

Понравилась ли вам сказка?

Когда вам было жалко птицу?

А когда вы за нее порадовались?

Можно ли сказать, что китайский император был не только грозным, но и мудрым правителем?

4. Физминутка

VI. Повторное чтение и анализ текста

  1. Чтение «цепочкой». (До слов «… Может быть запоет.»)

  2. Гимнастика для глаз.

  3. Самостоятельное чтение (Остановились по звуку колокольчика, кто где закончил. Продолжаем в пол голоса до конца.)

  4. Выборочное чтение. Беседа .

Какое место на земле самое дорогое для каждого человека?

О чем тоскует все живое под солнцем?

Кто подарил императору необыкновенную птицу?

Что такого необычного было в этой птице?

- Что приказал император сделать для птицы?

Имеет ли значение для птицы, в какой клетке жить — в золотой или в железной?

Что для птицы самое главное?

Позаботились ли во дворце о том, чтобы у птицы было все самое лучшее?

Чего ждал император в ответ на прекрасные условия жизни, которые он обеспечил своей пленнице?

Спела ли птица для своего хозяина?

Грозный повелитель рассердился или задумался о причине молчания птицы?

Прочитай, что же он подумал?

- А сейчас самостоятельно прочитайте следующий абзац. Какими словами он начинается? А какими заканчивается? Только читайте очень внимательно, чтобы смогли ответить на мои вопросы.


Почему птица не стала петь в саду?

Что предположил самый почтенный столетний мудрец?

Принес ли пользу его совет?

Прочитайте описание несчастной пленницы в девственном лесу.

Почему пленный мудрец лучше понимал состояние птицы, чем свободный? (Он сам тосковал по Родине.)

- Прочитайте, что же сказал пленный мудрец.

- Долго ли пришлось путешествовать императору с птицей?

- Куда повесили клетку с птицей?

- Что увидел караульный на заре?


Почему птица не пыталась взлететь раньше?

Понимала ли она, что находится в плену, до того как попала в родные края?

Что услышали тысячи прекрасных птиц? Почему они все слетелись в одно место?

Прочитайте, как описаны в тексте впечатления людей от услышанного.

  1. Работа с иллюстрацией.

Внимательно рассмотрите иллюстрацию.

Какой отрывок сказки проиллюстрирован?

Как вы определили, что птица запела?

Как вы думаете, кто из изображенных на рисунке людей— император? Почему?

Какое чувство овладело им, когда он вспомнил свой родной город?

Как вы думаете, Пекин — самый красивый город в мире?

Почему Пекин назван несравненным?

Почему император принял решение выпустить птицу?


Прочитайте описание сада императора, в котором птица не хотела петь.

Прочитайте описание того места, где птица запела.

Сравните. Сделайте вывод.

6 . Анализ образных слов и выражений

Синонимы

1) Необыкновенная, необычайная, невиданная, неслыханная, особенная, редкая, причудливая, оригинальная, феноменальная.

Подставьте их по очереди в предложение.

Давным-давно калмыки привезли в подарок китайскому императору необыкновенную птицу.

2) Прекрасное , хорошее, прелестное, очаровательное, удивительное, великолепное, блестящее, замечательное, роскошное, обворожительное, бесподобное.

Подставьте их по очереди в предложения.

И пусть она услаждает наш слух, жаждущий прекрасного.

3) Печаль, горе, грусть, отчаяние, скука, томление, тоска, уныние.

Подставьте их по очереди в предложение.

Птица пропела сто восемь песен печали.

4) Радость, удовольствие, восторг, торжество, веселье, ликование, отрада, утеха.

Подставьте их по очереди в предложение.

Птица начала песню радости.

7. Составление характеристики птицы

Золотой, необыкновенная, осенняя, прекрасная, певчая, удивительная, маленькие.

- Что обозначают эти слова?

- Как называются слова, обозначающие признаки предмета?

-Назовите прилагательные , с помощью которых мы бы смогли охарактеризовать птицу.


8. Определение основной мысли произведения

Знаете ли вы, что климат в Китае гораздо благоприятнее, а растительный и животный мир богаче, чем в Калмыкии? Почему же птица встрепенулась и запела лишь на ветке саксаула при виде песчаной пустыни?

Вывод. Родная земля — это тот край, где мы родились и выросли. Если даже он покрыт болотами и песками,— это все равно самая лучшая страна на всем белом свете.

В каком предложении содержится основная мысль текста? (Нет человеку ничего дороже места, где он родился, края, где он вырос, неба, под которым он жил. Да и не только человек — звери и птицы, все живое под солнцем тоскует по родной земле.)


VII. Домашнее задание: с.115-118

Выразительно читать сказку;

подготовить ее подробный пересказ.


VIII. Итог урока. Рефлексия.

Подводя итог урока, давайте же скажем, что для человека самое дорогое ? ( то, что родное.)

(Учащиеся по очереди выходят , приклеивают возле слова «РОДИНА» подготовленный отпечаток своей руки, и говорят:

- Для меня Родина – это…

Учитель говорит, что значит для него Родина. Подводится итог.

Вот что значит родная земля и свобода, петь можно лишь там, где ты обрёл жизнь.

Оценивание

















Китайские Русские

Смотреть на огонь с

противоположного

берега.





Худой, как спичка

кожа да кости.

У каждого есть свое хорошее.













Быть безразличным к

чужому горю.


Кости и мясо – как хворостинка.

На вкус и цвет

товарища нет.


Бросать камни на упавшего

в колодец.

Язык мой — враг мой.


Беда выходит изо рта.

Мягко стелет,

да жестко спать.


На устах мед, а за пазухой меч.

Бить лежачего.






Китайские Русские

Смотреть на огонь с

противоположного

берега.





Худой, как спичка

кожа да кости.

У каждого есть свое хорошее.













Быть безразличным к

чужому горю.


Кости и мясо – как хворостинка.

На вкус и цвет

товарища нет.


Бросать камни на упавшего

в колодец.

Язык мой — враг мой.


Беда выходит изо рта.

Мягко стелет,

да жестко спать.


На устах мед, а за пазухой меч.

Бить лежачего.






hello_html_m5acf2bb3.png










Анализ урока литературного чтения во 2 классе


Учитель: Белоусова Елена Викторовна


Тема. «А.Костецкий «Родина», «Сказка о родном

крае» (калмыкская народная сказка)».

Данный урок является первым уроком литературного чтения раздела «Лучше нет родного края». Всего на раздел отводится 7 часов, на данное произведение – 2 часа. Тип урока – изучение новых знаний.

На уроке решались следующие задачи:

Обучающие:

1.Обучать вдумчивому, содержательному прочтению произведений; 2.Закреплять умение выстраивать цепь событий в произведении большого объёма;

3.Совершенствование навыков выразительного чтения;

4. Совершенствовать умение анализировать произведение;

5. Учить выделять главное, обобщать.

Развивающие:

1.Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух;

2.Создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

3.Развивать индивидуальные особенности детей, устойчивый интерес к книге как источнику знаний.

Воспитательные:

1.Установление психологического и эмоционального контакта с детьми;

2.Воспитывать интерес к чтению произведений большого объёма;

3. Воспитание положительного отношения к окружающему миру, людям;

4.Воспитывать любовь к Родине, милосердие, сочувствие, отзывчивость , доброе отношение к животным.

Использовалось следующее оборудование:

Мультимедийный проектор, презентации, карточки с пословицами, картинки, макеты ладошек .

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:


  1. Организация класса. Цель: привлечь внимание учащихся, создание эмоционального настроя.

ІІ. Мотивация учебной деятельности. Цель: подготовить учащихся к активной познавательной деятельности.

ІІІ. Актуализация опорных знаний. Цель: подготовить к изучению новой темы; развитие артикуляционного аппарата, развивать навыки смысловой догадки.

IV. Сообщение темы и задач урока. Цель: закрепить понятие «сказка», постановка проблемы и сообщение цели урока.

V. Изучение нового материала. Цель: изучение значений новых слов,знакомство с произведением, выстраивание последовательности событий; анализ образных слов и выражений; определение основной мысли произведения.

VI. Домашнее задание. Цель: закрепление изученного материала.

VII. Итог урока. Рефлексия. Цель: подведение итогов урока


На уроке были использованы методы по виду источника информации:


словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активной познавательной деятельности, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии, когда делали выводы, чему учит нас сказка);

наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе - как сопровождение);

практические (складывание пословиц, выборочное чтение, на этапе рефлексии);


по виду учебной деятельности:

самостоятельная работа (работа с эпизодами, самостоятельное чтение);

был использован проблемно-поисковый метод( при выстраивании отрывков по порядку, распределении персонажей );

Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами), индивидуальная. Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения. Были использованы задания, направленные на детей разного уровня подготовки.

Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока после анализа эпизодов были включены здоровье сберегающие технологии : физкультурные паузы, игровые моменты.

С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к чтению произведений большого объёма, воспитанию положительного отношения к окружающему миру, людям; воспитанию любви к Родине, милосердию, сочувствию, отзывчивости , доброго отношения к животным.


Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.






hello_html_m2a592e80.png

hello_html_m97f6ce5.png

hello_html_2398df28.png

hello_html_m408ff90c.pnghello_html_3226beb7.png






Китайские Русские

Смотреть на огонь с

противоположного берега.






На вкус и цвет товарища нет.

У каждого есть свое хорошее.













Быть безразличным к

чужому горю.


Бросать камни на упавшего

в колодец.

Язык мой — враг мой.


Беда выходит изо рта.

Мягко стелет, да жестко спать.


На устах мед, а за пазухой меч.

Бить лежачего.



Китайские Русские

Смотреть на огонь с

противоположного берега.





На вкус и цвет товарища нет.

У каждого есть свое хорошее.













Быть безразличным к

чужому горю.


Бросать камни на упавшего

в колодец.

Язык мой — враг мой.


Беда выходит изо рта.

Мягко стелет, да жестко спать.


На устах мед, а за пазухой меч.

Бить лежачего.



Китайские Русские

Смотреть на огонь с

противоположного берега.





На вкус и цвет товарища нет.

У каждого есть свое хорошее.













Быть безразличным к

чужому горю.


Бросать камни на упавшего

в колодец.

Язык мой — враг мой.


Беда выходит изо рта.

Мягко стелет, да жестко спать.


На устах мед, а за пазухой меч.

Бить лежачего.











Китайские


Русские

Смотреть на огонь с

противоположного берега.

На вкус и цвет товарища нет.

У каждого есть свое хорошее.

Быть безразличным к

чужому горю.

Бросать камни на упавшего

в колодец.

Язык мой — враг мой.


Беда выходит изо рта.


Мягко стелет, да жестко спать.

На устах мед, а за пазухой меч.

Бить лежачего.





Китайские


Русские

Смотреть на огонь с

противоположного берега.

На вкус и цвет товарища нет.

У каждого есть свое хорошее.

Быть безразличным к

чужому горю.

Бросать камни на упавшего

в колодец.

Язык мой — враг мой.


Беда выходит изо рта.


Мягко стелет, да жестко спать.

На устах мед, а за пазухой меч.

Бить лежачего.





Китайские


Русские

Смотреть на огонь с

противоположного берега.

На вкус и цвет товарища нет.

У каждого есть свое хорошее.

Быть безразличным к

чужому горю.

Бросать камни на упавшего

в колодец.

Язык мой — враг мой.


Беда выходит изо рта.


Мягко стелет, да жестко спать.

На устах мед, а за пазухой меч.

Бить лежачего.












Человек без Родины, что соловей без песни.

























































Открытый урок по литературному чтению

Пермякова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов

Программа «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой

Проект (конспект) урока

Класс - 2


Тема урока: Произведения о родной природе.


Материал. А.Барто «Весна, весна на улице…»;

К.Ушинский «Утренние лучи».


Цели урока:

- дидактические: обобщить знания учащихся о приметах весны;

формировать умение работать с текстом;

формировать читательские умения;

- воспитательные: воспитание экологической культуры,

любви к природе;

- развивающие: создать условия для развития умения выделять главное, логически излагать свои мысли, развивать самостоятельность и познавательный интерес у учащихся;

- социальные: формировать ответственность за себя и товарищей, умение слушать, выслушивать.


Задачи обучения:

  1. закрепление знаний учащихся о приметах весны;

  2. формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

  3. формировать навык самоконтроля и самооценки;

  4. формировать навыки коммуникативного характера;

  5. формировать умение работать с текстом произведения;

  6. обогащать читательский опыт детей;

  7. расширять круг детского чтения по теме произведения о родной природе;

  8. формировать читательские умения, используя такие виды работы:

а) аналитическое чтение (анализ сюжета);

б) выборочное чтение (работа с иллюстрациями);

в) просмотровое чтение (выбор ласковых слов);

г) молчаливое чтение про себя (самостоятельное знакомство с текстом);

д) комментированное чтение.

9. формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение (автор плюс заголовок), тему и жанр произведения;

10. знакомить с литературоведческими понятиями;

11. обогащать речь учащихся выразительными средствами языка (эпитеты, сравнения), расширять словарь;

12. обеспечить условия для воспитания чувства прекрасного, бережного отношения к родной природе;

13. учить сравнивать произведения одного автора и произведения разных авторов, но схожие по тематике;

14. учить понимать точку зрения автора и выражать свое мнение о произведении.


Оборудование:


  • Ефросинина Л.А.Литературное чтение: Учебник для учащихся 2 класса; В 2 ч., ч.1.2. М.: Вентана – Граф;

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса; В 2 ч. 2 ч. М.: Вентана – Граф;

  • Листочки для моделирования обложки;

  • Открытая система «заместителей» тем чтения;

  • Готовые модели обложек новых произведений;

  • Цветные карандаши;

  • Портреты А.Барто и К.Ушинского;

  • Репродукция русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана «Весна – большая вода»;

  • На парты можно поставить срезанные и помещенные в воду ветки деревьев;

  • Кружки трёх цветов: красного, зеленого, синего цвета для самооценки.






Ход урока.


I. Организационный момент.

Психологический настрой.

- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните.

Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.


II. Формулирование темы урока.

- Разгадайте, ребята, ребус на доске и вы узнаете - о чём мы будем говорить на этом уроке.

hello_html_56d20eba.gif

- Замечательно. А теперь отгадайте загадки, которые будут точным подтверждением того, о чём мы поговорим на уроке.


  • Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

( весной).



  • Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна,

Зовут меня…

( весна).


( Учитель читает наизусть стихотворение «Весна – красна»).


Пришла весна! Весна – красна

С зеленой травкой у окна.

Повесила сережки

Березе – белоножке.

Везде весна! Весна везде –

В звериной норке и в гнезде.

Как много солнечных лучей!

На старых липах крик грачей,

Свистят веселые скворцы,

На каждом дереве – певцы.

И под кустом в траве пчела

Фиалку синюю нашла.


(Затем открывается на доске тема урока).


«Весна пришла нам молодая,

Я здесь пою приход весны».

- Тема урока – перед вами на доске. Из какого произведения этот отрывок?

( из стихотворения В.Жуковского «Жаворонок»).

- Правильно. Весна – удивительное время года. Ребята, кто из вас любит весну?

- Почему?

( дети высказываются)

- Скажите, какие приметы весны видны в природе?

( дети высказываются)

- Для вас, ребята, я приготовила репродукцию картины русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана.

hello_html_m3d99b482.jpg



Она написана в 1897 году и называется «Весна – большая вода». В картине изображена разлившаяся, вышедшая из берегов река; вот-вот распустятся набухшие почки, и появится первая изумрудная травка. Все наполнено солнцем, светом, теплом, радостным весенним настроением. Это настроение предается сочетанием желтого и оранжевого цвета берегов и деревьев, ярко-голубого неба, сине-голубой воды, в которой отражаются белоствольные березки и сказочные кружева ветвей. Картина написана сочными мазками, ярко, празднично. Вертикальная композиция картины подчеркивает величие, красоту родной природы.

- А какие стихотворения о весне вы знаете?

( чтение стихотворений детьми).


III. Подготовительная работа.

- Ребята, давайте поиграем в литературную игру «Послушай и назови».

- Я читаю отрывки из произведений, а вы мне назовете их жанр и попробуете вспомнить заголовки.

  1. Мы целое утро возились с ростками,

Мы их посадили своими руками.

Мы с бабушкой вместе сажали рассаду,

А Катя ходила с подругой по саду.

( «Катя»).

2. Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок.

У него на новой куртке

Отложной воротничок…

( «В школу»).


- Что я вам прочитала?

( стихотворения).

- Кто вспомнил, как они называются?

( ответы детей).

- Кто вспомнил автора?

( детские предположения).

- Ребята, откройте учебник на странице 125, задание 5. Прочитаем задание, назовем предметы, изображенные здесь.

Возьмем от каждого слова первую букву и соединим в слово.

- Что получилось?

( Барто).

- Что это?

( Фамилия поэтессы).

- Ребята, а кто из вас помнит, как зовут эту поэтессу?

( Агния Львовна).


IV. Организация художественного восприятия стихотворения.


а) Подготовка к первичному восприятию.

Сегодня мы познакомимся с произведениями А.Л.Барто.

( на доску вывешивается портрет).


hello_html_40c4620d.jpg

- Всмотритесь в лицо этой поэтессы. Какой вы её представляете. Каков у неё характер?


Агния Львовна Барто (1906-1981) – поэт. Родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Папа привил ей любовь к родному слову. В доме любили русскую литературу, охотно читали произведения устного народного творчества: былины, песни, поговорки. Сочинять стихи А.Барто стала рано, в первых классах гимназии. Её произведения очень простые, забавные, весёлые.


- Есть ли у Вас дома книги А.Л.Барто?

( ответы детей).


Артикуляционная гимнастика.

- Прежде чем приступить к чтению, мы должны потренировать рот, губы, язык, чтобы у нас получилось четкое быстрое и правильное чтение.

( дети читают скороговорку).


Ой, качи-качи-качи!

Мы грачата, мы грачи.


- Откройте учебник на стр.125 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение Барто «Весна, весна на улице…»

- Какое настроение передает автор.

- Какое настроение стихотворение вызывает у вас?

б) Организация художественного анализа произведения. Проверка восприятия.


- Как вы будете читать это стихотворение: быстро или медленно, радостно или грустно?

(ответы детей).

- Прочитайте стихотворение друг другу так, чтобы ваш товарищ по парте мог почувствовать вашу радость.

( чтение стихотворения детьми в паре).

- Что вы чувствовали во время чтения друг другу?

(ответы детей).

- Кто хочет поделиться радостью, которую вам передал ваш товарищ?

( чтение детьми).

- Прочитайте первое четверостишье.

- Как вы думаете, первые строки полостью рисуют весеннюю картину?

( ответы детей).

- Прочитайте второй куплет. Как автор описывает город и весну?

( ответы детей).

- Наконец, прочитайте последний куплет. Поэтесса подчеркивает весеннее настроение словами – глаголами. Найдите их в стихотворении.


Трамвайные звонки (что делают?) – (заливаются).

Грачи на дереве (что делают?) – (галдят).

Грузовики (что делают?) – (гремят).


- Посмотрите еще раз стихотворение. Найдите две одинаковые строки. Прочитайте их.

( Весна, весна на улице,

Весенние деньки!)


- Какие слова мы будем выделять голосом при чтении.


( Весна, весна…

Весенние деньки!)


в) Организация художественного исполнения.


- Ребята, а как нужно прочитать стихотворение так, чтобы мы почувствовали радость автора?

( ответы детей).

- Хотите почувствовать мое настроение?

( чтение стихотворения учителем).


г) Моделирование обложки стихотворения.


- У вас на партах листочки. Сделайте модель обложки к данному произведению.

( дети моделируют).

- Покажите модели:


hello_html_b992f26.gif

А.Барто




hello_html_42cf442a.gif

Весна, весна на …









- Кто назовет, что вы читали?

(стихотворение о природе А.Л.Барто «Весна, весна на улице…»).


V. Физкультминутка (музыкальное сопровождение).


Грач качался в гамаке, Покачивание корпусом

тела


Гуси – в волнах на реке. Движение руками, изоб-

ражая волну


Мимо голуби летели Взмахи руками


И на веточку присели, Приседание


Веточка качается – Покачивание головой.

Неплохо получается.



VI. Работа с новым произведением.


- Ребята, посмотрите учебник на странице 124.

а) Упражнение с произведением.


- Найдите фамилию автора. Прочитайте про себя.

- Найдите заголовок. Прочитайте про себя.

- Назовите полностью произведение.

( К.Ушинский «Утренние лучи»).


б) Первичное ознакомительное чтение. Самостоятельное упражнение в моделировании.


- Прочитайте это произведение молча (только глазками!) и сделайте на листочке модель обложки к данному произведению. Возьмите в руки простой карандаш, переверните и следите как указкой.

( Дети читают и моделируют).


- Покажите на моделях, какое произведение вы читали?


hello_html_70672fb7.gif

Ушинский

Зеленая рамка прямоугольни-

ка

Утренние лучи











- Кто назовет, что вы прочитали?

( Рассказ о природе Ушинского «Утренние лучи»).


в) Выявление первичного восприятия.


- Понравилось ли вам это произведение?


- Что понравилось? Найдите и прочитайте.


- А может быть, кому-то что-то не понравилось?


- О каком времени года говорится в рассказе?


г) Работа с текстом произведения.


- Как начинается рассказ? Прочитайте.

( «Выплыло на небо красное солнышко»).


- Куда попал первый луч? Прочитайте.

( «Первый луч полетел и попал в жаворонка»).


- Куда попал второй луч? Прочитайте.

(« Второй луч попал на зайчика»).


- Куда попал четвертый луч? Прочитайте.

(« Четвертый луч попал в улей»).


- Куда попал пятый луч? Прочитайте.

(«В детскую кроватку»).


- Какой луч я пропустила?

(Третий).


-Куда он попал? Прочитайте.

(В курятник»).


- Кого не разбудил солнечный луч? Найдите ответ в тексте.

( «Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю:

режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул»).

- Найдите в тексте слова, которые передают радость героев от встречи с солнышком.

( встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнезда;

зайчик весело запрыгал по росистому лугу;

петух запел, куры закудахтали;

пчёлка выползла из восковой кельи,

расправила крылья, полетела собирать медок).


д) Работа с неправильным планом.


- Внимательно рассмотрите план на доске. Согласны ли вы с моим планом?


hello_html_m20d734c7.gif

жаворонок

улей

заяц



( Исправляю цифрами – дети дают правильную последовательность).


е) Работа с лексическим значением новых слов.


- Были в тексте слова, значение которых вам непонятны?


- Тогда я у вас спрошу: 3-й луч попал в курятник. Какие слова в этом абзаце вам были непонятны?

Что такое нашест?

( насест или нашест – жердь).


- 4-й луч – улей. Как вы понимаете «Выползла из восковой кельи?»

( из домика, комнаты, ячейки в сотах).



ж) Обучение выразительному чтению.


- Какую песенку поёт жаворонок? Найдите ответ в тексте. В каком абзаце?

( во втором).

- Сколько предложений в песенке?

( три).

-Прочитайте выразительно 1-е, 2-е, 3-е предложения. Кто попробует прочитать целиком песенку?

Прочитайте выразительно песенку жаворонка. Передайте восхищение.

( Запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»).


з) Обобщающая работа по произведению К.Ушинского.


- Ребята, в заключительной работе над текстом, ответьте мне на вопрос:

- Как автор передаёт свою любовь к родной природе? Но прежде, чем ответить – найдите в тексте слова, которые автор говорит ласково.

( красное солнышко, выплыло, встрепенулся, гнездышко, серебряная песенка, зайчик, травка, пчелка, окошечко, медок, постельку).

- А теперь ответьте: как же автор относится к родной природе?

( ласково, бережно, любя, по-доброму).


VII.Обобщение читательского опыта детей.

- А кто назовёт мне фамилию автора?

(Ушинский) – вывешивается его портрет.

hello_html_6494b84f.jpg


- С произведениями Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1871) мы уже встречались с вами в 1-м классе и во 2-м классе.

К.Д.Ушинский – педагог, детский писатель. Детство мальчика прошло в Вологде, затем семья переехала в маленький городок Новгород-Северский на живописной реке Десне. Много дней мальчик проводил в лесу, дышал свежим привольным воздухом полей. Любить и понимать природу Ушинского научила мать. Как интересно рассказывала она про каждую травинку, про каждую травинку, про каждую капельку воды! А длинными зимними вечерами мама рассказывала сказки, читала стихи Василия Андреевича Жуковского и Александра Сергеевича Пушкина.

Много лет спустя педагог К.Д.Ушинский сел за стол и перенес свои детские воспоминания в книги для своих учеников и для будущего поколения ребят.

- Давайте вспомним произведения Ушинского. Я вам помогу:


« Васька – котик – коток – Васька – серый лобок.

У Васьки ушки чутки, усы длинны, шуба шелковая.

Глазки огневые, когти стальные».

- Что это за произведение?

(Ушинский «Кот Васька»).


« Ходит лиса тихонько, к земле пригибается, будто кланяется, свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает».

- Что это за произведение?

(Ушинский «Лиса Патрикеевна»).


«Жили-были на одном дворе кот, козел да баран,

Жили они дружно, сена клок и то пополам.

А коли вилы в бок, так одному коту Ваське.

Он такой вор и разбойник: где что-то плохо лежит, туда и глядит».

- Кто вспомнил это произведение?
( «Плутишка кот»).


Дополнительные задания.

  • Самостоятельная работа в тетради.

  • Коллективная проверка заданий в тетради и самооценка учащимися своих работ.



VIII. Итог урока. Рефлексия.

- На урок подходит к концу. Над какими произведениями мы работали?

( ответы детей).

- Что общего в моделях этих произведений? О чем эти произведения?

( эти произведения о весенней природе).

- Т.е. у них одинаковая тематика. А чем отличаются модели обложек?

( разный жанр произведений).

- Изменилось ли у вас настроение после знакомства и чтения произведений о весне?

( ответы детей).

- С помощью сигнальных карточек, оцените свою работу на уроке и покажите мне.


hello_html_m5522081d.gif


Красный – я справился (лась) отлично со всеми заданиями.

Зеленый - я справился (лась) хорошо со всеми заданиями.

Синий – немного затруднялся.


IX. Домашнее задание.

Стр. 124 – выразительное чтение одного из абзацев;

Стр. 125 – наизусть.







Литература:


1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Методическое пособие. Класс:2, Москва, изд –во «Вентана-Граф», 2008 г.

2. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Методическое пособие ( Урал.гос.пед.ун-в. –Екатеринбург), 2009 г.

3.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Часть 2: Практич.пособие для учителей нач.классов, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК. – Ростов - н/Д:ТЦ «Учитель», 2002 г.

4. Веб – сайты

4.1 http://isaak-levitan.ru/

4.2 http://1 september.ru/


























37


Открытый урок по литературному чтению на тему «А.Костецкий «Родина», «Сказка о родном крае» (калмыкская народная сказка).»
  • Начальные классы
Описание:

Конспект открытого урока  на тему:

 

 «А.Костецкий «Родина», «Сказка о родном крае» (калмыкская народная сказка).»

I. Организация класса

 II. Мотивация учебной деятельности.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа

2. Речевая разминка.

1.     Дыхательная гимнастика.

2. Работа с пословицей.

3. Упражнения на развитие навыка смысловой догадки (работа в парах).

 

IV. Сообщение темы и задач урока.

V. Изучение нового материала.

VI. Закрепление нового материала.

VII. Обобщение и систематизация знаний.

   VIII. Домашнее задание

IХ. Итог урока. Рефлексия.

 

 

Автор Белоусова Елена Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1629
Номер материала 35756
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓