Главная / Начальные классы / открытый урок по литературному чтению

открытый урок по литературному чтению

Урок литературного чтения

2 класс

ОС «Школа 2100»

Тема урока: «Л.Н. Толстой. Приключения Буратино.Уроки Мальвины».





Автор-разработчик:

Соколова Олеся Александровна

учитель начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

« Средняя общеобразовательная школа № 12»

г. Ессентуки Ставропольского края, 2014 год







Литературное чтение

Тема раздела: «Сказочные человечки».

Тема: А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

1. Орг.момент.







ΙI. Актуализация знаний.
















Проверка домашнего задания




Ребята, сегодня на уроке литературного чтения у нас гости. Поздоровайтесь. Садитесь. Прежде, чем начать урок давайте улыбнёмся друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые и отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте вспомним формулу удачи работы на уроке. Формула удачи:

улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Ребята, у меня в руках шкатулка. В ней в старину хранили дорогие для памяти письма, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили.

В нашей шкатулке – сказки. С давних времён сказки бережно хранили в людской памяти. Сказку любили. Её любят и сегодня. Как вы думаете – почему?

Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем?( «Сказочные человечки»)

- Правильно, с разделом сказочные человечки или сказочные герои, которые наделены сказочными качествами. Давайте посмотрим какие сказки из раздела «Сказочные человечки» в нашей шкатулке уже есть.

- Как зовут этого героя? (Мумми –тролль, из сказки Туве Янсона «Шляпа волшебника».)

- Из какой сказки этот герой?( Это Бильбо, из сказки Джона Толкина «Хоббит».)

- Кто знаком с этим героем? (Вини –Пух, из сказки «Вини –Пух» Алана Милн.)

Подготовка к чтению новой сказки и работа с авторским текстом.

Давайте вспомним, что было задано на дом.

Почему Саше было грустно возвращаться домой?

Где же после расставания Саша снова увидел Афанасия? (В книге «Мировая литература для детей» в обнимку с Буратино).


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Сообщение темы урока.

Постановка целей.











































Работа с текстом до чтения. Словарная работа.














Речевая разминка






























Работа с текстом .








Физминутка.

Работа с текстом после чтения



Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, вам нужно в паре собрать пазл.

hello_html_303cd06d.gif



Назовите тему урока. Откройте учебники на с. 138 Прочитайте точное название сказки, кто её автор.

- Ребята, а что вы хотели бы узнать на уроке? Какая будет цель нашего урока?

- Составьте план урока.

- Так, кто же написал сказку? Алиса и Тоня провели поисковую работу и приготовили сообщение об авторе.

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года в городе Николаевске. Мама его была детской писательницей. В школе Толстой любил читать книги, особенно про Пиноккио. После школы окончил Санкт-Петербургский машиностроительный институт. В годы первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. В феврале 1915 года выезжает на Кавказ, где началась война с Турцией. После Октябрьской революции он уехал из России и поселился во Франции. В 1923 году Толстой вернулся в Россию. Он написал знаменитую сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

- Спасибо, девочки! А теперь попрошу обратить ваше внимание на экран. Прочитайте, как сам автор говорит о том, как и почему он написал всеми нами любимое произведение о Буратино.

«Когда я был маленький, очень, очень давно, - я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по – итальянски Буратино).

Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, замечательные приключения Буратино.

Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по – разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было.

Теперь, через много, много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочкам и мальчикам, необычную историю про деревянного человечка.

А.Толстой

- Детям и взрослым очень полюбился этот проказник. Создаются театральные постановки, мультфильмы, кинофильмы о Буратино. Благодарные читатели поставили памятники Пиноккио во Флоренции, Буратино в Киеве, Кишиневе, Воронеже.


- Прочитайте полное название произведения А. Толстого про мальчишку – шалунишку?

Почему на одной странице учебника помещено сразу два заголовка? (Это название всей сказки и название главы.)

- К какому жанру литературы относится это произведение?

- Какого вида эта сказка? (Авторская) Почему?

- Какие ещё вы знаете сказки? (народные)

- Чем похожи все сказки? (В сказках добро побеждает зло.)


Кто такая девочка с голубыми волосами? Кто знает, как её зовут?

Что означает слово воспитывать?

Согласны ли вы с тем, что Буратино надо воспитывать? Почему?

- Как называют человека, который воспитывает? (Воспитательница).

В сказке встречаются слова чернильница и чулан. Как вы понимаете значение этих слов?


Получится ли из девочки с голубыми волосами воспитательница и хорошим ли учеником был Буратино, мы узнаем, прочитав отрывок из этой главы.

Но прежде, чем мы начнём читать этот отрывок я предлагаю вам небольшую разминку.

1) Упражнения в постановке правильного речевого дыхания.

«Глубокий вдох – на выдохе чётко произносим гласные звуки АОУЫЭ»

2) Артикуляционная гимнастика.

а) «Губы в улыбке – губы в трубочку» - надо чередовать.

б) «Лошадка».

3) Дикционные упражнения.

а) Произнесение скороговорки.

Жужжит жужелица, жужжит и кружится.

-- Прочитайте скороговорку (про себя, шепотом, громко).

-- Произнесите скороговорку:

1 ряд – спокойным голосом;

2 ряд – громче;

3 ряд – очень громко.

--Повернитесь друг к другу и произнесите:

1 вариант – с вопросительной интонацией;

2 вариант – с восклицательной интонацией.

- Мы научились четко и грамотно произносить слова, что нам необходимо при чтении.


А теперь приступим к чтению отрывка на с. 140. (со слов Теперь сядьте) Чтение сказки вслух учащимися.

(Во время чтения слова "...он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.)

-Ребята, а какой возникает вопрос?

-А, когда вы дома читали, какой возник у вас вопрос?

Давайте проверим по тексту, что же Буратино считал несправедливостью?


Ребята, Буратино предлагает нам немного отдохнуть.

Чему хотела Мальвина научить Буратино?

Получилось ли у неё?

- Давайте выясним, получилась ли из девочки воспитательница и кого можно назвать воспитанным, для этого поработаем в группах. А сначала, давайте вспомним правила работы в группах.

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

  4. Поддерживайте друг друга.

  5. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

  6. Если никто не может  начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана.

  7. Капитана выбирайте того, кто сможет уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

  8. Выступать от имени группы почетно. 


1 группа

Прочитай выразительно 1-2 абзац.

Почему на столе была кукольная посуда? (Девочка – это кукла) А Буратино? (Буратино – кукла)

2 группа

Прочти первое предложение третьего абзаца.

Почему же Мальвина поморщилась? Найдите ответ.

Каким же Мальвина хотела видеть Буратино? (В чистой одежде)

3 группа

Прочти выразительно отрывок.

Буратино сел за стол, подвернув под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.

Что подумала Мальвина о воспитании Буратино? Найди ответ. (От возмущения она хлопала ресницами.)

Каким Мальвина хотела видеть Буратино? (Буратино должен знать правила поведения за столом.)

4 группа

Почему завтрак был мучительным? Найдите ответ в тексте (От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.)

5 группа

Прочитать отрывок, который можно назвать «Урок арифметики».

Почему Буратино не мог решить задачу? (Условие задачи понимал дословно, как бы он поступил в жизни).

- Молодцы, ребята! Вы хорошо работали в группах. А теперь вопрос для всех

- Чему же Мальвина хотела научить Буратино? (Она занялась его воспитанием и хотела, чтобы у Буратино был опрятный внешний вид, знал правила поведения и хорошо учился. Чтобы Буратино стал воспитанным.)

- Кого же можно назвать воспитанным? (У кого опрятный внешний вид, кто соблюдает правила поведения и хорошо учится).

- Кто из ребят считает себя воспитанным, поднимите руки.

- Почему же из Мальвины не получилось воспитательницы?

- Доволен ли остался Буратино уроками своей воспитательницы?



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.













ΙΙΙ. Итог.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока. 

- Какова же всё-таки была тема урока? 

- Что вы узнали нового? 

- Какие виды работы на уроке вы сегодня выполняли?

Самооценка работы учащихся. (на листах самооценки "Ключик")

- Как вы считаете, вы хорошо работали на этом уроке? 

- Самым активными на уроке были.....

- Ответы были самыми полными и чёткими....

Выставление  оценок.



ΙV. Домашнее задание.


1. Подготовиться к чтению по ролям: девочки читают слова Мальвины, мальчики – Буратино.

2. Выполнить задание 1 в тетради на с. 18





Если останется время

Дидактическая игра «Сыщики».

- Ребята, назовите слова, которые Мальвина зашифровала с помощью специального шифра. (У каждого ученика специальные числовые таблицы. Приложение ).

24, 8, 82,15,57 21,67,28,83,87 45 46,32,97,2,70,26,12 25 59,76,96,94,8,74,45,22

Желаю удачи и успехов в обучении



Деятельность учащихся:

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Интернет- ресурсы.

http://www.prozagadki.ru/190-zagadki-pro-buratino.html

http://www.kindergenii.ru/HTMLs/skorogovorki/zjskor.htm

http://collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-5376

http://school2100.com/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1581

http://www.zavuch.ru/methodlib/401/100690/

http://www.klassnye-chasy.ru/priklyucheniya-buratino

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/01/02/urok-viktorina-po-knige-a-tolstogo-priklyucheniya-buratino

http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-33813

http://www.proshkolu.ru/user/strekalova65/file/2568798/

http://pedsovet.su/load/239-1-0-40407











открытый урок по литературному чтению
  • Начальные классы
Описание:

Урок по литературному чтению на тему:"А.Н. Толстой. Приключения Буратино. Уроки Мальвины". 2 класс. ОС "Школа2100". Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Во время урока учащиеся самостоятельно определяют тему урока, ставят цели, работают в паре, группах, оценивают свою деятельность на уроке.  Ребята знакомятся с творчеством Л.Н. Толстого, со сказочными героями. Особое внимание было уделено на уроке методическим приёмам по совершенствованию навыков чтения, работе с текстом. Главная цель- развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, развивать умение анализировать, обобщать; содействовать формированию навыков чтения: беглости, правильности, сознательности и выразительности; умению пользоваться  различными видами чтения: выборочным, в темпе скороговорки.

Автор Соколова Олеся Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 595
Номер материала 45634
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓