Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыОткрытый урок по литературе на тему "Развитие понятий о композиции и сюжете при изучении романа М.Ю.Лермонтова "Герои нашего времени"(9 класс0

Открытый урок по литературе на тему "Развитие понятий о композиции и сюжете при изучении романа М.Ю.Лермонтова "Герои нашего времени"(9 класс0

Скачать материал

Развитие понятий о композиции и сюжете при изучении романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

     Цель урока: заинтересовать учащихся самостоятельной работой в процессе анализа художественного произведения ; совершенствовать умения и навыки их анализа; обобщить и углубить знания учащихся о сюжете, композиции произведений.

     Оборудование:

1.      Компьютер

2.      Интерактивная доска

3.      Слайды

4.      Текст «Герой нашего времени»

5.      Рабочие тетради учащихся

        Ход урока.

1.      Сообщение темы урока.

2.      Ход работы : рассмотрим композицию романа «Герой нашего времени»  в целом, затем более детально – отдельной главы «Бэла».

3.      Одной из задач работы над романом является выяснение того, как идейный замысел автора нашел отражение в композиции произведения.

Учитывая знания и умения, которыми овладели учащиеся по теории литературы, обращаюсь к ним с вопросами.

 

1.       Беседа по вопросам.

- Что называется сюжетом художественного произведения?

- Какие элементы сюжета вам известны?

-Что называется композицией художественного произведения?

- С какими композиционными приемами вы встречались при изучении художественных произведений?

В процессе беседы учащиеся подводятся к осознанию роли сюжета в композиции и раскрытии идейного содержания произведения . Сюжет – это система событий, расположенных в определенном порядке. Каждое событие состоит из одного или нескольких эпизодов, являющихся единицей анализа сюжета. Необходимо определить главные ключевые эпизоды в произведении и уметь их анализировать.

Каждый писатель пользуется различными элементами композиции (то есть произведение можно разделить на части, главы, эпизоды). Причем так строит свое произведение, так сочетает между собой явления, что они, дополняя друг друга, образуют единое целое, выражающее идейный замысел и отношение автора к изображаемым событиям.

2.       Рассмотрим композицию произведения в целом.  (Обратить внимание на то, как произведение делится на крупные компоненты (главы, части)).  Затем – более детально – отдельной главы (части).

     Чтобы девятиклассники заинтересовались романом «Герой нашего времени», более наглядно представили его общую композицию, даю задание самостоятельно проследить пункты пребывания героя на Кавказе ( в хронологической последовательности) и подобрать небольшие отрывки из глав, характеризующие места действия.

Индивидуальное задание: несколько учащихся делают презентацию к каждой главе, используя художественные  произведения М.Врубеля, Н.Дубовского, Л.Фейнберга, зарисовки самого М.Лермонтова, подчеркивая что картины не являются собственно иллюстрацией к тексту, а лишь перекликаются со страницами романа.

     Данная работа проводится в форме путешествия. По мере ответов учащихся на доске и в тетрадях обозначаются пункты пребывания героя, соответствующим образом охарактеризованные. Например:

    Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России.

На доске и в тетрадях  воспроизводится маршрут Печорина в виде карты или опорной (логической) схемы, которая постепенно дополняется новыми замечаниями и сведениями.

     Беседа по вопросам.

- В чем особенность построения романа?

-Можно ли в нем выделить  известные вам элементы сюжета?

Особенность композиции – отсутствие единой сюжетной линии. Автор знакомит с отдельными эпизодами из жизни героя, характерными для него. Поэтому роман состоит из повестей, которые можно читать отдельно, но все они связаны между собой одним главным героем.

- Почему именно так строит свой роман М.Ю.Лермонтов?

Автор хотел показать: жизнь героя бесцельна, в каждой отдельной повести Печорин преследует разные мелкие цеди, а единой, общей , главной – у него нет.

Задание; вспомните композиционный план романа и сопоставьте его с хронологическим, отметьте на карте путешествий.

- В чем необычность композиции?

- Как называется такой композиционный  прием?

- В каких произведениях вы встречались с ним?

- С какой целью используется он писателем?

- О чем заставляет задуматься такая композиция?

     В случае затруднения с ответом предложить дополнительные вопросы:

- О каких событиях из жизни Печорина мы узнаем  в первых главах?

- От чьего имени ведется повествование в главах «Бэла»; «Максим Максимович» и во второй части романа? Какую это играет роль?

- В какой форме написаны первые две и три последующие повести?

     Параллельно с ответами вносятся дополнения и на карте путешествий Печорина по Кавказу. В результате она принимает такой вид.

3.       После знакомства с общей композицией романа уясняем место героя в системе образов.

- Как расположены действующие лица?  (контрастно: с одной стороны Печорин, а с другой – все остальные).

Герой противопоставлен всем, сталкивается с различными людьми, и это помогает увидеть его с различных сторон. Все направлено на то, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Вся композиция произведения ( нарушение хронологического хода событий, смена рассказчиков, жанр путешествий и дневника, группировка действующих лиц помогают автору со все большей полнотой раскрыть характер Печорина, выясняя причины, породившие его.

4.       Коллективная работа. Рассмотрим особенности повести «Бэла»

Учитель:

- Каждая глава в художественном  произведении  имеет свой композиционный план (коллективно составляем план) – работа с доской и в тетрадях.

- На сколько частей можно разделить повесть?

- Как озаглавим эти части?

1). Встреча автора и Максим Максимыча по дороге из Тифлиса.

2). Рассказ Максим Максимыча о похищении Бэлы.

3). Перевал через Крестовую гору.

4). Окончание рассказа Максим Максимыча - - гибель Бэлы.

 

     Чтобы учащиеся задумались над композиционным приемом «рассказ в рассказе» и над тем, насколько важна роль повествователя в эпическом произведении, предлагаю вопросы:

         - Почему рассказ о любви Печорина и Бэлы ведется от имени Максим Максимыча? Как этот прием высвечивает замысел автора?

Если возникнут затруднения, можно задать дополнительные вопросы:

- Кто такой Максим Максимыч? Что мы узнаем о нем?

- Может ли мнение Максим Максимыча быть критерием в оценке главного героя? Является ли он тем человеком, который способен понять Печорина?

- Какой композиционный прием использует автор, составляя характеры Печорина и Максим Максимыча?

- Какие стороны характера Печорина подчеркивает сопоставление его с Максим Максимычем?

Первое  впечатление о Печорине довольно поверхностное. Читатель глазами Максима Максимыча видит поведение  героя, но не понимает его до конца. Применяя композиционный прием «рассказ в рассказе» , автор хотел вначале заинтересовать нас противоречивыми поступками героя, пока не объясняя их).

     Работа над вторым пунктом плана ( рассказ Максима Максимыча о похищении Бэлы)

     Работа с текстом

  1. Задание:  

1.зачитать описание портрета Печорина и характеристику, данную ему повествователем.

Портрет героя очень скуп, а в характеристике Печорина говорится лишь о его странностях и противоречивом поведении. Это объясняется тем, что Максим Максимыч не понимает, с каким человеком столкнула его жизнь.

  1. Слайд № 3. Вопросы на доске.

Групповая работа

Работа над эпизодом похищение Бэлы .

              Коллективный анализ под руководством учителя

1.       Обосновать, почему для характеристики героя выбрали именно этот эпизод?

2.       Мысленно воспроизвести психологическое состояние героя.

3.       Как характеризует героя данный эпизод? Что в действиях героя заслуживает одобрение, а что осуждение?

4.       Отношение автора к герою в данном эпизоде.

5.       Значение эпизода в раскрытии идеи произведения.

 

 1 группа. Самостоятельная работа учащихся по этим же вопросам, анализируя эпизод «Как Печорин окончательно покорил Бэлу ( в форме связного ответа)

2 группа. Работа с текстом.

Самостоятельно по этим же вопросам в форме связного ответа анализирует эпизод «Как Печорин окончательно покорил Бэлу».

     Рассмотрим эпизод «Перевал путников через Крестовую гору».

- Какую композиционную роль играет данный эпизод в развитии действия?

- Какое настроение у читателей создает пейзаж в начале и конце пути?

     Зачитать картины пейзажа.

     Работа по вопросам над исповедью Печорина (последняя часть).

- Какую композиционную роль играет эта исповедь?

- Почему она расположена почти в самом конце главы?

-Как это способствует идейному замыслу автора?

- О какой авторской позиции свидетельствует?

Учитель (обобщить). Если проанализировать повесть, подвести итог, к какому выводу можно прийти об отношении  автора к Печорину? Отношение автора к своему герою противоречиво. С одной стороны, он осуждает эгоистические поступки Печорина (эпизоды похищения Бэлы , ее гибель), с другой – чувствуется явная симпатия к нему) (портрет Печорина: тоненький, беленький – в исповеди героя; сочувствует ему после гибели Бэлы; был долго нездоров, исхудал, бедняжка).

Сопоставление героев повести.

- Как группируются  действующие лица в повести?

- Какие стороны характера Печорина подчеркивает автор, сопоставляя его с Максимом Максимычем, Бэлой, горцами?

     Обобщить проделанную работу.

- Какие композиционные особенности повести можно отметить , и какова их роль?

(В повести «Бэла» писатель использует как композиционную особенность повествования от имени Максима Максимыча; пейзаж; портреты; монологи героев; различные события располагает в такой последовательности, что они помогают читателю постичь идейный замысел писателя и характеризуют действующих лиц повести).

Домашнее задание: самостоятельно поработать над сюжетом и особенностями композиции в главе «Максим Максимыч»

Учитель. Анализируя главу «Бэла», вы приобрели умения и навыки по выявлению особенностей сюжета и композиции, определили их роль в постижении основной мысли художественного произведения, учились самостоятельно выделять ключевые эпизоды и анализировать их. Поэтому при осмыслении повести «Максим Максимыч» творческая самостоятельная работа будет направлена на поиски композиционных особенностей, которые не встретились  в главе «Бэла».

В тетради запишите тему задания и вопросы.

- Какова роль повествователя в рассказе?

- Пейзажи и их роль?

- В чем особенности портрета Печорина?

- Чем он отличается от портрета , данного Максимом Максимычем  в повести «Бэла»?

Какова его композиционная роль?

- Зачитайте и проанализируйте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем.

- Какова  композиционная роль повести в романе? (Почему эта повести является второй главой произведения, а хронологически должна быть последней?)

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по литературе на тему "Развитие понятий о композиции и сюжете при изучении романа М.Ю.Лермонтова "Герои нашего времени"(9 класс0"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Развитие понятий о композиции и сюжете при изучении романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

     Цель урока: заинтересовать учащихся самостоятельной работой в процессе анализа художественного произведения ; совершенствовать умения и навыки их анализа; обобщить и углубить знания учащихся о сюжете, композиции произведений.

     Оборудование:

1.      Компьютер

2.      Интерактивная доска

3.      Слайды

4.      Текст «Герой нашего времени»

5.      Рабочие тетради учащихся

        Ход урока.

1.      Сообщение темы урока.

2.      Ход работы : рассмотрим композицию романа «Герой нашего времени»  в целом, затем более детально – отдельной главы «Бэла».

3.      Одной из задач работы над романом является выяснение того, как идейный замысел автора нашел отражение в композиции произведения.

Учитывая знания и умения, которыми овладели учащиеся по теории литературы, обращаюсь к ним с вопросами.

 

1.       Беседа по вопросам.

- Что называется сюжетом художественного произведения?

- Какие элементы сюжета вам известны?

-Что называется композицией художественного произведения?

- С какими композиционными приемами вы встречались при изучении художественных произведений?

В процессе беседы учащиеся подводятся к осознанию роли сюжета в композиции и раскрытии идейного содержания произведения . Сюжет – это система событий, расположенных в определенном порядке. Каждое событие состоит из одного или нескольких эпизодов, являющихся единицей анализа сюжета. Необходимо определить главные ключевые эпизоды в произведении и уметь их анализировать.

Каждый писатель пользуется различными элементами композиции (то есть произведение можно разделить на части, главы, эпизоды). Причем так строит свое произведение, так сочетает между собой явления, что они, дополняя друг друга, образуют единое целое, выражающее идейный замысел и отношение автора к изображаемым событиям.

2.       Рассмотрим композицию произведения в целом.  (Обратить внимание на то, как произведение делится на крупные компоненты (главы, части)).  Затем – более детально – отдельной главы (части).

     Чтобы девятиклассники заинтересовались романом «Герой нашего времени», более наглядно представили его общую композицию, даю задание самостоятельно проследить пункты пребывания героя на Кавказе ( в хронологической последовательности) и подобрать небольшие отрывки из глав, характеризующие места действия.

Индивидуальное задание: несколько учащихся делают презентацию к каждой главе, используя художественные  произведения М.Врубеля, Н.Дубовского, Л.Фейнберга, зарисовки самого М.Лермонтова, подчеркивая что картины не являются собственно иллюстрацией к тексту, а лишь перекликаются со страницами романа.

     Данная работа проводится в форме путешествия. По мере ответов учащихся на доске и в тетрадях обозначаются пункты пребывания героя, соответствующим образом охарактеризованные. Например:

    Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России.

На доске и в тетрадях  воспроизводится маршрут Печорина в виде карты или опорной (логической) схемы, которая постепенно дополняется новыми замечаниями и сведениями.

     Беседа по вопросам.

- В чем особенность построения романа?

-Можно ли в нем выделить  известные вам элементы сюжета?

Особенность композиции – отсутствие единой сюжетной линии. Автор знакомит с отдельными эпизодами из жизни героя, характерными для него. Поэтому роман состоит из повестей, которые можно читать отдельно, но все они связаны между собой одним главным героем.

- Почему именно так строит свой роман М.Ю.Лермонтов?

Автор хотел показать: жизнь героя бесцельна, в каждой отдельной повести Печорин преследует разные мелкие цеди, а единой, общей , главной – у него нет.

Задание; вспомните композиционный план романа и сопоставьте его с хронологическим, отметьте на карте путешествий.

- В чем необычность композиции?

- Как называется такой композиционный  прием?

- В каких произведениях вы встречались с ним?

- С какой целью используется он писателем?

- О чем заставляет задуматься такая композиция?

     В случае затруднения с ответом предложить дополнительные вопросы:

- О каких событиях из жизни Печорина мы узнаем  в первых главах?

- От чьего имени ведется повествование в главах «Бэла»; «Максим Максимович» и во второй части романа? Какую это играет роль?

- В какой форме написаны первые две и три последующие повести?

     Параллельно с ответами вносятся дополнения и на карте путешествий Печорина по Кавказу. В результате она принимает такой вид.

3.       После знакомства с общей композицией романа уясняем место героя в системе образов.

- Как расположены действующие лица?  (контрастно: с одной стороны Печорин, а с другой – все остальные).

Герой противопоставлен всем, сталкивается с различными людьми, и это помогает увидеть его с различных сторон. Все направлено на то, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Вся композиция произведения ( нарушение хронологического хода событий, смена рассказчиков, жанр путешествий и дневника, группировка действующих лиц помогают автору со все большей полнотой раскрыть характер Печорина, выясняя причины, породившие его.

4.       Коллективная работа. Рассмотрим особенности повести «Бэла»

Учитель:

- Каждая глава в художественном  произведении  имеет свой композиционный план (коллективно составляем план) – работа с доской и в тетрадях.

- На сколько частей можно разделить повесть?

- Как озаглавим эти части?

1). Встреча автора и Максим Максимыча по дороге из Тифлиса.

2). Рассказ Максим Максимыча о похищении Бэлы.

3). Перевал через Крестовую гору.

4). Окончание рассказа Максим Максимыча - - гибель Бэлы.

 

     Чтобы учащиеся задумались над композиционным приемом «рассказ в рассказе» и над тем, насколько важна роль повествователя в эпическом произведении, предлагаю вопросы:

         - Почему рассказ о любви Печорина и Бэлы ведется от имени Максим Максимыча? Как этот прием высвечивает замысел автора?

Если возникнут затруднения, можно задать дополнительные вопросы:

- Кто такой Максим Максимыч? Что мы узнаем о нем?

- Может ли мнение Максим Максимыча быть критерием в оценке главного героя? Является ли он тем человеком, который способен понять Печорина?

- Какой композиционный прием использует автор, составляя характеры Печорина и Максим Максимыча?

- Какие стороны характера Печорина подчеркивает сопоставление его с Максим Максимычем?

Первое  впечатление о Печорине довольно поверхностное. Читатель глазами Максима Максимыча видит поведение  героя, но не понимает его до конца. Применяя композиционный прием «рассказ в рассказе» , автор хотел вначале заинтересовать нас противоречивыми поступками героя, пока не объясняя их).

     Работа над вторым пунктом плана ( рассказ Максима Максимыча о похищении Бэлы)

     Работа с текстом

1.      Задание: 

1.зачитать описание портрета Печорина и характеристику, данную ему повествователем.

Портрет героя очень скуп, а в характеристике Печорина говорится лишь о его странностях и противоречивом поведении. Это объясняется тем, что Максим Максимыч не понимает, с каким человеком столкнула его жизнь.

2.      Слайд № 3. Вопросы на доске.

Групповая работа

Работа над эпизодом похищение Бэлы .

              Коллективный анализ под руководством учителя

1.       Обосновать, почему для характеристики героя выбрали именно этот эпизод?

2.       Мысленно воспроизвести психологическое состояние героя.

3.       Как характеризует героя данный эпизод? Что в действиях героя заслуживает одобрение, а что осуждение?

4.       Отношение автора к герою в данном эпизоде.

5.       Значение эпизода в раскрытии идеи произведения.

 

 1 группа. Самостоятельная работа учащихся по этим же вопросам, анализируя эпизод «Как Печорин окончательно покорил Бэлу ( в форме связного ответа)

2 группа. Работа с текстом.

Самостоятельно по этим же вопросам в форме связного ответа анализирует эпизод «Как Печорин окончательно покорил Бэлу».

     Рассмотрим эпизод «Перевал путников через Крестовую гору».

- Какую композиционную роль играет данный эпизод в развитии действия?

- Какое настроение у читателей создает пейзаж в начале и конце пути?

     Зачитать картины пейзажа.

     Работа по вопросам над исповедью Печорина (последняя часть).

- Какую композиционную роль играет эта исповедь?

- Почему она расположена почти в самом конце главы?

-Как это способствует идейному замыслу автора?

- О какой авторской позиции свидетельствует?

Учитель (обобщить). Если проанализировать повесть, подвести итог, к какому выводу можно прийти об отношении  автора к Печорину? Отношение автора к своему герою противоречиво. С одной стороны, он осуждает эгоистические поступки Печорина (эпизоды похищения Бэлы , ее гибель), с другой – чувствуется явная симпатия к нему) (портрет Печорина: тоненький, беленький – в исповеди героя; сочувствует ему после гибели Бэлы; был долго нездоров, исхудал, бедняжка).

Сопоставление героев повести.

- Как группируются  действующие лица в повести?

- Какие стороны характера Печорина подчеркивает автор, сопоставляя его с Максимом Максимычем, Бэлой, горцами?

     Обобщить проделанную работу.

- Какие композиционные особенности повести можно отметить , и какова их роль?

(В повести «Бэла» писатель использует как композиционную особенность повествования от имени Максима Максимыча; пейзаж; портреты; монологи героев; различные события располагает в такой последовательности, что они помогают читателю постичь идейный замысел писателя и характеризуют действующих лиц повести).

Домашнее задание: самостоятельно поработать над сюжетом и особенностями композиции в главе «Максим Максимыч»

Учитель. Анализируя главу «Бэла», вы приобрели умения и навыки по выявлению особенностей сюжета и композиции, определили их роль в постижении основной мысли художественного произведения, учились самостоятельно выделять ключевые эпизоды и анализировать их. Поэтому при осмыслении повести «Максим Максимыч» творческая самостоятельная работа будет направлена на поиски композиционных особенностей, которые не встретились  в главе «Бэла».

В тетради запишите тему задания и вопросы.

- Какова роль повествователя в рассказе?

- Пейзажи и их роль?

- В чем особенности портрета Печорина?

- Чем он отличается от портрета , данного Максимом Максимычем  в повести «Бэла»?

Какова его композиционная роль?

- Зачитайте и проанализируйте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем.

- Какова  композиционная роль повести в романе? (Почему эта повести является второй главой произведения, а хронологически должна быть последней?)

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 222 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 957
    • DOCX 51.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Юсупова Зира Кадыровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Юсупова Зира Кадыровна
    Юсупова Зира Кадыровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14915
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе