МАОУ ДОД ДШИ
ОТКРЫТЫЙ УРОК.
по теме « Построение
интерьера в перспективе»
Выполнила:
Преподаватель Нефедова Светлана Викторовна
Г.Северобайкальск
2014 год
Тема: Построение перспективы
в интерьере.
(Урок рассчитан на
1.5 часа)
Цель: Познакомить
учащихся с законами построения перспективы интерьера.
Воспитательная: воспитание образного композиционного мышления, аккуратность и четкость в
выполнении рисунка, привитие эстетического вкуса.
Развивающая: развитие
глазомера, чувства глубины и масштабности пространства, развивать творческие
способности учащихся.
Обучающая: научить выполнять рисунок интерьера с учетом перспективного
сокращения.
Задачи:
·
Показать
направления работы над рисунком интерьера
·
Углубить
знания и навыки в искусстве рисования
·
Знакомство
с техническими приемами построения интерьера.
·
Закрепление
учебного материала – совместное построение фронтального и углового интерьера.
·
Самостоятельный
набросок человека в интерьере.
Оборудование для учащихся: бумага,
карандаш, ластик, линейка.
Оборудование для преподавателя: компьютер,
проектор, экран, доска, эскизы построения выполненные заранее на бумаге.
Структура урока:
Организационный
момент. Объявление
темы и цели урока - 5 мин
- Лекция - презентация нового
материала – 15 мин
2. Совместное построение углового и
фронтального интерьера – 30 мин.
- Повторение темы «Перспектива».
- Вопросы: Где проходит линия горизонта у рисующего?
- Как расположена точка схода по отношению к рисующему
-
Объяснение нового материала.
- Изображение схемы перспективы интерьера - фронтальной на
доске по этапам:
а) выбор точек схода для учащихся на линии горизонта.
б) построение линии потолка, пола.
в) построение перспективы окон, дверей.
- Изображение схемы перспективы интерьера - угловой
на
доске по этапам:
а) выбор точек схода для учащихся на линии
горизонта.
б) построение линии потолка, пола.
в) построение перспективы окон, дверей
4.Самостоятельное выполнение работы учащимися творческим
подходом–30 минут
- На основе любого из построенных форм интерьера выполнить
расстановку
мебели из 2-3 предметов
- Учитывая назначение комнаты и расположение окон и дверей
- Учитывая размеры и формы мебели
- Схематично вписать фигуру человека в построенный интерьер
5.Подведение итогов. Выборочный просмотр работ учащихся , обсуждение
ошибок
, выставление оценок. Объяснение домашнего задания Домашнее
задание:
Построение интерьера своей комнаты с фигурой
человека «Портрет
мамы»- 10 минут
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к уроку;
2. Введение в тему урока
Для изображения интерьера художники используют самые
разнообразные средства, начиная от графитного карандаша, туши и чернил,
акварели и заканчивая их сочетаниями.
Цель рисунков интерьера – это выявление характерных особенностей
наблюдаемой натуры, показ назначения изображаемой части помещения и
воспроизведение своих впечатлений и замысла. В рисунке интерьера мы показываем
наряду со стенами пол и потолок помещения
3.
Лекция, презентация нового материала.
Изображаемый художником интерьер– это не только
перечислительно- описательный, послушно повторяющий натуру «портрет» жилища.
Это еще и рассказ о его обитателях, их образе жизни, попытка дать
почувствовать зрителю настрой их души, понять их мироощущение. Многое в таком
рассказе зависит от того, насколько совпадают или не совпадают взгляды на мир
художника, воссоздающего образ интерьера на полотне, и взгляды обитателей этого
интерьера. Зеркалом души можно назвать интерьер частного дома, «зеркалом души»
живущего в нем человека. Образ мыслей, , характер ежедневных забот и дум обитателей
дома, их образ жизни то как умеют они отдыхать и развлекаться – все отражается
в убранстве этого дома. Проследить как менялся интерьер в зависимости от
архитектурных и экономических концепций разных эпох – задача историков, а для
живописца гораздо важнее рассмотреть изменения внутренности жилища в связи с
общим умонастроением времени. Многое в таком рассказе зависит от того,
насколько совпадают или не совпадают взгляды на мир художника, воссоздающего
образ интерьера на полотне и взгляды обитателей этого интерьера.
Поэтому художники писавшие интерьеры. искали в них прежде всего
душу живущих там людей. Поэтому столь гармоничны, столь притягательны, именно
своей раскрытостью, «душевностью» эти часто незамысловатые изображения. Во всех
этих «комнатах» хочется побывать, пожить в них, подышать их воздухом,
насладиться их светом и красками их убранства конечно заглянуть в книги,
которые читают их обитатели, рассмотреть их вышивания; хочется завести с этими людьми
тихую беседу, посидеть подле них в удобных креслах, дотронуться до деревянных
спинок стульев и диванов, коснуться шелковых штор и конечно разглядеть
развешанные по стенам картины, гравюры; услышать звуки музыкальных инструментов
стоящих у стен… Эти комнаты так гостеприимны… Кажется, что они ждут нас.
Первые попытки изображения интерьеров появились еще в древнем
Египте, затем в древней Греции и в древнем Риме. Очень тщательно и предельно
точно изображались интерьеры в эпоху Ренессанса, особое внимание художники уделяли
перспективе. Великие мастера эпохи Возрождения- Альберти, Учелло. Мазаччо,
Донателло разработали теорию перспективы взяв за основу принцип построения
мозаики или так называемой перспективной сеткой, они пользовались изображая
фигуры, предметы интерьера, здания.. Но расцветом интерьерной живописи считается
XVII век в Нидерландах.
Благодаря художникам мы теперь можем видеть как выглядело жилище человека как
он жил, что одевал.
Практическая
часть. Последовательность ведения работы над интерьером.
1 Выбор точки зрения.
Целенаправленное наблюдение натуры, поиск наиболее
выразительного фрагмента интерьера, определение композиционно-смыслового
центра, подчиняющего себе предметы обстановки, позволит в дальнейшем грамотно
изобразить интерьер. Каким бы сложным по конфигурации он ни был, его всегда
можно, как правило, привести к известным геометрическим объектам, которые имеют
в плане квадрат, прямоугольник, круг. Такое приведение к простым формам
является хорошо зарекомендовавшим себя композиционным приемом, издавна
используемым старыми мастерами. Поэтому умение хорошо рисовать геометрические
формы в перспективе облегчит рисование интерьеров с натуры .Здесь следует
воспользоваться методом линейно-конструктивного построения изображения,
поскольку лишь изображая предметы как бы прозрачными, можно точно определить
положение каждого предмета в пространстве. Так, изображая предметы,
расположенные на полу, наглядно видно размещение следков от них и расстояний
между ними. С этой целью нужно наметить линию горизонта, располагающуюся на
уровне глаз рисующего, и ориентируясь на неё, уточнить соотношение
перспективных сокращений предметов с перспективными сокращениями стен и потолка
комнаты, в которой они находятся.
2 Ход работы.
Основными задачами являются: решение перспективы.
Рисунок интерьера всегда начинается с определения уровня горизонта: как
расстояние от пола до уровня Ваших глаз относится к высоте помещения от пола до
потолка. Этот уровень можно отметить в натуре просто сев на стуле возле стены.
На линии горизонта, кроме точек схода, находится еще одна важная точка - точка,
в которую направлен наш луч зрения – точка схода.
Как уже упоминалось, при проведении перспективных построений принято считать
что точка зрения зафиксирована. В зависимости от положения точки схода рассматриваются
две основных схемы построения интерьера - фронтальный интерьер и угловой
интерьер.
Для того чтобы рисовать интерьер нам нужен так называемый "отход".
Это значит, что между нами и изображаемым участком комнаты должно быть
достаточно большое расстояние, сопоставимое с высотой помещения.
Первая часть задания - рисунок
фронтального интерьера. В рисунке фронтального интерьера луч зрения
перпендикулярен плоскости одной из стен. Схема перспективных построений будет
предельно проста: линии ширины и высоты будем считать строго вертикальными и
горизонтальными, без перспективных искажений. Все параллельные линии глубины,
то есть, линии параллельные лучу зрения, будут иметь точку схода в главной
точке.
Начнем рисунок с того, что определим уровень горизонта - как расстояние от
пола до уровня ваших глаз относится к высоте помещения от пола до потолка - и
нарисуем линию горизонта, на линии горизонта обозначим положение точки схода,
выбираем симметричную композицию, нарисуем две горизонтальные линии - границы
фронтальной стены с полом и потолком. Выше верхней линии и ниже нижней линии на
листе должно оставаться достаточно свободного места.
Выясним, высоту и ширину комнаты и отложим равные отрезки на нижней
горизонтальной линии - ширину, а на крайней вертикальной высоту. Затем
соединим точку схода с отложенными на полу метрами. Глубину комнаты определим
по перспективе поставив дополнительную точку D. Диагональ пресечется с прямыми,
направленными к точке схода. Проведя через полученные точки горизонтальные
прямые, мы получим сетку из перспективных квадратов разбитую на полу помещения .
Теперь через главную точку и углы фронтальной стены проведем линии глубины.
Таким образом мы нарисовали коробку комнаты (рис 1-6).
Вторая часть задания - рисунок
углового интерьера.
Рисунок углового интерьера отличается тем, что главная вертикаль расположена в
углу помещения, то есть луч нашего зрения направлен в угол. Для такой позиции характерно следующее
поведение параллельных линий: линии пересечения стен с полом и стен с потолком
имеют две точки схода на линии горизонта. Вертикали остаются вертикальными. Начнем рисунок с того, что нарисуем
посередине листа линию горизонта. На линии горизонта обозначим положение
главной точки.
Через главную точку проведем вертикаль угла
комнаты и на ней отложим расстояния от уровня Ваших глаз до пола и до
потолка. Выше верхнего окончания линии угла и ниже нижнего окончания этой
линии на листе должно оставаться достаточно свободного места.
Теперь по направлениям найдем углы наклона линий пересечения стен с полом и
стен с потолком, имея в виду, что они будут иметь две точки схода на линии
горизонта справа и слева от главной точки. (Одна
из точек схода может оказаться в пределах листа, но ни в коем случае не обе!)
(рис 7-14)
|
4. Самостоятельное выполнение работы учащимися.
Предметы находящиеся внутри помещения подчиняются общим
законам перспективы. Вышеизложенные правила перспективы помогают выполнить рисунки
по представлению или с натуры , части комнаты с простейшими предметами
меблировки, видимой во фронтальном или под любым углом плоскости.
Далее следует мысленно продумать компоновку рисунка на
листе бумаги и, лишь затем, наметить легкими штрихами общий вид интерьера. Приступая
к изображению интерьера, необходимо помнить, что задача усложняется, в связи с
необходимостью передачи более углубленного пространства и наибольшего
количества предметов, чем в натюрморте.
Предметы мебели строим по их внешним ребрам. Параллельные
линии предметов мебели сориентированных относительно стен имеют те же точки
схода, что и линии помещения, поэтому построение начинаем от их следов на
плоскости пола, затем достраивая высоту. Еще раз обращаю внимание, что предметы
мебели обычно сориентированы вдоль стен и именно поэтому подчинены той же схеме
что и помещение. В интерьере
предметы расположены на разных уровнях, на значительном расстоянии друг от
друга, на горизонтальной плоскости пола и вертикальных поверхностях стен
(картины, зеркала, мебель и т.п.), что усложняет их передачу в пространстве. Если какой-то
предмет - стол, стул - повернуть под каким-то произвольным углом относительно
стен, он будет иметь свою собственную пару точек схода на линии горизонта.
Когда коробки предметов мебели готовы, приступаем к деталировке. Все детали
подчиняются общей схеме.
Следующее
задание - расположить фигуру внутри интерьера (можно воспользоваться примерами
расположения фигур выполненных учащимися заранее). При определении величины с
стоящей фигуры от головы и ног в точку схода проводят линии, между которыми
помещается фигура в плане.
Определение основных пропорций,
конструктивное и перспективное построение с предварительным уточнением
расположения объектов.
Выбор натуры и точки зрения также важен, как и дальнейшая работа
над ней, поэтому следует с особой тщательностью подходить к этому вопросу.
В изображении интерьера необходимо выбрать такую точку зрения, с
которой бы хорошо воспринимались большие массы помещения, а свет имел бы
определенное направление, создавая интересные световые контрасты.
Впечатление глубины пространства передается, как и точным
перспективным построением интерьера, так и включением светотени в рисунок. Для
этого, следует уже на этапе поиска в наброске интерьера характера формы
предметов, проложить штрихами тональные отношения. При этом, обратить внимание
на то, как распределяются светлые и темные пятна на плоскости и каково их
композиционное расположение. Здесь учитываются света и тени на предметах,
тональная окраска предметов. Следует учесть, что направление линий штриховки
должно соответствовать направлению изображенных плоскостей в пространстве. Тон
штриховки должен учитывать и удаление объектов от рисующего. Здесь поможет
знание правил воздушной перспективы. Рисуя интерьер, где объем пространства не
так велик и разница в планах почти незаметна, нужно условно разбить условно
свой рисунок на два-три плана и решать каждый соответственно его характеру, и
за основу взять средний план. На переднем плане предметы четче прорисовываются
и детализируются, средний план служит камертоном тона рисунка, а дальний –
объединяет штриховкой предметы с фоном.
5 Стадия обобщения.
Заканчивая работу над рисунком интерьера, надо внимательно проверить
общее впечатление от изображения. Следует посмотреть на рисунок издали, и
проверить, как согласуются между собою архитектурное пространство интерьера и
его наполненность по тону, не «лезут» ли вперед по тону предметы дальнего
плана, не являются ли рефлексы такой же силы тона, как и света, воспринимается
ли цельным и законченным весь рисунок. Законы психологии зрительного восприятия
говорят о том, что не все предметы, окружающие человека, воспринимаются
одинаково. Предметы, находящиеся в центре поля зрения, мы видим более четко и
ясно, чем остальные. Следовательно, учитывая закономерности восприятия, мы
должны и в рисунке помочь зрителю выделить главное, смягчив второстепенное.
5. Подведение итогов
Общая экспозиция работ. Обсуждение основных достоинств,
выявление ошибок и пути их исправления. Выдача домашнего задания.
Задание на дом
Самой прекрасной и трогательной темой в живописи считается
женский образ. Сделайте фотопортрет в интерьере вашей мамы или бабушки за
любимым занятием или во время отдыха используя следующие рекомендации.
Выбрав наиболее удачный вид интерьера, и приступая
непосредственно к практической части , следует правильно выбрать формат
изображения. В процессе компоновки можно какую-то часть интерьера не включать,
чтобы достичь цельности. Следующим этапом является перенос фотографического
изображения на лист бумаги, используя законы перспективы, масштабных соотношений,
передача перспективных сокращений помещения предметов и фигуры в ней.
Материал: графитный карандаш
Используемая литература:
1. Учитесь рисовать перспективу. Девид Браун. Минск 2002.
Рис 1
Рис2
Рис3
Рис4
Рис5
Рис6
Рис7
Рис8
Рис9
Рис10
Рис11
Рис12
Рис13
Рис14
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.