Главная / ИЗО, МХК / Открытый урок по ИЗО "Построение интерьера в перспективе"

Открытый урок по ИЗО "Построение интерьера в перспективе"

МАОУ ДОД ДШИ









ОТКРЫТЫЙ УРОК.

по теме « Построение интерьера в перспективе»






Выполнила:

Преподаватель Нефедова Светлана Викторовна













Г.Северобайкальск

2014 год

Тема: Построение перспективы в интерьере.

(Урок рассчитан на 1.5 часа)



Цель: Познакомить учащихся с законами построения перспективы интерьера.

Воспитательная: воспитание образного композиционного мышления, аккуратность и четкость в выполнении рисунка, привитие эстетического вкуса.


Развивающая: развитие глазомера, чувства глубины и масштабности пространства, развивать творческие способности учащихся.

Обучающая: научить выполнять рисунок интерьера с учетом перспективного сокращения.

Задачи:  

  • Показать направления работы над рисунком интерьера

  • Углубить знания и навыки в искусстве рисования

  • Знакомство с техническими приемами построения интерьера.

  • Закрепление учебного материала – совместное построение фронтального и углового интерьера.

  • Самостоятельный набросок человека в интерьере.



Оборудование для учащихся: бумага, карандаш, ластик, линейка.

Оборудование для преподавателя: компьютер, проектор, экран, доска, эскизы построения выполненные заранее на бумаге.

Структура урока:

Организационный момент. Объявление темы и цели урока - 5 мин

  1. Лекция - презентация нового материала – 15 мин

2. Совместное построение углового и фронтального интерьера – 30 мин.

- Повторение темы «Перспектива».

- Вопросы: Где проходит линия горизонта у рисующего?

- Как расположена точка схода по отношению к рисующему

- Объяснение нового материала.

- Изображение схемы перспективы интерьера - фронтальной на

доске по этапам:

а) выбор точек схода для учащихся на линии горизонта.

б) построение линии потолка, пола.

в) построение перспективы окон, дверей.

- Изображение схемы перспективы интерьера - угловой на

доске по этапам:

а) выбор точек схода для учащихся на линии горизонта.

б) построение линии потолка, пола.

в) построение перспективы окон, дверей

4.Самостоятельное выполнение работы учащимися творческим

подходом–30 минут

- На основе любого из построенных форм интерьера выполнить расстановку

мебели из 2-3 предметов

- Учитывая назначение комнаты и расположение окон и дверей

- Учитывая размеры и формы мебели

- Схематично вписать фигуру человека в построенный интерьер




5.Подведение итогов. Выборочный просмотр работ учащихся , обсуждение

ошибок , выставление оценок. Объяснение домашнего задания Домашнее

задание: Построение интерьера своей комнаты с фигурой человека «Портрет

мамы»- 10 минут


Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к уроку;

2. Введение в тему урока 

Для изображения интерьера художники используют самые разнообразные средства, начиная от графитного карандаша, туши и чернил, акварели и заканчивая их сочетаниями.

 Цель рисунков интерьера – это выявление характерных особенностей наблюдаемой натуры, показ назначения изображаемой части помещения и воспроизведение своих впечатлений и замысла. В рисунке интерьера мы показываем наряду со стенами пол и потолок помещения

  1. Лекция, презентация нового материала.

Изображаемый художником интерьер– это не только перечислительно- описательный, послушно повторяющий натуру «портрет» жилища. Это еще и рассказ о его обитателях, их образе жизни, попытка дать почувствовать зрителю настрой их души, понять их мироощущение. Многое в таком рассказе зависит от того, насколько совпадают или не совпадают взгляды на мир художника, воссоздающего образ интерьера на полотне, и взгляды обитателей этого интерьера. Зеркалом души можно назвать интерьер частного дома, «зеркалом души» живущего в нем человека. Образ мыслей, , характер ежедневных забот и дум обитателей дома, их образ жизни то как умеют они отдыхать и развлекаться – все отражается в убранстве этого дома. Проследить как менялся интерьер в зависимости от архитектурных и экономических концепций разных эпох – задача историков, а для живописца гораздо важнее рассмотреть изменения внутренности жилища в связи с общим умонастроением времени. Многое в таком рассказе зависит от того, насколько совпадают или не совпадают взгляды на мир художника, воссоздающего образ интерьера на полотне и взгляды обитателей этого интерьера.

Поэтому художники писавшие интерьеры. искали в них прежде всего душу живущих там людей. Поэтому столь гармоничны, столь притягательны, именно своей раскрытостью, «душевностью» эти часто незамысловатые изображения. Во всех этих «комнатах» хочется побывать, пожить в них, подышать их воздухом, насладиться их светом и красками их убранства конечно заглянуть в книги, которые читают их обитатели, рассмотреть их вышивания; хочется завести с этими людьми тихую беседу, посидеть подле них в удобных креслах, дотронуться до деревянных спинок стульев и диванов, коснуться шелковых штор и конечно разглядеть развешанные по стенам картины, гравюры; услышать звуки музыкальных инструментов стоящих у стен… Эти комнаты так гостеприимны… Кажется, что они ждут нас.

Первые попытки изображения интерьеров появились еще в древнем Египте, затем в древней Греции и в древнем Риме. Очень тщательно и предельно точно изображались интерьеры в эпоху Ренессанса, особое внимание художники уделяли перспективе. Великие мастера эпохи Возрождения- Альберти, Учелло. Мазаччо, Донателло разработали теорию перспективы взяв за основу принцип построения мозаики или так называемой перспективной сеткой, они пользовались изображая фигуры, предметы интерьера, здания.. Но расцветом интерьерной живописи считается XVII век в Нидерландах. Благодаря художникам мы теперь можем видеть как выглядело жилище человека как он жил, что одевал.

 Практическая часть. Последовательность ведения работы над интерьером.

1 Выбор точки зрения.

Целенаправленное наблюдение натуры, поиск наиболее выразительного фрагмента интерьера, определение композиционно-смыслового центра, подчиняющего себе предметы обстановки, позволит в дальнейшем грамотно изобразить интерьер. Каким бы сложным по конфигурации он ни был, его всегда можно, как правило, привести к известным геометрическим объектам, которые имеют в плане квадрат, прямоугольник, круг. Такое приведение к простым формам является хорошо зарекомендовавшим себя композиционным приемом, издавна используемым старыми мастерами. Поэтому умение хорошо рисовать геометрические формы в перспективе облегчит рисование интерьеров с натуры .Здесь следует воспользоваться методом линейно-конструктивного построения изображения, поскольку лишь изображая предметы как бы прозрачными, можно точно определить положение каждого предмета в пространстве. Так, изображая предметы, расположенные на полу, наглядно видно размещение следков от них и расстояний между ними. С этой целью нужно наметить линию горизонта, располагающуюся на уровне глаз рисующего, и ориентируясь на неё, уточнить соотношение перспективных сокращений предметов с перспективными сокращениями стен и потолка комнаты, в которой они находятся.



Ход работы.

Основными задачами являются: решение перспективы.
Рисунок интерьера всегда начинается с определения уровня горизонта: как расстояние от пола до уровня Ваших глаз относится к высоте помещения от пола до потолка. Этот уровень можно отметить в натуре просто сев на стуле возле стены.
 
На линии горизонта, кроме точек схода, находится еще одна важная точка - точка, в которую направлен наш луч зрения –
точка схода. 
Как уже упоминалось, при проведении перспективных построений принято считать что точка зрения зафиксирована. В зависимости от положения точки схода рассматриваются две основных схемы построения интерьера - фронтальный интерьер и угловой интерьер.
Для того чтобы рисовать интерьер нам нужен так называемый "отход". Это значит, что между нами и изображаемым участком комнаты должно быть достаточно большое расстояние, сопоставимое с высотой помещения.
 

Первая часть задания - рисунок фронтального интерьера. В рисунке фронтального интерьера луч зрения перпендикулярен плоскости одной из стен. Схема перспективных построений будет предельно проста: линии ширины и высоты будем считать строго вертикальными и горизонтальными, без перспективных искажений. Все параллельные линии глубины, то есть, линии параллельные лучу зрения, будут иметь точку схода в главной точке.
Начнем рисунок с того, что определим уровень горизонта - как расстояние от пола до уровня ваших глаз относится к высоте помещения от пола до потолка - и нарисуем линию горизонта, на линии горизонта обозначим положение точки схода, выбираем симметричную композицию, нарисуем две горизонтальные линии - границы фронтальной стены с полом и потолком. Выше верхней линии и ниже нижней линии на листе должно оставаться достаточно свободного места.
Выясним, высоту и ширину комнаты и отложим равные отрезки на нижней горизонтальной линии - ширину, а на крайней вертикальной высоту. Затем соединим точку схода с отложенными на полу метрами. Глубину комнаты определим по перспективе поставив дополнительную точку
D. Диагональ пресечется с прямыми, направленными к точке схода. Проведя через полученные точки горизонтальные прямые, мы получим сетку из перспективных квадратов разбитую на полу помещения . Теперь через главную точку и углы фронтальной стены проведем линии глубины. Таким образом мы нарисовали коробку комнаты (рис 1-6).

Вторая часть задания - рисунок углового интерьера
Рисунок углового интерьера отличается тем, что главная вертикаль расположена в углу помещения, то есть луч нашего зрения направлен в угол. Для такой позиции характерно следующее поведение параллельных линий: линии пересечения стен с полом и стен с потолком имеют две точки схода на линии горизонта. Вертикали остаются вертикальными. Начнем рисунок с того, что нарисуем посередине листа линию горизонта. На линии горизонта обозначим положение главной точки.

Через главную точку проведем вертикаль угла комнаты и на ней отложим расстояния от уровня Ваших глаз до пола и до потолка. Выше верхнего окончания линии угла и ниже нижнего окончания этой линии на листе должно оставаться достаточно свободного места.
Теперь по направлениям найдем углы наклона линий пересечения стен с полом и стен с потолком, имея в виду, что они будут иметь две точки схода на линии горизонта справа и слева от главной точки. (Одна из точек схода может оказаться в пределах листа, но ни в коем случае не обе!) (рис 7-14)





4. Самостоятельное выполнение работы учащимися.

  Предметы находящиеся внутри помещения подчиняются общим законам перспективы. Вышеизложенные правила перспективы помогают выполнить рисунки по представлению или с натуры , части комнаты с простейшими предметами меблировки, видимой во фронтальном или под любым углом плоскости.

Далее следует мысленно продумать компоновку рисунка на листе бумаги и, лишь затем, наметить легкими штрихами общий вид интерьера. Приступая к изображению интерьера, необходимо помнить, что задача усложняется, в связи с необходимостью передачи более углубленного пространства и наибольшего количества предметов, чем в натюрморте.

Предметы мебели строим по их внешним ребрам. Параллельные линии предметов мебели сориентированных относительно стен имеют те же точки схода, что и линии помещения, поэтому построение начинаем от их следов на плоскости пола, затем достраивая высоту. Еще раз обращаю внимание, что предметы мебели обычно сориентированы вдоль стен и именно поэтому подчинены той же схеме что и помещение. В интерьере предметы расположены на разных уровнях, на значительном расстоянии друг от друга, на горизонтальной плоскости пола и вертикальных поверхностях стен (картины, зеркала, мебель и т.п.), что усложняет их передачу в пространстве. Если какой-то предмет - стол, стул - повернуть под каким-то произвольным углом относительно стен, он будет иметь свою собственную пару точек схода на линии горизонта.

Когда коробки предметов мебели готовы, приступаем к деталировке. Все детали подчиняются общей схеме.
 
Следующее задание - расположить фигуру внутри интерьера (можно воспользоваться примерами расположения фигур выполненных учащимися заранее). При определении величины с стоящей фигуры от головы и ног в точку схода проводят линии, между которыми помещается фигура в плане.



Определение основных пропорций, конструктивное и перспективное построение с предварительным уточнением расположения объектов.

Выбор натуры и точки зрения также важен, как и дальнейшая работа над ней, поэтому следует с особой тщательностью подходить к этому вопросу.

В изображении интерьера необходимо выбрать такую точку зрения, с которой бы хорошо воспринимались большие массы помещения, а свет имел бы определенное направление, создавая интересные световые контрасты.

Впечатление глубины пространства передается, как и точным перспективным построением интерьера, так и включением светотени в рисунок. Для этого, следует уже на этапе поиска в наброске интерьера характера формы предметов, проложить штрихами тональные отношения. При этом, обратить внимание на то, как распределяются светлые и темные пятна на плоскости и каково их композиционное расположение. Здесь учитываются света и тени на предметах, тональная окраска предметов. Следует учесть, что направление линий штриховки должно соответствовать направлению изображенных плоскостей в пространстве. Тон штриховки должен учитывать и удаление объектов от рисующего. Здесь поможет знание правил воздушной перспективы. Рисуя интерьер, где объем пространства не так велик и разница в планах почти незаметна, нужно условно разбить условно свой рисунок на два-три плана и решать каждый соответственно его характеру, и за основу взять средний план. На переднем плане предметы четче прорисовываются и детализируются, средний план служит камертоном тона рисунка, а дальний – объединяет штриховкой предметы с фоном.

5 Стадия обобщения.

Заканчивая работу над рисунком интерьера, надо внимательно проверить общее впечатление от изображения. Следует посмотреть на рисунок издали, и проверить, как согласуются между собою архитектурное пространство интерьера и его наполненность по тону, не «лезут» ли вперед по тону предметы дальнего плана, не являются ли рефлексы такой же силы тона, как и света, воспринимается ли цельным и законченным весь рисунок. Законы психологии зрительного восприятия говорят о том, что не все предметы, окружающие человека, воспринимаются одинаково. Предметы, находящиеся в центре поля зрения, мы видим более четко и ясно, чем остальные. Следовательно, учитывая закономерности восприятия, мы должны и в рисунке помочь зрителю выделить главное, смягчив второстепенное.  

5. Подведение итогов

Общая экспозиция работ. Обсуждение основных достоинств, выявление ошибок и пути их исправления. Выдача домашнего задания.

Задание на дом



Самой прекрасной и трогательной темой в живописи считается женский образ. Сделайте фотопортрет в интерьере вашей мамы или бабушки за любимым занятием или во время отдыха используя следующие рекомендации.

Выбрав наиболее удачный вид интерьера, и приступая непосредственно к практической части , следует правильно выбрать формат изображения. В процессе компоновки можно какую-то часть интерьера не включать, чтобы достичь цельности. Следующим этапом является перенос фотографического изображения на лист бумаги, используя законы перспективы, масштабных соотношений, передача перспективных сокращений помещения предметов и фигуры в ней.

Материал: графитный карандаш

 

Используемая литература:

1. Учитесь рисовать перспективу. Девид Браун. Минск 2002.

hello_html_5c963afd.png



Рис 1




hello_html_m7dafb9fd.png


Рис2


hello_html_m1c17981a.png



Рис3




hello_html_5290536a.png


Рис4


hello_html_m7e752e5a.png



Рис5



hello_html_m2c22f12b.png


Рис6



hello_html_m48e4af8d.png


Рис7



hello_html_m610baee5.png




Рис8

hello_html_7a50f09d.png


Рис9




hello_html_690ed8e2.png


Рис10




hello_html_m1f0facba.png

Рис11




hello_html_m78af25fb.png



Рис12


hello_html_m1a9cc5cc.png


Рис13


hello_html_m5901ff3e.png


Рис14

Открытый урок по ИЗО "Построение интерьера в перспективе"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Цель: Познакомить учащихся с законами построения перспективы интерьера.

        

Воспитательная: воспитание образного композиционного мышления, аккуратность и четкость в выполнении рисунка, привитие эстетического вкуса.

 

Развивающая: развитие глазомера, чувства глубины и масштабности пространства,  развивать творческие способности учащихся.

Обучающая: научить выполнять рисунок интерьера с учетом перспективного сокращения.

Задачи:  

·         Показать направления работы над рисунком интерьера

·         Углубить знания и навыки в искусстве рисования

·         Знакомство с техническими приемами построения интерьера.

·         Закрепление учебного материала – совместное построение фронтального и углового   интерьера.

 

·         Самостоятельный набросок человека в интерьере.

Автор нефедова светлана викторовна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 2559
Номер материала 10051
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓