Главная / Химия / Открытый урок по химии "Непредельные углеводороды. Алкины"

Открытый урок по химии "Непредельные углеводороды. Алкины"

Краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Спасский политехнический колледж»

г. Спасск - Дальний




hello_html_78b01dfb.gif




hello_html_md642627.gif
















Урок изучения нового материала в форме лекции с элементами беседы и самостоятельной работой учащихся.



Преподаватель высшей категории Бахарева Галина Александровна









г.Спасск-Дальний

2013 год


Цели урока:


Образовательная: научить выводить общую формулу алкинов, рассмотреть физические свойства алкинов, объяснить особенности образования σ- и π- связей в молекуле ацетилена.


Развивающая: продолжить развитие навыков по написанию молекулярных формул, при решении задач на нахождение молекулярной формулы, называть вещества по систематической номенклатуре.


Воспитательная:формировать навыки химического мышления, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности, прививать интерес к будущей профессии (связь химии с профессией сварщика).



Методы и методические приемы:


  1. Индивидуальная работа с карточками – заданиями.

  2. Использование мультимедийного проектора, электронный учебник.

  3. Самостоятельная работа.

  4. Демонстрация опыта.


План изучения новой темы: (записано на доске)

  1. Строение молекулы ацетилена.

  2. Изомерия.

  3. Номенклатура.

  4. Физические свойства.


Оборудование и реактивы: мультимедийный проектор, диск «Ацетилен», электронный учебник «Органическая химия», шаростержневые модели этана, этена, этина. Таблица «Газовая сварка», макет ацетиленового генератора. Для демонстрации опыта: карбид кальция CaC2, штатив, пробирка с газоотводной трубкой, пробирка, вода. Карточки - задания, памятка планируемых результатов, аппликация модели молекулы ацетилена; карточки контроля знаний.









Ход урока.


  1. Организационный момент.


  1. Фронтальный опрос (контролируют ответы учащиеся, ответственные по рядам)

  1. Что называется длиной связи?

(это расстояние между центром ядер соединяющихся атомов)

  1. Что можно сказать о длине углерод - углеродной связи веществ с одинарной и двоичной связью? С – С; С = С

(длина одинарной связи – 0,154 нм, двойной – 0,134 нм, двойная связь прочнее, чем одинарная)

  1. Сколько σ-связей может возникнуть между атомами углерода?

(одна)

  1. Что можно сказать о прочности π – связи?

(она менее прочная, чем σ – связь)

  1. Какая связь образуется между гибридными облаками?

(σ – связь)

  1. Сколько валентных электронов у возбужденного атома углерода?

(четыре)

  1. В каком гибридном состоянии могут находиться электронные облака возбужденного атома углерода?

(sp3-, sp2-гибридизации)

  1. Какие углеводороды относят к алкенам или этиленовым?

(углеводороды с общей формулой CnH2n, в молекулахкоторых между атомами углерода имеется двойная связь)


  1. Объяснение новой темы.


  1. Самостоятельная работа (карточка №1)


Вывод молекулярной формулы.

Задача. В соединении массовая доля углерода – 92,3%, массовая доля водорода – 7,7%. Плотность по водороду равна 13. Вывести молекулярную формулу данного вещества

(Проверка правильности решение через кодоскоп)

- Что можно сказать о молекуле вещества, формула которого C2 H2.

Сравните молекулы C2H6, C2H4, C2H2.

(Молекула вещества еще более ненасыщена атомами водорода)


2. Строение молекулы ацетилена C2 H2 (демонстрация фрагмента видеокассеты)

а) Демонстрируется модель молекулы через кодоскоп.

Схема образования σ – связи Схема образования π – связи


  1. Какое строение имеет атом С в молекуле C2H2

  2. Какие ē участвуют в образовании гибридизации (1s – ē и 1p - ē)

Молекула C2H2 линейная, атомы углерода, образующие тройную связь, находятся в SP – гибридизации, валентный угол = <1800, λ (С ≡ С) = 0,12мм. Простейшим представителем является ацетилена C2H2.

б) Составление гомологического ряда

(На доске написано C2H2, C3H4; учащиеся самостоятельно составляют и записывают в тетрадь. Затем продолжают этот ряд на доске; выходят по одному. Напомнить о гомологической разнице CH2).

в) Вывести общую формулу алкинов.

- Общая формула Cn H2 n – 2

г) Подведение итогов по пройденному этапу

- Какие углеводороды относятся к алкинам или ацетиленовым углеводородам?

(Углеводороды с общей формулой Cn H2 n – 2, в молекулах которых имеется тройная связь между атомами углерода).

- Гибридное состояние атома углерода? (SP-)

- Какие электроны принимают участие в образовании гибридных облаков? (один s – ē и один p – ē)


3. Изомерия и номенклатура.

Виды изомерии

а) рассмотрим структурные формулы алкинов, имеющих одинаковую молекулярную формулу С6Н10

1 2 3 4 5 6

1) СН ≡ С – СН2 – СН2 – СН2 – СН3 алкан -

гексин -1

алкин-1

1 2 3 4 5

2) СН3– С ≡ С– СН – СН3

|

СН3 4 – метилпентин-2

  • Сколько видов изомерии характерно для алкинов? Какие?

(два, изомерия углеродного скелета и положения кратной связи)

  • Название производится от названий соответствующих предельных углеводородов, меняя суффикс –ан на –ин. В конце названия цифрой указывают положение тройной связи.

  • Попробуйте дать название.

  1. Самостоятельная работа по карточкам – заданиям (карточка №2)

Для 1 варианта

1. Назвать вещества по систематической номенклатуре

а) СН3 – СН – С ≡ С – СН – СН3 (4 балла)

| |

СН3 СН3


б) СН3 – С ≡ С – СН3 ( 3 балла)


Для 2 варианта

1. Назвать вещества по систематической номенклатуре

а) СН3

‌‌| (4 балла)

СН ≡ С – С – СН2 – СН3

|

СН3


б) СН3 – СН2 – С ≡ СН (3 балла)


Для 3 варианта

  1. Назвать вещество по систематической номенклатуре


а) CH ≡ C – CH – CH – CH2 – CH3 (4 балла)

ا ا

CH3 CH3

б) CH3 – CH3 – C ≡ C – CH3 (3 балла)


5. Физические свойства алкинов


Простейшим представителем алкинов является ацетилен – газ, легче воздуха. При нормальном давлении и температуре от – 82,40 до – 840С ацетилен переходит в жидкое состояние, а при 80 – 850С затвердевает. Технический ацетилен имеет резкий специфический чесночный запах, обусловленный содержанием в нем примесей. Длительное вдыхание его вызывает тошноту, головокружение и даже отравление.

Открыт был в 1836 г. Э.Деви. (сообщение учащегося об открытии газа)

Демонстрация опыта.

Ацетилен горит коптящим пламенем, t0 пламени низкая.

- Почему ацетилен горит коптящим пламенем? (содержит 92% - С, а Н –7,7%) Углерод не успевает сгорать, т.к. не хватает кислорода.

- Но почему ацетилен используют для резки и сварки металлов, если он горит коптящим пламенем? (Работа по таблицы “ Газовая сварка”)

Для получения ацетилена сварщики в своей работе используют ацетиленовый генератор, который состоит из газообразователя, газосборника, предохранительного затвора и автоматической регулировки, вырабатываемого ацетилена, чтобы увеличить t0 газовой пламени до 3,1500С в водят кислород (ацетиленовый газовый рукав имеет красный цвет, кислородно–голубой).


4. Закрепление.

1. Что нового узнали об углеводородах?

2. С каким классом углеводородов вы познакомились? (алкинами)

3. Чем они отличаются от алкинов и алкенов? (в своем строении они имеют тройную связь, атом С – в SP – гибрид, линейная формула)


5.Подведение уроков (выставление оценок).

6.Домашнее задание. У вас на столах есть карточка №3 – это домашнее задание, их вы возьмете с собой и выучить учебный материал Г.4 §4.

Памятка

Планируемые результаты обучения

Знать: определение непредельных углеводородов ряда ацетилена, общую формулу алкинов, два вида изомерии, физические свойства.

Уметь: объяснять особенности образования σ - (сигма) и π – (пи) связей, записывать молекулярные, структурные формулы, называть вещества ряда ацетилена по систематической номенклатуре, решать задачи на нахождение молекулярной формулы.

Карточка №3

Домашнее задание

  1. Выучить Г.4 § 4 (стр. 45 – 47).

  2. Задача. Найти молекулярную формулу вещества, массовая доля углерода в котором составляет 90%. Относительная плотность по водороду равна 20.

  3. Назвать вещество по систематической номенклатуре

СН3

‌‌|

СН – СН – С ≡ С – С – СН2 – СН3

| |

СН3 СН3



Открытый урок по химии "Непредельные углеводороды. Алкины"
  • Химия
Описание:

Данный урок проводился на втором куре в 202 группе по профессии "Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)"

 

Цели урока: 

Образовательная: научить выводить общую формулу алкинов, рассмотреть физические свойства алкинов, объяснить  особенности образова-ния σ- и π- связей в молекуле ацетилена.

 

 Развивающая: продолжить развитие навыков по написанию молекулярных формул, при решении задач на нахождение молекулярной формулы, называть вещества по систематической номенклатуре.

 

 Воспитательная:формировать навыки химического мышления, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности, прививать интерес к будущей профессии (связь химии с профессией сварщика).

 

 Методы и методические приемы: 

 

  1. Индивидуальная работа с карточками – заданиями.

  2. Использование мультимедийного проектора, электронный учебник.

  3. Самостоятельная работа.

  4. Демонстрация опыта. 

 

Автор Бахарева Галина Александровна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 804
Номер материала 12925
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓