Главная / Химия / Открытый урок по химии: "Химические свойства воды"

Открытый урок по химии: "Химические свойства воды"

МБОУ «Новомирская основная общеобразовательная школа»







ОТКРЫТЫЙ УРОК

по химии

8 класс

Тема: «Химические свойства воды»



hello_html_30ac5541.jpg

Подготовила: учитель химии

МБОУ «Новомирская ООШ»

Животкевич Н.Н









20013-14 уч.год

Цель урока: знакомство учащихся с химическими свойствами воды.

Задачи:

  1. Образовательная: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды.

  2. Развивающая:  развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и  демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

  3. Воспитательная: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.



Оборудование:

Компьютер, презентация, карточки с цифрами для проверки д/з, пробирки, стаканы, держатель, штатив, лакмусовые бумажки, натрий, предметное стекло, чаша Петри, скальпель, кальций, ступка, оксид кальция, нитрат серебра, роданид калия, периоксид водорода, азотная кислота, пипетка, ложка для сжигания веществ, халат, резиновые перчатки, инструктивные карточки для проведения опытов, журнал по технике безопасности, смайлики.

























Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Орг. момент

-Здравствуйте, садитесь.

- Есть ли отсутствующие на уроке?


2. Опрос д/з

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Вода – источник жизни», сегодня на уроке мы продолжим расширять свои знания в этой области, но сначала я прошу вас давайте вспомним, что нового мы узнали на прошлом уроке, а для этого ответе на следующие вопросы:

(за каждый ответ вы получаете жетон, в конце урока будут подведены итоги)

1. Что обозначают цифры на доске?

А) ¾


Б) 1,4 млрд. км3

В) 30 млн. км3

Г) 149,6 млн. км



Д) 10 %



Е) 100 0С

Ж) 00С


И) 1 г/см3

К) 1783 году


2. Какая бывает вода?

3. В каких физических  агрегатных состояниях встречается вода?

4.Является ли вода растворителем, образует ли она растворы?

5. Что такое растворы?





6. Какие бывают растворы?





7. Что такое суспензии, приведите примеры?




8. Что такое эмульсии, приведите примеры?















А)Эту часть поверхности Земли занимает вода.


Б)Общие запасы морской воды.

В)Общие запасы пресной воды.

Г)Земля  удалена от Солнца на расстоянии 149,6 млн. км, что позволяет воде быть жидкой, твердой и газообразной.

Д) при охлаждении воды она увеличивается в объеме на 10 %


Е) Температура кипения воды

Ж) Температура замерзания воды.


И) плотность воды

К) Состав воды нашел французский ученый  А.С.Лавуазье.

(речная, озерная, морская).

(жидкое, твердое, газообразное).


( да)


Растворы  -  однородные системы, состоящие из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.

Растворы бывают однородные  (гомогенные) раствор сахара или соли в воде и неоднородные (гетерогенные) глина, песок, бензин, масло в воде  (взвеси: суспензии и эмульсии)).

Взвеси, в которых мелкие частицы твердого вещества равномерно распределены между молекулами воды, называются суспензиями. Пример суспензий – смесь глины с водой.

Взвеси, в которых мелкие капельки какой-либо жидкости равномерно распределены между молекулами другой жидкости, называют эмульсиями. Например, эмульсии образуются при взбалтывании керосина, бензина и растительного масла с водой.

3. Изучение новой темы:

- Открываем рабочие тетради и записываем тему сегодняшнего урока: «Химические свойства воды».

Слайд №1

Слайд №2

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране!

Как сосулька замерзает, в дом туманом заползает.

На плите у нас кипит, паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае, мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить, без воды нам не прожить!

Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь

Нас окружает везде и всегда, эта природная чудо – вода!


- Запишите на доске химическую формулу воды.

- Каков качественный и количественный состав данного вещества?

- К какой группе неорганических соединений относится вода?

- Кокой вид связи существует между атомами в молекуле воды, распишите ее?


Слайд 3

- Давайте рассмотрим модели атомов кислорода и водорода.

- Вода взаимодействует с:

А) слайд №4c щелочными металлами (демонстрация опыта «дым без огня»)

Б) слайд №5 с щелочноземельными металлами (демонстрация опыта)

Слайд 6

В) с кислотными оксидами

Г) слайд №7 с оксидами щелочей и щелочноземельных металлов (демонстрация опыта).

- Реакции с оксидами относятся к реакциям гидратации.






























2О)



(водород и кислород, 2 атома водорода и 1 атом кислорода)


(оксиды)


(ковалентная полярная химическая связь)

Н*+*О*+Н=Н**О**Н








Записываем в тетрадь

2Na+2H2O=2NaOH+H2



Ca+2H2O=Ca(OH)2+H2


3H2O+P2O5=2H3PO4


CaO+H2O=Ca(OH)2


4. Закрепление

- В целях закрепления нашей новой темы я предлагаю вам провести химический анализ водопроводной воды. Слайд №8

- Для этого я вас разделю на 3 группы каждая будет выполнять, по инструктивной карте, эксперимент, после чего сделать вывод и расскажет об увиденном.

1 группа:

Определение  хлоридов:   

Для  определения  хлорид – ионов  к  исследуемой    воде  добавляем  3 капли  10 %  раствора  AgNO3 . Если есть помутнение значит присутствуют хлорид ионы.

Характеристика осадка или мути

Содержание Сl-, мг/дм2

1. Опалесценция или слабая муть

1-10

2. Сильная муть

10-50

3. Образуются хлопья, осаждаются не сразу

50-100

4. Белый объемный осадок

Более 100

- Большое количества хлора в воде может привести к: цирроз печени, экземы, дерматозы.

2 группа:

Определение водородного показателя.     

Цвет индикаторной бумажки

Значение  рН

Среда воды

Вывод

Розово - оранжевая

5

Кислая

Не пригодна для питья

Светло - желтая

6

Слабо-кислая

    Пригодна для питья

Желтая

Водопроводная вода

Вода из пруда

Родниковая вода

7

Нейтральная

    Пригодна для питья

Зеленовато - голубая

8

Слабо - щелочная

    Пригодна для питья

Синяя

9

Щелочная

Не пригодна для питья

 Его можно также примерно оценить с помощью специальных индикаторов. Мы взяли немного универсальной индикаторной бумаги и исследовали водородные показатели питьевой воды. Результаты проведенных исследований с помощью лакмусовой бумажки в сравнении представлены в таблице.

3 группа:

Определение железа.

В начале опыта мы в пробирку поместила исследуемую воду, добавила 2 капли концентрированной азотной кислоты. Затем к полученному раствору добавила 2 капли перекиси водорода  и примерно  0,1 мл. раствора роданида калия.       Провели наблюдения за полученным результатом. Рассмотрим и сравним с данными та-

Окраска  раствора

Конце

Нтра

ция  

железа

в  мг/л

Вывод

Буро - красная

100

Не пригодна

для

питья

Ярко-розовая

10

Не пригодна для

питья

Розовая

Вода из пруда

1

Не пригодна для

питья

Слабо - розовая

 0,5

Не пригодна для

питья

Следы окраски слабо выражены

Водопроводная вода

0,3

Пригодна для питья

Окраска  отсутствует

Родниковая вода


Менее  0,1

Пригодна для питья

блицы.

- Избыток железа в воде приводит к заболеваниям печени, аллергические реакции, инфаркты.






Проводят эксперименты с водой.






















Девочки из кружка «Здоровая школа»

Слайд №9

Экземы – это заболевания кожи, представленные в виде высыпаний, не заразное.

Дерматоз –это общее название заболевай кожи и ее придатков: волос и ногтей.

Цирроз печени — хроническое прогрессирующее заболевание печени с вовлечением в процесс других органов и систем организма, характеризующееся дистрофией печеночных клеток, узловой регенерацией печеночной ткани, диффузным развитием соединительной ткани и перестройкой дольковой и сосудистой архитектоники печени.






































































































Девочки из кружка «Здоровая школа»


Инфа́ркт (лат. infarcire — начинять, набивать) — омертвление (некроз) органа вследствие острого недостатка кровоснабжения.













5. Повторение

- А теперь займемся повторением:

1. Я буду называть вещества разных классов неорганических соединений, если я называю оксиды хлопает 1 вариант, кислоты – 2 вариант, соли – 3 вариант, основания – 4 вариант.

(SO2, НСl, КOH, Na3PO4 Na2O; KСl, Н2СО3,NаОН, МgO, СuSO4, СаО, H3PO4, Аl(ОН)3, H2S.


2. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса: слайд №10

hello_html_m1354f17c.png


3.Слайд №11 Задания части С2 ГИА 2011г

170 г раствора нитрата серебра смешали с избытком раствора хлорида

натрия. Выпал осадок массой8,61 г. Вычислите массовую долю соли

в растворе нитрата серебра.

















hello_html_m646d4607.png

hello_html_53927ae4.png

hello_html_6157a80f.png

Слайд №7

AgNO3+NaCl=AgCl+NaNO3
1. Определим n(AgNO3) 
n(AgNo3)=n(AgCl) по уравнению
n=m/M
M(AgCl) = 143, 5 г/моль
n(AgCl)= 8, 61 г : 143,5 г/моль= 0,06 моль
n(AgNO3) = 0,06 моль
2. Определим m(AgNO3)
m=n*M
M(AgNO3)=170г/моль
m(AgNO3)= 0,06г/170г/моль=10,2 г
3. Определим w(AgNO3)
w=m(в-ва)/m(р-ра)
w(AgNO3)=10,2 г/ 170 г= 0,06=6%

6. Вывод по уроку:

- Что нового вы узнали на уроке?

- С какими свойствами воды вы познакомились?

- Подсчитаем количество жетонов, по подсчетам получились следующие результаты……..

- С помощью смайликов на столе покажите мне свое настроение после урока?


Отвечают на вопросы учителя

Д/З

Слайд №12

- Открываем дневнички и записываем д/з

Стр 205-207, упр2 стр 207

Слайд №13

Записывают д/з

























































Список используемой литературы:

  1. Технологии открытого образования, сборник научно -методических статей, М.,2002

  2. Химия -8, Гузей Л.С., Суровцева Р.П.,учебник, М., "Дрофа", 2003

  3. Энциклопедия для детей "Химия", "Аванта +", М., 2000

  4. Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учеб для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009. 

  5. Дибленко С. Ю. Химия. 8 класс: Поурочные планы (по учебнику Л.С. Гузея и др.). – Волгоград: Учитель, 2004. 







































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА №1

  1. Для  определения  хлорид – ионов  к  исследуемой    воде  добавляем  3 капли  10 %  раствора  AgNO3 .

  2. Если есть помутнение значит присутствуют хлорид ионы.

  3. Сравни свои показания с табличными данными.

  4. Сделай вывод.

Характеристика осадка или мути

Содержание Сl-, мг/дм2

1. Опалесценция или слабая муть

1-10

2. Сильная муть

10-50

3. Образуются хлопья, осаждаются не сразу

50-100

4. Белый объемный осадок

Более 100





































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА №2

2 группа:

Определение водородного показателя.     

  1. Возьмите универсальный индикатор.

  2. Поместите его в стакан с водой на несколько секунд.

  3. Выньте полоску и сравните с показаниями на упаковке и табличными данными.

  4. Сделайте вывод.

Цвет индикаторной бумажки

Значение  рН

Среда воды

Вывод

Розово - оранжевая

5

Кислая

Не пригодна для питья

Светло - желтая

6

Слабо-кислая

    Пригодна для питья

Желтая

Водопроводная вода

Вода из пруда

Родниковая вода

7

Нейтральная

    Пригодна для питья

Зеленовато - голубая

8

Слабо - щелочная

    Пригодна для питья

Синяя

9

Щелочная

Не пригодна для питья







































ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА №3

Определение железа.

  1. В пробирку поместим исследуемую воду.

  2. Добавим 2 капли концентрированной азотной кислоты.

  3. Затем к полученному раствору добавила 2 капли перекиси водорода 

  4. Примерно  0,1 мл. раствора роданида калия.      

  5. Проведем наблюдения за полученным результатом.

  6. Рассмотрим и сравним с данными та-

Окраска  раствора

Конце

Нтра

ция  

железа

в  мг/л

Вывод

Буро - красная

100

Не пригодна

для

питья

Ярко-розовая

10

Не пригодна для

питья

Розовая

Вода из пруда

1

Не пригодна для

питья

Слабо - розовая

 0,5

Не пригодна для

питья

Следы окраски слабо выражены

Водопроводная вода

0,3

Пригодна для питья

Окраска  отсутствует

Родниковая вода


Менее  0,1

Пригодна для питья

блицы.
  1. Сделаем вывод.













Открытый урок по химии: "Химические свойства воды"
  • Химия
Описание:

Цель урока: знакомство учащихся с химическими свойствами воды.

Задачи:

1.     Образовательная: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды.

2.     Развивающая:  развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и  демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

3.     Воспитательная: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

 

Оборудование:

 

Компьютер, презентация, карточки с цифрами для проверки д/з, пробирки, стаканы, держатель, штатив, лакмусовые бумажки, натрий, предметное стекло, чаша Петри, скальпель, кальций, ступка, оксид кальция, нитрат серебра, роданид калия, периоксид водорода, азотная кислота, пипетка, ложка для сжигания веществ, халат, резиновые перчатки, инструктивные карточки для проведения опытов, журнал по технике безопасности, смайлики.

Автор Животкевич Наталья Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 697
Номер материала 32673
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓