Главная / Химия / Открытый урок по химии на тему "Фосфор и его соединения" (9 класс)

Открытый урок по химии на тему "Фосфор и его соединения" (9 класс)

hello_html_m1d51facf.gifhello_html_m1d51facf.gifhello_html_415c2870.gifhello_html_m40f1932d.gifhello_html_m4f969de5.gifhello_html_39646dda.gifhello_html_28897109.gifhello_html_m66c47cf5.gifhello_html_a4c60fc.gifhello_html_6303907e.gifФосфор и его соединения.


Цели урока:

  • Усвоение знаний о фосфоре, как о химическом элементе и простом веществе, строении, аллотропии фосфора, свойствах и применении

  • Развивать у учащихся умение выделять главное, уметь сравнивать, обобщать, развивать мышление, вырабатывать умение самостоятельно работать на уроке

  • Воспитывать ответственность за конечный результат работы.


Оборудование:  Презентация, компьютер, медиапроектор, экран, таблица Менделеева.

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: Фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы: Словесная (беседа, рассказ, блиц-опрос), наглядный (демонстрация слайдов, видеопытов), самостоятельная работа


Ход урока.


I.                   Орг. момент.


Учитель: Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 
Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

II.                Проверка знаний учащихся:


Учитель: Для начала повторим тему прошлого урока.


Устный опрос. За правильный ответ – 2 балла.

  1. Характеристика азотной кислоты

  2. Физические и химические свойства азотной кислоты

  3. Применение азотной кислоты


2) Составьте уравнение реакций следующих превращений:

  N2 -       NO  -     NO2   -      HNO3     -     Cu(NO3)2

За правильный ответ – 3 балла.

3)  Согласны ли вы со следующими утверждениями. За каждый ответ – 1 балла

1.Азотная кислота является сильным окислителем 2. Азотная кислота взаимодействует только с растворимыми основаниями.    3.Азотная кислота разлагается на свету. 4.Соли азотной кислоты называется нитритами. 5.  Азотная кислота взаимодействует только с металлами стоящими в ряду активности до водорода . 6.  Азотная кислота пассивирует алюминий. 7.    Азотную кислоту  в промышленности получают из аммиака. 8.При взаимодействии азотной кислоты с металлами водород не выделяется.  

II. Изучение нового материала


План:

1. История открытия.                                        2. Фосфор – химический элемент.

3. Нахождение в природе

4..Химические свойства фосфора.

5. Соединения фосфора

6. Применение


Учитель: Академик А.Е.Ферсман назвал этот элемент « элементом мысли и жизни», без него невозможно существование на Земле живого, в теле человека его примерно 800г. Он - основа нервных, мышечных, мозговых и костных тканей. Является жителем V-A подгруппы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. О каком элементе идет речь? (о фосфоре). Правильно. Тема нашего урока: «Фосфор и его соединения».

Сообщение ученика: История открытия.

Открытие фосфора приписывается гамбургскому алхимику Х. Брандту. В поисках «философского камня», якобы способного превратить неблагородные металлы в золото, Брандт занимался перегонкой сухого остатка от выпаривания мочи. В приёмнике оказалось вещество, испускавшее голубоватый свет. Так, совершенно случайно, в 1669 году был открыт белый фосфор – вещество, вызывавшее свечение. Поначалу у Брандта не было сомнения, что свечение без огня мог дать лишь искомый «философский камень». Однако вскоре он понял, что никакими другими чудесными свойствами его находка не обладает, и продал секрет другому алхимику. Тот, в свою очередь, перепродал его третьему и т. д. Конец «философскому бизнесу» положил английский химик Р.Бойль, который в 1680 году опубликовал в научном журнале более простую и доступную методику получения фосфора. В 1771 году шведский химик К. Шееле дал способ получения фосфора из костяной золы, применявшейся в промышленности вплоть до начала 20 века. Наименование элемента происходит от греческих слов «фос» - свет и «форос»,- несущий. Название «фосфоры» приписывают всем веществам, светящимся в темноте после предварительного облучения, а само явление холодного свечения называют фосфоресценция. 

Строение атома.

Порядковый номер – 15

Период – 3

Группа – V

Низшая СО   - 3

Высшая СО   + 5

Фосфор – простое вещество.

         а) Аллотропные модификации.

         Фосфор – один из элементов, самых богатых аллотропными модификациями: белый, красный, чёрный, розовый, фиолетовый, алый и другие. 

Свойства аллотропных модификаций фосфора.

 

Свойства

Белый

Красный

Черный

Кристаллическая решетка

Молекулы Р4

Атомная

Слоистое строение

Атомная

Цвет

От белого до светло-желтого

От красного до фиолетового

Черно-серый

Запах

Чесночный

Не имеет

Не имеет

Растворимость в воде

Не растворяется

Не растворяется

Не растворяется

Свечение

В темноте светится

Не светится

-

Действие на организм

Очень ядовит!

Не ядовит

Не ядовит

 

б) Химические свойства

- Взаимодействует с металлами с образованием фосфидов: (окислитель)

                  2Р + 3Са = Са3Р2  (фосфид кальция)        

- С неметаллами (кислородом, галогенами, водородом)

  1. 4Р + 5О2→ 2Р 2О5 2) 2P + 5Cl2 = 2PCl5

3) 2P + 3H2 = 2PH3

     

- Горит в кислороде и на воздухе с образованием оксида фосфора (V): (восстановитель)

 Видеоопыт         4Р + 5О2 = 2 Р2О5

- Взаимодействие фосфора с сложными веществами

  • с хлоратом калия

6P + 5KClO3 → 5KCl + 3P2 O5 (используется в производстве спичек)


Соединения фосфора.

Р2О5 – оксид фосфора(V). Белый гигроскопичный порошок, хорошо растворяется в воде, является кислотным оксидом, образует несколько кислот.

                    Р2О5 +3 Н2О(гор) = 2Н2РО4

Н3РО4 – ортофосфорная кислота. Твердое кристаллическое вещество белого или прозрачного цвета, не ядовита, кислота средней силы, хорошо растворим в воде. Реагирует со щелочами, основными оксидами, солями.

1) 2H3PO4+3Mg =Mg3(PO4)2+3H2

2) 2H3PO4+3CaO=Ca3(PO4)2+3H2O

3) H3PO4+2NaOH=Na2HPO4+2H2O

4) 2H3PO4+3Na2СO3=2Na3PO4+3СО2+3H2O

Фосфорную кислоту и ее соли можно определить по выпадению желтого осадка при их взаимодействии с раствором нитрата серебра:

Na3PO4 + 3AgNO3 Ag3PO4 ↓ + 3NaNO3

Видеоопыт: Качественная реакция на фосфат ион Соли. Средние – фосфаты Na3PO4 Кислые – гидрофосфаты Na2HPO4 дигидрофосфаты NaH2PO4

 IV.              Применение.

1. Много красного фосфора идет на производство спичек. Головка спички содержит смесь бертолетовой соли, дихромата калия, стекла и клея. На спичечный коробок нанесена намазка из красного фосфора, сульфида сурьмы и клея. При трении головки спички о коробок спичка загорается:

                       6P   +   5KClO3   =>   3P2O5   +   5KCl   +   Q

2. Фосфаты щелочных металлов служат для получения некоторых моющих средств.

3. Фосфорная кислота и ее соли применяются для получения минеральных удобрений. Также фосфорная кислота используется в фармацевтической промышленности.

 

III. Закрепление изученного материала:

  1. Какие сведения о фосфоре вам стали известны после сегодняшнего урока?



  1. Заполните таблицу

Свойства

Белый

Красный

Черный

Кристаллическая решетка




Цвет




Запах




Растворимость в воде




Свечение




Действие на организм




За правильный ответ – 3 балла

  1. Запишите уравнения реакций, о которых идет речь в этом стихотворении.

Я светоносный элемент.

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня – и под водой

Я сразу стану кислотой. За правильный ответ – 2 балла

Ответ: 4P+5O2= 2P2O5

P2O5 + 3H2O = 2H3 PO4

  1. Разноуровневые задания по выбору. За каждое задание – 5 балла Решите задачу:

Вычислите массу фосфора, который надо сжечь в кислороде для получения оксида фосфора (V) массой 3,55 г?

5. Тест

1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора:

А) 2,8,3;
В) 2,5;
С) 2,8,5;
D) 2,8,8,5.

2. Высшая степень окисления фосфора равна:

А) +1;
В) +2;
С) +3;
D) +5.

3. Общая формула, соответствующая высшему оксиду фосфора:

А) R2O;
В) RO;
С) R
2 O3;
D) R25.

4. Формула летучего водородного соединения фосфора:

А) RH3;
В) RH
4;
С) H
2R;
D) HR.

5. Фосфорная кислота не взаимодействует с:

А) Цинком;
В) Гидроксидом калия;
С) Соляной кислотой;
D) Оксидом магния.

Ключи теста

1. С 2. D 3. D 4. А 5. С

IV. Итоги урока: Подсчитайте число баллов и переведите их в оценку.

Выставление оценок.

Учитель: Итак, подведем итоги нашего урока. Сегодня мы познакомились с таким элементом периодической системы, как фосфор. Узнали историю его открытия, физические и химические свойства, применение этого элемента. Спасибо всем, кто принял активное участие в подготовке и проведении этого урока! Если вам понравился урок, то прикрепите желтый стикеру к знаку «+», если же вы считаете, что урок прошел скучно и не интересно, то прикрепите розовый стикер к знаку «-».

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§20, стр. 96 задача 6



Открытый урок по химии на тему "Фосфор и его соединения" (9 класс)
  • Химия
Описание:

Фосфор и его соединения.

 

Цели урока:

         Усвоение знаний о фосфоре, как о химическом элементе и простом веществе, строении, аллотропии фосфора, свойствах и применении

         Развивать у учащихся умение выделять главное, уметь сравнивать, обобщать, развивать мышление, вырабатывать умение самостоятельно работать на уроке

         Воспитывать ответственность за конечный результат работы.

 

Оборудование:  Презентация, компьютер,  медиапроектор, экран, таблица Менделеева.

Тип урока: Изучение нового материала      

Форма урока: Фронтальная, индивидуальная, групповая

 

Методы: Словесная (беседа, рассказ, блиц-опрос), наглядный (демонстрация слайдов, видеопытов), самостоятельная работа                                                                                                                                                                                                         

Автор Жандаулетова Куралай Болатовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1451
Номер материала 38520
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓