Главная / Начальные классы / Открытый урок по чтению Тема. «Умейте делать открытия». М.Пришвин «Золотой луг». (2-й класс)

Открытый урок по чтению Тема. «Умейте делать открытия». М.Пришвин «Золотой луг». (2-й класс)

hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_2e852552.gifhello_html_m24a2b1a9.gifhello_html_m76dfbdc6.gif





Открытый урок по чтению

Тема. «Умейте делать открытия».

М.Пришвин «Золотой луг».

(2-й класс)

Учителя начальных классов:
Упоровой Олеси Юрьевны


2-й класс

Тема. «Умейте делать открытия». М.Пришвин «Золотой луг».

Цели.1. Учить ценить красоту живой природы.

  1. Развивать наблюдательность.

  2. Продолжать развивать представления об олицетворении.

  3. Работать над техникой чтения.

  4. Дать дополнительные сведения об одуванчике.

  5. Создать условия, способствующие развитию творческих задатков.

Оборудование. Учебник «Планета знаний»; отрывок из рассказа М.Пришвина «Золотой луг»; тексты: легенда об одуванчике, народные названия одуванчика, кассета с записью шума леса, фото, рисунки с изображением одуванчиков.

Ход урока

I. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «Умейте делать открытия!». Как вы их понимаете?

Ответы детей.

II. Работа над текстом рассказа «Золотой луг»

У. Михаил Михайлович Пришвин очень хорошо знал природу, любил ее и берег. В его рассказах можно найти много удивительных открытий, которыми он щедро делился со своими читателями. Об одном из них мы сегодня узнаем, когда прочитаем рассказ. Название у этого рассказа удивительное - «Золотой луг». Сейчас вы услышите рассказ М.М.Пришвин «Золотой луг». Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

На доске:

Забава - развлечение, игра.

Я в пяту - следом за братом, не отставая.

Подкарауливать - выслеживая, выжидая, дождаться появления кого-нибудь.

Зазеваться - заглядевшись, не увидеть, не заметить кого-нибудь другого.

Около полудня - середина дня, соответствующая двенадцати часам.

Промысел - добывание, добыча чего-нибудь.

Чтение учителем рассказа.

- Удачно ли автор выбрал название для рассказа?

Дети. Да.

У. А как он доказал это?

Дети отвечая, заполняют таблицу.



Время суток

Цвет луга

Луг утром В полдень Вечером

Зеленый Золотой Зеленый

- От чего зависело, каким был луг?

Д. От солнечных лучей.

У. Какие растения можно использовать как солнечные часы?

Д. Цветки мать-и-мачехи, одуванчик.

- Календулу, матиолу, кувшинку белую.

- Ромашку лекарственную, тюльпаны, клевер...

У. Прочитайте первое предложение рассказа.

Дети читают.

- Можно ли считать открытием то, что узнал писатель в детстве? Что помогло ему это сделать? Как сказано в рассказе?

Д. Я стал наблюдать.

У. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

Д. Потому что спать одуванчик ложиться вместе с детьми и вместе с ними встает.

У. Кто из вас сейчас подумал: «Летом обязательно понаблюдаю за одуванчиком». Попробуем продолжить наблюдения маленького Миши. Всегда ли луг оставался золотым?

Д. Нет. Однажды он стал белым, одуванчики покрылись белыми парашютиками.

У. Докажите, что мальчик относится к одуванчику, как живому существу? В каких словах и выражениях это заметно?

Д. «Он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и сжав в кулак, мы бы закрыли желтое. Олицетворение: лепестки - пальцы; закрыты не в бутон - а в кулак. Одуванчики раскрывают свои ладони, будто руки».

III.Открытие нового об одуванчике

У. Про одуванчик есть загадки. Вот одна из них.

Золотисто-желтый днем,

Он зеленый вечером.

Подожди неделю-

Станет белый-белый.

Еще подождешь-

Только лысинку найдешь!

О многих растениях в народе сложили легенды, есть легенда и об одуванчике.

Учитель включает пьесу Ф. Листа «Грезы любви», которая звучит фоном во время чтения легенды.

Учитель раздает текст легенды, который они читают цепочкой по предложениям.


Однажды Южный ветер увидел далеко в северных равнинах юную золотоволосую деву и полюбил ее. Каждый день любовался он ее золотыми косами и мечтал о встрече. Но был робок и леноват и все откладывал свое путешествие на север. И однажды утром увидел, что побелели золотые косы девушки. Решил Южный ветер, что это брат его. Северный ветер, украл у него невесту и посеребрил ее волосы. Горестно вздыхал Южный ветер, и от его вздохов белым пухом, словно снегом, наполнился воздух, и юная дева навсегда скрылась сглаз. Так и не узнал Южный ветер, что не девушку любил он, не о девушке мечтал, а все лето любовался золотым одуванчиком, который и развеял в поле своими вздохами...


- Какое, по вашему мнению, содержание легенды?

Д. Интересное, неожиданное, поэтическое, лирическое.

У. А теперь прочитайте глаголы, записанные на доске. На доске:


Полюбил, вздыхал, украл, посеребрил.

- Какие из данных действий совершал Южный ветер, а какие
Северный?

Д. Южный ветер полюбил, вздыхал.

- Северный - украл, посеребрил.

У. Подберите антонимы к словам «теплый», «слабый», «робкий».

Д. Теплый - холодный.

  • Слабый - сильный.

  • Робкий - смелый.

У. Чего недоставало Южному ветру для осуществления его мечты?

Д. Смелости.

У. Что могло произойти после того, как Южный ветер развеял своими вздохами белый одуванчик?

Д. Пушинки разлетелись, и выросли новые одуванчики.

У. Об одуванчике говорят: «Золотисто-желтый днем, он зеленый вечерком». Почему?

Д. На ночь у одуванчика цветки закрываются.

Физкультминутка

У. Давайте попробуем представить, что ваши ладошки -лепестки одуванчика.

-Утро?

Дети раскрывают ладошки в виде цветка.

- Вечер?

Дети закрывают ладошки в виде бутона.

Действие повторяется несколько раз.

У. Найдите в тексте сравнения. Какие слова вы выбрали?

Зачитайте.

У. Золотые косы, посеребрил. Белый пух. Словно снег, золотой одуванчик...

У. Посмотрите на иллюстрации, фотографии одуванчиков. Какие вам сравнения приходят в голову?

Д. Замечательные сравнения. Запишите их в тетрадь. Дети записывают.

IV. Чтение учителем рассказа Ю. Линника «Одуванчик»

У. Сейчас я прочитаю небольшой рассказ карельского писателя Юрия Линника, который так и называется — «Одуванчик». А вы не забывайте дополнять новыми сравнениями свои листки.

Листья у одуванчика лежат на земле, расположившись по кругу. Из этого зеленого круга скоро подымится узкая трубочка-стрелка, когда-то несказанно радовавшая нас возможностью извлекать из нее необычные звуки. Какое детство не делало из одуванчиков дуделок да пищалок! Быть может, для кого-то это стало первыми уроками музыки... Набрав задуманную высоту, одуванчик распускается: желтое колесико выкатывается на луг, залепляя зубчиками свой солнечный диск. Ведь, право же, одуванчик - как золотые часы. На его желтый циферблат часто садятся шмели-ювелиры.

Сейчас одуванчик всей сутью своей воплощает облик дня, образ солнца. А когда отцветет, то появится в нем что-то лунное, серебряное. Как легок он и полупрозрачен! Издали в утреннем свете он кажется выточенным из дымчатого хрусталя, но на поверку хрупок и воздушен. Подумаешь ненароком. Что одуванчик ныне -как трубочка волшебника-стеклодува, из которой выдуто округлое чудо. Это тоже радость детства: обдуть одуванчик, пустить его по ветру.

Стебли цветка сейчас - как парашютная вышка: на тесной площадочке ждут - не дождутся своего часа опушенные семянки. Счастливого взлета вам, одуванчики!

- Сколь много красивых сравнений увидел писатель в одуванчике! Интересно, какие приглянулись вам?

Ученики зачитывают. Что они записали у себя в тетрадях.

- Ребятки, каждое растение - это живой организм. Только растения не могут говорить, как мы, не могут подать звуковой сигнал, как животные. Но у них есть органы: это корни, стебли, листья, цветки, плоды. И семена - это как бы их детки. Цветы дышат, питаются, растут, размножаются, умирают.

V. Знакомство с этимологией слова «одуванчик».

- А, кто-нибудь из вас знает, что означает слово «одуванчик»?

У. В переводе с венгерского «одуванчик» дословно означает «детсковеночная трава», то есть трава, из которой дети плетут венки. Одуванчик облетает от дуновения ветра.

На него подуй слегка, Был цветок - и нет цветка.

У. А что вы о нем знаете?

Д. Одуванчик - полезное растение. В его стебельке содержится горькое молочко.

  • От этого молочка остаются следы на руках, которые долго не отмываются.

  • Одуванчики цветут летом. У них желтые цветки, которые позже превращаются в пушинки и разлетаются.

  • Все знают, что из одуванчиков можно плести венки.

У. Хорошо! Действительно, одуванчик знает каждый. Это неприхотливый цветок встречается на лесных полянах и по обочинам дорог. Мы уничтожаем его на овощных грядках, считая сорняком, а между тем это очень ценное растение.

- Как вы думаете, сколько видов одуванчика встречается в природе?

Ответы детей.

- Оказывается, их 203 вида. А сколько названий у этого растения? Я нашла 27 народных названий одуванчика. А сколько пушинок бывает в одной корзиночке9 Представьте себе, до 2000 семян с парашютиками. А за сезон одно растение дает до 3000 семян. Но не все семена прорастают. А то на Земле не осталось бы никому места, росли бы везде одни одуванчики. Кому интересно узнать, как еще по-другому люди называют одуванчик?

Учитель дает часть названий. Первый раз он читает их сам. На доске.

Одуванчик, одуй-плешь, бабка, молочник, плешивец, кульбаба. Пушица, пустодуй, пухлянки, дуван, зубник, летучки...

Далее дети отвечают на вопросы: какое из названий можно назвать неожиданным, непонятным, интересным, поэтическим? - Распределите названия по группам. В результате совместной работы получается:

непонятно

бабка

кульбаба

дуть

пух

пушица

пухлянки

одуванчик

одуй-плешь

плешивец

пустодуй

дуван

летучки

зубник - семя

молочник - сок

Детям трудно определить смысл названия «прядуница». По словарю Даля «прядать» – прыгать, скакать, метаться, тогда становится ясно, что названия «летучки» и «прядуница» можно определить в одну группу.

- Одуванчик - лекарственное растение.

Помогают человеку: цветки, листья, корни, из которых делают настои, мази, отвары. Листья одуванчика можно солить на зиму, как капусту, а весной салат из листьев очень полезен, в нем много витаминов. Ну а о варенье можно вообще не говорить, какое оно вкусное!

VI. Подведем маленький итог урока

1. У. Почему рассказ называется золотой луг? Как вы понимаете это выражение?

Д. Золотой луг - желтый от одуванчиков.

У. Что означает здесь слово «золотой»?

Д. Желтый, цвет золота.

VII. Работа над многозначностью слов.

У. А что еще может быть золотым?

Ответы детей.

- Послушайте отрывок из стихотворения Е. Авдиенко.

Облетели листья с клена,

Клен от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковер лежит.

У. Объясните значение словосочетаний:

Золотые часы, золотой человек

Учитель обращает внимание детей на доску.

У. Возьмите карточки и прочитайте стихотворение Е. Серова. В каком значении употреблены слова «золотая» и «золотые»?

Д. Золотая рожь - спелая, золотые руки - умелые.

У. Вот как о золотых руках говорит поэт В. Коркин:

Золотые руки –

Руки не из золота.

Золотые руки

Не боятся холода.

В ссадинах,

В мозолях,

Руки эти,

Самые нужные

Руки

На свете.

У. Прочитайте второе стихотворение А. Малышко. В каком значении употреблено словосочетание «золотая речь»?

Д. Красиво говорить.

Итак, вы прочитали отрывки стихотворений. Определите, какое словосочетание со словом «золотой» больше всего подходит по смыслу к сочетанию «золотой луг»?

Ветерок спросил, пролетая:

Отчего ты, рожь золотая

А в ответ колоски шелестят:

Золотые руки растят.

Е. Серова

Буду я учиться речи золотой

У травы весенней, у горы крутой.

Буду я учиться у ручья весёлого,

У зелёных саженцев, ставших новосёлами.

Л. Малышко

Д. «Рожь золотая».

У. Вот видите, как много значений может быть у одного и того же слова. С какого значения слова «золото» мы начали разговор?

Д. Золотой одуванчик.

У зелёных саженцев, ставших новосёлами.

А. Малышко

Д. «Рожь золотая».

У. Вот видите, как много значений может быть у одного и того же слова. С какого значения слова «золото» мы начали разговор9

Д. Золотой одуванчик.

VIII. Проба пера

У. Вот и вернемся к нашему цветку. Я предлагаю вам творческую работу. Попробуйте сочинить стихи по заданным рифмам.

У. Найдите сравнения для одуванчика.

Д. Золотистый фонарик, облачко на стебельке, пушистая шапочка, маленькое солнышко.

Учитель на доске записывает рифмы, по которым дети сочиняют стихотворные строчки.

На доске.



...весна

...теплом

...ото сна

... кругом

... шумок

...хотели

... говорок

...улетели

...цветет

...знакомо

...хоровод

...из дома


У. Вот некоторые примеры рифмы сложения.

Пришла веселая весна,

Цветы проснулись ото сна.

От ручья идет шумок,

Среди листьев говорок.

Одуванчик цветет.

Летят пчелы в хоровод.

Вот повеяло теплом,

Стало зелено кругом.

Это наступила весна,

Все пробудилось ото сна.

Одуванчик цветет.

Дети водят хоровод.

Они сорвать цветок хотели,

А пушинки улетели.

Кругом стоит шумок,

Это птичий говорок.

Птицы прилетели,

Домой захотели.

IX. Подведение итогов.

У. Как мы уже говорили, на Земле существует более 200 видов одуванчиков. Среди них есть беловатые, розоватые, ярко-красные и даже фиолетовые. Возьмите бумагу, карандаши и раскрасьте свой одуванчик в понравившийся вам цвет

Дети выполняют задание.

- Прикрепите свой одуванчик к подходящему рисунку.

На доске:

hello_html_m4b703d74.jpghello_html_m5a2b28ac.jpghello_html_45883da2.jpg

У. Ваши одуванчики сорваны. Дети, а что же будет с одуванчиком, если его выдернуть с корнем и бросить?

Д. Он погибнет.

У. Нет, одуванчик так любит жизнь и он так силён, что будет жить без земли и воды до тех пор, пока его лепесточки не превратятся в белые пушинки и не разлетятся по ветру. Он даст жизнь новым цветам и только тогда погибнет.

Но, к сожалению, такой силой обладает не каждый цветок. Если любой другой так же выдернуть и бросить, он непременно погибнет. А без растений наша Земля превратится в большую пустыню. Так давайте беречь растения, не будем причинять боль им, и тогда наш общий дом, наша планета Земля, будет всегда радовать нас своей красотой.

Что вы узнали для себя нового?

Что вам особенно понравилось?

Что удивило?

О чем вам хочется рассказать другим?

У кого получилось сделать для себя открытия?

X. Домашнее задание

У. Прочитайте рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб». Сможете ли вы в содержании этого рассказа сделать для себя открытия?


Открытый урок по чтению Тема. «Умейте делать открытия». М.Пришвин «Золотой луг». (2-й класс)
  • Начальные классы
Описание:

 

 

 

 

 

Открытый урок по чтению

Тема. «Умейте делать открытия».

М.Пришвин «Золотой луг».

(2-й класс)

Учителя начальных классов:
Упоровой Олеси Юрьевны


2-йкласс

Тема. «Умейте делать открытия». М.Пришвин «Золотой луг».

Цели.1. Учить ценить красоту живой природы.

1.    Развивать наблюдательность.

2.    Продолжать развивать представления об олицетворении.

3.    Работать над техникой чтения.

4.    Дать дополнительные сведения об одуванчике.

5.    Создать условия, способствующие развитию творческих задатков.

Оборудование. Учебник «Планета знаний»; отрывок из рассказа М.Пришвина «Золотой луг»; тексты: легенда об одуванчике, народные названия одуванчика, кассета с записью шума леса, фото, рисунки с изображением одуванчиков.

Ход урока

I.       Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «Умейте делать открытия!». Как вы их понимаете?

Ответы детей.

II.     Работа над текстом рассказа «Золотой луг»

У. Михаил Михайлович Пришвин очень хорошо знал природу, любил ее и берег. В его рассказах можно найти много удивительных открытий, которыми он щедро делился со своими читателями. Об одном из них мы сегодня узнаем, когда прочитаем рассказ. Название у этого рассказа удивительное - «Золотой луг». Сейчас вы услышите рассказ М.М.Пришвин «Золотой луг». Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

На доске:

Забава - развлечение, игра.

Я в пяту - следом за братом, не отставая.

Подкарауливать - выслеживая, выжидая, дождаться появления кого-нибудь.

Зазеваться- заглядевшись, не увидеть, не заметить кого-нибудь другого.

Около полудня -середина дня, соответствующая двенадцати часам.

Промысел- добывание, добыча чего-нибудь.

Чтение учителем рассказа.

- Удачно ли автор выбрал название для рассказа?

Дети. Да.

У. А как он доказал это?

Дети отвечая, заполняют таблицу.

 

Время суток

Цвет луга

Луг утром В полдень Вечером

Зеленый Золотой Зеленый

- От чего зависело, каким был луг?

Д. От солнечных лучей.

У. Какие растения можно использовать как солнечные часы?

Д. Цветки мать-и-мачехи, одуванчик.

- Календулу, матиолу, кувшинку белую.

- Ромашку лекарственную, тюльпаны, клевер...

У. Прочитайте первое предложение рассказа.

Дети читают.

- Можно ли считать открытием то, что узнал писатель в детстве? Что помогло ему это сделать? Как сказано в рассказе?

Д. Я стал наблюдать.

У. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

Д. Потому что спать одуванчик ложиться вместе с детьми и вместе с ними встает.

У. Кто из вас сейчас подумал: «Летом обязательно понаблюдаю за одуванчиком». Попробуем продолжить наблюдения маленького Миши. Всегда ли луг оставался золотым?

Д. Нет. Однажды он стал белым, одуванчики покрылись белыми парашютиками.

У. Докажите, что мальчик относится к одуванчику, как живому существу? В каких словах и выражениях это заметно?

Д. «Он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и сжав в кулак, мы бы закрыли желтое. Олицетворение: лепестки - пальцы; закрыты не в бутон - а в кулак. Одуванчики раскрывают свои ладони, будто руки».

III.Открытие нового об одуванчике

У. Про одуванчик есть загадки. Вот одна из них.

Золотисто-желтый днем,

Он зеленый вечером.

Подожди неделю-

Станет белый-белый.

Еще подождешь-

Только лысинку найдешь!

О многих растениях в народе сложили легенды, есть легенда и об одуванчике.

Учитель включает пьесу Ф. Листа «Грезы любви», которая звучит фоном во время чтения легенды.

Учитель раздает текст легенды, который они читают цепочкой по предложениям.

 

Однажды Южный ветер увидел далеко в северных равнинах юную золотоволосую деву и полюбил ее. Каждый день любовался он ее золотыми косами и мечтал о встрече. Но был робок и леноват и все откладывал свое путешествие на север. И однажды утром увидел, что побелели золотые косы девушки. Решил Южный ветер, что это брат его. Северный ветер, украл у него невесту и посеребрил ее волосы. Горестно вздыхал Южный ветер, и от его вздохов белым пухом, словно снегом, наполнился воздух, и юная дева навсегда скрылась сглаз. Так и не узнал Южный ветер, что не девушку любил он, не о девушке мечтал, а все лето любовался золотым одуванчиком, который и развеял в поле своими вздохами...

 

- Какое, по вашему мнению, содержание легенды?

Д. Интересное, неожиданное, поэтическое, лирическое.

У. А теперь прочитайте глаголы, записанные на доске. На доске:

 

Полюбил, вздыхал, украл, посеребрил.

-  Какие из данных действий совершал Южный ветер, а какие
Северный?

Д. Южный ветер полюбил, вздыхал.

-  Северный - украл, посеребрил.

У. Подберите антонимы к словам «теплый», «слабый», «робкий».

Д. Теплый - холодный.

-     Слабый - сильный.

-     Робкий - смелый.

У. Чего недоставало Южному ветру для осуществления его мечты?

Д. Смелости.

У. Что могло произойти после того, как Южный ветер развеял своими вздохами белый одуванчик?

Д. Пушинки разлетелись, и выросли новые одуванчики.

У. Об одуванчике говорят: «Золотисто-желтый днем, он зеленый вечерком». Почему?

Д. На ночь у одуванчика цветки закрываются.

Физкультминутка

У. Давайте попробуем представить, что ваши ладошки -лепестки одуванчика.

-Утро?

Дети раскрывают ладошки в виде цветка.

-  Вечер?

Дети закрывают ладошки в виде бутона.

Действие повторяется несколько раз.

У. Найдите в тексте сравнения. Какие слова вы выбрали?

Зачитайте.

У. Золотые косы, посеребрил. Белый пух. Словно снег, золотой одуванчик...

У. Посмотрите на иллюстрации, фотографии одуванчиков. Какие вам сравнения приходят в голову?

Д. Замечательные сравнения. Запишите их в тетрадь. Дети записывают.

IV. Чтение учителем рассказа Ю. Линника «Одуванчик»

У. Сейчас я прочитаю небольшой рассказ карельского писателя Юрия Линника, который так и называется — «Одуванчик». А вы не забывайте дополнять новыми сравнениями свои листки.

Листья у одуванчика лежат на земле, расположившись по кругу. Из этого зеленого круга скоро подымится узкая трубочка-стрелка, когда-то несказанно радовавшая нас возможностью извлекать из нее необычные звуки. Какое детство не делало из одуванчиков дуделок да пищалок! Быть может, для кого-то это стало первыми уроками музыки... Набрав задуманную высоту, одуванчик распускается: желтое колесико выкатывается на луг, залепляя зубчиками свой солнечный диск. Ведь, право же, одуванчик - как золотые часы. На его желтый циферблат часто садятся шмели-ювелиры.

Сейчас одуванчик всей сутью своей воплощает облик дня, образ солнца. А когда отцветет, то появится в нем что-то лунное, серебряное. Как легок он и полупрозрачен! Издали в утреннем свете он кажется выточенным из дымчатого хрусталя, но на поверку хрупок и воздушен. Подумаешь ненароком. Что одуванчик ныне -как трубочка волшебника-стеклодува, из которой выдуто округлое чудо. Это тоже радость детства: обдуть одуванчик, пустить его по ветру.

Стебли цветка сейчас - как парашютная вышка: на тесной площадочке ждут - не дождутся своего часа опушенные семянки. Счастливого взлета вам, одуванчики!

-    Сколь много красивых сравнений увидел писатель в одуванчике! Интересно, какие приглянулись вам?

Ученики зачитывают. Что они записали у себя в тетрадях.

-    Ребятки, каждое растение - это живой организм. Только растения не могут говорить, как мы, не могут подать звуковой сигнал, как животные. Но у них есть органы: это корни, стебли, листья, цветки, плоды. И семена - это как бы их детки. Цветы дышат, питаются, растут, размножаются, умирают.

V. Знакомство с этимологией слова «одуванчик».

-  А, кто-нибудь из вас знает, что означает слово «одуванчик»?

У. В переводе с венгерского «одуванчик» дословно означает «детсковеночная трава», то есть трава, из которой дети плетут венки. Одуванчик облетает от дуновения ветра.

На него подуй слегка, Был цветок - и нет цветка.

У. А что вы о нем знаете?

Д. Одуванчик - полезное растение. В его стебельке содержится горькое молочко.

-     От этого молочка остаются следы на руках, которые долго не отмываются.

-     Одуванчики цветут летом. У них желтые цветки, которые позже превращаются в пушинки и разлетаются.

-     Все знают, что из одуванчиков можно плести венки.

У. Хорошо! Действительно, одуванчик знает каждый. Это неприхотливый цветок встречается на лесных полянах и по обочинам дорог. Мы уничтожаем его на овощных грядках, считая сорняком, а между тем это очень ценное растение.

-   Как вы думаете, сколько видов одуванчика встречается в природе?

Ответы детей.

-   Оказывается, их 203 вида. А сколько названий у этого растения? Я нашла 27 народных названий одуванчика. А сколько пушинок бывает в одной корзиночке9 Представьте себе, до 2000 семян с парашютиками. А за сезон одно растение дает до 3000 семян. Но не все семена прорастают. А то на Земле не осталось бы никому места, росли бы везде одни одуванчики. Кому интересно узнать, как еще по-другому люди называют одуванчик?

Учитель дает часть названий. Первый раз он читает их сам. На доске.

Одуванчик, одуй-плешь, бабка, молочник, плешивец, кульбаба. Пушица, пустодуй, пухлянки, дуван, зубник, летучки...

Далее дети отвечают на вопросы: какое из названий можно назвать неожиданным, непонятным, интересным, поэтическим? - Распределите названия по группам. В результате совместной работы получается:

непонятно

 

бабка

кульбаба

дуть

 

пух

 

пушица

пухлянки

одуванчик

одуй-плешь

плешивец

пустодуй

дуван

летучки

зубник - семя

молочник - сок

Детям трудно определить смысл названия «прядуница». По словарю Даля «прядать» – прыгать, скакать, метаться, тогда становится ясно, что названия «летучки» и «прядуница» можно определить в одну группу.

Одуванчик - лекарственное растение.

Помогают человеку: цветки, листья, корни, из которых делают настои, мази, отвары. Листья одуванчика можно солить на зиму, как капусту, а весной салат из листьев очень полезен, в нем много витаминов. Ну а о варенье можно вообще не говорить, какое оно вкусное!

VI. Подведем маленький итог урока

1. У. Почему рассказ называется золотой луг? Как вы понимаете это выражение?

Д. Золотой луг - желтый от одуванчиков.

У. Что означает здесь слово «золотой»?

Д. Желтый, цвет золота.

VII. Работа над многозначностью слов.

У. А что еще может быть золотым?

Ответы детей.

-  Послушайте отрывок из стихотворения Е. Авдиенко.

Облетели листья с клена,

Клен от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковер лежит.

У. Объясните значение словосочетаний:

Золотые часы, золотой человек

Учитель обращает внимание детей на доску.

У. Возьмите карточки и прочитайте стихотворение Е. Серова. В каком значении употреблены слова «золотая» и «золотые»?

Д. Золотая рожь - спелая, золотые руки - умелые.

У. Вот как о золотых руках говорит поэт В. Коркин:

Золотые руки –

Руки не из золота.

Золотые руки

Не боятся холода.

В ссадинах,

В мозолях,

Руки эти,

Самые нужные

Руки

На свете.

У. Прочитайте второе стихотворение А. Малышко. В каком значении употреблено словосочетание «золотая речь»?

Д. Красиво говорить.

Итак, вы прочитали отрывки стихотворений. Определите, какое словосочетание со словом «золотой» больше всего подходит по смыслу к сочетанию «золотой луг»?

Ветерок спросил, пролетая:

Отчего ты, рожь золотая

А в ответ колоски шелестят:

Золотые руки растят.

                                                 Е. Серова

Буду я учиться речи золотой

У травы весенней, у горы крутой.

Буду я учиться у ручья весёлого,

У зелёных саженцев, ставших новосёлами.

                                                 Л. Малышко

 Д. «Рожь золотая».

У. Вот видите, как много значений может быть у одного и того же слова. С какого значения слова «золото» мы начали разговор?

Д. Золотой одуванчик.

У зелёных саженцев, ставших новосёлами.

                                                                             А. Малышко

Д. «Рожь золотая».

У. Вот видите, как много значений может быть у одного и того же слова. С какого значения слова «золото» мы начали разговор9

Д. Золотой одуванчик.

VIII. Проба пера

У. Вот и вернемся к нашему цветку. Я предлагаю вам творческую работу. Попробуйте сочинить стихи по заданным рифмам.

У. Найдите сравнения для одуванчика.

Д. Золотистый фонарик, облачко на стебельке, пушистая шапочка, маленькое солнышко.

Учитель на доске записывает рифмы, по которым дети сочиняют стихотворные строчки.

На доске.

 

...весна

...теплом

...ото сна

... кругом

... шумок

...хотели

... говорок

...улетели

...цветет

...знакомо

...хоровод

...из дома

 

У. Вот некоторые примеры рифмы сложения.

                       ☼

Пришла веселая весна,

Цветы проснулись ото сна.

От ручья идет шумок,

Среди листьев говорок.

Одуванчик цветет.

Летят пчелы в хоровод.

                       ☼

Вот повеяло теплом,

Стало зелено кругом.

Это наступила весна,

Все пробудилось ото сна.

Одуванчик цветет.

Дети водят хоровод.

Они сорвать цветок хотели,

А пушинки улетели.

                       ☼

Кругом стоит шумок,

Это птичий говорок.

Птицы прилетели,

Домой захотели.

IX. Подведение итогов.

У. Как мы уже говорили, на Земле существует более 200 видов одуванчиков. Среди них есть беловатые, розоватые, ярко-красные и даже фиолетовые. Возьмите бумагу, карандаши и раскрасьте свой одуванчик в понравившийся вам цвет

Дети выполняют задание.

- Прикрепите свой одуванчик к подходящему рисунку.

На доске:

                         

У. Ваши одуванчики сорваны. Дети, а что же будет с одуванчиком, если его выдернуть с корнем и бросить?

Д. Он погибнет.

У. Нет, одуванчик так любит жизнь и он так силён, что будет жить без земли и воды до тех пор, пока его лепесточки не превратятся в белые пушинки и не разлетятся по ветру. Он даст жизнь новым цветам и только тогда погибнет.

Но, к сожалению, такой силой обладает не каждый цветок. Если любой другой так же выдернуть и бросить, он непременно погибнет. А без растений наша Земля превратится в большую пустыню. Так давайте беречь растения, не будем причинять боль им, и тогда наш общий дом, наша планета Земля, будет всегда радовать нас своей красотой.

Что вы узнали для себя нового?

Что вам особенно понравилось?

Что удивило?

О чем вам хочется рассказать другим?

У кого получилось сделать для себя открытия?

X. Домашнее задание

У. Прочитайте рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб». Сможете ли вы в содержании этого рассказа сделать для себя открытия?

 

 

Автор Упорова Олеся Юрьевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1506
Номер материала 20953
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓