Открытый
урок
ПРЕДМЕТ:
БИОЛОГИЯ КЛАСС:
9
ТЕМА:
СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ. («КРОВЬ = ЖИЗНЬ»)
Цель: Формирование понятия о крови ее составе,
функциях.
Задачи:
- Обучающая: раскрыть
особенности строения клеток крови в связи с их функциями;
- Развивающие:
формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об
особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с тестовыми
заданиями;
- Воспитательные:
воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью.
Тип
урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование:
мультимедийное оборудование,
интерактивная доска, видеофрагменты; таблицы: “Состав крови”; дидактический
материал.
Планируемые
результаты: учащиеся узнают
особенности строения клеток крови, осознают значимость крови.
Учащиеся
должны:
знать: особенности строения клеток крови в связи с
их функциями; основные понятия урока: плазма, эритроцит, гемоглобин,
оксигемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, фагоцит, макрофаги, антигены, антитела,
тромбоциты, фибриноген, фибрин.
уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме,
используя дополнительный материал; работать с учебником, объяснять функции
клеток крови и их сущность.
Методы
обучения :
Объяснительно-иллюстративные: организация повторения изученного материала,
рассказ, рассказ с использованием демонстрации таблиц и элементами беседы.
Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа.
Технологии: традиционная, элементы проблемной технологии,
элементы информационно-коммуникационной технологии.
Презентация, фильм.
Структура
урока:
1.
Организационный
момент
2.
Актуализация опорных
знаний и мотивация учебной деятельности
3.
Изучение нового
4.
Обобщение и закрепление
5.
Подведение итогов
6.
Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Организационный
этап.
Учитель: Здравствуйте уважаемые
гости, ребята!
2. Актуализация
опорных знаний учащихся.
В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о
зарождении жизни на Земле. Вспомните, что первые живые организмы возникли в
водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С
появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный
контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь
существуют клетки?
/Ученик: жидкая внутренняя
среда./
Учитель:
- Из каких компонентов состоит
внутренняя среда организма?
Чтобы
правильно ответить на данный вопрос я предлагаю вам открыть конверты, и из
нужных вам карточек на своей парте составить схему «Состав внутренней среды»,
а один из учеников сделает это на доске.
Учитель.
Ученик на доске правильно выполнил
задание, сравните свои результаты.
Ребята рассматривая компоненты
внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?
Ученик :
(Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по
лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки
тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через
который лимфа попадает в кровь)
Учитель:
А что мы можем рассказать о другом
компоненте внутренней среды – тканевой жидкости?
Ученик:
(Тканевой жидкости около 26% от массы тела. Именно в ней
находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят:
минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и
углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и
кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в
кровь и ею уносятся.)
Учитель: А можно ли назвать внутреннюю среду организма
человека постоянной? /Дети – ДА!!!/
Учитель:
Как по другому мы называем
постоянство внутренней среды?
/Дети: Гомеостаз!!!/
Учитель:
Какие параметры гомеостаза или мы их
еще называли биологические константы вы знаете?
/Дети: температура тела, артериальное давление, состав крови,
пульс и т.д./
Мотивация
учебной деятельности
Учитель: Молодцы!!!
Ребята,а
вы знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в
тайны внутренней жидкой среды организма.
Сегодня
наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов
внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею
скрепляли священные клятвы , ее приносили в жертву богам. Название этой
чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство органов
управления, так нельзя понять существование человека без движения крови по
сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие
вещества. Не зря кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной
жидкости организма не случаен. “Кровь” и “жизнь” – слова-синонимы! Кровь
одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью
смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз “кровь за кровь”,
“кровные братья”, “кровная месть”. Почему же так важно присутствие крови в
организме? Каково ее строение и состав ?
Итак,
КРОВЬ – что это?
На
протяжении всего занятия мы постараемся ответить на этот вопрос .
Тема
сегодняшнего урока – Состав и функции крови. Открываем тетради, записываем
число и тему урока.
Изучение
нового.
Общее
количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему
это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 –4 л у подростков.
Если дать
крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то
образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.
Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость -
плазма крови. Она состоит из неорганических (90% - вода и различные
минеральные соли) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и
продукты распада .
Нижний
слой – осадок темно-красного
цвета, который образован форменными элементами - клетками крови:
эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.
Итак,
состав крови . Запишем его в виде схемы .
СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»
Учитель:
Теперь
подробнее изучим форменные элементы крови по ходу моего объяснения вы
продолжаете самостоятельно таблицу.
Клетки крови и их функции (работа с учебником)-делим на 3 группы
Название
клетки крови
|
Кол-во
в 1 мм3
и
форма
|
Место
образования
|
Срок
жизни клетки
|
Место
разрушения
|
Функции
|
ЭРИТРОЦИТЫ
|
|
|
|
|
|
ЛЕЙКОЦИТЫ
|
|
|
|
|
|
ТРОМБОЦИТЫ
|
|
|
|
|
|
Физкультминутка
Учитель:
А сейчас минутка отдыха, прошу вас посмотреть на фигуры над
доской , обведите глазками каждую фигурку , а теперь закройте глаза и осторожно
надавите на веки, тем самым мы улучшим кровоснабжение глаз и снимем усталость.
Итак, мы с вами ознакомились с
составом крови, а теперь можем ли мы с вами назвать функции крови?
Ученик- да, можем!
Кровь выполняет:
- Дыхательную
- Питательную
- Выделительную
- Терморегуляторную
- Гуморальную
- Поддерживает гомеостаз , т.е
постоянство состава внутренней среды,
Состав
крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.
При анализе крови
должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др.
веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов, я уже рассказывала ,
если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке,
то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и
эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин -
2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость
оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический
показатель.
При наличии воспаления в организме:
СОЭ
увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов
При
нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а
также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие
(анемия).
в крови
снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов.
4. Обобщение
и закрепление
Просмотр видеофрагмента
5. Подведем
итог: вначале работы нашей
перед нами стоял вопрос : «КРОВЬ – ЧТО ЭТО?», как вы думаете, мы смогли
ответить на этот вопрос?
/Ученики: ДА!!!/
Так что же такое кровь?
Ученик: /Кровь
–это вид соединительной ткани, межклеточное вещество, которой жидкое. Кровь
состоит из плазмы и форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов.
Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в
организме, без нее невозможна жизнь!!!/
Теперь сыграем в игру “Верю -
не верю”.
У вас есть бланки, где
написаны предложения.Если предложение по смыслу правильное, то напротив
поставьте “+”, если нет, то “-”. Подпишите бланки. На это задание даю 3 минуты.
А теперь поменяйтесь
бланками с соседями.Давайте проверим и поставим друг другу оценки,оценивая
каждый правильный ответ в 1 баллу. Какие оценки вы получили? Урок закончен.
Игра “ВЕРЮ–НЕ
ВЕРЮ”
Прочитайте
предложения. Оцените их правильность: если предложение верно, то поставьте
“+”, если предложение неверно, поставьте “-”.
1.Кровь
состоит из плазмы и форменных элементов
2.На долю плазмы
приходится 40% от общего количества
3.Эритроциты,
тромбоциты и лейкоциты - это форменные элементы крови
4.Тромбоциты
и эритроциты - безъядерные клетки крови
5.Лейкоциты –
красные кровяные клетки
6.Функция
эритроцитов – перенос кислорода
7.Лейкоциты –
распознают и уничтожают чужеродные тельца
8.Тромбоциты
принимают участие в свёртывании крови
9.Артериальная
кровь тёмная, а венозная -ярко-алая
10.Кровь
красная благодаря гемоглобину
Выполнил(а):________________________________________________________
Проверил(а):_________________________________________________________
Оценка:_____________
|
Учитель - А
скажите, почему кровь красная? Почему венозная кровь темная, а артериальная
светлая?С чем всё-таки связаны особенности строения клеток крови? (правильно, молодцы)
Учитель: А теперь подумайте и скажите как ещё можно
было сформулировать тему сегодняшнего урока? КРОВЬ = ЖИЗНЬ!!! (молодцы!!!)
Отметки.
Домашнее задание:
Все новые понятия в биологическом словарике
выучить, параграф , составить кроссворд из 10 вопросов. Дополнительно, на
высокий балл подготовить сообщения по теме: «Кровь-носительница жизни.
Интересные факты»
Учитель:
Урок закончен, всем большое спасибо.
__________________________________________________________________
Урок подготовлен:
учителем биологии, специалистом
Кайко
Султание Аметовной
Симферопольский
район, Перевальненская ОШ I-III
ступеней
Игра “ВЕРЮ–НЕ
ВЕРЮ”
Прочитайте
предложения. Оцените их правильность: если предложение верно, то поставьте “+”,
если предложение неверно, поставьте “-”.
1.Кровь
состоит из плазмы и форменных элементов
2.На
долю плазмы приходится 40% от общего количества
3.Эритроциты,
тромбоциты и лейкоциты - это форменные элементы крови
4.Тромбоциты
и эритроциты - безъядерные клетки крови
5.Лейкоциты
– красные кровяные клетки
6.Функция
эритроцитов – перенос кислорода
7.Лейкоциты
– распознают и уничтожают чужеродные тельца
8.Тромбоциты
принимают участие в свёртывании крови
9.Артериальная
кровь тёмная, а венозная -ярко-алая
10.Кровь
красная благодаря гемоглобину
Выполнил(а):________________________________________________________
Проверил(а):_________________________________________________________
Оценка:_____________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.